Виды лизинга и его особенности как способа инвестирования в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 20:01, курсовая работа

Описание

Целью моего исследования являлось овладеть экономико-правовым инструментарием проведения лизинговых операций.
Для раскрытия, выбранной мною темы, я поставила перед собой ряд задач:
Раскрыть экономическую сущность лизинга, как вида инвестиционной деятельности, его объекты/субъекты.
Выявить преимущества лизинга по сравнению с другими формами финансирования поставки оборудования и техники
Изучить правовую регламентацию лизинговых сделок.
Рассмотреть различные классификации лизинговых сделок.
Рассмотреть особенности лизинга как способа инвестирования в РФ.

Работа состоит из  1 файл

Kursovaya-lizing.doc

— 307.00 Кб (Скачать документ)

При всей противоречивости в заявлениях и действиях представителей разных органов власти в отношении лизинга в них можно увидеть схожий подтекст. А именно – некоторую озадаченность чиновников относительно того, что представляет собой лизинг сегодня и какие задачи он решает в общегосударственном контексте. Ведь лизинг в России изначально выращивался государством с помощью существенных налоговых льгот для того, чтобы решать проблему обновления фондов экономики. Эти льготы были выданы лизинговым компаниям как бы авансом, когда рынок находился в самой начальной стадии формирования. Теперь рынок окреп, достиг довольно значимого объема. И возникают закономерные вопросы: какие макроэкономические задачи способен решать рынок лизинга в своем современном виде и каково направление его развития?

Лизинговому сообществу необходимо выработать ответы на эти вопросы, поскольку именно понимание макроэкономической роли лизинга позволит вести полноценные переговоры с государством по вопросам регулирования и налогообложения лизинговой деятельности, по правоприменительной практике в этой области, по применению лизинга для реализации государственных программ развития.

Потенциал роста.

В прогнозировании перспектив рынка лизинга ключевым является вопрос о потенциале дальнейшего роста и о возможных пределах этого роста. В мире обычно используются два основных показателя значения лизинга в экономике страны: его доля в ВВП и его доля в инвестициях в основные средства.

Ряд фундаментальных  факторов, определяющих спрос на лизинговое финансирование со стороны российских предприятий, позволяет предполагать, что лизинг в нашей стране способен приблизиться к максимальным показателям. Выделим основные из этих факторов:

1. Высокий износ основных фондов во всех отраслях экономики, доступных для лизингового финансирования.

2. Рост малых и средних  предприятий (основных клиентов  лизинговых компаний) опережает средний рост ВВП.

3. Слабость банковской  системы в отношении финансирования реального сектора экономики. Прирост кредитов нефинансовым предприятиям в последние годы составляет 12–14%. Это вызвано большей привлекательностью для банков других сегментов: операций на рынках ценных бумаг, недвижимости, потребительского кредитования. Другим сдерживающим фактором служит довольно обременительное регулирование Банка России.

4. Специфические преимущества  лизинга, позволяющие успешно  управлять более высокими кредитными рисками.

5. Налоговые льготы  для лизинга.

 

Предположим, что лизинг в России достигнет максимального показателя – 30% инвестиций в основные средства и 5% от ВВП. Для достижения этих показателей объем лизингового финансирования должен увеличиться приблизительно в 4 раза. При сохранении существующих темпов прироста ВВП (6% в год) и инвестиций в основные средства (12% в год) и при темпе прироста рынка лизинга 40% ежегодно эти показатели могут быть достигнуты к концу 2011 г. ВВП вырастет на 33,8% и составит 1323 млрд. долл., а рынок лизинга вырастет на 438%, и его объем составит 68,8 млрд. долл. Можно предположить, что в основном этот рост будет обеспечен притоком иностранных инвестиций, часть из которых поступит непосредственно через лизинговые компании с иностранным капиталом, а часть будет аккумулирована российскими лизинговыми компаниями.

Прогноз изменений: качественное направление.

Ожидается, что развитие рынка лизинга в ближайшие годы будет идти в двух основных направлениях. Первое - увеличение конкуренции и совершенствование лизинговых продуктов в уже существующих сегментах рынка. Второе направление – формирование новых сегментов рынка и количественное развитие многих из тех сегментов, объемы которых в настоящий момент незначительны.

Рассмотрим первое, качественное, направление развития. Мировой опыт лизинговой деятельности позволяет говорить о шести основных стадиях развития этого рынка. Первая стадия – краткосрочная аренда, предполагающая возврат имущества арендатору в конце срока договора. Вторая стадия предполагает осуществление сделок классического финансового лизинга с полной окупаемостью и передачей права собственности лизингополучателю в конце срока договора. Обычно эта стадия развития рынка длится не более 5–7 лет. На третьей стадии осуществляется «креативный» финансовый лизинг. Лизингодатель разрабатывает и организует разнообразные формы сделок, появляется многовариантность в применении опционов на передачу права собственности на имущество. На этой стадии наблюдается наибольшая динамика роста объемов операций и доли лизинга в общем объеме капитальных инвестиций. На первых трех стадиях развития находятся лизинговые рынки практически всех развивающихся стран. Четвертая стадия проходит под знаком оперативного лизинга. Появляются новые, нестандартные лизинговые технологии, увеличивается набор требований со стороны лизингополучателей, заканчивается формирование вторичного рынка оборудования по большинству позиций. В итоге условия лизинговых договоров в значительной степени подстраиваются под индивидуальные требования клиентов. Распространяются сделки с дополнительными условиями.

На пятой стадии появляются разнообразные новые и усложняются уже известные продукты. Например, возникает выбор среди опционов на передачу права собственности (пут, колл, право на внесение дополнений, досрочное прекращение или продление договора, замену оборудования на новое и пр.). Здесь также возникают такие возможности для финансирования, как секьюритизация лизингового портфеля, венчурный лизинг, лизинг в комплексе с другими формами финансирования. На этой стадии находятся рынки Германии, Великобритании, Японии, Австралии.

Шестая стадия определяется значительной консолидацией лизингового бизнеса в стране, которая принимает форму слияний, поглощений, создания совместных предприятий, реализации совместных проектов, обмена акциями и пр. Этой стадии присуще также значительное снижение лизинговой маржи, что и заставляет лизингодателей искать пути повышения эффективности бизнеса, в том числе за счет расширения международного сегмента. На этой стадии сейчас находится самый старый лизинговый рынок – рынок США.

Российский рынок  лизинга находится на третьей  стадии. При этом необходимо отметить, что сегменты российского рынка (по типам предметов лизинга) весьма разнородны и характеризуются разным уровнем развития. Поэтому точнее будет сказать, что отдельные сегменты находятся лишь на второй стадии развития, характеризующейся простейшими схемами сделок (это присуще сегментам с низкой конкуренцией или небольшими объемами сделок), некоторые – на третьей (большинство сегментов по видам имущества), а некоторые – уже на четвертой стадии. В частности, сегменты лизинга автотранспорта и железнодорожного подвижного состава демонстрируют основные признаки четвертой стадии развития: усложнение лизинговых продуктов, распространение сделок оперативного лизинга, появление «креативных» продуктов, таких как лизинг автотранспорта для физических лиц и лизинг с полным набором услуг по сопровождению автопарка. Также этим сегментам присуща высокая конкуренция и стабилизация лизинговых ставок, наличие довольно развитого вторичного рынка.

Прогноз развития: количественный рост.

Рассмотрим второе направление развития рынка – количественный рост новых сегментов рынка или тех сегментов, которые сейчас развиты незначительно. Решающую роль в освоении новых сегментов рынка, хотя и косвенным образом, сыграют опять же иностранные инвестиции. Ведь структура рынка по видам предметов лизинга – это фактически наглядный рейтинг сегментов, наиболее привлекательных для инвесторов, за исключением сельхозтехники, где особенно велико влияние государственного лизинга.

На первых местах находятся автотранспорт и железнодорожный подвижной состав – наиболее ликвидные активы. Практически все новые лизинговые компании с иностранным капиталом, выходящие на российский рынок, начинают работать в секторах лизинга автотранспорта и подвижного состава. Благодаря более низким ставкам привлечения финансирования и совершенным технологиям они успешно конкурируют с российскими компаниями в этих сегментах, а вскоре, возможно, и вытеснят их.

Российские лизинговые компании, не имеющие конкурентного преимущества в стоимости финансирования, будут вынуждены реализовать другие свои преимущества: хорошее понимание местной специфики, видение перспективных направлений, способность к организации нестандартных сделок, умение вести бизнес в условиях неразвитой инфраструктуры. Они будут вынуждены идти в те сегменты, которые до сих пор считались менее привлекательными. Это прежде всего лизинг строительной и дорожно-строительной техники, сельскохозяйственной техники, пищевого оборудования, машиностроительного и технологического оборудования, полиграфического, деревообрабатывающего и целлюлозно-бумажного, лесозаготовительного, компьютеров и т.д. Потенциал этих сегментов обусловлен довольно высокой ликвидностью лизинговых активов, относительно небольшим объемом сделок, высоким дефицитом финансирования.

Можно ожидать усиления конкуренции и в сегменте телекоммуникационного оборудования. Помимо этого следует выделить несколько сегментов рынка, имеющих особенно большой потенциал роста. Это лизинг зданий и сооружений, промышленных комплексов, энергетического оборудования, судов. Возможность развития этих сегментов в настоящий момент существенно ограничена необходимостью привлечения долгосрочного финансирования (на срок до 10 и более лет), обусловленной высокой ценой предметов лизинга и длительностью их окупаемости. Сдерживающими факторами становятся также отсутствие необходимого законодательства и неопределенность государственной стратегии в отношении некоторых из этих отраслей. Лизинг зданий и сооружений в настоящее время занимает ничтожную долю на рынке лизинга – около 1,7%, суммарный объем сделок составляет 140 млн. долл. В европейских странах доля лизинга недвижимости в среднем составляет 17% рынка.

Основным сдерживающим фактором для российских лизингодателей на данный момент являются сложности с правами собственности на земельные участки, которые по действующему законодательству не могут выступать объектом лизинга. Это осложняет и без того трудное привлечение финансирования в такие сделки. Пока конкуренция в других, более привлекательных сегментах еще не слишком высока, лизинг недвижимости остается на периферии интересов лизинговых компаний. Однако если российских лизингодателей иностранцы вытеснят из наиболее привлекательных сегментов, следует ожидать борьбы компаний за урегулирование правового поля для лизингового оборота земельных участков. Это, в свою очередь, облегчит и финансирование сделок лизинга недвижимости.

На фоне роста конкуренции  можно ожидать рост интереса лизинговых компаний ко всем этим сегментам и соответствующие изменения в законодательстве.

 

 

Заключение.

 

Таким образом, подводя  итоги настоящей работы, следует  отметить следующее:

  1. Экономическая сущность лизинга трактуется неоднозначно.
  2. В настоящее время нет четкой классификации и более или менее полного списка лизинговых отношений. Нет определенности и упорядоченности в сложившейся терминологии, обеспечивающей понятийный аппарат теории и практики лизинговой деятельности.
  3. Хотя лизинг во многих странах мира давно уже получил широкое распространение и считается более целесообразным способом организации предпринимательской деятельности даже по сравнению с ведением ее  на основе частной собственности, в России все еще определяются принципы, пути и формы его развития в многоукладной экономике.
  4. Перспектива использования лизинга как эффективного метода инвестирования в основные фонды предприятий зависит не только от сложившихся в стране социально – экономических условий, проводимой властями и самими предприятиями инвестиционной политики, но и от правильной, грамотной, профессиональной организации и проведения лизинговых сделок.
  5. В России на данный момент недостаточная проработанность нормативно-правовой базы лизинга. Противоречия между Гражданским кодексом, Налоговым кодексом и Федеральным законом РФ «О финансовой аренде (лизинге)» носят системный характер и порождают огромное количество судебных споров. Но и сами лизинговые компании не всегда тщательно подходят к подготовке основных документов, допускают неточности в формулировках. Что, в свою очередь, провоцирует конфликтные ситуации, которые в итоге тормозят их основную деятельность - реализацию лизинговых сделок.
  6. В России наблюдается финансовая слабость лизинговых компаний, зависимость их от банковского сектора, отсутствие внутренних долгосрочных инвестиционных ресурсов.
  7. Лизинг за последние несколько лет стал не просто одним из современных финансовых инструментов, а реальной возможностью обновления производственных фондов, внедрения новых технологий. В современном отечественном рынке лизинг воспринимается уже не как налоговая схема, а как реальная возможность получить передовые средства производства.
  8. Относительно российского рынка лизинговых услуг можно отметить достаточно динамичное развитие в последнее время.
  9. Объем российского рынка лизинга растет феноменальными темпами. Катализаторами такого бурного роста являются и подъем экономики, и вечная потребность страны в обновлении материально-технического фонда.
  10. Лизинг (оперативный и финансовый) – удобный инструмент корпоративного финансирования, налогового планирования и оптимизации.

Мы считаем, что лизинг, как вид инвестиционной деятельности перспективен, но для его дальнейшей реализации и массового распространения нужна проработанная нормативно-правовая база.

В процессе написания курсовой все поставленные перед нами задачи были решены. Мы нашли ответы на все вопросы, которые возникали в процессе работы.

 

Библиографический список.

  1. Адамов Н. А., Тилов А. А.. Лизинг. – СПб, 2005 г.
  2. Вахитов К. И.. Кооперация. Теория, история, практика. – М, 2005 г.
  3. Газман В. Д.. Лизинг. Теория, практика, комментарии. – М, 1995 г.
  4. Горемыкин В.А.. Лизинг. Практическое учебно-справочное пособие. - М, 2003 г.
  5. Коршунова М. Н., Тавасиева А. М.. Лизинг (3-е издание). – М, 2004 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Виды лизинга и его особенности как способа инвестирования в РФ