Условия труда в системе социального партнерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 16:46, курсовая работа

Описание

Цель данного исследования – показать сущность рынка труда и проблемы его формирования и стабильного функционирования в сегодняшних условиях.
Объектами исследования взяты Россия и Швеция на рубеже 20-21 века.
Предмет исследования – теоретические вопросы формирования рынка труда, проблемы регулирования его деятельности, а так же практические аспекты функционирования рынка труда в современных российских и шведских условиях.

Содержание

Введение 3

1. Регулирования оплаты труда посредством становления 5
системы социального партнерства.
1.1. Роль профессиональных союзов в системе социального
партнерства. 5
1.2. Коллективно-договорное регулирование. 5
1.3. Определения социального партнерства. 6
1.4.Правовая основа, основные принципы и структурные
элементы системы социального партнерства. 7
1.5. Регулирование заработной платы на основе социального
партнерства в условиях РФ. 8
1.6.Проблемы, решение которых обеспечит
оптимальное функционирование системы социального
партнерства. 10

Заключение
Список литераторы
Приложение

Работа состоит из  1 файл

курсовая эк-ка 1 курс.doc

— 143.00 Кб (Скачать документ)


 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: УСЛОВИЯ ТРУДА В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2006

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

Введение                                                                                                             3

                                                                                                                              

1. Регулирования оплаты труда посредством становления                           5

системы социального партнерства.                                                                                                                 

1.1. Роль профессиональных союзов в системе социального

партнерства.                                                                                                   5

    1.2.  Коллективно-договорное регулирование.                                           5    

    1.3. Определения социального партнерства.                                               6

1.4.Правовая основа, основные принципы и структурные

элементы системы социального партнерства.                                            7                                                                                                                                          

1.5. Регулирование заработной платы на основе социального

партнерства в условиях РФ.                                                                         8        

    1.6.Проблемы, решение которых обеспечит

    оптимальное  функционирование системы социального

    партнерства.                                                                                                  10  

 

             

Заключение

 

Список литераторы

 

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Рынок труда как экономическая категория долгое время рассматривался как явление, присущее лишь капиталистическим странам, а безработица – как следствие господствующих отношений на рынке труда, возникающих в результате многочисленных противоречий между трудом и капиталом.

Долгое время считалось, что поступательное развитие советской экономики дает неограниченные возможности для полной занятости в общественном производстве, и задача состоит лишь в том, чтобы вовлечь в него все трудоспособное население по принципу «кто не работает, тот не ест». Всеобщая обязательность труда и приоритет общественного над личным определяли социальный климат советского общества в течение десятилетий.

Но и тогда реалии жизни вступали в противоречие с господствующей философией всеобщности труда. Об этом свидетельствовало наличие трудоизбыточных районов прежде всего в республиках Средней Азии и Закавказья. Наряду с вынужденной незанятостью в одних регионах существовала сверхзанятость в других. Это касалось европейской части РСФСР и республик Прибалтики.

Переход к рынку заострил проблемы занятости и добавил к ним новые, связанные со структурной перестройкой российской экономики и возникновением новых трудовых отношений, обусловленных разными формами собственности. В результате неизбежно высвобождение работников с предприятий в условиях перехода к рыночным отношениям и пополнение ими уже и без того многочисленной армии безработных. Однако рассматривать безработицу как явление переходного периода ошибочно. Она связана и с экономическим развитием, и с изменением потребности в рабочей силе и социальном статусе самого работника.

Цель данного исследования – показать сущность рынка труда и проблемы его формирования и стабильного функционирования в сегодняшних условиях.

Объектами исследования взяты Россия и Швеция на рубеже 20-21 века.

Предмет исследования – теоретические вопросы формирования рынка труда, проблемы регулирования его деятельности, а так же практические аспекты функционирования рынка труда в современных российских и шведских условиях.

Теоретической и методологической основой написания работы послужили труды ведущих российских и зарубежных экономистов. Я внимательно ознакомилась с содержанием научных журналов за последние несколько лет, в которых рассматриваются вопросы экономической теории и практики.

Одной из основных целей макроэкономической политики является достижение высокого уровня занятости населения. Проблемы рынка труда и безработицы в России являются наиболее актуальными на сегодняшний день.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.РЕГУЛИРОВАНИЕ ОПЛАТЫ ТРУДА В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА.
1.1. Роль профессиональных союзов в системе социального партнерства.

 

Действенной институциональной формой регулирования рынка труда и заработной платы является сотрудничество между предпринимателями, профсоюзами и государством. В странах с развитой рыночной экономикой социальное партнерство – это система регулирования социально-трудовых отношений и согласования интересов наемных работников и работодателей посредством заключения коллективных договоров и соглашений. Одной из сторон системы социального партнерства являются органы государственной власти, призванные реализовывать общественные интересы. Государственное законодательное регулирование  трудовых отношений содержит механизмы защиты прав субъектов трудового договора.

Профессиональные союзы – массовая общественная организация, объединяющая на добровольных началах рабочих и служащих по профессиональному признаку. Они обладают широкими полномочиями: осуществляют контроль за исполнением трудового законодательства, за состоянием техники безопасности на предприятиях, заключают с администрацией предприятия коллективные договора, разрешают трудовые споры. С помощью коллективных договоров профсоюзы проводят свою политику в отношении финансирования страховых фондов, размеров и длительности выплаты пособий по безработице. Но главная задача деятельности профсоюзов – защита интересов работников, и в частности, увеличение размера заработной платы.

 

1.2. Коллективно-договорное регулирование.

 

Интересы рабочих и предпринимателей противоречивы, имеют разную направленность. Профсоюзы призваны защищать интересы соглашений и коллективных договоров. Работодатель заинтересован в выплате такой заработной платы работникам, которая составляла бы наименьшую долю во вновь созданной стоимости и обеспечивала бы максимальную прибыль. Формой разрешения противоречия интересов служат переговоры, в ходе которых  находятся компромиссные решения, учитывающие интересы обеих сторон. Таким образом, коллективные договоры служат для выявления и сглаживания трудовых конфликтов и они могут заключаться на разных уровнях.

Весьма результативны коллективные договоры, заключаемые на высшем уровне между ассоциацией предпринимателей и руководством профсоюзов. Они действительны во всех отраслях, для работников каждого учреждения и предприятия в течение срока действия договора. Профсоюзами многих стран проводится политика “солидарной” заработной платы, которая заключается в реализации принципа равной оплаты за равный труд одной и той же специальности на различных предприятиях. Широкое распространение получила практика заключения коллективных договоров на уровне корпораций и отдельных предприятий. Такой трудовой договор, заключенный между работодателем и наемным работником, а также существующее законодательство выражают и защищают интересы обеих сторон, определяя оптимальные производственные условия трудовой деятельности, время и интенсивность работы.

Предметом договора являются вопросы оплаты труда,  занятость, условия труда, социальное обеспечение и социальные гарантии для работников определенной профессии, отрасли или территории, устанавливаемые сверх гарантированного государством минимума. Переговоры ведутся при посреднической роли государства, которое может участвовать в переговорном процессе непосредственно (через своих представителей) и опосредованно (через арбитражные органы, согласительные комиссии и законодательные акты). Коллективно-договорное регулирование позволяет на основе компромисса согласовывать интересы наемных работников, работодателей и государства и служит важным дополнением рыночного механизма регулирования социально-трудовых отношений.

 

1.3.Определения социального партнерства.

 

Приведенное  в параграфе 1.1. определение социального партнерства является достаточно общим, не исключающим, тем не менее, наличия разных представлений относительно его существа. При всем многообразии оттенков мнений можно выделить три наиболее распространенных вида такого партнерства.

Социальное партнерство — это система взаимоотношений между наемными работниками и работодателями, которая приходит на смену классовой борьбе. Согласно такого рода представлениям в настоящее время в странах с развитой системой рыночных отношений существует возможность уйти от классовых противоречий. Классовой конфликт превращается в конфликт между организациями, представляющими разные интересы в обществе, которые можно погасить путем переговоров и достижения компромисса. Социальное партнерство в данном случае – один из способов согласования интересов, представленных в обществе.

Социальное партнерство – это способ согласования противоположных интересов, метод решения социально-экономических проблем и регулирования противоречий между классом наемных работников и классом собственников. Несмотря на изменения, произошедшие в экономической и социальной сферах современного западного общества, классовые различия и противоречия интересов наемных работников и работодателей сохраняются. В этом случае социальное партнерство — это способ смягчения классовых противоречий, условие политической стабильности и социального перемирия в обществе.

              Социальное партнерство как способ регулирования социально-трудовых отношений вообще отсутствует, так как якобы нет объективных условий для его существования. Такую точку зрения разделяют:

1)                   представители крайне либерального направления, утверждающие, что рыночный механизм сам по себе, без вмешательства государства и каких-либо иных субъектов способен регулировать всю систему отношений, включая и социально-трудовые.

2)                   теоретики, проповедующие фашизм или тоталитаризм, отстаивающие идею морально-политического и экономического единства общества, общность интересов нации, реализуемых посредством сильного государства.

 

      1.4.Правовая основа, основные принципы и структурные элементы системы социального партнерства.

 

Правовой основой системы социального партнерства являются Конституция Российской Федерации, федеральные законы “О коллективных договорах и соглашениях”, “О порядке разрешения трудовых споров”, “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности”[1], другие законы и нормативные правовые акты, регулирующие трудовые отношения, положения конвенций и рекомендаций МОТ.

К основным принципам социального партнерства относятся:

– полномочность представителей сторон;

– паритетность сторон на переговорах и недопустимость ущемления законных прав трудящихся и работодателей;

– приоритетность примирительных методов и процедур в переговорах;

– обеспечение гарантий, установленных в соглашениях более высокого уровня, по отношению к нижестоящим в иерархии системы социального партнерства;

– обязательность исполнения сторонами достигнутых договоренностей;

– регулярность проведения консультаций в ходе сотрудничества;

– ответственность за принятые обязательства.

  Система социального партнерства включает в себя следующие структурные элементы: субъекты, объекты, формы, уровни и механизм реализации.

Субъектами (сторонами) социального партнерства являются работники, работодатели и государство. Представителями сторон, выражающими их интересы, могут быть:

– от имени работников: органы профессиональных союзов и их объединений, уполномоченные на представительство в соответствии с их уставами, органы общественной самодеятельности, образованные на общем собрании (конференции) работников организации и уполномоченные им;

– от имени работодателей: руководители организаций или другие полномочные в соответствии с уставом организации, иными правовыми актами лица полномочные органы объединений работодателей, иные уполномоченные работодателями органы;

Информация о работе Условия труда в системе социального партнерства