Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 15:45, курсовая работа
Цель данной работы состоит в изучении валютного рынка, его структуры, основных функций и в определении основных видов операций, совершаемых на валютном рынке.
В соответствии с поставленной целью в курсовой работе решаются следующие задачи:
рассмотреть сущность рынка, его необходимость;
изучить особенности валютных рынков;
Введение 3
1. Понятие валютного рынка 5
2. Модели валютного рынка 10
3. Валютный рынок в Республике Беларусь: его участники, состояние, тенденции развития 18
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Рисунок. 2.1 Структура валютного механизма в Республике Беларусь
В 1992—1995 гг. в республике был принят практически весь комплекс базовых правовых актов по созданию валютного механизма, что создало широкие возможности для осуществления внешнеэкономической деятельности и валютно-хозяйственной самостоятельности предприятий, кооперативов, объединений, банков и граждан. Появление уполномоченных коммерческих банков, имеющих лицензию Национального банка Республики Беларусь на проведение валютных операций, расширило сферу функционирования валютного механизма и способствовало созданию конкуренции на валютном рынке, развитию конкурентной среды для всех участников валютных операций.
В октябре 2000 г. Национальным собранием Республики Беларусь был принят Банковский кодекс, в котором были сформулированы и закреплены ключевые понятия и современные нормы валютного регулирования в стране. Они были дополнены и закреплены в Законе Республики Беларусь «О валютном регулировании и валютном контроле» от 22 июля 2003 г. №226-3.
Таким образом, в Беларуси создана, законодательно оформлена и успешно функционирует валютная система, направленная на обеспечение стабильности платежного баланса и белорусского рубля, экономической безопасности, поддержания устойчивого экономического роста и развития международного сотрудничества[8, с.211].
Валютная политика страны определяется как совокупность мер воздействия на сферу валютных отношений в интересах достижения стратегических и тактических целей государства.
Основными направлениями валютной политики являются:
Алгоритм выработки валютной политики включает:
К основным мерам текущей валютной политики относятся: дисконтная политика, девизная политика, изменения валютного курса (девальвация и ревальвация), валютные ограничения, диверсификация валютных резервов, получение и предоставление валютных кредитов и субсидий для компенсации возникающих разрывов в международных платежах.
Курсовое регулирование включает две составляющие: валютный режим и курсовой контроль. Валютный режим — это комплекс экономических методов, используемых при выборе и установлении обменного курса национальной валюты к базовой валюте. Курсовой контроль представляет собой совокупность административных методов регулирования, обеспечивающих краткосрочную стабилизацию курса обмена национальной валюты, а также поступлений иностранной валюты в страну и пополнение государственных золотовалютных резервов.
В 1995 г. курс рубля был относительно стабильным (девальвация имела место только в январе-феврале и составила в целом за год лишь около 8 %), денежная эмиссия осуществлялась в основном посредством покупки валюты. В результате удалось добиться определенной нормализации инфляционной ситуации (месячные темпы роста цен были снижены с 30—40 % в 1994 г. и начале 1995 г. до 2—4 % во второй половине 1995 г.), обеспечить выход на положительные в реальном выражении процентные ставки. Вместе с тем их номинальные величины оставались весьма высокими. В декабре 1994 г. ставка рефинансирования Национального банка была резко повышена (с 300 до 480 % годовых), затем началось ее плавное понижение, и к концу 1995 г. она была доведена до 66 % годовых.
Начиная с августа 1995 г., происходящие на валютном рынке процессы ухудшились. Основным фактором, повлекшим за собой изменение конъюнктуры на валютном рынке, явилась продолжительная стабильность обменного курса рубля при растущих внутренних ценах. Это привело к существенному росту реального курса белорусского рубля и последующему повышению эффективности импорта, особенно из стран дальнего зарубежья. В связи с этим увеличился спрос на иностранную валюту со стороны импортеров. В результате произошло превышение спроса над предложением на валютном рынке.
Административная фиксация официального курса, обусловленная намерением нейтрализовать его инфляционное влияние в экономике, в дальнейшем негативно отразилась на ситуации на валютном рынке. Национальный банк был вынужден продавать валюту с целью поддержания курса белорусского рубля. Для того чтобы не допустить сокращения валютных резервов, принимались меры административного характера, ужесточающие контроль за приобретением валюты и порядок проведения торгов на бирже: запрещалась покупка иностранной валюты на внутреннем рынке нерезидентами со счетов типа «Н», сделки на внебиржевом валютном рынке временно ограничивались размерами одного биржевого лота, был введен запрет на выдачу валютных кредитов субъектам хозяйствования, а Министерство экономики Республики Беларусь установило перечень продукции, на закупку которой валютные средства должны выделяться на МВБ в первоочередном порядке и др.
Данные ограничения имели ряд негативных экономических и политических последствий: замедление расчетов, потеря доверия к экономической политике государства со стороны субъектов хозяйствования, коммерческих банков и населения, дефицит валюты и ажиотажный спрос на нее, развитие теневого рынка валюты и т.д. В результате с 1996 г. начал развиваться процесс дифференциации между официальным обменным курсом и курсом валюты на внебиржевом, наличном и иностранных валютных рынках [8, с.508].
Начиная с 1996 г. и вплоть до сентября 2000 г. экономика и банковская система республики функционировали в условиях множественности валютных курсов, когда отклонения рыночных котировок от официального курса составляли от 20—30 до 100—200 % и более (максимума — около 250 % они достигли в октябре-ноябре 1998 г.). В общеэкономическом плане такая система курсообразования представляла собой, по существу, своеобразную форму скрытого субсидирования «критического импорта» (главным образом, энергоносителей, зерна, некоторых социально значимых товаров). Вместе с тем она, во-первых, обусловливала значительные искажения в экономической информации как на макро-, так и на микроуровне; во-вторых, реализовывалась за счет дополнительного налога на экспортеров, которые были вынуждены осуществлять обязательную продажу валютной выручки по заниженному официальному курсу. При этом проводилась мягкая денежно-кредитная политика: кредитная эмиссия Национального банка осуществлялась в больших размерах, уровни процентных ставок по рублевым операциям зачастую не покрывали темпы инфляции.
В 2000 г. началось постепенное ужесточение денежно-кредитной политики, в результате чего в феврале процентные ставки по рублевым операциям вышли на положительный уровень в реальном выражении, а их номинальные значения начали плавно снижаться. Размеры кредитной эмиссии Национального банка были значительно ограничены, при этом она направлялась исключительно на кредитование дефицита государственного бюджета. Все это позволило с апреля 2000 г. существенно снизить темпы девальвации рыночных котировок рубля (с 2—5 % в среднем за месяц до 0,5—1,5 %), а в мае была начата ускоренная корректировка его официального курса.
С 14 сентября 2000 г. осуществлен переход к единому валютному курсу, что является наиболее важным положительным результатом денежно-кредитной политики этого года. Ликвидация системы множественных обменных курсов и расширение сферы использования белорусского рубля во внешней торговле сформировали нормальные условия для осуществления внешнеэкономической деятельности белорусских предприятий. Упрочилось положение экспортеров в связи с устранением налога, связанного с продажей части валютной выручки по заниженному курсу [4, с. 220].
С 2001 г. начался новый этап валютной политики. Была проведена либерализация валютного рынка, снято множество ограничений, действовавших по операциям как на наличном, так и на безналичном сегментах (в том числе в отношении нерезидентов). В октябре 2001 г. Беларусь присоединилась к статье VIII Устава МВФ, в которой сформулированы критерии конвертируемости национальной денежной единицы по текущим операциям.
В 2002 г. получила продолжение монетарная политика, направленная на дальнейшее углубление финансово-экономической стабильности, поддержание плавных и предсказуемых темпов девальвации белорусского рубля. Были выполнены прогнозные параметры Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2002 год. Снижение курса рубля составило величину, не превышающую 22 % к доллару США. В соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2003 год темп девальвации намечалось снизить еще на несколько процентных пунктов. Фактически официальный обменный курс белорусского рубля к российскому снизился на 21,2 % , девальвация белорусского рубля к доллару США составила около 12,3 % (что соответствовало нижней границе прогнозных параметров). За 2004 г. обменный курс белорусского рубля к российскому рублю снизился на 6,4 % , а к доллару США — на 0,6 % . При этом соотношение темпов девальвации и инфляции поддерживалось на уровне около 95 % (против 75—80 % в 2001—2002 гг.), что было связано с необходимостью формирования более благоприятных условий для развития экспортного потенциала (для ценовой конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей).
Необходимость их оптимального решения определила модель белорусской валютной политики, не отвечающей чисто монетаристским установкам и стремящейся к системному решению важнейших проблем:
Данные проблемы подлежат решению и в стратегическом, и в тактическом планах. При этом важно четко представлять концептуальнометодологическую основу выбора долго- и краткосрочных сценариев. Как уже отмечалось, сегодня в мире распространены два подхода к денежно-кредитному и курсовому регулированию.
Первый подход в большей
степени распространен в
Второй подход более широко
применяется в небольших
На решение поставленной задачи, как это определено в стратегических (НСУР-2020) и программных документах, должны быть ориентированы все средства и инструменты денежно-кредитной политики, что будет способствовать эффективному решению общеэкономических задач, определяющее значение среди которых имеют:
Защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля будут и далее находить свое выражение в формировании обменного курса белорусского рубля по отношению к валютам других стран и покупательной способности белорусского рубля на внутреннем рынке, адекватных макроэкономическим условиям Республики Беларусь, уровню производительности основных факторов производства и общей конкурентоспособности национальной экономики.
В обеспечении внутренней и внешней устойчивости белорусского рубля значительная роль будет принадлежать увеличению золотовалютных резервов органов денежно-кредитного регулирования (Национального банка и Правительства Республики Беларусь). Они должны формироваться на уровне, обеспечивающем полное покрытие рублевой денежной базы чистыми иностранными активами органов денежно-кредитного регулирования. Золотовалютные резервы, непосредственно формируемые Национальным банком, будут увеличиваться за счет покупки золота и иностранной валюты, а также получения доходов от управления золотовалютными резервами. Валютные резервы Правительства Республики Беларусь будут формироваться по нескольким направлениям. Основными из них должны стать: увеличение инвалютных депозитов Правительства Республики Беларусь в Национальном банке, получение внешних займов, аккумулирование валютных доходов, полученных от приватизации государственной собственности [11, с.469].