Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 08:42, контрольная работа
Международная торговля – древнейший вид экономической деятельности.
После долгих исследований ученые-экономисты смогли выделить три основные причины существования международной торговли
1. Причины возникновения международной торговли…………………..3
2. Регулирование внешней торговли………………………………………8
3. Внешняя торговля России и проблемы ее развития………………….12
Литература
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОСКОВСКАЯ
ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКАЯ
АКАДЕМИЯ
РЕФЕРАТ
По
предмету «Мировая экономика
»
Внешняя торговля
Выполнила: студентка 4 курса
Финансово-экономического факультета
Горчакова (Смурага)
Мария
Сергеевна
Г.
Омск 2007 г.
Оглавление
1.
Причины возникновения
2.
Регулирование внешней
3. Внешняя торговля России и проблемы ее развития………………….12
Литература
1.
Причины возникновения международной
торговли
Международная торговля – древнейший вид экономической деятельности.
После
долгих исследований ученые-экономисты
смогли выделить три основные причины
существования международной
Рис.
1.1 Экономические основы международной
торговли
Неравное распределение природных ресурсов (благ). Самая первая из причин возникновения международной торговли задана самой природой: она состоит в неравном распределении природных ресурсов между различными странами и народами. Если в одной стране есть месторождения нефти, а в другой – хрома, то, для того чтобы в обеих странах детали для автомобилей могли изготавливаться из хромированных сталей, а на автозаправочных станциях был бензин, эти страны должны торговать друг с другом, меняя нефть на хром. Именно по этой модели Россия вывозит за рубеж нефть и черную икру, а ввозит бананы и ананасы.
Но эта логика не объясняет, почему страны торгуют и товарами, каждый из которых они могут производить сами. Например, американцы покупают (импортируют) японские автомобили и телевизоры, хотя у них у самих мощная автомобильная и телевизионная промышленность.
Согласно статистике, автомобили составляют 21 % американского импорта и 11 % американского экспорта. Какой же смысл ввозить зарубежные автомобили, чтобы рассчитываться за их покупку продажей отечественных автомобилей иностранцам?
Принцип абсолютного преимущества. В поисках ответа на этот вопрос экономическая наука сначала обратила внимание на абсолютные различия в затратах на производство одинаковых продуктов.
Сравним, например, затраты на производство льна и сахарной свеклы в России и на Украине. Из-за различий в почвенно-климатических условиях выращивание льна на Украине обеспечивает куда меньший урожай с 1 га, чем в России, где, напротив, ниже урожайность сахарной свеклы (не хватает тепла). Если эти страны будут специализироваться каждая на своем, а потом обмениваться плодами своих трудов, то оба народа выиграют. Они используют свои пашни наиболее эффективным образом.
Вот почему еще в рамках СССР Россия специализировалась на выращивании льна, поставляя на Украину льняные ткани, а сахар получала с Украины, где его производили из выращенной на здешних полях свеклы.
На языке экономистов такая основа международной специализации производства и торговли называется принципом абсолютного преимущества.
Специализация
на основе принципа абсолютного преимущества
ведет к тому, что человечество
в целом достигает наивысшей
эффективности использования
Принцип относительного преимущества. Понять логику международной торговли, зная только о неравном распределении природных благ и сути принципа абсолютного преимущества, все же невозможно.
Это стало ясно для экономической науки уже в начале XIX в., когда во многих странах завершился процесс первичной индустриализации. Ряд стран при этом оказался в числе лидеров, и у них абсолютные затраты на производство продукции самых различных отраслей стали ниже ,чем в менее развитых странах. Если бы международная торговля в этих условиях развивалась на основе только принципа абсолютного преимущества, то страны-лидеры должны были бы перестать приобретать товары у менее развитых стран, а этого не случилось.
Следующий
шаг к пониманию тайн международной
торговли был сделан великим английским
ученым-экономистом Давидом
Чтобы понять смысл этого принципа, изменим условия примера с торговлей меду Россией и Украиной. Допустим, что украинские предприятия производят цемент и стекло с большими затратами всех производственных ресурсов, чем российские. Значит ли это, что российским торговым фирмами нет смысла заключать сделки с украинскими коллегами?
Для ответа на этот вопрос нужно подсчитать, насколько велико преимущество российских предприятий перед украинскими с точки зрения суммарных затрат на производство каждого продукта.
Предположим, что российские и украинские предприятия используют одни и те же технологии изготовления цемента и стекла и потому затраты сырья и энергии на предприятиях обеих стран одинаковы. Но на российских предприятиях стоят более новые установки, и потому здесь выше производительность труда. Связанные с этим различия в затратах труда (рабочего времени) на производство единицы продукции показаны в таблице 1.1.
Таблица 1.1
Затраты труда на производство 1 т. цемента и 1 кв. метра стекла в России и на Украине
Страна | Затраты времени на производство (часов) | |
1 т. цемента | 1 кв. метр стекла | |
Россия | 1 | 1 |
Украина | 2 | 4 |
Если взглянуть на эту ситуацию на основе принципа абсолютного преимущества, то лучше бы производить и цемент, и стекло только в России.
Но, может, все же есть основания организовать производство товаров на Украине таким образом, чтобы выиграла и украинская, и российская экономика?
Да, говорит нам Давид Риккардо из XIX в., это сделать можно. Необходимо только, чтобы каждая из этих стран специализировалась на производстве того продукта, в изготовлении которого у нее относительное преимущество выше.
Для определения такой рациональной модели специализации проведем несложные расчеты. Допустим, нам нужно увеличить суммарное производство стекла в обеих странах на 1 кв. м., но все рабочие обеих стран уже заняты в производстве (безработицы нет). В этих условиях разумнее всего (исходя из принципа абсолютного преимущества), чтобы Россия увеличила производство стекла, скажем, на 3 кв. м., а Украина снизила – на 2 кв. м. В итоге общее производство стекла, как мы и хотели, возрастет на 1 кв. м.
Посмотрим теперь на Украину. Здесь сокращение производства стекла на 2 кв. м. привело к высвобождению 8 часов рабочего времени. Но если это время использовать на украинских цементных заводах, то выпуск цемента здесь можно будет увеличить на 4 т. (напомним, что в России производство цемента упало на 3 т.).
Подведем итог нашего экономического эксперимента. Сориентировав российскую экономику на увеличение производства стекла, а украинскую – на увеличение производства цемента, мы получили любопытный результат. Он состоит в том, что при одной и той же величине ресурсов (в данном случае трудовых) суммарное производство каждого из продуктов в обеих странах возросло:
Россия стала производить настолько больше стекла, что это на 1 кв. м. превысило сокращение производства стекла на Украине;
Украина стала производить настолько больше цемента, что это на 1 т. превысило сокращение производства цемента в России.
Теперь осталось только организовать торговлю между этими странами, и обе они выиграют, получив больше и цемента, и стекла.
Ключом к столь успешной специализации стала как раз идея относительного преимущества. Выразим ее количественно.
Россия
имеет относительное
Украина имеет преимущество перед Россией в производстве цемента. Увеличение его выпуска на 1 т. требует сокращения производства стекла в этой стране лишь на 0,5 кв. м., тогда как в России для аналогичного увеличения выпуска стекла нужно уменьшить выпуск цемента на 1 т.
Иными словами, каждой стране стоит специализироваться в производстве тех товаров, расширение выпуска которых сопряжено с меньшей ценой выбора, чем в странах, которым она хочет эти товары продавать.
В реальной коммерческой практике никто, конечно, таких научных расчетов не ведет. Их вполне заменяет анализ соотношения цен на внутренних и зарубежных рынках, поскольку эти соотношения, при прочих равных условиях, соответствуют различиям в относительной эффективности производства товаров.
Представим себе, что цена товаров в рассмотренном нами выше примере определяется только затратами на оплату труда, причем один час рабочего времени оплачивается в России в размере 5 тыс. руб., а на Украине – 10 тыс. карбованцев. Тогда цены 1 т. цемента и 1 кв. м. стекла в России составят по 5 тыс. руб. На Украине 1 т. цемента будет стоить 20 тыс. карбованцев, а стекла – 40 тыс. карбованцев. Если теперь российский купец экспортирует на Украину 1 кв. м. стекла, то на выручку (40 тыс. карбованцев) он сможет купить 2 т. цемента, тогда как в России – только одну.
Если теперь он импортирует этот цемент в Россию, то получит за него 10 тыс. руб. – в два раза больше, чем он затратил первоначально на производство того количества стекла, что было им экспортировано на Украину. Разница между этими суммами, то есть 5 тыс. руб. (10 -5), составит прибыль нашего экономически грамотного купца.
Хотя этот расчет упрощен до предела, но именно на основе такого анализа и строится вся внешнеторговая деятельность. Любой купец рассуждает очень просто: выгодно экспортировать те отечественные товары, на выручку от продажи которых можно за рубежом купить больше других товаров местного производства, чем аналогичных товаров на отечественном рынке.
Эту логику прекрасно изучили сейчас бесчисленные российские «челноки» - мелкие торговцы, заполнившие в последние годы рынки Турции, Китая, арабских стран, Италии и Греции.
Они везут за рубеж водку, икру, изделия из металла. Продают их там, а на вырученные деньги покупают те товары местного производства (кожаную одежду, обувь, косметику, пищевые товары), которые при продаже по сложившимся в России ценам принесут им в итоге сумму большую, чем было потрачено в России на покупку увезенным за рубеж товаров.
Точно так же строят свою коммерческую практику и огромные внешнеторговые фирмы. Все они руководствуются в своей деятельности принципом относительного преимущества. Эта логика внешней торговли немедленно сказывается на внутриэкономической жизни. Интересы купцов побуждают каждую страну искать такую специализацию своей экономики, которая позволит ей: