Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 13:14, контрольная работа
Вопрос № 1 – Причины образования внешнего долга в России и его структура
Практически все страны мира, проводят эконмические преобразования, прибегают к внешним источникам финансирования. Рациональное использование иностранных займов, кредитов и помощи способствует ускорению экономического развития, решению социально-экономических проблем.
Вопрос № 1 – Причины образования внешнего долга в России и его структура
Практически все страны мира, проводят экономические преобразования, прибегают к внешним источникам финансирования. Рациональное использование иностранных займов, кредитов и помощи способствует ускорению экономического развития, решению социально-экономических проблем.
В понятие "государственного долга Российской Федерации" включены все виды не погашенных в течение прошлых лет и вновь возникших долговых (кредитных) обязательств РФ перед какими-либо кредиторами, в том числе обязательства РФ по предоставленным ею государственным гарантиям, выраженные в валюте РФ (в рублях). Кроме того, в понятие "государственный долг" также включается общая сумма процентов, начисленных на сумму задолженности РФ. При возникновении данного вида долгового обязательства должником в любом случае выступает РФ, интересы которой представляют уполномоченные государственные органы исполнительной власти[1].
Для финансирования бюджетного
дефицита государство прибегает
к внешним ивнутренним
Внешний государственный долг - это составная часть государственного долга по внешним займам и другим долговым обязательствам перед кредиторами-нерезидентами. Внешний долг включает в себя обязательства Правительства Российской Федерации в иностранной валюте[3].
Следующая формулировка
в большей степени
Наличие внешнего долга у страны является нормальной мировой практикой. Однако существуют границы, за пределами которых увеличение государственного внешнего долга становится опасным. Масштабное привлечение займов может привести страну к зависимости от кредиторов. Для относительной характеристики величины государственного долга в мировой практике используются специальные показатели - относительные параметры внешнего долга. Они включают отношение долговых платежей (по погашению и обслуживанию долга) к экспорту товаров и услуг.
По классификации
По сути, наличие внешнего долга предполагает передачу части созданного
продукта за пределы страны. Рост внешнего долга снижает международный авторитет страны и подрывает доверие населения к политике ее правительства.
Основными кредиторами внешнего долга, как правило, являются: другие государства; международные финансовые организации (такие как Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и др.); частные фонды - нерезиденты.
Причинами возникновения
государственного долга обычно являются
трудные периоды для экономики:
войны, спады и т.д. В эти периоды,
когда национальный доход сокращается,
или не может увеличиваться, налоговые
поступления автоматически
Еще один источник государственного долга - политические интересы, приводящие к увеличению правительственных расходов и, следовательно, увеличению бюджетного дефицита[8].
Причины взрывного роста российского внешнего долга следует искать, исходя из особенностей экономического развития страны за последние 20 лет. Отправной точкой следует считать концепцию "ускорения" экономического развития, принятую как руководство к действию в 1985 году. Являясь, по сути, программой экономического реформирования планово-административной системы, она предполагала кардинальную модернизацию советской промышленности на основе закупки и внедрения западных технологий.
Однако валютные ресурсы, необходимые для реализации этого замысла, оказались недостаточными. Связано это с внешними конъюнктурными факторами, вызвавшими очередное падение цен на сырьевые товары (например, нефть подешевела более чем в два раза по сравнению с началом 80-х годов) - основной источник валютной выручки СССР. Выход был найден в увеличении внешних заимствований.
Официальная советская статистика не предоставляла сведений, касающихся долговых обязательств Советского Союза перед западными странами. Поэтому для изучения динамики внешнего долга СССР основными источниками служат данные, приводимые в публикациях мировых финансовых организаций. Так, по оценкам Банка Международных расчетов внешняя задолженность СССР на конец 1984 года составляла около 25 млрд. долл., а по состоянию на 1 января 1992 года общая сумма внешнего долга Советского Союза оценивалась уже в 105 млрд. долл. (табл.1).
Таблица 1 - Внешняя задолженность бывшего СССР
Внешний долг бывшего СССР (млрд. долларов США) |
1985 |
1986 |
1987 |
1988 |
1989 |
1990 |
1991 |
25,30 |
33,50 |
48,50 |
51,50 |
55,40 |
74,80 |
105,00 |
По состоянию на начало 1995 года внешний долг Российской Федерации, принятый от бывшего СССР, составлял 108,6 млрд. долларов США, или 90,6% от общего объема государственного внешнего долга (с учетом пеней за просроченные выплаты, непогашенных процентов и долга перед физическими и юридическими лицами по замороженным валютным счетам во Внешэкономбанке СССР). Таким образом, можно отметить более чем четырехкратный рост внешнего долга за семилетний период.
Оценить эффективность вложения полученных средств довольно сложно по объективным причинам, главная из которых - распад СССР в 1991 году, приведший к разделу производственной базы Союза. Тем не менее очевидно, что не все средства были использованы на модернизацию производства. Часть из них пошла на закупку импортных потребительских товаров, другая часть - на обслуживание и погашение ранее привлеченных кредитов. Следовательно, советской экономике не удалось создать предпосылок для быстрого роста на основе западных промышленных технологий.
Спорным моментом, вызывающим противоречивые оценки со стороны экономистов и официальных властей, является наследование долга СССР Россией. Вначале предполагалось, что бремя долга будет разделено поровну между суверенными государствами, образовавшимися после распада Советского Союза. Такой раздел основывался на историческом опыте и международном праве.
Таким образом, Россия стала
плательщиком по долгам СССР, а в
качестве компенсации российское государство
получило право требования по кредитам,
предоставленным Советским
Последствия "нулевого варианта"
для России можно оценить как
негативные. В настоящее время
очевидно, что бремя внешней
Что касается долгов развивающихся стран СССР, то ситуация с ними тоже не внушает оптимизма. В 1993-96 гг. были проведены выверки и на их основании была определена сумма задолженности порядка 150 млрд. долл. Однако большая часть приходится на беднейшие и слаборазвитые страны. Кроме того, при вступлении России в Парижский клуб в 1997 году в качестве страны-кредитора значительная часть долга была списана (до 80%). Единственными "перспективными" должниками остались Индия (исправно погашающая свой долг товарными поставками), Ирак, Сирия.
Следующим этапом в возникновении внешней задолженности можно считать образование собственно российских долгов (см. табл.2)[7].За период существования Россия, как независимое государство, произвела собственные внешние заимствования на сумму 77,1 млрд. долл. Такая активная политика на рынке внешних заимствований была обусловлена проводимой в этот период жесткой денежно-кредитной политикой, в соответствии с которой объем денежной массы в экономике сохранялся неизменным, и поэтомуиспользовались только не эмиссионные источники финансирования бюджетного дефицита.
Таблица 2 - Заимствования России, начиная с 1992 года
Вид заимствования |
Объем, млн. долларов |
Кредиты, полученные от правительств иностранных государств |
14900 |
том числе: |
|
Финансовые |
11260 |
Связанные |
3640 |
Кредиты, полученные от иностранных коммерческих банков и фирм |
5970 |
Кредиты, полученные от международных финансовых организаций |
22400 |
в том числе: |
|
от МВФ |
15773 |
от МБРР (финансовые кредиты) |
4282 |
от МБРР и ЕБРР (связанные кредиты) |
2345 |
Государственные ценные бумаги РФ в иностранной валюте |
27036 |
ОВВЗ |
11121 |
Еврооблигации |
15915 |
Кредиты, полученные от Банка РФ |
6800 |
Государственные гарантии в иностранной валюте |
0 |
К внутренним факторам, повлекшим
разрастание внешней
При проведении данной политики
в качестве "номинального якоря"
был принят рыночный курс рубля по
отношению к американскому
Таким образом, образование и рост российской внешней задолженности в большей степени следует рассматривать как результат внутренних экономических дисбалансов, выразившихся в бюджетном дефиците и завышенном курсе национальной валюты.
Предельный объем
Предельный объем
Таблица 3 – Структура государственного внешнего долга России на 1 декабря 2012г.
Категория долга |
млн. долларов США |
эквивалент млн. евро** |
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией ) |
40 872,9 |
31 571,9 |
Задолженность перед
официальными кредиторами - членами
Парижского клуба, |
345,5 |
266,9 |
Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба |
1 131,1 |
873,7 |
Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ |
983,7 |
759,8 |
Коммерческая задолженность бывшего СССР*** |
56,0 |
43,3 |
Задолженность перед международными финансовыми организациями |
2 034,8 |
1 571,8 |
Задолженность по внешним облигационным займам |
34 910,4 |
26 966,2 |
внешний
облигационный заем с |
2 000,0 |
1 544,9 |
внешний
облигационный заем с |
2 000,0 |
1 544,9 |
внешний
облигационный заем с |
3 466,4 |
2 677,6 |
внешний
облигационный заем с |
3 500,0 |
2 703,5 |
внешний
облигационный заем с |
2 000,0 |
1 544,9 |
внешний
облигационный заем с |
2 499,9 |
1 931,0 |
внешний
облигационный заем с |
16 444,1 |
12 702,1 |
внешний
облигационный заем с |
3 000,0 |
2 317,3 |
Задолженность по ОВГВЗ |
10,7 |
8,2 |
Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте |
1 400,7 |
1 082,0 |
* в соответствии со
статьей 6 Бюджетного кодекса
Российской Федерации внешним
долгом являются обязательства, | ||
** объем государственного
внешнего долга Российской | ||
*** обязательства, не |