Внешний долг России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 13:14, контрольная работа

Описание

Вопрос № 1 – Причины образования внешнего долга в России и его структура
Практически все страны мира, проводят эконмические преобразования, прибегают к внешним источникам финансирования. Рациональное использование иностранных займов, кредитов и помощи способствует ускорению экономического развития, решению социально-экономических проблем.

Работа состоит из  1 файл

мирюэкономика контрольная.docx

— 58.41 Кб (Скачать документ)

По своему происхождению  государственный внешний долг России делится на 2 части: долговые обязательства  бывшего СССР перед иностранными правительствами, банками и компаниями (относятся все кредиты и займы, привлеченные нашей страной до 1 января 1992 года) и долговые обязательства собственно Российской Федерации, образовавшиеся в период после 1 января 1992 года. Однако с 1 января 2000 года в связи с изменением бюджетной классификации в структуре государственного внешнего долга долговые обязательства бывшего СССР не выделяются.

Нам представляется необходимым  все же рассмотреть структуру  внешнего долга РФ с разделением  его на долг бывшего СССР и собственно России.

В общем объеме долговых обязательств по кредитам, полученным от правительств иностранных государств, основной объем долга составляют обязательства перед странами-членами  Парижского клуба кредиторов. К обязательствам Российской Федерации перед Парижским  клубом кредиторов относится задолженность  по кредитам, предоставленным иностранными банками в рамках межправительственных соглашений под гарантии своих правительств или застрахованными правительственными страховыми организациями.

Следующая составляющая долга, унаследованная от СССР - задолженность  Лондонскому клубу кредиторов, объединяющему  около 1000 крупных зарубежных коммерческих банков. В отличие от Парижского клуба кредиторов Лондонский клуб занимается вопросами задолженности перед  частными коммерческими банками, кредиты  которых не находятся под защитой  гарантии или страхования. Обязательства  России перед этим клубом составляют межбанковские кредиты, предоставленные  Внешэкономбанку в советское  время, а также векселя, использовавшиеся во внешнеторговых расчетах и изначально предназначавшиеся для операций а-форфэ (покупка без права оборота). Именно на данном рынке производились достаточно активные спекулятивные операции. Они заключались в скупке российскими коммерческими банками задолженности по сниженным ценам и последующему резкому сбросу долгов.

Долг оформлен в виде ценных бумаг, зарегистрированных на Люксембургской фондовой бирже и свободно обращающихся на рынке: облигации PRIN, выпущенные на основную сумму задолженности, и  облигации IAN, в которые оформлены  просроченные проценты по основной сумме  долга.

В начале 2000 года была достигнута договоренность о полномасштабной  реструктуризации российского коммерческого  долга Лондонскому клубу кредиторов с частичным его списанием.

Вторая глобальная составляющая государственной внешней задолженности  России - собственному российскому  долгу, накопленному за период осуществления  реформ. Основная доля приходилась на кредиты международных финансовых организаций (МВФ и группа Всемирного Банка). Данные организации относятся к специализированным учреждениям ООН так называемой Бреттон-Вудской группы. Они были созданы в 1944 году. Россия вступила в Международный валютный фонд и Всемирный банк в 1992 году.

Следующая категория российского  долга - еврооблигации - долговые обязательства, размещенные на мировом финансовом рынке по конкурентным ценам. Российская Федерация за период с 1996 года по 2002 год произвела 12 выпусков облигаций  внешних облигационных займов Российской Федерации (ВОЗ) на общую сумму 37 млрд. долларов США.

Средства, привлеченные с  помощью еврозаймов, использовались для финансирования бюджетного дефицита, поэтому по целевому назначению еврооблигации аналогичны ГКО.

Кроме того, еврооблигации  являются "дорогим" долговым инструментом, процентные ставки по выпускам весны-лета 1998 года доходят почти до 13% годовых, что чрезмерно высоко для суверенного  заемщика и свидетельствует о высокой рискованности данных инструментов как объекта для инвестиций.

     Министерство  финансов ожидает, что верхний  предел государственного внутреннего  долга РФ на 1 января 2014 года составит 6,569 триллиона рублей, государственного внешнего долга — 66,2 миллиарда долларов, или 53 миллиарда евро. Об этом говорится в проекте федерального закона «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», размещенном на сайте Минфина.

     По состоянию  на 1 января 2015 года верхний предел государственного внутреннего долга РФ, согласно проекту, составит 7,5 триллиона рублей, на 1 января 2016 года — 8,127 триллиона рублей.

     Что касается  предельного значения государственного  внешнего долга России, на 1 января 2015 года он составит, согласно проекту, 75,8 миллиарда долларов, или 60,6 миллиарда евро, а наянваря 2016 года — 83,8 миллиарда долларов, или 67миллиарда евро.

     По данным  Минфина РФ, по состоянию на 1 сентября текущего года государственный внутренний долг РФ, выраженный в государственных ценных бумагах, составил 3,808 триллиона рублей. На 1 января показатель составлял 3,546 триллиона рублей.

     Объем государственного  внешнего долга РФ на 1 августа составлял в долларовом выражении 41,323 миллиарда долларов, в пересчете на евро — 33,629 миллиарда евро[9].

Предстоящие платежи представлены в таблице 4.

 

Таблица 4 - Предстоящие платежи по обслуживанию и погашению внешнего долга".*

 

октябрь

ноябрь

декабрь

 

Основной долг

Проценты

Основной долг

Проценты

Основной долг

Проценты

Задолженность странам-официальным кредиторам

180.224

17.072

76.102

7.336

223.930

70.505

Задолженность перед международными финансовыми организациями

98.668

10.008

16.600

9.700

50.400

17.600

Еврооблигации Российской Федерации

0.000

0.000

0.000

0.000

0.000

279.375

ОВГВЗ и ОГВЗ 1999 года**

0.086

0.034

0.294

13.914

0.000

0.000


* данные в таблице отражают: октябрь - фактические платежи,  ноябрь - предварительную оценку  платежей, декабрь - предстоящие  платежи

**платежи осуществляются  по мере поступления заявок  во Внешэкономбанк


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос №2 - Основные кредиторы России и пути погашения российского внешнего долга

Парижский клуб кредиторов - это важнейшее неформальное финансовое объединение лидеров мировой экономики. Парижский клуб более влиятелен, чем, например, Лондонский клуб, и объединяет в себе представителей банков-кредиторов 19 стран - Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония. Парижский клуб кредиторов был создан в 1956 году для обсуждения и урегулирования проблем задолженности суверенных государств.

Главная идея деятельности Парижского клуба - проявлять заботу о наиболее бедных странах, имеющих явно безнадежную  внешнюю задолженность. Общественное мнение вполне поддерживает списание беднейшим странам части долгов. Еще в декабре 1994 года Парижский  клуб решил, что в отдельных случаях  может быть списано до 67 % долга  той или иной страны.

В 1995 году Россия вступила в Парижский  клуб в качестве кредитора. Членство в Парижском клубе имеет для  России неоспоримые преимущества. Развивающиеся  страны Парижский клуб чрезвычайно  уважают. Только Парижский клуб может  при желании списать сколько  угодно долгов и выдавать сколько  угодно кредитов. И поэтому именно от него в наибольшей степени зависит  экономическая политика развивающихся  стран. Так что, вступив в Парижский  клуб, Россия, прежде всего, получила реальную возможность влиять на мировую экономику. Во-первых, контролировать экономическую  политику развивающихся и постсоциалистических стран, задолжавших клубу. Во-вторых, на равных разговаривать с МВФ.

Членство в этой организации  позволило России требовать возврата советских долгов развивающихся  стран. Напомним, что при распаде  СССР Россия полностью взяла на себя все его долги. Но отдать их тогда она была не в состоянии и в 1992 году обратилась к кредиторам с просьбой растянуть выплату на 20 лет[6].

К обязательствам Российской Федерации  перед Парижским клубом кредиторов относится задолженность по кредитам, предоставленным иностранными банками  в рамках межправительственных соглашений под гарантии своих правительств или застрахованными правительственными страховыми организациями. Парижский  клуб кредиторов, полноправным членом которого с сентября 1997 года является Россия, объединяет восемнадцать стран - крупнейших мировых кредиторов (число  членов варьируется). Двойственное положение  России заключается в том, что  она выступает здесь в качестве должника одних стран и, одновременно, кредитора других.

В январе 1992 года Правительство Российской Федерации заключило первое соглашение о реструктуризации долга с Парижским  клубом кредиторов, за ним последовали  три реструктуризации в 1993-1995 гг., которые  охватывали процентные выплаты в  период с декабря 1991 года по конец 1995 года.

В апреле 1996 года было достигнуто принципиальное соглашение с Парижским клубом о  реструктуризации приблизительно 40 млрд. долларов задолженности кредиторам клуба. Около 45% этой суммы было запланировано  выплатить в период до 2020 г., остальные 55% (которые включают все краткосрочные  долги Парижскому клубу) – до 2016 г. Выплаты по основному долгу, постепенно увеличивая, было запланировано производить  с 2002 г.

В конце августа 2006 г. Россия перевела платежи странам- кредиторам на общую  сумму в 21,3 млрд. долларов и перестала  быть клиентом Парижского клуба, сэкономив  на досрочном погашении 7,7 млрд. долларов. Премия за досрочное погашение, которую уплатила Россия, составила около 1 млрд евро.

Принятие Российской Федерации  в Парижский клуб кредиторов было связано для России не только с  получением политических преимуществ  и определенных экономических выгод (повышение кредитного рейтинга России, рост котировок ее долгов, начало погашения  обязательств странами, ранее считавшимися безнадежными должниками), но и с выполнением ряда обязательств по списанию части внешних активов Российской Федерации.

Лондонский клуб кредиторов - это неформальная организация банков-кредиторов, созданная для урегулирования вопросов задолженности иностранных заёмщиков перед членами этого клуба. В отличие от Парижского клуба занимается вопросами задолженности перед частными коммерческими банками, кредиты которых не находятся под защитой госгарантий или страхования[4]. Основные методы решения долговых проблем: реструктуризация задолженности, отсрочка погашения, предоставление новых кредитов.

В составе Лондонского  Клуба, 430 банков кредиторов, связанных  с Россией (Внешэкономбанком). Альянс этих банков возглавляет Банковский консультативный комитет (БКК). БКК  является органом выработки общих  принципов по урегулированию задолженности  России перед коммерческим банками - кредиторами СССР. Председатель БКК - DeutsheBank AG. Предметом соглашения с Лондонским клубом является задолженность бывшего СССР частным банкам по кредитам, не застрахованным и не гарантированным государственными компаниями, заключенным до 31 декабря 1991 года. На тот момент эти долги составляли - $32.3. млрд.

Переговоры с Лондонским клубом о долгосрочной реструктуризации долгов СССР коммерческим банкам Россия вела с декабря 1992 года.

Осенью 1994 года на сессии МВФ  в Мадриде стороны нашли компромисс, договорившись, что должником перед  Лондонским клубом будет выступать  Внешэкономбанк. На время переговоров  банки-кредиторы предоставляли Внешэкономбанку  отсрочки платежей (так называемые ролл-оверы). Всего в рамках Лондонского клуба был предоставлен 21 ролл-овер.

В ноябре 1995 года во Франкфурте-на-Майне  правительство РФ и члены Банковского  консультативного комитета Лондонского  клуба подписали Меморандум о  согласованных принципах глобальной реструктуризации долга бывшего  СССР клубу на общую сумму $32,3 млрд., включая проценты сроком на 25 лет  с семилетним льготным периодом, в  течение которого выплачиваются  лишь проценты (ставка LIBOR + 13/16).С деталями предложенной реструктуризации (предполагалось частичное списание долга) кредиторы  банка были ознакомлены в июне 1996 г.6 октября 1997 г. Внешэкономбанк и  Лондонский клуб банков-кредиторов подписали  в Москве соглашение о реструктуризации внешней задолженности СССР зарубежным коммерческим банкам.10, 4% долга было списано, а оставшаяся сумма была разбита на две части - основной долг - $24 млрд. (облигации - Principal Loan - PRIN), процентыпонему - $8,3 млрд. (облигации - Interest Accrual Notes - IAN). Эмитентом облигаций выступал Внешэкономбанк, но согласно постановлению правительства от 15 сентября 1997 года эти обязательства по статусу были приравнены к долговым обязательствам государства. Часть каждого платежа по облигациям должна была осуществляться деньгами, другая часть выплачивалась процентными облигациями (IANs). С течением времени денежная часть выплат должна была возрастать.

В 2001 году долг по облигациям Внешэкономбанка Лондонскому Клубу  был переоформлен в обязательства  Российской Федерации, 30% основной суммы  долга было списано. По условиям обмена соответствующая задолженность  была обменена на пакет номинированных в долларах США новых еврооблигаций Российской Федерации с окончательными сроками погашения в 2010-2030 гг.17 мая 2001г. состоялся очередной, IV этап обмена требований по реструктуризированному кредиту (PRINs) и процентным облигациям (IANs). Операция обмена на еврооблигации проводится в несколько этапов ввиду того, что некоторые кредиторы по ряду причин (ограниченность времени для согласования и направления заявок на обмен, вовлечение инструментов в какие - либо собственные коммерческие и иные операции) не успели обменять принадлежащие им инструменты в первоначально установленные сроки. По итогам четырёх этапов операций объём обмененных PRINs составил 99,98%, а IANs - 99,33%. Суммы выпуска новых российских еврооблигаций со сроками погашения в 2010 и 2030гг. равнялись 18,3 млрд. долл. США и 2,8 млрд. долл. США соответственно.

Информация о работе Внешний долг России