Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 11:51, контрольная работа
Главная задача внешнеторговой политики любого государства состоит в обеспечении благоприятных условий для эффективной деятельности отечественного бизнеса в сфере внешней торговли, с учетом использования выгод международного разделения труда. Правительства стремятся обеспечить экономические и политические условия, облегчающие национальному капиталу приспособление к изменениям на международных рынках. При этом внешнеторговая политика должна учитывать как позитивные тенденции гармонизации международных экономических отношений, так и негативные тенденции обострения международной конкуренции.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Сущность политики фритредерства и политики
протекционизма…….............................................................................................4
2. Тарифные и нетарифные методы внешнеторговой политики. Демпинг…………………………………………………………………………..11
3.Заключение..........................................................................................................23
4. Контрольные тестовые задания………………………………………..……..24
Список используемой литературы…………………………………………..
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
ИНСТИТУТ
Кафедра
Экономической теории
Факультет___ФиК____
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА №_3_
по
дисциплине _____Мировая
экономика_______
Тема ________Внешнеторговая политика государств: __________
_______________свободная торговля
и протекционизм___________
Студент__ ___
(Ф.И.О.)
Личное дело № ________
(Ф.И.О.)
План
работы
Введение…………………………………………………………
1. Сущность политики фритредерства и политики
протекционизма…….............
2. Тарифные и
нетарифные методы
3.Заключение..................
4. Контрольные
тестовые задания……………………………………
Список используемой
литературы…………………………………………..
Введение
Быстрый рост мирохозяйственных связей во второй половине текущего столетия привел к расширению и повышению роли внешнеэкономической сферы. Причины этого заключаются в том, что процесс интернационализации давно вышел за пределы сферы обращения, охватив весь процесс воспроизводства. С ростом интернационализации хозяйственной жизни возросли масштабы воздействия внешней сферы на национальные рынки. При этом углубляется и расширяется взаимодействие национальных экономик в сфере обмена, развивается международная торговля и появляется мировой рынок. Для целого ряда стран внешнеэкономические связи из подчиненных переросли в определяющие, когда решающим становится конкурентоспособность страны, ее способность улучшать свое положение в мировом хозяйстве, завоевывать себе новые позиции.
Государство, являясь носителем власти, располагая большой финансовой мощью, использует широкий спектр воздействия на внутренние и внешние секторы хозяйства с помощью бюджетной, кредитной, денежной, валютной политики. Наряду с краткосрочными методами воздействия на экономику государство использует различные формы долгосрочного регулирования, проводит соответствующую структурную политику, стимулируя производственные сдвиги, преодоление региональных различий, повышение конкурентоспособности национальных компаний. Важную роль играет научно-техническая политика государства.
Каждое государство стремится создать благоприятные внешние условия для расширенного воспроизводства внутри страны. Действие указанных факторов порождает постоянное взаимодействие двух тенденций: фритредерства и протекционизма. Данные тенденции отражают не только интересы участников внутреннего рынка, но и реакцию государства на события в международном разделении труда. Лозунги фритредерства (свободной торговли) и ее защиты используются часто не в интересах достижения общей выгоды в мире, а для укрепления своих позиций, увеличения собственного могущества.
1. Сущность политики фритредерства и политики протекционизма.
Основными направлениями внешнеторговой политики государства в начале ХХI века остаются протекционизм и фритредерство, которые сталкивались в течение последних двух веков как противоположные подходы к внешнеэкономической политике. В различные исторические периоды предпочтение отдавали тому или другому направлению не отказываясь полностью от противоположного.
1.1 Сущность политики фритредерства.
Впервые
политика фритредерства была определена
английским экономистом Адамом Смитом
в эпоху классической теории. Движение
сторонников фритредерства
Фритредерство (англ. free trade - свободная торговля) предполагает невмешательство государства в международную торговлю. Это система государственного регулирования международной торговли товарами и услугами, которая направлена на снятие всевозможных барьеров, препятствующих ее развитию. В этом случае применяются методы преимущественно тарифного регулирования и меры, поощряющие приток в страну товаров и капиталов. Фритредерская модель предполагает, что рынок (мировой рынок) – это саморегулирующаяся система и он сам гораздо лучше, чем любая другая регулирующая сторона, решит проблемы обеспечения сбалансированности и взаимовыгодности торговых операций. В этом случае международная торговля осуществляется и развивается в соответствии с международным разделением труда и современным вариантом теории сравнительных преимуществ (на мировой рынок продукцию представляет та страна, которая может ее произвести с наименьшими издержками и, соответственно, по меньшей цене).
Положительные воздействия свободной торговли:
В начале XXI века фритредерство выступает в форме либерализации торговли, отвечающей интересам промышленно развитых государств, которые обладают конкурентными преимуществами, а также стран, ориентирующихся на экспортную экспансию как основной источник развития и роста.
Политика свободной торговли дает выигрыш любой стране, хотя и не каждой в одинаковой степени и не всем группам населения. В стране-импортере выигрыш возникает за счет того, что выгоды потребителей превышают потери производителей, а в стране-экспортере общий прирост благосостояния происходит благодаря выигрышу производителей, тогда как потребители несут потери.
Отрицательные стороны политики фритредерства:
1.2 Сущность политики протекционизма.
Противоположным направлением внешнеторговой политики государства является протекционизм. Protectionism (англ.) – протекционизм (от лат. Protectio) – покровительство, защита, охрана. Протекционизм – это теория и практика государственного регулирования внешней торговли, направленная на защиту субъектов национальной экономики от иностранной конкуренции путем тарифных и нетарифных методов внешнеторговой политики. Таким образом, для национальной экономики создаются наиболее благоприятные условия торговли на внутреннем и внешнем рынках. На практике протекционизм развивается и применяется с периода возникновения международных торговых отношений. Внешним проявлением протекционизма является положительное сальдо торгового баланса, то есть чистый экспорт (превышение экспорта над импортом), что и служит основой для сохранения протекционистских тенденций.
Развитие
протекционистских тенденций
Отдельные инструменты торговой политики чаще применяются при необходимости либо ограничить импорт, либо форсировать экспорт.
Государственное регулирование внешней сферы осуществляется с помощью широкого круга протекционистских мер:
Тарифные методы:
Нетарифные методы регулирования – совокупность прямых и косвенных ограничений внешнеэкономической деятельности, куда входят многие меры торговой и экономической политики. Нетарифные методы регулирования подразделяется на количественные, финансовые методы и методы скрытого протекционизма. Основные: лицензирование, антидемпинговые и компенсационные пошлины, импортные депозиты, так называемые добровольные ограничения и специфические: технические стандарты и нормы, санитарные и ветеринарные нормы, валютные ограничения импорта товаров.
Положительное влияние протекционистских мер на развитие национальной экономики и международной торговли:
Информация о работе Внешнеторговая политика государств: свободная торговля и протекционизм