Внешнеэкономическая деятельность Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 13:20, курсовая работа

Описание

Современное мировое сообщество невозможно представить без внешнеэкономической деятельности. В российском законодательстве нет определения понятия «внешнеэкономическая деятельность».
В соответствии с федеральным законом РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» внешнеторговая дея-тельность - предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность).
Внешнеэкономическая сделка - это комплексное понятие, означающее деятельность субъектов МЧП в области международного обмена товарами, работами, результатами интеллектуальной деятельности, различного рода услугами, направленную на установление, изменение и прекращение граж-данских прав и обязанностей.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1. Сущность, понятие и значение внеэкономической деятельности……...5
2. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности……….11
3. Основные органы, регулирующие внешнеэкономическую деятельность в России и организации, содействующие внешнеэкономической деятельности…………………………………………………………………..23
Заключение…………………………………………………………….. ...30
Список используемой литературы………………………………………31

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 174.50 Кб (Скачать документ)

Указанный особый благоприятный режим не распространяется на другие иностранные государства или группы иностранных государств, с которыми у Российской Федерации заключены международные договоры, предусматривающие предоставление режима не менее благоприятного, чем режим, предоставленный любому другому иностранному государству.

Приграничная торговля может осуществляться между российскими лицами, имеющими постоянное место нахождения (место жительства) на приграничной территории Российской Федерации и иностранными лицами, имеющими постоянное место нахождения (место жительства) на соответствующей приграничной территории, определенной в международном договоре Российской Федерации с сопредельным иностранным государством, исключительно для удовлетворения местных нужд в товарах и услугах, произведенных в пределах соответствующих приграничных территорий и предназначенных для потребления в пределах соответствующих приграничных территорий.

Порядок осуществления приграничной торговли и соответствующие приграничные территории, на которых устанавливаются особые режимы осуществления внешнеторговой деятельности, определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации с сопредельными иностранными государствами и федеральными законами.

Свободная экономическая зона представляет собой ограниченный район, часть территории страны, в пределах которой действует льготный режим хозяйствования и внешнеэкономической деятельности, где предприятиям предоставлена более широкая свобода экономической деятельности. Согласно ст. 42 вышеуказанного Закона особый режим на территориях свободных экономических зон устанавливается федеральным законом о свободных экономических зонах.

Цели создания свободных экономических зон[16]:

· активизация деятельности предприятий, расположенных на их территории;

· модернизация промышленности;

· насыщение внутреннего рынка высококачественными товарами;

· повышение квалификации рабочей силы;

· привлечение иностранных инвестиций, освоение новых технологий;

· развитие внешнеэкономических связей;

· развитие экономически отсталых районов;

· расширение экспорта и импорта.

Для свободных экономических зон устанавливаются специальные облегченные таможенные, торговые режимы, предоставляется широкая свобода перемещения капитала, товаров и специалистов, применяется льготный режим налогообложения предприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Основные органы, регулирующие внешнеэкономическую деятельность в России и организации, содействующие внешнеэкономической деятельности

 

Большое внимание управлению и регулированию внешнеэкономических связей уделяют: правительственные органы, государственный аппарат, негосударственные отечественные и международные организации.

Энергичному и быстрому воздействию на регулирование различных форм ВЭД способствуют указы Президента. В соответствии с законодательством Президент РФ выполняет следующие функции: общее руководство государственной внешнеэкономической политикой (в частности, подписывает законы и издает указы по ключевым ее направлениям); подписывает международные соглашения; представляет Россию на соответствующих международных форумах; регулирует военно-техническое сотрудничество; определяет условия экспорта драгоценных камней, металлов, расщепляющих материалов[17].

Высшими органами, осуществляющими государственное регулирование ВЭД, являются Совет Федерации и Государственная Дума, которые вправе принимать, изменять, отменять законы, регулирующие внешнюю торговлю, совместное предпринимательство и другие формы внешнеэкономического сотрудничества и взаимодействия.

Общее руководство внешнеэкономической деятельностью осуществляет Правительство на основе принятия нормативных актов управления по вопросам ВЭД, координации деятельности министерств и ведомств в сфере ВЭД, проведения переговоров и заключения межправительственных договоров.

Министерство финансов РФ регулирует кредитно-денежную сферу, по соглашению с другими ведомствами вносит в правительство предложения об изменении ставок импортных и экспортных таможенных пошлин. Оно регулирует систему налогообложения, в том числе при осуществлении ВЭД, определяет методические основы разработки платежного баланса.

Центральным специальным государственным органом регулирования ВЭД является Министерство торговли РФ. На Министерство торговли возложены такие регулирующие функции[18]:

· выработка стратегии внешнеэкономической политики и обеспечение ее проведения всеми субъектами ВЭД на основе координации их действий в соответствии с международными договорами;

· координация и согласование внешнеэкономической деятельности с Министерством экономики, Министерством финансов и другими министерствами и ведомствами;

· осуществление контроля за соблюдением всеми субъектами ВЭД законов и условий международных договоров;

· осуществление мер нетарифного регулирования ВЭД;

· подготовка и заключение внешнеторговых договоров и соглашений с разными странами;

· разработка единой валютной, кредитной, ценовой политики;

· сотрудничество с различными международными и межправительственными комиссиями по вопросам развития и регулирования ВЭД.

Важная роль в регулировании ВЭД принадлежит Центральному банку, который заключает межбанковские соглашения, представляет интересы государства в отношениях с национальными или центральными банками других государств, международными банками и другими финансово-кредитными учреждениями. К основным функциям Центробанка относятся: проведение всех видов валютных операций, разработка сферы и системы обращения в стране иностранной валюты и ценных бумаг, издание нормативных актов, регулирование курса, выдача лицензий банкам на осуществление валютных операций.

Государственный комитет РФ по науке и технологиям призван контролировать и координировать международное научно-техническое сотрудничество, финансирование международных проектов, принимать участие в подготовке и подписании соответствующих межправительственных соглашений, в совершенствовании законодательной базы международных научно-технических связей.

Из негосударственных организаций наибольшее воздействие на развитие и осуществление ВЭД оказывают торгово-промышленные палаты. Торгово-промышленная палата является негосударственной некоммерческой общественной организацией, объединяющей предприятия и предпринимателей, она является юридическим лицом, она создается в целях содействия развитию экономики страны, ее интегрированию в мировую хозяйственную систему, формированию современно промышленной и торговой инфраструктуры; всемирному развитию всех видов предпринимательства, торговых и научно-технических связей с зарубежными странами.

Торгово-промышленные палаты выполняют следующие задачи[19]:

· оказание помощи предпринимателям и предприятиям,

· оказание предпринимателям, их объединениям, союзам, ассоциациям информационных услуг,

· организация взаимодействия между субъектами предпринимательской деятельности и с государством,

· предоставление услуг для осуществления коммерческой деятельности иностранных фирм и организаций,

· принятие мер к недопущению и пересечению недобросовестной конкуренции, неделового партнерства,

· содействие развитию системы образования и подготовки кадров для предпринимательской деятельности,

· содействие развитию экспорта товаров и услуг, оказание технической помощи субъектам предпринимательской деятельности в проведении операций на внешнем рынке,

· содействие регулированию споров, возникающих между предприятиями, предпринимателями.

ТПП РФ активно содействует развитию экспорта российской продукции; оказывает помощь российским участникам ВЭД в их внешнеторговых операциях, освоении новых форм международного экономического и научно-технического сотрудничества. Ею организуются различные мероприятия по обучению и повышению квалификации российских предпринимателей в сфере ВЭД. Важное значение имеет ее помощь зарубежным предпринимателям в нахождении российских партнеров.

ТПП имеет 18 представительств за рубежом и участвует в деятельности 8 смешанных международных палат. Активное воздействие на регулирование ВЭД оказывают созданные при ТПП Международный коммерческий арбитражный суд (МАКС), Третейский суд, Морская арбитражная комиссия, Ассоциация диспашеров. Международный коммерческий арбитражный суд рассматривает и выносит решения по спорам, возникающим при осуществлении внешней торговли, а так же экономических, научных, технических отношений между фирмами, организациями разных стран. Морская арбитражная комиссия занята регулированием конфликтов, возникающих из отношений по фрахтованию судов, морскому страхованию, спасению получивших повреждение судов.

Банк внешней торговли России осуществляет все виды операций по внешнеторговым расчетам внутри страны и за рубежом: экспортно-импортные расчеты, кредитование, операции с ценными бумагами, открытие и ведение счетов, как в валюте, так и в рублях, гарантийные операции, а также предоставление консультационных услуг.

Экспортно-импортный банк РФ призван предоставлять долгосрочные кредиты российским экспортерам, кредитовать предприятия, способные выпускать экспортную продукцию, страховать кредиты.

Российский банк реконструкции и развития финансирует и кредитует инвестиционные проекты, обеспечивающие совершенствование отраслевой структуры экономики, в том числе путем стимулирования российского экспорта и развития импортозаменяющего производства.

Для стимулирования двусторонних и многосторонних международных экономических связей созданы разнообразные ассоциации делового сотрудничества, в том числе и двусторонние: России с США, ФРГ, Францией и т.д. Существуют и другие организации, в том числе и иностранные (консультативные, контактные и др.), призванные, с одной стороны, содействовать выходу российских участников ВЭД на мировой рынок, с другой - информировать потенциальных зарубежных партнеров о перспективах российского рынка.

Государственный таможенный комитет РФ (ГТК) непосредственно подчинен Президенту РФ и выполняет следующие функции[20]:

· ведение таможенной статистики;

· защита экономических и иных интересов России через борьбу с незаконным вывозом грузов, ценностей и прочего из России и через предотвращение незаконного ввоза в страну оружия, вредных отходов и т.д.;

· контроль за пересечением Государственной границы РФ гражданами и грузами, декларирование соответствующих грузов и имущества;

· участие в валютном и экспортном контроле;

· участие в изменениях ставок таможенных пошлин и размеров таможенных сборов;

· участие в разработке таможенного законодательства и таможенной политики РФ, обеспечение реализации последней.

· формирование доходной части федерального бюджета РФ посредством взимания таможенных пошлин, сборов, штрафов, конфискации грузов, финансовых средств и имущества граждан.

За рубежом также производится регулирование ВЭД на государственном уровне, на уровне предприятий и, что особенно важно, большие успехи достигнуты и на межгосударственном уровне, в странах Европейского сообщества. Прежде всего, это относится к инвестиционной политике и таможенной деятельности. В этих странах выработан довольно жесткий подход к поставкам сырья и, наоборот, либеральный, стимулирующий подход к готовой продукции.

При осуществлении ВЭД необходимо учитывать внешнеэкономическую политику различных государств, под влиянием которой формируются основные направления, регулирующие отношения с другими странами.

В странах с развитой рыночной экономикой отсутствует государственная монополия на внешнюю торговлю, тем не менее, высшие государственные законодательные органы (парламенты, национальные собрания, конгрессы) определяют внешнеэкономическую политику стран, издают законы по регулированию торговли, ратифицируют государственные договоры.

Правительственные органы занимаются регулированием и реализацией ВЭД. В настоящее время в мире создано большое число международных организаций, осуществляющих регулирование разнообразных аспектов взаимодействия участников ВЭД из разных стран. При этом важно учесть, что большинство стран мира используют в своей практике основные правила, положения, различные нормативы и регламенты, выработанные этими международными организациями с целью развития международного экономического сотрудничества.

Федеральная служба по валютному и экспортному контролю (ВЭК) подчиняется непосредственно Президенту РФ. К ее важнейшим задачам относятся:

· анализ эффективности и разработка мероприятий по совершенствованию системы валютного контроля РФ;

· аудиторская проверка отдельных участников ВЭД;

· координация действий федеральных и региональных органов регулирования ВЭД в России;

· межведомственный контроль за соблюдением всеми участниками ВЭД законодательства в сфере валютного и экспортного контроля;

· содействие в создании единой российской информационной системы по валютному и экспортному контролю.

 


Заключение

 

Подводя итог данной работе, заметим, что юридической основой регулирования внешнеэкономической деятельности в России является совокупность норм, изложенных в законах РФ. Данный свод документов либо прямо распространяется на сферу внешнеэкономической деятельности , либо оказывают на нее (сферу) непосредственное влияние, а также общепризнанные нормы международного права и международные договора в области экономических отношений. Все это является составляющим раздела по правовому регулированию внешнеэкономической деятельности.

Внешнеэкономическая   деятельность  является важным фактором развития экономической системы любого государства. Это одна из сложных сфер общественных отношений, именно  внешнеэкономическая   деятельность  выступает основным источников доходов государственного бюджета. В ней проявляется национальный интерес и обнаруживаются различия между другими общественными отношениями в государстве. Вместе с тем ВЭД -постоянно изменяющееся явление, поскольку в нашей стране еще не существует достаточного опыта субъектов ВЭД, не выработан четкий  правовой  механизм, не сформированы в достаточной степени отношения с международными организациями.

Цели и задачи данной курсовой работы, заключавшееся в комплексном теоретическом осмысление государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, были достигнуты. Отсюда можно сделать следующий вывод. В развитии  внешнеэкономической   деятельности  особую роль играет государство. Именно качественное управление  внешнеэкономической   деятельностью  позволит добиться, главной цели современного  регулирования   внешнеэкономической   деятельности   России - интеграции в мировую экономику.

Информация о работе Внешнеэкономическая деятельность Российской Федерации