Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 07:48, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть региональные особенности уровня жизни.
Данная цель решается с помощью раскрытия следующих основных задач:
. раскрыть содержание понятия "уровень жизни" в экономической литературе;
. произвести анализ и оценку основных показателей уровня жизни населения России;
. произвести анализ и оценку основных показателей уровня жизни населения Тюменской области.
. предложить меры по повышению уровня жизни населения.
Совокупные расходы на два эти базовых института - около 30 % ВВП, вдвое меньше, чем в развитых странах 3.Одной из актуальных в современной России проблем является дифференциация уровня жизни и социальное расслоение населения по регионам страны. По данным института социологии РАН ,среднедушевые доходы в столичных регионах в 2007 г. находились на уровне 8 тыс. рублей, в крупных областных центрах - 5 тыс. рублей, в малых городах - 3,5 тыс. рублей, а жители сел располагали не более чем 2,8 тыс. рублей 4.Региональные особенности уровня жизни населения во многом определяются конкурентоспособностью регионов. К основным факторам региональной конкурентоспособности можно отнести природные ресурсы, инвестиционный потенциал, потенциал качества жизни населения. Потенциал качества жизни населения определяется уровнем доходов, социальной защиты, безопасности проживания, качеством культурной среды и т. д. 7.С позиции региональной дифференциации отмечается, что рост стоимостных параметров экономики на 65-75 % обеспечен сегодня деятельность нескольких десятков крупных корпораций, расположенных не более чем в 150-200 населенных пунктах страны. Это объясняется во многом доминированием экспортно-сырьевой модели развития экономики. России, которая приводит к росту отдельных отраслей экономики и развитию регионов, где концентрируется значительная часть финансовых ресурсов. Данная тенденция концентрации финансов, производства, социальной инфраструктуры будет носить характер нарастания до 2010 года 8.Анализ региональных особенностей уровня жизни и конкурентоспособности регионов Российской Федерации, по таким показателям, как величина прожиточного минимума и минимальный потребительский бюджет, (показатели, по которым в России, как и в большинстве стран мира определяется уровень бедности) представлен в таблице.
Дифференциация уровня жизни по регионам была обусловлена различным уровнем развития производительных сил, богатством недр, экспортно-импортными возможностями и характером ведения экономической деятельности.
Соотношение среднедушевых денежных доходов населения с прожиточным минимумом по федеральным округам ( октябрь 2007 год)
Таблица
Федеральные округа |
Максимальный и минимальный среднедушевой денежный доход в округе |
Прожиточный минимум оценка по федеральному округу |
Ранг по ПМ |
Соотношение срднедушевого денежного дохода с ПМ по региону | ||
регион |
среднедушевой денежный доход ,руб. |
Руб |
соотношение с РФ ,раз |
|||
Российская федерация |
Ямало-Ненецкий авт.округ Республика Ингушетия |
26895,8 2995,8 |
3434 |
1.0 |
7,83 0,87 | |
Центральный |
г.Москва Ивановская область |
25943,9 4727,6 |
3626 |
1,09 |
5 |
7,05 1,30 |
Северо-Западный |
Ненецкий авт.округ Псковская область |
15203,4 6690,9 |
3718 |
1,12 |
6 |
4,09 1,95 |
Южный |
Волгоградская область Республика Ингушетия |
9521,7 2995,8 |
2872 |
0,87 |
1 |
3,315 1,043 |
Приволжский |
Самарская область Республика Мордовия |
11544,0 4602,3 |
2992 |
0,9 |
2 |
3,86 1,54 |
Уральский |
Ямало-Ненецкий авт.округ Курганская область |
26895,8 6537,3 |
3217 |
0,97 |
3 |
836 2,03 |
Сибирский |
Таймырский (Долгано-Ненецкий) авт.оркруг Усть-Ордынский Бурятский авт.округ |
10352,9 3474,6 |
3375 |
1,02 |
4 |
3,07 1,03 |
Дальне -восточный |
Сахалинская область Амурская область |
15930,9 6968,7 |
4480 |
1,47 |
7 |
3,56 1,43 |
Прожиточный минимум оставался наиболее низким в Южном федеральном округе, составляя лишь 0,87 к среднему уровню по России, наиболее высоким - в Дальневосточном федеральном округе, что превысило средний уровень России в 1,47 раза. Сравнение минимального и максимального среднедушевого дохода по округам выявляет достаточно противоречивую картину. Максимальный среднедушевой доход принадлежал Ямало-Ненецкому автономному округу - 26 895,8 рублей, превышая прожиточный минимум по РФ (III квартал2006 г. - 3434 рублей) в 7,83 раза , а минимальный среднедушевой доход - Ингушетии, составляя от средне российского прожиточного минимума лишь 87 %. В целом в этот период наибольшая дифференциация доходов населения была в Центральном округе, наименьшая - в Дальневосточном . При анализе дифференциации уровня жизни по регионам следует выделить особенное положение и представление об уровне душевого дохода по Москве. В Москве живут люди, уровень богатства которых в 2-2,5 раза выше уровня богатства соответствующего слоя богатых людей на периферии. По некоторым оценкам, богатые в Москве - это люди, богатые по мировым критериям, их годовой доход на человека составляет более 120 тыс. долларов. В среднем же по России богатыми считаются люди, имеющие душевой доход около 60 тыс. долларов в год 10.
Если анализировать уровень жизни по критерию доходности, то по этому параметру, согласно данным Минэкономразвития, за последние два года доля населения России, которое относится к среднему классу, выросла с 17 до 21 % 11. К 2010 г. По прогнозу МЭРТ доля среднего класса увеличится до 30 %, а к 2020 г. представителем этого социального слоя станет каждый второй россиянин. Реально к 2010 г. располагаемые доходы населения по сравнению с 2007 г. увеличатся в 1,5 раза, а к 2020 по сравнению с 2008 г. - в 2,5 раза. Важно, чтобы при решении этой глобальной в рамках страны задачи учитывались особенности экономического развития, экономического неравенства, специфические задачи и острота проблем повышения уровня жизни населения каждого региона .
2.3 Направления повышения уровня жизни населения России
Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, проект которой опубликован на официальном сайте Правительства РФ, направлена на обеспечение устойчивого повышения уровня жизни населения и высоких темпов экономического роста, снижение социального неравенства, дальнейшее утверждение экономической и политической роли страны в мировом сообществе. Цели и задачи деятельности Министерства Российской Федерации:
повышение материального уровня жизни населения;
повышение уровня здоровья населения;
обеспечение потребностей в социальном обслуживании и социальной поддержке;
обеспечение продуктивной занятости и достойных условий труда;
воспроизводство и развитие потенциала трудовых ресурсов.
Исходя из системы целей Правительства Российской Федерации и функций, исполняемых Министерством следующие цели Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации:
. Улучшение демографической ситуации и положения семей с детьми, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
. Повышение благосостояния населения, снижение бедности и неравенства по денежным доходам населения.
. Повышение качества и доступности медицинской помощи, лекарственного обеспечения, особенно для малоимущих групп населения, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия.
. Повышение эффективности системы социальной защиты и социального обслуживания, в первую очередь пожилых граждан и инвалидов.
. Содействие продуктивной занятости населения, обеспечение защиты прав граждан в области труда.
С учетом задач, поставленных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, главными направлениями работы в социальной сфере в предстоящий период будут:
решение демографических проблем на основе повышения рождаемости и сокращения смертности;
реализация приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения в целях повышения доступности и качества медицинской помощи;
поддержка старшего поколения на основе повышения уровня пенсионного обеспечения и эффективности предоставляемой социальной помощи.
Мероприятия, проводимые по этим направлениям, наряду с другими мерами социальной направленности, прежде всего по повышению заработной платы и увеличению занятости населения, будут способствовать решению главной задачи - последовательного повышения уровня и качества жизни населения, сокращения бедности, обеспечения всеобщей доступности основных социальных услуг .
Для достижения цели потребуется повысить эффективность деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере регулирования демографических процессов, касающихся рождаемости, оказания поддержки семье, улучшения здоровья населения, увеличения ожидаемой продолжительности жизни, миграции населения и иных аспектов демографического развития.
Главными тактическими задачами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации на 2007-2009 годы в достижении вышеуказанной цели являются:
содействие созданию благоприятных условий для повышения рождаемости, улучшения положения семей с детьми;
содействие снижению смертности, в первую очередь от неестественных причин;
укрепление системы социальной защиты семьи, обеспечивающей сохранение ребенка в семье, создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Таблица. Основными показателями, характеризующими уровень достижения поставленных целей, являются:
Показатель |
Год |
Значение |
Цель 1. Улучшение демографической ситуации и положения семей с детьми, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации | ||
Число родившихся, чел. на 1000 человек населения |
2007г. 2008г. 2009г. целевое значение |
10,5-10,6 10,8 -11,0 11,0 -11,4 17,0 |
Число умерших, чел. на 1000 человек населения |
2007г. 2008г. 2009г. целевое значение |
16,3 -15,8 16,3 -15,6 16,4 -15,4 10,0 |
Цель 2. Повышение благосостояния населения, снижение бедности и неравенства по денежным доходам населения | ||
Удельный вес населения с доходами ниже прожиточного минимума (в % от общей численности населения) |
2007г. 2008г. 2009г. целевое значение |
14,3% 12,4% 11,2% 8-10% |
Цель 3. Повышение качества и доступности медицинской помощи, лекарственного обеспечения, особенно для малоимущих групп населения, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия | ||
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет |
2007г. 2008г. 2009г. целевое значение |
66,1 66,2 66,3 70 |
Средняя продолжительность жизни больных с хронической патологией после установления заболевания, лет |
2007г. 2008г. 2009г. целевое значение |
12,5 13,5 14 15 |
Цель 4. Повышение эффективности системы социальной защиты и социального обслуживания, в первую очередь пожилых граждан и инвалидов | ||
Удельный вес граждан пожилого возраста и инвалидов, получивших услуги учреждений социального обслуживания, от общего числа обратившихся граждан пожилого возраста и инвалидов, % |
2007г. 2008г. 2009г. целевое значение |
81% 85% 88% 100% |
Цель 5. Содействие продуктивной занятости населения, обеспечение защиты прав граждан в области труда | ||
Уровень общей безработицы, в % к экономически активному населению |
2007г. 2008г. 2009г. целевое значение |
7,4% 7,3% 7,0% 6-7% |
В настоящее время социальная защита населения является одной из немногих отраслей, объемы которой постоянно возрастают, охватывая все большую часть населения, постоянно расширяется круг вопросов, входящих в ее сферу.
В числе приоритетных задач в 2009 году была и остается поддержка людей, оказавшихся в трудной ситуации. Проведение эффективной социальной политики, направленной на повышение качества жизни населения, обеспечение высокого уровня социальной защищенности малообеспеченных и социально уязвимых категорий жителей России являются приоритетными направлениями в социальной сфере.
Меры, направленные на повышение качества жизни населения должны носить адресный и дифференцированный характер. Принцип адресности подразумевает систему социальной защиты, которая концентрирует общественные ресурсы на предоставление помощи самым незащищенным слоям населения, вне зависимости от их принадлежности к какой-либо категории. Дифференцированный подход к определению видов социальной поддержки в зависимости от материального положения, возраста, степени трудоспособности и других конкретных жизненных обстоятельств, позволит помогать тем гражданам, которые действительно нуждаются в помощи государства.
Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации принимаются меры по повышению уровня и качества жизни населения. Повышаются пенсии, различные виды пособий и компенсаций. Однако существует необходимость принятия дополнительных мер по социальной поддержке наименее защищенных слоев населения: одиноко проживающих граждан пожилого возраста, инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов, неполных семей, многодетных малообеспеченных семей.
Конституция Российской Федерации провозглашает, что Россия является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Под социальным государством понимается государство, главной задачей которого является достижение такого общественного прогресса, который основан на закрепленных правом принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. В статье 7 Конституции Российской Федерации указывается также, что в России охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, статьей 39 Конституции Российской Федерации устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Информация о работе Уровень жизни населения России и его региональные особенности