Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 13:14, контрольная работа
Вопрос № 1 – Причины образования внешнего долга в России и его структура
Практически все страны мира, проводят эконмические преобразования, прибегают к внешним источникам финансирования. Рациональное использование иностранных займов, кредитов и помощи способствует ускорению экономического развития, решению социально-экономических проблем.
В соответствии с условиями обслуживания еврооблигаций, Россия ежемесячно осуществляет платежи, представляющие собой оплату купонов по облигациям. [8]
В конце 2009 г. Россия перевела в пользу кредиторов Лондонского клуба средства на общую сумму около 1 млн. долл., тем самым выполнив свои долговые обязательства по внешнему долгу перед клубом.
Международный Валютный Фонд - ведущая международная валютно-финансовая организация, учрежденная в 1944 году в результате Бреттон - Вудских соглашений с целью поддержания стабильности международной валютной системы и снижения торговых и валютных барьеров между странами. МВФ предоставляет кратко- и среднесрочные кредиты при дефиците платёжного баланса государства. Предоставление кредитов обычно сопровождается набором условий и рекомендаций, направленных на улучшение ситуации.
В начале 2005 года Россия досрочно
погасила весь долг перед МВФ, заплатив
3.3 млрд. долларов. Благодаря досрочным
погашениям, государствоснизило расходы,
связанные с обслуживанием
Россия 8 раз обращалась к МВФ за помощью, получив в общей сложности финансовую поддержку в размере $22 млрд.
Международный банк реконструкции и развития (Всемирный Банк) - международная финансовая организация, учрежденная в результате Бреттон-Вудской конференции в 1944 г.
Первоначально банк ориентировался на
восстановление экономики стран
Западной Европы, а сегодня, предоставляет
займы или гарантии кредитов 177 странам,
входящим в эту группу. Главным
образом, банк кредитует развивающиеся
государства на рыночных условиях под
правительственные гарантии. Банк аккумулирует
свои ресурсы путем выпуска
Кроме финансирования таких проектов,
как строительство дорог, электростанций
и школ, Банк предоставляет ссуды
на реструктуризацию экономической
системы страны, финансируя так называемые
программы структурной
Наряду с Всемирным Банком группа MБРР включает в себя Международную финансовую корпорацию, Международную ассоциацию развития, Многостороннее агентство гарантий по инвестициям и другие международные финансовые организации.
Решения во
Всемирном Банке и МВФ
Примечание: В 1996-1998 годах Россия получила от Всемирного банка $9,8 млрд. на реструктуризацию угольной отрасли. Из них $5,4 млрд. было направлено в бюджет и исчезло. [8]
На начало 2012 г. Россия должна Всемирному банку 2059 млн. долл. США.
В последнем десятилетии Россия попала в замкнутый круг экономических противоречий: превышение расходов над доходами федерального бюджета формировало дефицит бюджета, который покрывается за счет государственных заимствований, втом числе внешних, что привело к увеличению расходов на их обслуживание.
Отметим те проблемы управления
государственным внешним
Во-первых, это необходимость оценки параметров и реструктуризации долга. Следует иметь в виду, что реструктуризация как правило, не снимает долговой проблемы, а лишь переносит её на более поздний срок. Следовательно, бремя погашения ложится на следующие поколения, общая сумма платежей ещё более увеличивается за счет доначисленных процентов. Это наглядно иллюстрирует реструктуризация долгов Лондонскому клубу в 2000 г.
Во-вторых, применение стандартных методов управления внешним долгом оказалось недостаточно. Так, операция выкупа долга осуществляется на основе переговоров с кредиторами, при согласии которых происходит "обратная покупка" долговых инструментов на открытом рынке. Однако кредиторы могут выдвинуть неприемлемые для должника лимиты выкупа задолженности, поскольку, согласно стандартным условиям предоставления займов, должник не имеет права на досрочный выкуп своих долгов.
Трудности иного рода возникают при реализации схемы обмена долга на акции национальных компаний. Проблема заключается в том, что конверсия долга в акции имеет успех лишь в том случае, если она предлагает иностранным инвесторам лучшие местные активы, включая государственные предприятия. Поэтому программа может дать иностранным инвесторам неоправданное преимущество по сравнению с местными инвесторами при покупке наиболее ликвидных активов.
Надо учитывать
и степень капитализации
Проблемными оказались операции
по переуступке требований
по долгам по отношению к России. Задолженность
развивающихся стран перед РФ составляет
приблизительно 123 млрд. дол.по номиналу,
а стран СНГ — около 6 млрд. дол. С одной
стороны, возникают трудности с определением
курса валют (Парижский клуб при пересчете
долгов СССР взял за основу валютный курс,
приравняв доллар к 62 копейкам).
С другой стороны, более половины долгов
можно отнести к безнадежным. Максимальная
сумма, которая может быть документально
подтверждена, составляет 10-15 млрд. дол.,
что ограничивает возможности по обмену
долгов в рамках клубов кредиторов. Причиной
послужила неопределенность статуса задолженности
в ряде случаев это были военные поставки,
бартер либо в договорах не предусматривались
нормы для предъявления требований.
В-третьих, важной проблемой является неурегулированность вопроса об источниках обслуживания и погашения задолженности. Основным источником выступают бюджетные средства. Однако выплаты не были учтены в полном объеме в федеральном бюджете на 2001 г. что послужило причиной принятия 14 марта 2001 г. поправок к бюджету.
При недостатке бюджетных средств можно использовать золотовалютные резервы Банка России, которые правительство привлекает на возвратных и платных условиях после внесения соответствующих поправок в законодательство. Однако высокие мировые цены на нефть (положительный фактор для резервов ЦБ РФ) — явление преходящее, а увеличивающиеся выплаты по долгам не только внешним, но и внутренним, а также ожидаемый техногенный пик 2003 г. требуют резервирования значительных средств.
На величину базовых и дополнительных источников платежей по внешнему долгу оказывает влияние объем экспорта от его увеличения зависит рост налоговых поступлений вбюджет. Но и здесь острота ситуации усугубляется оттоком капитала, за рубеж в размере, который составляет не менее 20 млрд. дол.ежегодно, в то время как сальдо торгового баланса (например, за 2000 г) составило 67 млрд. дол.
В-четвертых, неэффективна система оперативного управления внешним долгом. Внешэкономбанк (ВЭБ), не являясь структурной единицей Минфина России, испытывает трудности как в получении информации, так и её передаче, в то время как Минфин не удовлетворяет процедура предоставления ВЭБом текущих показателей по состоянию управления внешним долгом.
В-пятых, Правительство России не создало единую систему полноценного и достоверного учета всех государственных долговых обязательств. В настоящее время учет и регистрацию внешних долговых обязательств России осуществляют Минфин России, ВЭБ, иностранная компания «WarburgDitlonRead», данные учета которых не всегда совпадают. Так, по состоянию на 1 января 2000 г., государственный внешний долг по отчетам ВЭБ составил 158,0 млрд. дол., а по данным, представленным Правительством РФ к проекту федерального бюджета на 2001г., — 158,4 млрд. дол.
В-шестых, имеющаяся в распоряжении исполнительной власти информация о долге по большей части закрыта для общественности, что вызывает затруднения при анализе, а следовательно, и разработке предложении по смягчению долговой проблемы.
В-седьмых, финансовая система испытывает недостаток высококвалифицированных специалистов по работе с государственным долгом, по управлению региональными и внешними заимствованиями.
Наконец, кадры нуждаются в необходимом инструментарии и современной технике.
Таким образом, становится очевидной необходимость разумной долгосрочной политики государства в области управления внешним долгом[5].
В качестве практических рекомендаций по оптимизации российской системы управления государственным внешним долгом можно предложить следующее:
1. Передать функцию
оперативного управления
2. Совершенствовать систему
обслуживания государственного
долга путем ее
3. Ввести единую систему
централизованного учета
4. Улучшить состояние
источников обслуживания
Актуальны и другие возможности
по увеличению внутренних источников.
К примеру, возможен выпуск мобилизационного
внутреннего валютного займа
в объемах, необходимых для
5. Детально рассмотреть
политику заимствования
6. Разработать альтернативные
варианты политики управления
внешними обязательствами для
случаев резкого ухудшения
7. Совершенствовать
российское законодательство в
плане расширения и уточнения
актов о государственных
8. Организовать подготовку
квалифицированных
На взгляд экономистов, реализация
предложенных выше мер поможет смягчить
проблему платежей по внешнему долгу,
повысит эффективность
Список используемой литературы