Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 13:20, курсовая работа
Современное мировое сообщество невозможно представить без внешнеэкономической деятельности. В российском законодательстве нет определения понятия «внешнеэкономическая деятельность».
В соответствии с федеральным законом РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» внешнеторговая дея-тельность - предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность).
Внешнеэкономическая сделка - это комплексное понятие, означающее деятельность субъектов МЧП в области международного обмена товарами, работами, результатами интеллектуальной деятельности, различного рода услугами, направленную на установление, изменение и прекращение граж-данских прав и обязанностей.
Введение……………………………………………………………………3
1. Сущность, понятие и значение внеэкономической деятельности……...5
2. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности……….11
3. Основные органы, регулирующие внешнеэкономическую деятельность в России и организации, содействующие внешнеэкономической деятельности…………………………………………………………………..23
Заключение…………………………………………………………….. ...30
Список используемой литературы………………………………………31
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Сущность, понятие и значение внеэкономической деятельности……...5
2. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности……….11
3. Основные органы, регулирующие внешнеэкономическую деятельность в России и организации, содействующие внешнеэкономической деятельности………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………31
Введение
Современное мировое сообщество невозможно представить без внешнеэкономической деятельности. В российском законодательстве нет определения понятия «внешнеэкономическая деятельность».
В соответствии с федеральным законом РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» внешнеторговая деятельность - предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность).
В отечественной юридической литературе под внешнеэкономической деятельностью понимают совокупность внешнеторговой деятельности, международного инвестиционного сотрудничества, производственной кооперации, валютных и финансовых операций. С юридической точки зрения внешнеэкономическая деятельность осуществляется посредством внешнеэкономических сделок.
Внешнеэкономическая сделка - это комплексное понятие, означающее деятельность субъектов МЧП в области международного обмена товарами, работами, результатами интеллектуальной деятельности, различного рода услугами, направленную на установление, изменение и прекращение гражданских прав и обязанностей.
Наряду с понятием «внешнеэкономическая сделка» существует более узкое понятие «внешнеторговая сделка». Однако, сегодня отдается предпочтение термину «внешнеэкономическая сделка».
Поиск определения понятия «внешнеэкономическая сделка» обусловлен особенностью правового регулирования каждого вида сделки в отдельности (Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г., Конвенция о международном финансовом лизинге 1988 г.).
Становление понятия «внешнеэкономическая сделка» происходило посредством обобщения сделок, осложненных иностранным элементом (к категории ВЭС стали относить договоры о факторинге, лизинге, договоры имущественного найма, страхования, комиссии, поручения и другие, имеющие международный характер).
Предмет данной работы - Внешнеэкономическая деятельность Российской Федерации.
Объект данной работы - Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности Российской Федерации.
Актуальность данной курсовой работы определяется объективной реальностью, так как внешнеэкономическая деятельность является важным фактором развития экономической системы любого государства. Это одна из сложных сфер общественных отношений, именно внешнеэкономическая деятельность выступает основным источников доходов государственного бюджета. В ней проявляется национальный интерес и обнаруживаются различия между другими общественными отношениями в государстве. Вместе с тем ВЭД - постоянно изменяющееся явление, поскольку в нашей стране еще не существует достаточного опыта субъектов ВЭД, не выработан четкий правовой механизм, не сформированы в достаточной степени отношения с международными организациями, поэтому в связи с вступлением РФ в ВТО 16 декабря 2011 года, выработка нормативной базы правового регулирования ВЭД является одной из приоритетных задач России.
Целью работы является комплексное теоретическое осмысление государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, анализ принципов, методов и форм этого регулирования, который позволяет выявить факторы, способствующие и препятствующие развитию ВЭД в современной России.
В соответствии с поставленной целью в курсовой работе были поставлены и реализованы следующие задачи:
- изучить понятие и сущность регулирования внешнеэкономической деятельности как правовой категории;
- проанализировать действующее законодательство Российской Федерации по регулированию вопросов внешнеэкономической деятельности;
- раскрыть интересы государства во внешнеэкономической деятельности для определения степени допустимого вмешательства в ВЭД;
- дать характеристику методам нетарифного и тарифного регулирования ВЭД, а также выявить проблемы их применения.
На основе вышесказанного можно выделить следующую структуру:
Введение. Здесь кратко собрана вся основная информация курсовой работы, а именно: краткое вступление в тему работы, цели, задачи, актуальность данной темы.
Первая глава «Сущность, понятие и значение внеэкономической деятельности». Здесь дается понятие ВЭД и его отличие от смежных понятий.
Вторая глава «Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности». Тут сказано о принципах и механизмах работы правового регулирования ВЭД.
Третья глава «Основные органы, регулирующие внешнеэкономическую деятельность в России и организации, содействующие внешнеэкономической деятельности». Тут перечислены основные органы и организации с помощью которых регулируется ВЭД РФ на территории страны, так и за ее приделами.
1. Сущность, понятие и значение внеэкономической деятельности
Понятие внешнеэкономических связей и их отличие от внешнеэкономической деятельности.
ВЭД - это сфера хозяйственной деятельности, связанная с международной производственной интеграцией и кооперацией, экспортом и импортом товаров и услуг, выходом на внешний рынок[1]. Отличия ВЭД предприятия от внутрихозяйственной заключаются в том, что она осуществляется на валютной основе и регулируется специальными государственными мерами. Выбор вида ВЭД зависит от конкретной специализации предприятия, его финансового положения, механизма государственного регулирования , форм собственности.
В результате в процессе проведения внешнеэкономических реформ сложилось два понятия: внешнеэкономические связи и внешнеэкономическая деятельность.
Внешнеэкономические связи - формы реализации межгосударственных отношений в части научно-технического, производственного и торгового сотрудничества и валютно-финансовых отношений.
Содержание внешнеэкономических связей (ВЭС) состоит в безусловном обеспечении экспортных поставок для федеральных государственных нужд и межгосударственных экономических, в том числе финансово-кредитных обязательств и межправительственных торговых соглашений России, достигнутых, как правило, в рамках международной специализации и кооперации.
Планирование объемов ВЭС и определение перечня номенклатуры товаров и услуг осуществляется федеральными структурами, т.е. на правительственном уровне, по стратегически важным позициям через систему государственного заказа (госзаказа) и лимитов с централизованным обеспечением материальными и валютными ресурсами организаций, определенных в качестве государственных заказчиков по экспорту, с функцией периода исполнения госзаказа.
Государственный заказ - это директивный план, включающий контрольные цифры на производство экспортной продукции за счет государственных средств[2]. Выдавая госзаказ государственное ведомство (министерство) берет на себя обязательство полностью оплатить его в обусловленный срок. Госзаказы реализуются через договор (соглашение), который заключается с предприятием-производителем экспортной продукции, предполагая взаимную материальную и финансовую ответственность сторон.
Особенность госзаказа состоит в стопроцентной гарантии оплаты исполненного предприятием обязательства. Такая гарантия сбыта продукции позволяет размещать госзаказ на конкурентной основе, предъявлять жесткие требования к заданным параметрам по качеству, техническим характеристикам и срокам исполнения.
Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) - совокупность производственно-хозяйственных, организационно-экономических и оперативно-коммерческих функций экспортоориентированных предприятий с учетом избранной внешнеэкономической стратегии, форм и методов работы на рынке иностранного партнера.
Отличие внешнеэкономической деятельности от внешнеэкономических связей состоит в следующем[3]:
· внешнеэкономическая деятельность осуществляется на уровне производственных структур (фирм, организаций, предприятий, объединений и т.д.) с полной самостоятельностью в выборе внешнего рынка и иностранного партнера, номенклатуры и ассортиментных позиций товара для экспортно-импорной сделки, в определении цены и стоимости контракта, объема и сроков поставки и является частью их производственно-коммерческой деятельности как с внутренними, так и с зарубежными партнерами;
· внешнеэкономическая деятельность относится к рыночной сфере, базируется на критериях предпринимательской деятельности, структурной связи с производством и отличается правовой автономностью, а также экономической и юридической независимостью;
· исходным принципом внешнеэкономической деятельности предприятий служит коммерческий расчет на основе хозяйственной и финансовой самостоятельности и самоокупаемости с учетом собственных валютно-финансовых и материально-технических возможностей.
Основной особенностью внешнеэкономических связей является наличие ведомственной опеки федеральных структур, определяющих их основные стратегические направления.
Ответственность за результаты внешнеэкономической деятельности лежит на самом предприятии не только в части экспортных поставок, но и импортных закупок для развития экспортного и импортозамещающего производства, технической реконструкции.
Внешнеэкономическая деятельность и внешнеэкономические связи не являются раздельными сферами функционирования и государственного регулирования. Характер внешнеэкономической политики государства существенно определяет стратегию внешнеэкономической деятельности отраслевых министерств, ведомств, отдельных предприятий и объединений.
Внешнеэкономическая деятельность - это обособленная сфера деятельности предприятий, основой которой выступает экспортное производство в рамках единого технологического процесса создания и реализации продукции[4].
ВЭД осуществляется на уровне производственных структур (фирм, организаций, предприятий, объединений) с полной самостоятельностью в выборе внешнего рынка и иностранного партнера, номенклатуры и ассортиментных позиций товара для экспортно-импортной сделки, в определении цены и стоимости контракта, объема и сроков поставки и является частью их производственно-коммерческой деятельности как с внутренними, так и с зарубежными партнерами.
ВЭД относится к рыночной сфере, базируется на критериях предпринимательской деятельности и структурной связи с производством, отличается правовой автономностью, экономической, а также юридической независимостью от каких-либо отраслевых ведомств и министерств.
Сущность ВЭД в том, что она строится на принципе коммерческого расчета на основе хозяйственной и финансовой самостоятельности и самоокупаемости с учетом собственных валютно-финансовых и материально-технических возможностей.
Особое значение имеет принцип валютной самоокупаемости, которая обеспечивается за счет валютных поступлений от экспортных продаж на внешнем рынке. Сосредоточенные на текущем валютном счете, они образуют валютный фонд участника ВЭД.
Участник ВЭД может открыть валютный счет в любой иностранной валюте или сразу в нескольких валютах, так называемый мультивалютный счет и конверсионный. Открытие валютного счета в нескольких видах позволяет избежать конверсии валюты из одной в другую и дополнительных расходов, которые сопровождают процесс обменных операций. Курсовые разницы, связанные с пересчетом валют (в случае конверсии) относятся на валютный счет предприятия.
Валютные средства могут храниться и на депозитных счетах. По вкладам на депозитных счетах начисляются проценты в счет увеличения размеров валютных средств, и имеются преимущества на пользование банковским кредитом и инновационным финансированием. Размер начисленных процентов принимается либо на основе договора между уполномоченным банком и его клиентом, либо базируется на ставках соответствующего периода, действующих на дату принятия валютных средств на международном межбанковском рынке по типам валют.
В момент открытия валютного счета участнику ВЭД открывается сразу два вида счета: транзитный и текущий, которые ведутся параллельно. Валютная выручка, поступающая от экспорта товаров (работ, услуг), зачисляется сначала на транзитный счет, а затем, после обязательной продажи на внутреннем валютном рынке, остаток ее перечисляется на текущий валютный счет участника ВЭД. Валюта же, полученная от операций на внутреннем валютном рынке, зачисляется непосредственно на текущий валютный счет[5].
Источниками валютных поступлений на внутреннем валютном рынке России являются валютная выручка, полученная от продажи товаров (работ, услуг) по безналичному расчету или за наличную валюту, а также по чекам, кредитным и дебетным карточкам; валюта, купленная на валютной бирже и в банке; валютные пожертвования и др.
На текущие валютные счета участников ВЭД в уполномоченных банках без ограничения могут зачисляться поступления в наличной валюте в виде неиспользованного остатка ранее полученной ими наличной валюты.
На валютные средства, имеющиеся на транзитном счете, проценты не начисляются. На валютные средства, хранящиеся на текущих валютных счетах, банки начисляют и выплачивают проценты только по тем валютам, по которым они имеют доходы от их размещения на международном валютном рынке.
Информация о работе Внешнеэкономическая деятельность Российской Федерации