Внешний долг России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 13:14, контрольная работа

Описание

Вопрос № 1 – Причины образования внешнего долга в России и его структура
Практически все страны мира, проводят эконмические преобразования, прибегают к внешним источникам финансирования. Рациональное использование иностранных займов, кредитов и помощи способствует ускорению экономического развития, решению социально-экономических проблем.

Работа состоит из  1 файл

мирюэкономика контрольная.docx

— 58.41 Кб (Скачать документ)

 

Вопрос № 1 – Причины  образования внешнего долга в  России и его структура

Практически все страны мира, проводят экономические преобразования, прибегают к внешним источникам финансирования. Рациональное использование иностранных займов, кредитов и помощи способствует ускорению экономического развития, решению социально-экономических проблем.

В понятие "государственного долга Российской Федерации" включены все виды не погашенных в течение прошлых лет и вновь возникших долговых (кредитных) обязательств РФ перед какими-либо кредиторами, в том числе обязательства РФ по предоставленным ею государственным гарантиям, выраженные в валюте РФ (в рублях). Кроме того, в понятие "государственный долг" также включается общая сумма процентов, начисленных на сумму задолженности РФ. При возникновении данного вида долгового обязательства должником в любом случае выступает РФ, интересы которой представляют уполномоченные государственные органы исполнительной власти[1].

Для финансирования бюджетного дефицита государство прибегает  к внешним ивнутренним заимствованиям, в результате чего и формируется  государственный долг.

Внешний государственный  долг - это составная часть государственного долга по внешним займам и другим долговым обязательствам перед кредиторами-нерезидентами. Внешний долг включает в себя обязательства Правительства Российской Федерации в иностранной валюте[3].

Следующая формулировка в большей степени соответствует  принятым в международной практике определениям внешнего долга:"Государственными внешними заимствованиями Российской Федерации являются привлекаемые из иностранных источников (иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций) кредиты (займы), по которым возникают государственные финансовые обязательства Российской Федерации как заемщика финансовых средств или гаранта погашения таких кредитов (займов) другими заемщиками. Государственные внешние заимствования Российской Федерации формируют государственный внешний долг РФ".

Наличие внешнего долга у  страны является нормальной мировой  практикой. Однако существуют границы, за пределами которых увеличение государственного внешнего долга становится опасным. Масштабное привлечение займов может привести страну к зависимости  от кредиторов. Для относительной  характеристики величины государственного долга в мировой практике используются специальные показатели - относительные  параметры внешнего долга. Они включают отношение долговых платежей (по погашению  и обслуживанию долга) к экспорту товаров и услуг.

По классификации Международного банка реконструкции и развития низким уровнем внешней задолженности  считается отношение меньше 18%; умеренным - 18-30%. Другими показателями являются:

  • отношение валового внешнего долга к ВВП (менее 48% - низкая; 48-80% - умеренная задолженность);
  • отношение валового внешнего долга к экспорту товаров и нефакторных услуг (менее 132% - низкая; 132-220% - умеренная);
  • отношение платежей вознаграждения к экспорту товаров и нефакторных услуг (менее 12% - низкая; 12-20% - умеренная).

По сути, наличие внешнего долга предполагает передачу части  созданного

продукта за пределы страны. Рост внешнего долга снижает международный  авторитет страны и подрывает  доверие населения к политике ее правительства.

Основными кредиторами внешнего долга, как правило, являются: другие государства; международные финансовые организации (такие как Международный  валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и др.); частные фонды - нерезиденты.

Причинами возникновения  государственного долга обычно являются трудные периоды для экономики: войны, спады и т.д. В эти периоды, когда национальный доход сокращается, или не может увеличиваться, налоговые  поступления автоматически сокращаются  и приводят к бюджетным дефицитам.

Еще один источник государственного долга - политические интересы, приводящие к увеличению правительственных  расходов и, следовательно, увеличению бюджетного дефицита[8].

Причины взрывного роста  российского внешнего долга следует  искать, исходя из особенностей экономического развития страны за последние 20 лет. Отправной точкой следует считать концепцию "ускорения" экономического развития, принятую как руководство к действию в 1985 году. Являясь, по сути, программой экономического реформирования планово-административной системы, она предполагала кардинальную модернизацию советской промышленности на основе закупки и внедрения западных технологий.

Однако валютные ресурсы, необходимые для реализации этого  замысла, оказались недостаточными. Связано это с внешними конъюнктурными факторами, вызвавшими очередное падение  цен на сырьевые товары (например, нефть  подешевела более чем в два  раза по сравнению с началом 80-х  годов) - основной источник валютной выручки  СССР. Выход был найден в увеличении внешних заимствований.

Официальная советская статистика не предоставляла сведений, касающихся долговых обязательств Советского Союза  перед западными странами. Поэтому  для изучения динамики внешнего долга  СССР основными источниками служат данные, приводимые в публикациях мировых финансовых организаций. Так, по оценкам Банка Международных расчетов внешняя задолженность СССР на конец 1984 года составляла около 25 млрд. долл., а по состоянию на 1 января 1992 года общая сумма внешнего долга Советского Союза оценивалась уже в 105 млрд. долл. (табл.1).

Таблица 1 - Внешняя задолженность бывшего СССР

Внешний долг бывшего СССР (млрд. долларов США)

1985

1986

1987

1988

1989

1990

1991

25,30

33,50

48,50

51,50

55,40

74,80

105,00


 

По состоянию на начало 1995 года внешний долг Российской Федерации, принятый от бывшего СССР, составлял 108,6 млрд. долларов США, или 90,6% от общего объема государственного внешнего долга (с учетом пеней за просроченные выплаты, непогашенных процентов и  долга перед физическими и  юридическими лицами по замороженным валютным счетам во Внешэкономбанке  СССР). Таким образом, можно отметить более чем четырехкратный рост внешнего долга за семилетний период.

Оценить эффективность вложения полученных средств довольно сложно по объективным причинам, главная  из которых - распад СССР в 1991 году, приведший  к разделу производственной базы Союза. Тем не менее очевидно, что не все средства были использованы на модернизацию производства. Часть из них пошла на закупку импортных потребительских товаров, другая часть - на обслуживание и погашение ранее привлеченных кредитов. Следовательно, советской экономике не удалось создать предпосылок для быстрого роста на основе западных промышленных технологий.

Спорным моментом, вызывающим противоречивые оценки со стороны экономистов  и официальных властей, является наследование долга СССР Россией. Вначале  предполагалось, что бремя долга  будет разделено поровну между суверенными государствами, образовавшимися после распада Советского Союза. Такой раздел основывался на историческом опыте и международном праве.

Таким образом, Россия стала  плательщиком по долгам СССР, а в  качестве компенсации российское государство  получило право требования по кредитам, предоставленным Советским Союзам некоторым развивающимся странам, а также другие зарубежные советские  активы (недвижимость, доли в уставном капитале коммерческих фирм).

Последствия "нулевого варианта" для России можно оценить как  негативные. В настоящее время  очевидно, что бремя внешней задолженности, унаследованной от Советского Союза, оказалось  непосильным для российской экономики. Подтверждением этому служат дефолты, объявленные по всем обязательствам бывшего СССР в 1998 году.

Что касается долгов развивающихся  стран СССР, то ситуация с ними тоже не внушает оптимизма. В 1993-96 гг. были проведены выверки и на их основании была определена сумма задолженности порядка 150 млрд. долл. Однако большая часть приходится на беднейшие и слаборазвитые страны. Кроме того, при вступлении России в Парижский клуб в 1997 году в качестве страны-кредитора значительная часть долга была списана (до 80%). Единственными "перспективными" должниками остались Индия (исправно погашающая свой долг товарными поставками), Ирак, Сирия.

Следующим этапом в возникновении  внешней задолженности можно  считать образование собственно российских долгов (см. табл.2)[7].За период существования Россия, как независимое государство, произвела собственные внешние заимствования на сумму 77,1 млрд. долл. Такая активная политика на рынке внешних заимствований была обусловлена проводимой в этот период жесткой денежно-кредитной политикой, в соответствии с которой объем денежной массы в экономике сохранялся неизменным, и поэтомуиспользовались только не эмиссионные источники финансирования бюджетного дефицита.

Таблица 2 - Заимствования России, начиная с 1992 года

Вид заимствования

Объем, млн. долларов

Кредиты, полученные от правительств иностранных государств

14900

 том числе: 

 

Финансовые

11260

Связанные

3640

Кредиты, полученные от иностранных  коммерческих банков и фирм

5970

Кредиты, полученные от международных  финансовых организаций

22400

в том числе:

 

от МВФ

15773

от МБРР (финансовые кредиты)

4282

от МБРР и ЕБРР (связанные кредиты)

2345

Государственные ценные бумаги РФ в  иностранной валюте

27036

ОВВЗ

11121

Еврооблигации

15915

Кредиты, полученные от Банка РФ

6800

Государственные гарантии в иностранной  валюте

0


 

К внутренним факторам, повлекшим  разрастание внешней задолженности, относится общеэкономическое состояние  России на этапе перехода к рыночной экономике. Среди внутренних факторов, повлекших рост российского внешнего долга в переходный период, следует отметить мероприятия по достижению макроэкономической стабилизации.

При проведении данной политики в качестве "номинального якоря" был принят рыночный курс рубля по отношению к американскому доллару. Стабильность обменного курса вела к подавлению инфляции, росту производства, возрастанию инвестиций. Оборотной  стороной такой политики стало повышение  реального курса рубля, ухудшение  платежного баланса путем стимулирования импорта и, как следствие, рост государственного внешнего долга в части, связанной  с поддержанием искусственно завышенного  курса рубля.

Таким образом, образование  и рост российской внешней задолженности  в большей степени следует  рассматривать как результат  внутренних экономических дисбалансов, выразившихся в бюджетном дефиците и завышенном курсе национальной валюты.

Предельный объем государственного долга на очередной финансовый год  утверждается федеральным законом  о федеральном бюджете на очередной  финансовый год с разбивкой по формам обеспечения обязательств.

Предельный объем государственных  заимствований Российской Федерации  не должен превышать годовой объем  платежей по обслуживанию и погашению  государственного внешнего долга РФ. Правительство РФ вправе осуществлять внешние заимствования в объеме свыше установленного федеральным  законом о федеральном бюджете  на очередной финансовый год, если при  этом осуществляется реструктуризация государственного внешнего долга, которая  приводит к снижению расходов на его  обслуживание, в рамках установленного предельного объема государственного внешнего долга[2].

 

Таблица 3 – Структура государственного внешнего долга России на 1 декабря 2012г.

Категория долга

млн. долларов США

эквивалент млн. евро**

Государственный внешний  долг Российской Федерации (включая  обязательства бывшего  Союза  ССР, принятые Российской Федерацией )

40 872,9

31 571,9

     

Задолженность перед  официальными кредиторами - членами  Парижского клуба, 
не являвшаяся предметом реструктуризации

345,5

266,9

     

Задолженность перед  официальными кредиторами - не членами  Парижского клуба

1 131,1

873,7

     

Задолженность перед  официальными кредиторами - бывшими  странами СЭВ

983,7

759,8

     

Коммерческая  задолженность бывшего СССР***

56,0

43,3

     

Задолженность перед  международными финансовыми организациями

2 034,8

1 571,8

     

Задолженность по внешним облигационным займам

34 910,4

26 966,2

     внешний  облигационный заем с погашением  в 2015 году

2 000,0

1 544,9

     внешний  облигационный заем с погашением в 2017 году

2 000,0

1 544,9

     внешний  облигационный заем с погашением  в 2018 году

3 466,4

2 677,6

     внешний  облигационный заем с погашением  в 2020 году

3 500,0

2 703,5

     внешний  облигационный заем с погашением  в 2022 году

2 000,0

1 544,9

     внешний  облигационный заем с погашением  в 2028 году

2 499,9

1 931,0

     внешний  облигационный заем с погашением  в 2030 году

16 444,1

12 702,1

     внешний  облигационный заем с погашением  в 2042 году

3 000,0

2 317,3

     

Задолженность по ОВГВЗ

10,7

8,2

     

Государственные гарантии Российской Федерации в  иностранной валюте

1 400,7

1 082,0

     

* в соответствии со  статьей 6 Бюджетного кодекса  Российской Федерации внешним  долгом являются обязательства,  возникающие в иностранной валюте

     

** объем государственного  внешнего долга Российской Федерации в евро исходя из соотношения доллар/евро по курсу Банка России на последний день месяца перед отчетной датой

     

*** обязательства, не урегулированные  по завершении переоформления  коммерческой задолженности бывшего  СССР и расчетов с Лондонским  клубом кредиторов

Информация о работе Внешний долг России