Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 15:44, курсовая работа
Целью данной работы является изучение проблемы внешних эффектов в рыночной экономике. В соответствии с поставленной целью задачами работы являются:
изучение понятия внешних эффектов;
анализ воздействия внешних эффектов в рыночной экономике;
практическое использование внешних эффектов.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Внешние эффекты в рыночной экономике и их государственное регулирование
Частные и социальные издержки и выгоды…………………………………...5
Положительные и отрицательные внешние эффекты…..…………………….9
Проблемы внешних эффектов и ее решение………………………..……..…12
Частный сектор и внешние эффекты. Теорема Коуза-Стиглера.….………..14
Государство и внешние эффекты……………………………………………..18
Глава 2. Особенности России внешних эффектов. Регулирование внешних эффектов
2.1 Загрязнение внешней среды………………………….………………………..24
2.2 Механизм государственного регулирования экономики……………………………………………………………………..…….27
Заключение………………………………………………………………………….37
Список литературы…………………………………………………………………39
Принцип решения проблемы внешних эффектов заключается поэтому в достижении равенства предельных общественных издержек предельной общественной выгоде:
MSC=MSB.
Поскольку MSC=MPC+MEC ,а MSB=MPB+MEB , то
MPC+MEC=MPB+MEB.
При отрицательных внешних эффектах MEB~O и MPB=MSB , тогда решение проблемы негативных экстерналий в принципе выглядят так:
MPC+MEC=MSB
При положительных внешних эффектах MEC≈0 и MPC=MSC , поэтому решение проблемы позитивных экстерналий в принципе такого:
MSC=MPB+MEB.
Важно подчеркнуть, что при решении проблемы экстерналий внешние эффекты получают выражение в виде соответствующих издержек и выгод уже для непосредственных участников сделок, и тогда действие рыночного механизма меняет цены и объем производства соответствующих благ, а это вносит коррективы и распределение ресурсов и продуктов, которое становится эффективным. В то же время это означает, что соответствующие
13
внешние эффекты трансформируются во внутренние. Тем самым осуществляется интернализация внешних эффектов.
14
В частном секторе экономики проблема экстерналий в определенных случаях может быть решена в ходе функционирования самого рыночного механизма без постороннего вмешательства. Этому могут способствовать соответствующие действия экономических субъектов, вовлеченных в такие ситуации.
Решению проблемы могут способствовать, например, слияния то есть объединения производителей и получателей внешних эффектов в одно целое, - например, фирму, общество потребителей и т.д. Тем самым бывшие внешние эффекты автоматически становятся внутренними, и происходит необходимая корректировка объемов и технологий производства соответствующих благ.
Далее, проблема экстерналий может решиться путем формирования и действия общественных обычаев – внеэкономических методов решения экономических проблем, таких как моральные нормы, традиции и тому подобные способы влияния на поведение экономических субъектов, которое порождает внешние эффекты. Эти способы, издавна используемые человечеством, реализуются через воспитание, общественные мнение (поддержка одних действий и осуждение других) и т.д. В определенных обстоятельствах они способствуют корректировке поведения таких лиц, поскольку издержки на устранение причин внешних эффектов оказываются меньше потерь, связанных с утратой репутации, в том числе порой ведущих к прямому экономическому ущербу для тех кто игнорирует принятые в данном обществе правила поведения. Именно к таким средствам относится «золотое правило морали»: «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтоб поступили с тобой».
15
Выяснение и
перераспределение соответствую
Теорема Коуза (точнее Коуза-Стиглера, поскольку именно Стиглеру принадлежит само это определение и исходная формулировка теоремы) гласит: при нулевых трансакционных издержках и четкому становлении прав собственности, независимо от того, как эти права собственности распределены между экономическими субъектами, частные и социальные издержки будут равны. Другими словами, эффективное размещение ресурсов будет достигать независимо от распределения прав собственности на эти ресурсы; достаточно только, чтобы издержки на установление и защиту прав собственности, ведение переговоров и достижение согласия по перераспределению этих прав были незначительны. В результате таких переговоров все не учтенные ранее в рыночных расчетах ресурсы получают денежную оценку, и их собственником становится (или остается) тот экономический субъект, которому это наиболее выгодно.
Действительно, если права
собственности принадлежат
16
за снижение объема выпуска порождающего внешний эффект продукта вплоть до снижения социально оптимального ее количества Qs будет выше, чем разница между предельной выгодой и предельными частными издержками производителя такого продукта, только на всем интервале от Qp до Qs MEC > MSB – MPC, например, для Q' (рис. 4.1).
Если же права собственности принадлежит получателю негативной экстерналии, то возможная плата источника внешнего эффекта за доведение объема выпуска порождающего внешний эффект продукта вплоть до достижения социально оптимального его количества Qs будет выше, чем предельные внешние внешние издержки, поскольку разница между предельной выгодой и предельными частными издержками производителя такого продукта MSB – MPC на этом интервале от 0 до Qp больше MEC, например для Q (рис 4.2).
Итогом же переговоров в любом случае окажется социально оптимальное количество данного блага Qs, что следует из теоремы Коуза-Стиглера.
Важно отметить, что, хотя распределение прав собственности не влияет на оптимальное резмещение ресурсов, оно существенно воздействует на доходы экономических субъектов, которые, конечно, будут различны при разных вариантах распределение прав собственности.
P MSC
P
MPC
Ps
Pp MSB-MPC Pp MSB-MPC
Qs Q` Qp Q Q` Qs Qp
17
Эти две стороны значения прав собственности – для решения проблемы экстрналий и для имущественного положения экономических субъектов – нельзя смешивать.
Таким образом, в рамках возможностей адекватно функционирования частного сектора рыночной экономики экстерналии существуют только временно, лишь на тот период, который необходим рыночному механизму, чтобы выявить и «переварить» указанными выше способами возникающие расхождения между частными и социальными издержками и выгодами.
18
Тем не менее многие экстерналии существуют в экономике длительное время. Это означает, что трансакционные издержки на выяснение и перераспределение прав собственности существенны, и ими нельзя пренебречь. Если такие издержки превышают выгоду от переговоров, то экстерналии не будут устранены. К такому же результату ведут слишком большое число вовлеченных в проблему экстерналий субъектов, трудности в определении конкретных источников внешних эффектов, ассиметричная информация относительно издержек и выгод участников переговоров. Когда экстерналии устойчиво существуют в экономике, к решению их проблем необходимо привлечь государство. При этом возможны следующие формы государственного воздействия.
Наиболее распространенным методом является административное регулирование, которое заключается в прямых запретах или, наоборот, требованиях выполнения вовлеченными экономическими субъектами определенных действий, что подкрепляется мощью государственного аппарата принуждения. Оно осуществляется, например, в форме установления стандартов и предельных норм вредных воздействий на окружающую среду. Такие меры позволяют сократить размеры экстерналий, но не приводят, как правило, к оптимальному размещению ресурсов, так как не учитывают индивидуальных особенностей вовлеченных в подобные ситуации экономических субъектов. Например, если они живут и действуют в разных районах и предельные выгоды у них не совпадают, за исключением данной (определяемой единой рыночной ценой Pp), то установление единого допустимого административно определенного количества данного порождающего экстерналии товара QA не устранит неэффективного размещения ресурсов (QA >Q1s, и первый производитель будет превышать
19
социально оптимальный объем выпуска, но QA<Q2s , и второй производитель не сможет достичь социально оптимального объема выпуска), хотя и может способствовать снижению размеров потерь эффективности (рис. 5.1).
Аналогичной
будет ситуация при
P
P 2s
Pp
Q1s QA Q2s
Qp
рис. 5.1
И в этом случае установление единого допустимого, административно определенного количества подобного товара QA не устранит неэффективного размещения ресурсов (теперь QA < Q1s, и первый производитель уже не сможет достичь социально оптимального объема выпуска, но QA< Q2s , и второй производитель, наоборот, будет превышать социально оптимальный объем выпуска), хотя также может способствовать снижению размеров потерь эффективности (рис. 5.2). Конечно, регулирующие деятельность продуцирующих внешние эффекты экономических субъектов административные органы теоретически могли бы установить каждому такому субъекту индивидуальные параметры деятельности (количество продукции, предельно допустимые концентрации выброс вредных веществ и т.д.), но это было бы связано со слишком высокими административными
20
издержками на получение необходимой информации, определение таких параметров и проверку выполнения административных решений. К тому же число регулируемых таким образом экономических субъектов слишком велико. Поэтому в реальных экономических условиях это неосуществимо. Недавняя практика административного регулирования деятельности предприятий в нашей стране подтверждает это вывод.
Корректирующие налоги и субсидий. Корректирующий налог (налог Пигу) на производителя негативной экстерналии устанавливается в размере, равном предельным внешним издержкам на каждую единицу выпускаемой продукции:
T=MEC,
Где T - размер корректирующего налога.
Тогда MPC+T=MSC, и кривая предельных частных издержек с учетом налога Пигу совпадает с кривой предельных социальных издержек. Это ведет к сокращению производства продукции и отрицательными внешними эффектами до оптимального уровня: QT=QS (рис. 5.3).
P MSC
PT
PP MSB
QT QP Q
Рис.5.3
21
Корректирующая
субсидия устанавливается в размере,
равном предельной внешней выгоде на
каждую единицу выпускаемой продукции
G=MEB,
Где G – размер корректирующей субсидии.
Тогда MPB+G=MSB, и кривая предельной частной выгоды с учетом такой субсидии будет совпадать с кривой предельной общественной выгоды. Это приведет к росту производства продукции, с положительными внешними эффектами до эффективного с точки зрения размещения ресурсов уровня: