Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 13:20, курсовая работа
Современное мировое сообщество невозможно представить без внешнеэкономической деятельности. В российском законодательстве нет определения понятия «внешнеэкономическая деятельность».
В соответствии с федеральным законом РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» внешнеторговая дея-тельность - предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность).
Внешнеэкономическая сделка - это комплексное понятие, означающее деятельность субъектов МЧП в области международного обмена товарами, работами, результатами интеллектуальной деятельности, различного рода услугами, направленную на установление, изменение и прекращение граж-данских прав и обязанностей.
Введение……………………………………………………………………3
1. Сущность, понятие и значение внеэкономической деятельности……...5
2. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности……….11
3. Основные органы, регулирующие внешнеэкономическую деятельность в России и организации, содействующие внешнеэкономической деятельности…………………………………………………………………..23
Заключение…………………………………………………………….. ...30
Список используемой литературы………………………………………31
2. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельностью
Внешнеэкономическая деятельность в странах с рыночной и переходной экономикой регулируется рынком и государством.
Механизм рыночного регулирования ВЭД[6] - это общий механизм рынка с присущими ему принципами, правилами, нормами деятельности и поведения, но действующий в особой сфере. Специфика внешнеэкономической сферы, в которой субъектами отношений наряду с фирмами выступают национальные государства, их союзы и объединения, международные организации, реализующие свои особые, часто противоречивые цели, сказывается на механизме ее регулирования, требует обязательного участия государства в этом процессе.
Государственное регулирование ВЭД[7] - это продолжение внутрихозяйственной функции государства, но реализующееся в особой форме; это комплекс правовых, административных, экономических, организационных и иных мер воздействия государства в лице его органов на экономические отношения участников ВЭД в соответствии с национально-государственными интересами, целями, задачами
Принципы государственного регулирования ВЭД:
· единство внешнеторговой политики как составной части внешней политики РФ;
· единство системы государственного регулирования ВЭД и контроля за ее осуществлением;
· единство таможенной территории РФ;
· защита государством прав и законных интересов участников ВЭД;
· исключение неоправданного вмешательства государства в ВЭД;
· приоритет экономических мер государственного регулирования ВЭД;
· равенство участников ВЭД и их не дискриминация.
Представительства РФ по торгово-экономическим вопросам проводят работу по осуществлению в странах пребывания внешнеэкономической политики, изучают общие экономические условия, планы, программы, конъюнктуру рынков, выдают разрешения на транзит товаров через территорию России, свидетельства о прохождении товаров и др.[8]
Федеральная служба по валютному и экспортному контролю координирует межотраслевые вопросы, осуществляет надзор за порядком квотирования и лицензирования, поступлением выручки от проведения валютных операций, аудиторскую проверку участников ВЭД.
Функции государственного регулирования ВЭД:
1. системообразующие:
· разгосударствление, отмена государственной монополии ВЭД;
· формирование конкурентной среды, курс на открытость экономики;
· формирование порядка осуществления ВЭД;
2. системоутверждающие:
· рост уровня и качества жизни;
· структурная трансформация, обеспечение конкурентоспособности на мировых рынках;
3. системовоспроизводящие:
· достижение устойчивого экономического развития;
· обеспечение и защита общенациональных экономических интересов в мировой экономике;
· упрочение и расширение поля страны в мировом экономическом и политическом пространстве.
Реализация этих функций нацелена на повышение эффективности механизма регулирования ВЭД, имеющей экономическую, социальную и адаптационную составляющие. Экономическая эффективность заключается в обеспечении расширенного воспроизводства и достижении экономического роста; социальная - в повышении уровня и качества жизни населения; адаптационная - в интеграции в мировую экономику как полноправного члена.
Механизм государственного регулирования ВЭД - совокупность правовых, финансово-экономических и организационно - управленческих форм, методов и инструментов, с помощью которых государство стимулирует, координирует и регламентирует деятельность субъектов в сфере внешнеэкономических связей соответственно целям и задачам.
Причины, которые обусловливают регулирование ВЭД[9]:
· интенсификация международных экономических связей и необходимость интеграции в мировую экономику;
· потребность использования преимуществ международного разделения труда и возможностей мирового рынка;
· ускорение рыночного реформирования страны для повышения эффективности национальной экономики.
Цели государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации[10]:
· формирование благоприятного правового климата для внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов;
· стимулирование осуществления хозяйствующими субъектами внеш-неэкономических сделок по приоритетным направлениям;
· обеспечение условий эффективной внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов, в том числе создание соответствующей инфраструктуры;
· координация участия страны в международном разделении и кооперировании производства, продвижение наукоемкой конкурентоспособной отечественной продукции на новые рынки;
· совершенствование структуры внешнеэкономической деятельности;
· регулирование экономических отношений на межстрановом и региональном уровнях;
· обеспечение отечественным экспортерам за рубежом экономической поддержки и правовой защищенности;
· регулирование платежного баланса страны;
· формирование благоприятного имиджа страны, ее регионов и фирм.
Государственное регулирование ВЭД в России в условиях переходной экономики должно осуществляться в соответствии со следующими основными принципами:
· единство внешнеэкономической политики и национальной (внутренней) экономической политики;
· единство системы государственного регулирования и контроля за его реализацией;
· обеспечение равенства всех участников ВЭД;
· перенос центра тяжести регулирования ВЭД с административных на экономические методы;
· четкое разграничение прав и ответственности Федерации и ее субъектов в области управления ВЭД.
Законом Российской Федерации «О предприятиях и предпринимательской деятельности» предприятиям разрешено самостоятельно осуществлять экономическую деятельность. Указом Президента Российской Федерации «О либерализации внешнеэкономической деятельности» всем зарегистрированным на территории Российской Федерации предприятиям и их объединениям независимо от форм собственности разрешено осуществление внешнеэкономической деятельности без специальной регистрации.
Экспорт стратегически важных сырьевых товаров осуществляется предприятиями и организациями, зарегистрированными МВЭС РФ для этих целей. Зарегистрированные предприятия вносятся в специальный реестр, который публикуется в периодической печати.
Отказ в регистрации и исключение их из реестра могут быть в случае нарушения действующего законодательства РФ или зарубежных стран, повлекшего за собой экономический и политический ущерб для России; невыполнение обязательств по экспортным поставкам. Перечень стратегически важных сырьевых товаров установлен соответствующим постановлением Правительства РФ и содержит 13 позиций (топливо, электроэнергия, зерно и др.)[11]
Предприятия могут осуществлять экспортно-импортные операции непосредственно или на договорной основе через внешнеэкономические организации. К таким организациям относятся ассоциации делового сотрудничества, торговые дома, торгово-промышленная палата и др.
Внешнеэкономическая деятельность осуществляется на основе контракта. Российское законодательство предписывает обязательную письменную форму внешнеэкономического контракта. Сделка может быть заключена либо путем составления и подписания одного документа, либо путем обмена письмами, телеграммами. Внешнеэкономический контракт содержит несколько разделов, расположенных в определенной последовательности.
При этом каждый контракт имеет определенные юридические атрибуты, без наличия которых он теряет правовую силу, и права, из него вытекающие, не могут быть защищены. Внешнеэкономический контракт должен содержать полное официальное наименование сторон и их юридические адреса, полное имя и фамилию лица, представляющего организацию, его должность, а также указание, на основании чего осуществляется представительство.
Управление внешнеэкономической деятельностью в Российской Федерации осуществляет Министерство внешнеэкономических связей, Государственный таможенный комитет. Регулирование валютных операций производят Валютно-экономическая комиссия Российской Федерации, Центральный банк России. Общее руководство возложено на Президента, Правительство и Министерство экономики Российской Федерации.
На территории Российской Федерации действует единый режим квотирования и лицензирования, основой которого являются единые перечни лицензируемых товаров, система установления и распределения квот и лицензий. Общие квоты экспорта из России отдельных товаров устанавливаются Министерством экономики по согласованию с соответствующими министерствами.
Постановлением правительства РФ «О продаже экспортных квот, устанавливаемых для государственных нужд» МВЭС разрешено ежеквартально осуществлять на конкурсной или аукционной основе продажу не использованных предприятиями-изготовителями экспортных квот в случаях заключения ими договоров поставки продукции на экспорт для государственных нужд либо невыполнения ими указанных поставок.
Виды внешнеэкономической деятельности как способ реализации экспортной стратегии предприятия и форма его работы на внешнем рынке. Их отражение в Федеральном Законе «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (гл. 4, ст.12).
Экспортная стратегия предприятия реализуются через следующие виды внешнеэкономической деятельности[12]:
· валютные и финансово-кредитные операции;
· внешнеторговая деятельность;
· международное инвестиционное сотрудничество;
· производственная кооперация.
В российской практике ВЭД реализуется преимущественно через внешнеторговую деятельность (ВТД). В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (с изм. и доп. от 22 июля 2005 г. как Закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности») внешнеторговая деятельность - деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.
Согласно ст.12 Закона государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется посредством таможенно-тарифного регулирования, нетарифного регулирования, запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью, мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности.
Таможенно-тарифное регулирование - метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин[13].
Нетарифное регулирование - метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера;
Производственная кооперация в составе ВЭД предприятий и фирм - форма сотрудничества между иностранными партнерами в различных, но конструктивно связанных между собой процессах технологического разделения труда.
Технологический процесс разделения труда - распределение его участников в цепи создания и реализации продукции по основным его фазам, от изучения потребностей на внутренних и внешних рынках до доведения ее до конечных потребителей. Производственная кооперация характерна для однородных сфер производства и обращения, для научно-технической, инвестиционной и сервисной областей. Согласованность действий партнеров в рамках производственной кооперации достигается путем:
· взаимного планирования экспортной и импортозамещающей продукции;
· организации процесса подготовки кадров;
· прогнозирования и совместного ведения научных разработок, обеспечения их необходимой аппаратурой, приборами и материалами.
Международное инвестиционное сотрудничество - форма взаимодействия с иностранными партнерами на основе объединения усилий финансового и материально-технического характера с целью расширения базы развития и выпуска экспортной продукции, ее систематического обновления на основе критериев конкурентоспособности и облегчения процессов ее реализации на внешнем рынке.
Подобные задачи решаются за счет организации совместных предприятий. Совместное предпринимательство возможно на базе обмена технологиями, услугами с последующим распределением программ выпуска продукции и ее реализации, а также в форме образования и функционирования концессий, консорциумов, акционерных компаний, международных неправительственных организаций[14].
Валютные и финансово-кредитные операции в качестве вида ВЭД рассматриваются как содействующие, сопровождающие любую внешнеторговую сделку в виде финансовых обязательств, связанных с облегчением платежа за поставленную продукцию через конкретные формы расчета, а также валютные операции, совершаемые в целях избежания курсовых потерь. Валютные и финансово-кредитные операции рассматривают и в качестве самостоятельных специфических видов ВЭД в финансово-банковской сфере, обслуживающей внутренний валютный рынок и внешнеторговые платежи в системе международных расчетов.
Особые режимы осуществления отдельных направлений внешнеторговой деятельности: приграничная торговля и свободные экономические зоны, их специфика и роль, отражение в Федеральном Законе «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (гл. 9, ст.41,42) В соответствии с гл. 9 Федерального Закона от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» особыми режимами осуществления внешнеторговой деятельности являются режим приграничной торговли и режим свободной экономической зоны.
Согласно ст. 41 указанного Закона приграничная торговля осуществляется на основе международного договора Российской Федерации с сопредельным иностранным государством или группой сопредельных иностранных государств, предусматривающего предоставление особого благоприятного режима внешнеторговой деятельности в отношении внешней торговли товарами и услугами, осуществляемой исключительно для удовлетворения местных потребностей в товарах и услугах, произведенных в пределах соответствующих приграничных территорий и предназначенных для потребления физическими лицами, имеющими постоянное место жительства на этих территориях, и юридическими лицами, имеющими место нахождения на этих территориях[15].
Информация о работе Внешнеэкономическая деятельность Российской Федерации