Внешний долг России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 13:14, контрольная работа

Описание

Вопрос № 1 – Причины образования внешнего долга в России и его структура
Практически все страны мира, проводят эконмические преобразования, прибегают к внешним источникам финансирования. Рациональное использование иностранных займов, кредитов и помощи способствует ускорению экономического развития, решению социально-экономических проблем.

Работа состоит из  1 файл

мирюэкономика контрольная.docx

— 58.41 Кб (Скачать документ)

В соответствии с условиями  обслуживания еврооблигаций, Россия ежемесячно осуществляет платежи, представляющие собой оплату купонов по облигациям. [8]

В конце 2009 г. Россия перевела в пользу кредиторов Лондонского клуба средства на общую сумму около 1 млн. долл., тем самым выполнив свои долговые обязательства по внешнему долгу  перед клубом.

Международный Валютный Фонд - ведущая международная валютно-финансовая организация, учрежденная в 1944 году в результате Бреттон - Вудских соглашений с целью поддержания стабильности международной валютной системы и снижения торговых и валютных барьеров между странами. МВФ предоставляет кратко- и среднесрочные кредиты при дефиците платёжного баланса государства. Предоставление кредитов обычно сопровождается набором условий и рекомендаций, направленных на улучшение ситуации.

В начале 2005 года Россия досрочно погасила весь долг перед МВФ, заплатив 3.3 млрд. долларов. Благодаря досрочным  погашениям, государствоснизило расходы, связанные с обслуживанием внешнего долга, тем самым, позволив себе более  эффективное использование финансовых ресурсов.Досрочное погашение сэкономило 204 миллионов долларов процентных платежей[8].

Россия 8 раз обращалась к МВФ  за помощью, получив в общей сложности  финансовую поддержку в размере $22 млрд.

Международный банк реконструкции  и развития (Всемирный Банк) - международная финансовая организация, учрежденная в результате Бреттон-Вудской конференции в 1944 г.

Первоначально банк ориентировался на восстановление экономики стран  Западной Европы, а сегодня, предоставляет  займы или гарантии кредитов 177 странам, входящим в эту группу. Главным  образом, банк кредитует развивающиеся  государства на рыночных условиях под  правительственные гарантии. Банк аккумулирует свои ресурсы путем выпуска долгосрочных облигаций.

Кроме финансирования таких проектов, как строительство дорог, электростанций и школ, Банк предоставляет ссуды  на реструктуризацию экономической  системы страны, финансируя так называемые программы структурной перестройки.

     Наряду с  Всемирным Банком группа MБРР включает в себя Международную финансовую корпорацию, Международную ассоциацию развития, Многостороннее агентство гарантий по инвестициям и другие международные финансовые организации.

     Решения во  Всемирном Банке и МВФ принимаются  голосованием Правления Исполнительных  Директоров, представляющего страны-члены  этих организаций. В отличие  от ООН, где голоса стран-членов  равны, количество голосов во  Всемирном Банке и МВФ определяется  уровнем финансового вклада страны. Таким образом, Соединенные Штаты  имеют примерно 17% голосов, а семь  крупнейших индустриальных стран  ("Большая семерка") в целом  - 45%. Из-за уровня своего вклада, голос США всегда был наиболее  влиятельным - и они всегда  активно использовали право вето.

     Примечание: В  1996-1998 годах Россия получила от  Всемирного банка $9,8 млрд. на реструктуризацию  угольной отрасли. Из них $5,4 млрд. было направлено в бюджет  и исчезло. [8]

На начало 2012 г. Россия должна Всемирному банку 2059 млн. долл. США.

В последнем десятилетии  Россия попала в замкнутый круг экономических  противоречий: превышение расходов над  доходами федерального бюджета формировало  дефицит бюджета, который покрывается  за счет государственных заимствований, втом числе внешних, что привело  к увеличению расходов на их обслуживание.

Отметим те проблемы управления государственным внешним долгом, с которыми столкнулась Россия в  период рыночных реформ.

Во-первых, это необходимость  оценки параметров и реструктуризации долга. Следует иметь в виду, что  реструктуризация как правило, не снимает  долговой проблемы, а лишь переносит  её на более поздний срок. Следовательно, бремя погашения ложится на следующие  поколения, общая сумма платежей ещё более увеличивается за счет доначисленных процентов. Это наглядно иллюстрирует реструктуризация долгов Лондонскому клубу в 2000 г.

Во-вторых, применение стандартных методов управления внешним долгом оказалось недостаточно. Так, операция выкупа долга осуществляется на основе переговоров с кредиторами, при согласии которых происходит "обратная покупка" долговых инструментов на открытом рынке. Однако кредиторы могут выдвинуть неприемлемые для должника лимиты выкупа задолженности, поскольку, согласно стандартным условиям предоставления займов, должник не имеет права на досрочный выкуп своих долгов.

Трудности иного рода возникают  при реализации схемы обмена долга на акции национальных компаний. Проблема заключается в том, что конверсия долга в акции имеет успех лишь в том случае, если она предлагает иностранным инвесторам лучшие местные активы, включая государственные предприятия. Поэтому программа может дать иностранным инвесторам неоправданное преимущество по сравнению с местными инвесторами при покупке наиболее ликвидных активов.

Надо учитывать  и степень капитализации российского  фондового рынка. К примеру, "Газпром" по капитализации стоит всего 6,3 млрд. дол., госдоля составляет 38,5%. То есть за российский долг в 19 млрд. дол ФРГ может не только выкупить 7 раз госпакет, но и 3 раза приобрести весь "Газпром".

Проблемными оказались операции по переуступке требований по долгам по отношению к России. Задолженность развивающихся стран перед РФ составляет приблизительно 123 млрд. дол.по номиналу, а стран СНГ — около 6 млрд. дол. С одной стороны, возникают трудности с определением курса валют (Парижский клуб при пересчете долгов СССР взял за основу валютный курс, приравняв доллар к 62 копейкам). 
С другой стороны, более половины долгов можно отнести к безнадежным. Максимальная сумма, которая может быть документально подтверждена, составляет 10-15 млрд. дол., что ограничивает возможности по обмену долгов в рамках клубов кредиторов. Причиной послужила неопределенность статуса задолженности в ряде случаев это были военные поставки, бартер либо в договорах не предусматривались нормы для предъявления требований.

В-третьих, важной проблемой  является неурегулированность вопроса об источниках обслуживания и погашения задолженности. Основным источником выступают бюджетные средства. Однако выплаты не были учтены в полном объеме в федеральном бюджете на 2001 г. что послужило причиной принятия 14 марта 2001 г. поправок к бюджету.

При недостатке бюджетных  средств можно использовать золотовалютные резервы Банка России, которые  правительство привлекает на возвратных и платных условиях после внесения соответствующих поправок в законодательство. Однако высокие мировые цены на нефть (положительный фактор для резервов ЦБ РФ) — явление преходящее, а  увеличивающиеся выплаты по долгам не только внешним, но и внутренним, а также ожидаемый техногенный  пик 2003 г. требуют резервирования значительных средств.

На величину базовых и  дополнительных источников платежей по внешнему долгу оказывает влияние объем экспорта от его увеличения зависит рост налоговых поступлений вбюджет. Но и здесь острота ситуации усугубляется оттоком капитала, за рубеж в размере, который составляет не менее 20 млрд. дол.ежегодно, в то время как сальдо торгового баланса (например, за 2000 г) составило 67 млрд. дол.

В-четвертых, неэффективна система  оперативного управления внешним долгом. Внешэкономбанк (ВЭБ), не являясь структурной  единицей Минфина России, испытывает трудности как в получении информации, так и её передаче, в то время как Минфин не удовлетворяет процедура предоставления ВЭБом текущих показателей по состоянию управления внешним долгом.

В-пятых, Правительство России не создало единую систему полноценного и достоверного учета всех государственных долговых обязательств. В настоящее время учет и регистрацию внешних долговых обязательств России осуществляют Минфин России, ВЭБ, иностранная компания «WarburgDitlonRead», данные учета которых не всегда совпадают. Так, по состоянию на 1 января 2000 г., государственный внешний долг по отчетам ВЭБ составил 158,0 млрд. дол., а по данным, представленным Правительством РФ к проекту федерального бюджета на 2001г., — 158,4 млрд. дол.

В-шестых, имеющаяся в  распоряжении исполнительной власти информация о долге по большей части закрыта  для общественности, что вызывает затруднения при анализе, а следовательно, и разработке предложении по смягчению долговой проблемы.

В-седьмых, финансовая система  испытывает недостаток высококвалифицированных  специалистов по работе с государственным  долгом, по управлению региональными  и внешними заимствованиями.

Наконец, кадры нуждаются  в необходимом инструментарии и  современной технике.

Таким образом, становится очевидной  необходимость разумной долгосрочной политики государства в области  управления внешним долгом[5].

В качестве практических рекомендаций по оптимизации российской системы  управления государственным внешним  долгом можно предложить следующее:

1. Передать функцию  оперативного управления государственным  долгом от Минфина России в  ведение самостоятельной государственной  структуре, аналогичной "автономным  агентствам" ряда европейских  стран. В печати прошли сообщения,  что готовятся документы по  созданию на базе ВЭБ коммерческого банка и агентства по обслуживанию внешнего долга. После реализации этих проектов, у правительства, видимо, появится структура, которая сможет оперировать на рынке в качестве автономной единицы, что позволит решить проблему выкупа долга, не затрагивая двусторонний государственный уровень.

2. Совершенствовать систему  обслуживания государственного  долга путем ее коммерциализации. Для этого может использоваться  упомянутое агентство по управлению  долгом, зарплата сотрудников которого  зависела бы от результатов  их деятельности. Кроме того, какая-то  часть государственного долгового  портфеля может временно передаваться  в контролируемое управление  нескольким независимым менеджерам, что позволит министерству финансов  сопоставлять методы и результаты  их деятельности с операциями  своих сотрудников.

3. Ввести единую систему  централизованного учета дебиторской  и кредиторской задолженности  государства. Сказанное подразумевает,  во-первых, активизацию деятельности  по возврату кредитов, предоставленных  ранее СССР развивающимся странам  и Российской Федерацией странам  СНГ. В 2001 г. Правительство РФ  обеспечило возврат этой задолженности  в объеме, составляющем лишь чуть  больше 1,5% от общей суммы имевшейся  задолженности. Необходимо увеличить  поступления по этим статьям.  Кроме того, урегулирование долга  СНГ России служит инструментом  признания правопреемства России  в отношении активов СССР.

4. Улучшить состояние  источников обслуживания внешнего  долга. В бюджетной сфере целесообразно  установление ограничений на  размер дефицита федерального  бюджета Практика формирования  профицитногобюджета демонстрирует твердое намерение правительства рассчитываться по долгам. Необходим поиск дополнительных источников дохода бюджета, в частности следует обратить внимание на доходы отприватизации, которые зачастую используются для снижения долга. Отметим, что при проведении приватизации существует возможность выпуска государственных конвертируемых облигаций. Они размещаются на международных финансовых рынках конвертируемых государственных облигаций, которые по желанию инвестора могут обмениваться на акции приватизируемого предприятия. Подобная привлекательная возможность позволяет государству разместить приуроченный к приватизации выпуск конвертируемых облигаций на относительно льготных условиях. Это предложение, по мнению автора, будет полезно при начале третьего этапа массовой приватизации.

Актуальны и другие возможности  по увеличению внутренних источников. К примеру, возможен выпуск мобилизационного внутреннего валютного займа  в объемах, необходимых для последовательного  покрытия выплат по внешнему долгу (или  их части). Таким образом, изменится природа долга путем перехода из внешней формы во внутреннюю, что обусловит распределение доходов в пользу российского населения, а не иностранцев. Но для этого необходима система твердых гарантий по займам.

5. Детально рассмотреть  политику заимствования субъектов  Федерации. Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород и др. также являются заемщиками на международных рынках капитала, что подразумевает координацию всех заимствований субъектов РФ с федеральной программой государственных заимствовании.

6. Разработать альтернативные  варианты политики управления  внешними обязательствами для  случаев резкого ухудшения ситуации  на мировых товарно-сырьевых и  финансовых рынках.

7. Совершенствовать  российское законодательство в  плане расширения и уточнения  актов о государственных внешних  заимствованиях, а также с целью  формирования надежного национального  рынка производных финансовых  инструментов. В условиях продолжающегося  оттока капитала из страны необходимо ужесточение норм валютного законодательства.

8. Организовать подготовку  квалифицированных специалистов  в области управления внешним  долгом. Для этого необходимо  введение соответствующих дисциплин  в ВУЗах страны, а также создание  специализированных НИИ.

На взгляд экономистов, реализация предложенных выше мер поможет смягчить проблему платежей по внешнему долгу, повысит эффективность управления государственным внешним долгом на ближайшую и отдаленную перспективу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: статья 97, п.1;
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации: статья 106, п.2;
  3. Бюллетень Счетной палаты РФ.//Анализ состояния государственного внешнего долга Российской Федерации. - 2004. - №9;
  4. Алехин Б.И.  Государственный долг – М.: Юнити-Дана, 2007. - с. 226;
  5. Смирнов О.В. Государственный внешний долг России: проблемы и перспективы // Финансы 2001 №10;
  6. Шенаев В. Н. Проблема внешнего долга России // Бизнес и банки.– 2006. - №26.- с.12;
  7. Официальный сайт «Министерство финансов Российской Федерации» - Государственный долг – Внешний долг Российской Федерации: Режим доступа – [http://www1.minfin.ru/ru/public_debt/external/];
  8. Информационно-образовательный портал VeniVediVici – Актуальные проблемы внешнего долга: Режим доступа - [http://www.vevivi.ru/best/Aktualnye-problemy-vneshnego-dolga];
  9. Новости @mail.ru – Политика – «РИА новости»: Режим доступа – [http://news.mail.ru/politics/10284805/]

Информация о работе Внешний долг России