Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 15:44, курсовая работа
Целью данной работы является изучение проблемы внешних эффектов в рыночной экономике. В соответствии с поставленной целью задачами работы являются:
изучение понятия внешних эффектов;
анализ воздействия внешних эффектов в рыночной экономике;
практическое использование внешних эффектов.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Внешние эффекты в рыночной экономике и их государственное регулирование
Частные и социальные издержки и выгоды…………………………………...5
Положительные и отрицательные внешние эффекты…..…………………….9
Проблемы внешних эффектов и ее решение………………………..……..…12
Частный сектор и внешние эффекты. Теорема Коуза-Стиглера.….………..14
Государство и внешние эффекты……………………………………………..18
Глава 2. Особенности России внешних эффектов. Регулирование внешних эффектов
2.1 Загрязнение внешней среды………………………….………………………..24
2.2 Механизм государственного регулирования экономики……………………………………………………………………..…….27
Заключение………………………………………………………………………….37
Список литературы…………………………………………………………………39
31
потолков или минимального уровня цен неминуемо побуждает фирмы к оперативному пересмотру их производственных программ.
Вместе с тем административные и экономические методы существенно различаются. Административные приемы существенно ограничивают свободу экономического выбора, а иногда вообще сводят ее к нулю (последнее возможно там, где администрирование выходит за экономически обоснованные границы, перерождаясь в административно-командную систему). В подобном случае правительство начинает не просто, скажем, планировать цены, но и стремится осуществлять контроль за объемом производства, его структурой, потребительскими качествами продукции, издержками, зарплатой, прибылью и ее распределением, связями между поставщиками и потребителями и т.д. Но даже в относительно мягком своем варианте административные методы не предполагают материального стимулирования определенной деятельности фирм или же, наоборот, неотвратимости нанесения финансового ущерба при игнорировании ими неких общественных потребностей.
Применение прямых методов опирается прежде всего на силу государственной власти, действующее законодательство и связано с включением ею в свой арсенал мер запрета (например, строительства новых промышленных предприятий в Парижской агломерации путем прекращения выдачи соответствующих лицензий), разрешения (использовать национальный парк в туристических целях) или принуждения (организовывать производственное обучение молодежи на частных фирмах).
К административным
регуляторам непосредственно
32
товары и тем самым "поддерживать отечественного производителя", хранить деньги не в домашних условиях, а в сберегательных банках и т.п.
Экономические же методы регулирования, наоборот, расширяют свободу выбора. Использование каждого из них оборачивается для фирмы дополнительным стимулом. Например, повышение ставки процента по государственным облигациям создает ситуацию, при которой владелец денежного дохода добавляет к прежнему количеству вариантов его использования еще один, на данный момент, возможно, наиболее привлекательный с точки зрения теории "выбора портфеля".
Но при всех достоинствах экономических регуляторов существует по меньшей мере пять областей, в которых административные приемы достаточно эффективны, и их применение является обязательным (в силу их наивысшей результативности). При этом хотя и подавляется индивидуальная экономическая свобода, но потери отдельных субъектов оправдываются сокращением потерь для всего рыночного хозяйства.
Рассмотрим сферы применимости административных методов регулирования рыночной экономики.
33
власти. Вполне допустимо сугубо административное регулирование рынков товаров неэластичного спроса - через жесткие ставки акцизных налогов, планирование цен и др.
Как видим, экономическое пространство, на которое распространяются административные методы, весьма обширно. В странах с развитыми
34
рыночными отношениями они давно уже стали неотъемлемым элементом хозяйственного механизма. Мировой опыт доказывает, что администрирование опасно не само по себе, а лишь тогда, когда не имеет под собой достаточного экономического обоснования, превращается в самоцель чиновника, ищущего сферу применения своей потребности притеснять, не допускать и т.п. При этом соотношение административных и экономических методов не постоянно и способно динамично изменяться. Так, в кризисный период роль административных регуляторов рыночной экономики становится неизмеримо выше по сравнению со стабильной ситуацией. Подтверждением данной закономерности может служить проведение в послевоенных Западной Германии и Японии таких непопулярных принудительных акций, как денежная реформа и разукрупнение ведущих концернов [2, c. 126].
В мировой практике используется много комбинаций методов регулирования экономики. При этом одни методы - преимущественно экономические - выполняют роль несущей конструкции, а другие - в основном административные - роль амортизаторов, гасящих негативные эффекты.
В 1980-1990 г.г. наблюдается дерегулирование, ослабление контроля государства над экономикой в изменении соотношения прямых и косвенных методов государственного вмешательства в пользу косвенных. Это проявляется в отказе от жесткого контроля над ценами (при сохранении подсистемы регулирования цен), от прямого вмешательства в дела предприятий, сокращении прямого перераспределения ресурсов в форме субсидий, дотаций, переходе к более мягким формам промышленной политики.
Промышленная стратегия на Западе используется сегодня лишь в случае твердой научной уверенности и высокой степени общественного согласия, что чистый рынок в данном конкретном случае неэффективен.
35
Дерегулирование сопровождается не ослаблением экономических функций государства, а их усложнением. В этом случае проявляется некая диверсификация деятельности государства по регулированию экономики, что требует диверсификации и экономической политики (появился специальный термин policy diversity - разнообразие политики).
В рамках стратегии дерегулирования усиливается деятельность государства по расширению возможностей конкурентно-рыночного саморегулирования, создаются благоприятные возможности для предпринимательства: формируется соответствующая инфраструктура, ограничиваются монополистические тенденции, поддерживается малый и средний бизнес, всемерно поощряется инновационная деятельность фирм.
В мировой хозяйственной практике обозначились следующие концепции регулирования национальной экономики:
36
доходов, занятости
и внешнеэкономического равновесия.
Эта концепция применяется сего
Для решения многочисленных задач, стоящих перед государством в сфере экономики, в распоряжении государства имеется широкий набор инструментов. К важнейшим из них относится: налогово-бюджетная и денежно-кредитная политика, социальная политика и политика регулирования доходов, внешнеэкономическая политика.
37
Заключение
В заключении хотелось бы подвести итог всему вышесказанному. Итак, государственное регулирование является вынужденной необходимостью. Существует целый ряд категорий, которые не контролируются рыночным механизмом, что в свою очередь может привести к несостоятельности организационной структуры общества. Я попыталась рассмотреть отдельные сферы данного вопроса.
Но необходимо отметить также, что развитие мирового сообщества не стоит на месте. Международные организации играют все большую роль в жизни всего населения планеты. На одном из первых мест стоит острая проблема загрязнения окружающей среды. Следовательно, важно отметить перспективные тенденции в развитии общественных благ:
Современный уровень и перспектива эволюции общественных благ определяются совокупностью различных условий, среди которых необходимо выделить два определяющих. Это, во-первых, достигнутый в мире уровень промышленного развития, который позволяет говорить о переходе к постиндустриальной стадии в экономически передовых странах, соответственно о создании нового круга общественных благ и механизмов их распределения – локальных и общенациональных. Эти блага связаны, прежде всего, с новыми информационными технологиями, знаниями, стандартами и нормами, а также с поддержанием естественной среды.
Во-вторых, - интернационализация производства и мирохозяйственная глобализация в целом, детерминировавшие появление феномена международных общественных благ. К их числу сегодня относятся международные: экономическую и экологическую устойчивость, безопасность и политическую устойчивость, гуманитарную помощь и
38
знания, формы обмена общественными благами, деньги, методы макроэкономической политики (в том числе антикризисной), и т.п.
Эти расширительные подходы, очевидно, предъявляют дополнительные требования к освещению проблемы общественных благ в курсе экономической теории.
Список литературы