Виды пенсионных схем и участие в них государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 14:40, доклад

Описание

Мировой опыт свидетельствует о том, что эффективная система пенсионного обеспечения в большинстве стран базируется на трех уровнях и использует как распределительные, так и накопительные принципы. Уровни пенсионной системы могут быть тесно связаны друг с другом посредством внутренней структуры, способов контроля и механизмов распределения денежных потоков. Введение обязательных накопительных схем (2-ой уровень) позволяет повысить размер пенсий его участникам за счет инвестирования пенсионных активов.

Работа состоит из  1 файл

виды пенсионных схем.docx

— 82.13 Кб (Скачать документ)

 

- являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;

 

- являющиеся членами родовых,  семейных общин малочисленных  народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;

 

- работающие за пределами  территории РФ в случаях уплаты  страховых взносов в соответствии  со ст.29 ФЗ «Об обязательном  пенсионном страховании в РФ»  от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ, если иное  не предусмотрено международным  договором РФ;

 

- иные категории граждан,  у которых отношения по обязательному  пенсионному страхованию возникают  в соответствии с ФЗ «Об  обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ. (Письмо ПФ РФ от 10.07.2002 № КА-16-19/6161 «О применении ФЗ от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»»)

 

3. Страхователи – физические  или юридические лица, производящие  выплаты физическим лицам (в т.ч. организации, индивидуальные предприниматели, физические лица) и обязанные перечислять страховые взносы в пользу застрахованного лица.

 

4. Страховщик: Пенсионный  Фонд Российской Федерации (далее  ПФ РФ) - государственный орган, осуществляющий государственное пенсионное страхование населения в Российской Федерации; это централизованный фонд государства, обеспечивающий формирование и распределение финансовых ресурсов в целях пенсионного обеспечения граждан РФ. Согласно пункту 1 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 № 2122-1, Пенсионный фонд Российской Федерации является самостоятельным финансово-кредитным учреждением и создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

 

При этом Пенсионный фонд Российской Федерации имеет свой бюджет, ежегодно утверждаемый федеральным законом, средства которого являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.

 

Кроме того, следует отметить, что Положением о Пенсионном фонде  Российской Федерации (России), а также  Положением о Правлении Пенсионного  фонда Российской Федерации, утвержденным постановлением Правления ПФР от 15.09.2003 № 130п, установлено, что руководство Пенсионным фондом Российской Федерации осуществляется Правлением ПФ РФ, которое возглавляет Председатель Правления.

 

К функциям Пенсионного фонда  РФ относятся:

 

• Аккумуляция страховых  взносов.

 

• Финансирование расходов, предусмотренных законом о Фонде.

 

• Организация работы по взысканию с работодателей и  граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца.

 

• Капитализация средств  Фонда, привлечение в него добровольных взносов физических и юридических лиц.

 

• Контроль за своевременным  и полным поступлением страховых  взносов, правильным и рациональным расходованием средств Фонда.

 

• Организация и ведение  индивидуального - персонифицированного - учета застрахованных лиц. На каждое застрахованное лицо, ПФР открывает лицевой счет с постоянным номером. Лицевой счет состоит из общей, специальной и профессиональной частей. Общая часть лицевого счета содержит: страховой номер, ФИО, пол, дату и место рождения, адрес постоянного места жительства, сведенья паспорта или удостоверения личности, гражданство, дату регистрации в качестве застрахованного лица, периоды трудовой и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж назначения трудовой пенсии, а также в страховой стаж, связанный с особыми условиями труда и работой в районах Крайнего Се-вера и приравниваемых к ним местностях, иные периоды, засчитываемые в страховой стаж в соответствии со ст.11 ФЗ «О трудовых пенсиях», размер заработной платы (дохода), сумму начисленных, уплаченных и поступивших страховых взносов, сведения о расчетном пенсионном капитале, включая сведения о его индексации, сведения об установлении трудовой пенсии и индексации ее размера, включая страховую часть трудовой пенсии, сведения о закрытии лицевого счета застрахованного лица. Специальная часть лицевого счета содержит: сумму страховых взносов, поступивших на накопительную часть трудовой пенсии, сведения о выборе застрахованным лицом инвестиционного портфеля (УК), сведения о суммах средств пенсионных накоплений, ежегодно передаваемых управляющим компаниям для инвестирования, сведения, отражающие результаты временного размещения средств пенсионных накоплений в период до отражения их в лицевом счете, сведения о доходе от инвестирования средств пенсионных накоплений, сведения о необходимых расходах, связанных с инвестированием средств пенсионных накоплений, сведения о передаче от одной УК другой средств пенсионных накоплений, сведения о передаче средств пенсионных накоплений в НПФ, сведения о передаче НПФом в ПФР средств пенсионных накоплений, суммы выплат, произведенных за счет средств пенсионных накоплений. Профессиональная часть лицевого счета содержит: сумму страховых взносов, дополнительно начисленных, уплаченных и поступивших за застрахованное лицо, являющееся субъектом профессиональной пенсионной системы, сумму инвестиционного дохода, продолжительность профессионального страхового стажа, сумму произведенных выплат. Лицевой счет ведется ПФР в течение жизни застрахованного лица.

 

• Участие в разработке и реализации межгосударственных и  международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий.

 

• Проведение научно-исследовательской  работы в области государственного пенсионного страхования.

 

Доходы бюджета Пенсионного  фонда РФ формируются за счет следующих  источников:

 

• платежей по единому социальному  налогу работодателей;

 

• платежей по ЕСН граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью;

 

• платежей по ЕСН других категорий работающих граждан;

 

• ассигнований из федерального бюджета РФ на выплату государственных  пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному  обеспечению гражданам, их семьям социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию этих пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на расходы по доставке и пересылке пенсий и пособий;

 

• добровольных взносов  физических и юридических лиц;

 

• доходов от капитализации  средств Фонда;

 

• других поступлений.

 

Расходы бюджета Пенсионного  фонда обеспечивают:

 

• выплату государственных  пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы РФ;

 

• оказание органам социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;

 

• финансовое и материально-техническое  обеспечение текущей деятельности Фонда и его органов;

 

• финансирование других статей в соответствии с законом.

 

Законодательно отдельно утверждаются две структуры фонда: первая - структура расходов бюджета  Пенсионного фонда, вторая - структура  расходов бюджета ПФ РФ на финансовое и материально-техническое обеспечение территориальных органов, связанных с деятельностью Фонда и его территориальных органов.

 

Ежегодно утверждается бюджет пенсионного фонда Государственной  думой РФ. Федеральный закон «О бюджете Пенсионного фонда РФ на 2006 год» предусматривает доходы Фонда в размере 1 триллиона 566,44 миллиарда  рублей, расходы Фонда утверждаются документом в сумме 1 триллиона 489,47 миллиарда рублей. Закон предусматривает увеличение среднегодовой трудовой пенсии до 2 тысяч 623,5 рубля, или 109,4% к прожиточному минимуму. ФЗ «О бюджете ПФ РФ на 2007 год» утвержден бюджет ПФ РФ на 2007 год по доходам в сумме 1 845 094 млн. рублей и по расходам в сумме 1 727 799,9 млн. рублей.

 

Негосударственный Пенсионный Фонд (далее НПФ) - юридическое лицо, созданное в форме некоммерческой организации, основными видами деятельности которого являются деятельность в качестве страховщика по ОПС, деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению, деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию.

 

Страховые компании в развитых странах являются страховщиками. В  России пока страховые компании мало участвуют в пенсионной системе  страны.

 

5. Управляющая компания (далее  УК) - юридическое лицо, имеющее лицензию  на право осуществления деятельности  по управлению инвестиционными  фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами (АО, ООО). Выделяют государственную и частные управляющие компании. Государственной управляющей компанией (далее ГУК) является Внешэкономбанк.

 

6. Специализированный депозитарий  – юридическое лицо, имеющее лицензию  на осуществления депозитарной  деятельности и деятельности  специализированного депозитария инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов (АО, ООО). Объединенная депозитарная компания обслуживает все финансовые операции нового пенсионного рынка с 2004 года. Контрольный пакет принадлежит Государственной управляющей компании Внешэкономбанку.

 

7. Вкладчик – физическое  или юридическое лицо, являющееся  стороной пенсионного договора при негосударственном пенсионном обеспечении и уплачивающее пенсионные взносы в НПФ.

 

8. Общественный совет  по инвестированию средств пенсионных  накоплений (ОСИСПН)

 

ОСИСПН создан 23 июля 2003 года для обеспечения общественного контроля за формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений. Основными функциями Совета являются: анализ российского законодательства и разработка рекомендаций по его усовершенствованию, контроль за эффективностью работы УК и всего, что связано с инвестированием пенсионных накоплений. Совет формируется сроком на три года в составе председателя Совета, его заместителей и членов Совета. Численность Совета составляет от 12 до 30 членов. Члены Совета осуществляют свою деятельность на безвозмездной основе. В состав Совета входит равное количество, но не менее шести и не более десяти представителей общероссийских объединений профессиональных союзов, а также представители иных общественных объединений и организаций, в том числе объединений и организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг. Заседания Совета проводятся не реже одного раза в квартал. Решения Совета принимаются большинством голосов членов Совета, как присутствующих на заседании, так и отсутствующих, выразивших свое мнение в письменной форме.

 

9. Министерство Финансов  РФ является уполномоченным федеральным  органом исполнительной власти  по регулированию, контролю и  надзору в сфере формирования  и инвестирования средств пенсионных  накоплений.

 

10. Брокеры, кредитные  организации, а также другие  организации, вовлеченные в процесс  размещения средств пенсионных  резервов и инвестирования средств  пенсионных накоплений.

 

На схеме 1 выделены основные игроки пенсионного обеспечения  РФ.

 

 

 

 

Схема 1 – Участники пенсионного  обеспечения РФ

 

 

 

В данной схеме участники  расположены по уровням государственной  иерархии. Первый уровень представлен  Президентом РФ и Государственной  Думой РФ, которые принимают различные  законы, указы, акты в области пенсионного  обеспечения населения РФ. Второй уровень представлен Правительством РФ в ведении, которого находятся участники третьего уровня:

 

- Центральный Банк РФ, участвующий в разработке бюджета  ПФР, являющейся агентом ПФР  на организованном рынке ценных  бумаг и т.д.;

 

- Министерство Финансов  РФ;

 

- Министерство информационных  технологий и связи, которое  участвует в выплате пенсии пенсионерам через почтовые отделения, находящееся в его ведении;

 

- Министерство здравоохранения  в ведении, которого находиться  ПФР.

 

Четвертый уровень представлен  федеральной налоговой службой, федеральным казначейством, и федеральной  службой по финансовым рынкам. Так  как ФНС и федеральное казначейство находятся в ведении Правительства РФ, а ФСФР – нет, поэтому в данной схеме ФСФР расположено отдельно от органов, подчиняющихся Правительству РФ. ФСФР контролирует и участвует в конкурсе по отбору УК, контролирует деятельность НПФ и Специализированных депозитариев и т.д.

 

Пятый уровень состоит  из территориальных отделений представленных выше участников пенсионного обеспечения.

 

И последний шестой уровень  представлен пенсионерами и налогоплательщиками.

 

Отдельно в схеме представлен  Внешэкономбанк, являющейся ГУК, так  как его правовой статус не определен.

 

Все участники взаимосвязаны  и взаимодействуют друг с другом.

 

Таким образом, система пенсионного  обеспечения является доминирующей формой содержания нетрудоспособных. Ни один другой вид социального обеспечения не отличается такими масштабами, как пенсии. Пенсия прочно вошла в наш быт как форма, вид или способ материального обеспечения в случае нетрудоспособности.

Информация о работе Виды пенсионных схем и участие в них государства