Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 20:01, курсовая работа
Целью моего исследования являлось овладеть экономико-правовым инструментарием проведения лизинговых операций.
Для раскрытия, выбранной мною темы, я поставила перед собой ряд задач:
Раскрыть экономическую сущность лизинга, как вида инвестиционной деятельности, его объекты/субъекты.
Выявить преимущества лизинга по сравнению с другими формами финансирования поставки оборудования и техники
Изучить правовую регламентацию лизинговых сделок.
Рассмотреть различные классификации лизинговых сделок.
Рассмотреть особенности лизинга как способа инвестирования в РФ.
2.Компенсационный лизинг предусматривает оплату обязательств лизингополучателем поставкой продукции, выпускаемой на взятом в лизинг оборудовании или в форме оказания встречных услуг. Он особенно эффективен при недостатке у предприятий валютных средств для приобретения высокопроизводительных современных машин и оборудования. Применение этого вида лизинга ограничивается квалификацией рабочей силы, качеством используемого сырья и технологическими возможностями фирмы.
3.Смешанный лизинг основан на сочетании денежных и компенсационных платежей, в которых используется элементы бартерной сделки.
В зависимости от степени риска лизингодателя различают еще три вида: необеспеченный, частично обеспеченный и гарантированный.
1.Необеспеченный лизинг имеет место, когда лизингополучатель не предоставляет лизингодателю дополнительных гарантий по выполнению своих обязательств.
2.Частично обеспеченный лизинг предполагает внесение лизингополучателем страхового депозита на срок до полного погашения определенной суммы договорных платежей или другое обеспечение (залог и т.п.).
3.Гарантированный лизинг организуется с учетом распределения рисков между несколькими гарантами лизингополучателя или путем страхования объекта лизинга и выплаты лизинговых платежей.
Однако в экономической литературе пока нет ясности и однозначности в толковании видов лизинга, допускается смешение понятий. До сих пор не выработано четкой классификации и более или менее полного списка лизинговых отношений. Границы между ними не всегда должным образом обозначаются, и признаки того или другого вида в различной степени сочетаются в одном договоре. Нет определенности и упорядоченности в сложившейся терминологии, обеспечивающей понятийный аппарат теории и практики лизинговой деятельности. Например, для обозначения одного и того же вида лизинга широко распространены такие термины, как финансовый, капитальный, прямой, стандартный и др.; Еще больший разнобой имеет место в выборе признаков лизинга, которые принимаются в основу выделения различных его видов, типов и форм.
Хотя лизинг во многих странах мира давно уже получил широкое распространение и считается более целесообразным способом организации предпринимательской деятельности даже по сравнению с ведением ее на основе частной собственности, в России все еще определяются принципы, пути и формы его развития в многоукладной экономике.
Лизинг все более прочно занимает подобающее ему место в качестве одного из главных финансовых механизмов обновления основных фондов в экономике. Уже сейчас лизинг в России стал основным инструментом приобретения ряда важнейших видов основных средств, таких как сельскохозяйственная техника, авиация, авто- и железнодорожный транспорт.
В лидеры рынка лизинга вышли сделки с легковым и грузовым автотранспортом: в сумме они значительно опережают остальные объекты лизинга. Исторически этот сегмент - наиболее привлекательный для лизингодателей. В нем работают почти все российские лизинговые компании. Это обусловлено высокой ликвидностью автомобилей, что превращает их в очень удобное и надежное обеспечение сделки. Большинство новых лизинговых компаний, выходя на рынок, начинают работать именно в этом сегменте. Затем, накопив опыт, переходят в более сложные и рискованные ниши. Поэтому увеличение интереса к данному рынку, выход на него новых игроков прежде всего отражается на лизинге автотранспорта.
По типу наиболее востребованных
предметов лизинга прочные
Эта же причина - высокая ликвидность - лежит в основе выдвижения на лидирующие позиции железнодорожного транспорта. Однако здесь имели место и дополнительные стимулы. Фактором увеличения стоимостного объема суммарного портфеля сделок лизинга железнодорожного транспорта стал и рост цен на него более чем вдвое в течение последних двух лет. Еще одним фактором развития лизинга подвижного состава стали изменения в законодательстве, позволившие сократить сроки амортизации на подвижной состав. С учетом коэффициента ускорения это сделало его доступным для лизингового оборота. Именно благодаря быстрому росту данного сегмента в лидеры рынка выдвинулись относительно недавно созданные компании, такие как «Магистраль Финанс», «Ханса Лизинг», «Брансвик Рейл Лизинг». На сегмент делают ставку и крупные участники рынка - «Русско-германская лизинговая компания», «Альфа-Лизинг». Новые компании, выходящие на рынок лизинга, особенно иностранные, также собираются сделать акцент на лизинг железнодорожного и автотранспорта.
Вместе на долю железнодорожного и автотранспорта приходится не менее половины всего рынка лизинга. И это позитивная тенденция, которая свидетельствует о взрослении и стабилизации рынка. Именно такая структура характерна для лизинговых рынков развитых стран.
Далее среди объектов лизинга можно выделить сельскохозяйственную технику, различные виды оборудования, а также строительную и дорожно-строительную технику.
Для оценки ситуации с лидерами на рынке лизинга можно проанализировать рейтинг лизинговых компаний по объему полученных за год лизинговых платежей. Этот показатель представляет собой комплексную и фундаментальную оценку бизнеса и устойчивости лизинговой компании, поскольку получаемые сейчас лизинговые платежи являются результатом деятельности за последние три - пять лет.
Изучение структуры потребителей лизингового сервиса представляет собой самостоятельную и довольно трудоёмкую проблему, решение которой в России на данный момент невозможно, поскольку соответствующая статистика не ведётся.
В решении этой проблемы определенную помощь может оказать изучение опыта других стран, добившихся успехов в использовании механизма лизинговых сделок, таких, как Франция, Великобритания и Германия. Так, опты Германии показывает, что потребность в лизинговом оборудовании в этой стране наиболее проявилась в перерабатывающей деятельности, в сфере бытовых услуг, на транспорте и связи, в снабжении, в наименьшей степени – в государственном секторе экономики, земельном и лесном хозяйстве. При этом во всём мире финансовый лизинг наиболее часто применяется при продаже дорогостоящего оборудования.
Сопоставляя такого рода данные с прогнозами российских специалистов, можно с определённой долей уверенности утверждать, что и в наших условиях наиболее привлекательными для развития лизинга отраслями хозяйства следует считать предприятия и организации перерабатывающей промышленности, бытовых услуг, торговли, транспорта и связи. На представленной ниже диаграмме видна доля каждой отрасли на рынке лизинга:
Перспектива
использования лизинга как
Мешает много факторов. Перечислим основные из них:
Несмотря на это, лизинг за последние несколько лет стал не просто одним из современных финансовых инструментов, а реальной возможностью обновления производственных фондов, внедрения новых технологий. В современном отечественном рынке лизинг воспринимается уже не как налоговая схема, а как реальная возможность получить передовые средства производства. Более того, лизинг становится самостоятельным эффективным бизнесом, являясь реальной альтернативой банковскому кредитованию в сегменте долгосрочного финансирования.
Очевидно, что урегулирование правовых вопросов и установление экономически выгодных условий для осуществления лизинговых операций будут способствовать дальнейшему активному развитию лизинга в России.
Схема №1:
Основным сдерживающим фактором для российских лизингодателей на данный момент являются сложности с правами собственности на земельные участки, которые по действующему законодательству не могут выступать объектом лизинга. Это осложняет и без того трудное привлечение финансирования в такие сделки. Если российских лизингодателей иностранцы вытеснят из наиболее привлекательных сегментов, следует ожидать борьбы компаний за урегулирование правового поля для лизингового оборота земельных участков. Это, в свою очередь, облегчит и финансирование сделок лизинга недвижимости.
Хотя лизинг во многих странах мира давно уже получил широкое распространение и считается более целесообразным способом организации предпринимательской деятельности даже по сравнению с ведением ее на основе частной собственности, в России все еще определяются принципы, пути и формы его развития в многоукладной экономике. В условиях кризиса, когда многие предприятия не могут осуществлять крупных вложений финансовых средств в техническое обновление и интенсификацию производства, стала вполне очевидной необходимость значительного повышения роли лизингового бизнеса, позволяющего привлечь дополнительные частные инвестиции для развития производственной сферы и поддержки отечественных товаропроизводителей всех форм собственности, в первую очередь занятых в малом и среднем предпринимательстве.
Относительно российского рынка лизинговых услуг еще в 2007-08 годах можно было отметить достаточно динамичное развитие. Основываясь на данных Банка России можно отметить, что объем лизинговых сделок за 2007-08 года увеличился на 77,8%. Таким образом, лизинг в России являлся наиболее динамично развивающимся инвестиционным инструментом.
Положительно отразились на дальнейшем развитии лизинга принятие новой редакции Закона «О финансовой аренде (лизинге)», изменения в налоговом кодексе РФ и отмена лицензирования лизинговой деятельности в РФ.
Наблюдалось появление здоровой конкуренции на рынке лизинговых услуг и изменение требований к обеспечению лизинговой сделки (сокращение маржи лизингодателя, постепенное увеличение стоимости привлекаемых для финансирования лизинга кредитных ресурсов).
Лизинг в России постепенно
принимал все более чёткие организационные
и правовые формы. Были сформированы
необходимые законодательные и
нормативные предпосылки для
правового регулирования
Но, переломным для рынка лизинговых услуг стал 2009 год. На следующем графике (график 1) можно рассмотреть темпы прироста полученных лизинговых платежей и темпы прироста профинансированных средств. Можно проследить тенденцию резкого снижения уплаты лизинговых платежей, что негативно сказывается на дальнейшем развитии лизинговой компании. Также наблюдается снижение финансовой активности, объемы профинансированных средств, резко снижены, то есть фактически банки в большинстве случаев отказываются инвестировать лизинговые сделки (велики риски).
Если посмотреть на ситуацию в целом, то на графике можно заметить, что темпы прироста профинансированных средств (в 2009 году) значительно превышают темпы прироста объемов лизинговых платежей, это говорит о невыгодном положении лизинга, как способа инвестирования. То есть этот вид сделки стал менее привлекательным для инвесторов.
Можно сделать вывод, что для лизинга период кризиса – это переломный период, «выживают» лишь конкурентоспособные лизинговые компании. Из-за тяжёлого финансового положения большинства производителей (дальнейших поставщиков оборудования) и потенциальных клиентов (в следствии лизингополучателей) идет на убыль привлекательность лизинговой сделки как таковой, так как не выгодно использовать предоставленное оборудование (стоимость оборудования велика) и слишком высок риск неуплаты лизинговых платежей.
В 2008 г. российская лизинговая отрасль переживала крайне противоречивый период в своих отношениях с государством. Внезапно усилилась риторика высоких чиновников о применении лизинга для стимулирования промышленного роста. Эти предложения высказывались на уровне общей идеи, конкретных же механизмов их реализации никто не предлагал. Из всех органов власти четким видением порядка взаимодействия с лизинговой отраслью обладал лишь Минфин в лице Федеральной налоговой службы. И пока президент, министры и депутаты говорили о развитии лизинга, ФНС систематически притесняла эту отрасль. Речь идет, прежде всего, о НДС, уплаченном лизинговыми компаниями, о проблемах с возмещением его из бюджета.
Информация о работе Виды лизинга и его особенности как способа инвестирования в РФ