Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 15:44, курсовая работа
Целью данной работы является изучение проблемы внешних эффектов в рыночной экономике. В соответствии с поставленной целью задачами работы являются:
изучение понятия внешних эффектов;
анализ воздействия внешних эффектов в рыночной экономике;
практическое использование внешних эффектов.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Внешние эффекты в рыночной экономике и их государственное регулирование
Частные и социальные издержки и выгоды…………………………………...5
Положительные и отрицательные внешние эффекты…..…………………….9
Проблемы внешних эффектов и ее решение………………………..……..…12
Частный сектор и внешние эффекты. Теорема Коуза-Стиглера.….………..14
Государство и внешние эффекты……………………………………………..18
Глава 2. Особенности России внешних эффектов. Регулирование внешних эффектов
2.1 Загрязнение внешней среды………………………….………………………..24
2.2 Механизм государственного регулирования экономики……………………………………………………………………..…….27
Заключение………………………………………………………………………….37
Список литературы…………………………………………………………………39
QG=QS (рис. 5.4).
P
G MSC
Qp QG
Рис. 5.4
Однако реализовать на практике корректирующие налоги и субсидии не просто, так как это связано со значительными административными и трансакионными издержками, связанными со сбором информации и контролем, в частности, установление конкретных субъектов и объектов, в том числе установления конкретных субъектов и объектов налогообложения и субсидирования, оценки конкретных размеров налогов и субсидий, практических измерений (например, выбросов в атмосферу) и т.д. Свою роль играет и взаимное противоречие интересов вовлеченных в такие проблемы
22
сторон: производителей и потребителей продукции и получателей внешних эффектов. Тем не менее некоторые налоги и субсидии уже используются в практике отдельных стран.
Создание рынков прав на загрязнение. Важная сфера деятельности государства – создание прав собственности там, где они ранее отсутствовали. Это позволяет создать новые, отсутствовавшие ранее, рынки и подключить рыночный механизм к решению проблемы экстерналий под государственным контролем. Помимо прямого сокращения общих размеров внешних эффектов рынки прав на загрязнения (чаще всего – на определенные размеры или нормы вредных выбросов) позволяют приблизиться к решению проблемы неодинаковых эффектов от различных экономических субъектов и неодинаковых издержек на устранение экстерналий путем введения механизма перепродажи лицензий на загрязнения.
Устанавливая конкретный допустимый объем загрязнений Q', государство тем самым определяет фиксированный объем S предложения прав на загрязнение. Рыночная цена P' определяется с учетом спроса D на загрязнения (рис. 5.5).
P S
P`
Рис. 5.5 Q` Q
Те субъекты загрязнения, для которых данная цена окажется выше издержек на снижение или ликвидацию вредных выбросов, предпочтут не покупать
23
такую лицензию,
а осуществить необходимые
24
Глава 2. Особенности России внешних эффектов. Регулирование внешних эффектов
2.1 Загрязнение внешней среды
Загрязнение атмосферы. Атмосферный воздух всегда содержит некоторое количество примесей, поступающих от естественных и антропогенных источников. К числу примесей, выделяемых естественными источниками, относят: пыль (растительного, вулканического, космического происхождения, возникающую при эрозии почвы, частицы морской соли); туман; дым и газ от лесных и степных пожаров; газы вулканического происхождения; различные продукты растительного, животного происхождения и др.
Естественные источники загрязнений бывают либо распределенными, например, выпадение космической пыли, либо локальными, например, лесные и степные пожары, извержения вулканов. Уровень загрязнения атмосферы естественными источниками является фоновым и мало изменяется с течением времени.
В нашей стране повышенная кислотность осадков (рН == 4...5,5) отмечается в отдельных промышленных регионах. Наиболее неблагополучны города Тюмень, Тамбов, Архангельск, Северодвинск, Вологда, Петрозаводск, Омск и др. Плотность выпадения осадков серы, превышающая 4 т/(км•год), зарегистрирована в 22 городах страны, а более 8...12 т/(км2•год)) в городах: Алексин, Новомосковск, Норильск, Магнитогорск.
Состояние и состав атмосферы определяют во многом величину солнечной радиации в тепловом балансе Земли. На ее долю приходится основная часть поступающей в биосферу теплоты:
25
Теплота от солнечной радиации ....... |
Дж/год 25 ·1023 |
% 99.8 |
Теплота от естественных источников (из недр Земли, от животных и др.) ...... ...... |
37,46·1020 |
0,18 |
Теплота от антропогенных источников (энергоустановок, пожаров и др.) ........... |
4,2 ·1020 |
0,02 |
Экранирующая роль атмосферы в процессах передачи теплоты от Солнца к Земле и от Земли в космос влияет на среднюю температуру биосферы, которая
длительное время находилась на уровне около + 15°С. Расчеты показывают, что при отсутствии атмосферы средняя температура биосферы составляла бы приблизительно –15° С.
Загрязнители делятся на биологические (органические микроорганизмы), вызывающие брожение воды; химические, изменяющие химический состав воды; физические, изменяющие ее прозрачность (мутность), температуру и другие показатели.
Биологические загрязнения попадают в водоемы с бытовыми и промышленными стоками, в основном предприятий пищевой, медико-биологической, целлюлозно-бумажной промышленности. Например, целлюлозно-бумажный комбинат загрязняет воду так же, как город с населением 0,5 млн чел.
Биологические
загрязнения оценивают
26
Химические
загрязнения поступают в
27
2.2 Механизм
государственного
Механизм государственного экономического регулирования - одна из важнейших подсистем современной смешанной экономики. Он непосредственно воздействует на размеры государственного сектора, его соотношение с другими секторами национальной экономики, на пропорции между этими секторами. Структура данного механизма не является застывшей, она диктуется потребностями технологического и социально-экономического развития, неразрывно связана с перегруппировкой политических сил в стране, сменой партий, стоящих у власти, изменениями в проводимой ими экономической политике, эволюцией теоретических идей.
Механизм государственного регулирования (его масштабы, конкретные формы и методы) существенно различается по странам. Он отражает и историю, и традиции, и тип национальной культуры, масштабы страны и ее геополитическое положение, многие другие факторы. От адекватности данным условиям зависит эффективность той или иной национальной модели государственного регулирования. Поэтому было бы неверно пытаться найти готовые схемы - эффект будет невелик. Это творческая задача, требующая тщательного нахождения ответов на возникающие вопросы.
Следует иметь в виду и то обстоятельство, что не существует линейной обратной связи между уровнем экономического развития страны и объемом государственного регулирования - по принципу: чем ниже данный уровень, тем выше роль государства в сфере регулирования. Степень государственной интервенции в хозяйственную жизнь подчиняется не вполне еще выявленным экономической наукой закономерностям цикличности. Исследовать экономическую роль государства необходимо не по степени его вмешательства в рыночный механизм, а по степени участия в обеспечении внутренних и
28
внешних условий функционирования национальной экономики. Иными словами, экономически эффективным государство может быть только тогда, когда эффективной является сама экономика.
Механизм регулирования экономики включает:
К ресурсам регулирования
относятся: государственные финансы
(расходы государства и
Объекты государственного регулирования - экономические циклы, совокупный спрос, совокупное предложение, денежное обращение, уровень цен, занятость, доходы населения, инвестиционная активность, темпы социально-экономического развития, его пропорции, условия конкуренции, внешнеэкономические связи, платежный баланс, окружающая среда, социальные отношения и т.п.
Формы регулирования
современной смешанной
Помимо этих ведущих компонентов в процессе становления институтов гражданского общества все большую значимость в регулировании социально-экономических процессов приобретают различного рода соглашения,
29
ассоциации
- союзы промышленников и
Соотношение между
данными формами подвижно и определяется
конкретно-историческими
Особенность современного этапа - развитие новых форм взаимодействия четырех форм регулирования: появляются разнообразные формы координации деятельности государств (и их группировок), крупного, среднего и мелкого бизнеса, их совместных действий в сфере разработки и реализации целевых программ, выработки промышленной стратегии. Одной из таких форм является создание смешанных государственно-частных предприятий (в том числе совместных). Их преимуществами выступают дополнение достоинств функционирования предприятий в условиях конкурентного рынка реализацией на микроуровне целей макроэкономической политики; гибкое маневрирование объемом государственного капитала; воздействие правительства на инвестиционную, инновационную, структурную, ценовую политику фирмы. В то же время повышается значение и регулирующее влияние межгосударственных институтов, а также транснациональных корпораций.
30
Но дерегулирование
не означает демонтажа системы
Выделим главные формы и методы вмешательства государства в экономику. Прежде всего, важно различать две основные формы: административные (прямые) методы государственного регулирования через расширение государственной собственности на материальные ресурсы, управление государственными предприятиями, законотворчество, и экономические (косвенные) методы государственного регулирования с помощью различных мер макроэкономической политики. При этом преобладающими являются экономические регуляторы, которые органично вписываются в рыночную систему, не разрушая ее структуру.
Проведенное разграничение методов регулирования довольно условно. Любой экономический регулятор несет в себе элементы администрирования: он контролируется той или иной государственной службой, которая изменяет его после принятия соответствующего политического решения - например, снижение ставки налога на добавленную стоимость с 28 до 20%. С другой стороны, в каждом административном регуляторе должно быть нечто экономическое - воздействие на интересы хозяйственных субъектов. Например, переход правительства к прямому контролю над ценами, установление