Внешняя торговля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 08:42, контрольная работа

Описание

Международная торговля – древнейший вид экономической деятельности.
После долгих исследований ученые-экономисты смогли выделить три основные причины существования международной торговли

Содержание

1. Причины возникновения международной торговли…………………..3
2. Регулирование внешней торговли………………………………………8
3. Внешняя торговля России и проблемы ее развития………………….12
Литература

Работа состоит из  1 файл

Внешняя торговля.doc

— 189.50 Кб (Скачать документ)

    1) наиболее рационально использовать  имеющиеся у нее ресурсы;

    2) добиться наивысшего уровня благосостояния  своих граждан с помощью операций экспорта и импорта.

    Процесс такой специализации создает  основы не только для развития мирового рынка, но для международного разделения и кооперации труда, то есть организации  совместной деятельности фирм различных  стран при создании определенных видов конечных благ.

    Международная торговля, если она основана на принципе сравнительного преимущества и не встречает  на своем пути никаких препятствий, оказывается выгодной для всех ее участников.

    Эта выгода состоит, прежде всего, в том, что при одном и том же объеме имеющихся у них производственных ресурсов торгующие страны получают возможность производить благ больше, чем в условиях изоляции от мирового рынка. Иными словами, международная торговля приводит к расширению производственных возможностей человечества.

    Нет такой страны, которая не могла  бы найти своего места на мировом  рынке, используя то, чем она богата и в чем у нее есть относительное  превосходство.

    Каждый  участник мировой торговли, правильно  специализировав свою экономику, получает возможность жить лучше, чем до выхода на мировой рынок.

    Вместе  с тем международная торговля является одной из наиболее богатых  конфликтами сфер экономических  отношений между странами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Регулирование внешней торговли 

    Большинство государств активно регулирует свои международные экономические отношения. В частности, в области внешней торговли исторически сложились два противоположных типа государственной политики: протекционизм и свободная торговля.

    Протекционизм – это политика защиты отечественных производителей от иностранных конкурентов. Суть этой политики, во-первых, в сдерживании ввоза в страну высококонкурентной зарубежной продукции, а во-вторых, в покровительстве экспорту товаров своего национального производства в другие страны. 
 
 

        

    

      

    - таможенные  пошлины - пошлины без торговых

    - нетарифные  барьеры барьеров

    - поддержка  экспорта 
 

    Протекционистские меры можно объединить в 3 группы:

    1) таможенные пошлины, или тарифные  барьеры – это налоги на  импортируемые товары, повышающие цены на них и тем самым затрудняющие их сбыт в данной стране. Здесь, необходимо иметь в виду, что таможенные пошлины могут выполнять не только защитную (протекционистскую) функцию, но и функцию фискальную, благодаря которой пополняются доходы госбюджета страны;

    2) нетарифные барьеры – это всякого  рода ограничительные и/или запретительные  меры на импорт (квоты, лицензирование, иногда прямые запреты и т.  п.). В частности, импортные квоты количественно ограничивают объем ввоза тех или иных товаров, а лицензирование допускает их импорт только по специальным разрешениям (лицензиям) госорганов. Запреты же попросту закрывают пограничный шлагбаум на пути ввоза в страну определенных товаров, обосновывая это, скажем, тем, что импортируемая продукция не отвечает национальным стандартам качества товаров.

    3) поддержка экспорта – предполагает  содействие государства продвижению  за рубеж продукции национального  производства. Экспортерам предоставляются  субсидии, налоговые льготы, дешевые  кредиты, юридическая, политическая и другая поддержка. В частности, государственная финансовая помощь позволяет им без ущерба для себя завоевывать иностранные рынки путем демпинга, то есть через продажу своих товаров по заниженным ценам;

    4) другие протекционистские меры. Так, в Швеции известна практика поддержки государством высоких цен на некоторые национальные товары хорошего качества (чтобы сдержать их вывоз за рубеж) с одновременной выплатой дотаций отечественным покупателям этой продукции. Оригинально содействует национальному гостиничному бизнесу Канада: она не разрешает американским туристам ловить рыбу в своих озерах, если те не провели хотя бы одну ночь в местном мотеле. Бывает также, что на почве протекционизма между странами разворачиваются целые «торговые войны». Например, конец 1990-х: «говяжья война» между США и ЕС: американцы стремятся расширить сбыт в Европе своей дешевой (благодаря применению гормонов роста) говядины, европейцы препятствовали, ссылаясь на канцерогенную опасность гормонов, но больше имея в виду интересы своих фермеров с их более дорогим мясом; «стальная война» между США и Россией, наводнившей американский рынок своей более дешевой продукцией и другие войны: тресковые, банановые, винные и т. д.

    Всесторонняя  и взвешенная оценка политики протекционизма обязывает аналитиков определить как положительные, так и отрицательные его стороны.

    

          «+» - уравновешивает торговый баланс

          - защищает от демпинга  

          - защищает молодые  отрасли 

          - стимулирует рост  производства  

          «-»  - падает эффективность производства

                 - растут цены, меньше выбора товаров

                 - не используются преимущества  МРТ

                 - подрываются возможности экспорта 
 

    Плюсы протекционизма:

    1) сдерживание импорта помогает  уравновесить пассивный (ввоз больше вывоза) торговый баланс;

    2) позволяет защищать национальное  производство от разрушительного  для него демпинга, в том числе  от «несправедливой» конкуренции  со стороны экспортеров товаров  из стран с низкооплачиваемым  трудом;

    3) обеспечивает защиту молодых отраслей национальной экономики, которые еще «не встали на ноги», неконкурентоспособны на мировом рынке и поэтому нуждаются в особой государственной поддержке;

    4) торговые барьеры на пути иностранных  товаров стимулируют собственное  производство в стране. А это значит, что развивается диверсификация национального производства и растет экономика, увеличивается занятость и уменьшается зависимость страны от «сюрпризов» мирового рынка.

    Минусы  протекционизма:

    1) чрезмерный протекционизм ослабляет  конкуренцию в экономике и стимулы к ее совершенствованию. В результате тормозится НТП, ухудшается качество продукции, растут затраты, и как следствие, падает эффективность производства;

    2) касается потребителей, поскольку  торговые барьеры «бьют» по  их карману и возможностям выбора: объединяются прилавки магазинов, растут цены на импортные и сопряженные с ними товары местного производства;

    3) усиление хозяйственной обособленности страны лишает ее соответствующих преимуществ МРТ, выгод от специализации производства и международной торговли;

    4) подрыв политикой протекционизма  возможностей для экспорта товаров  из данной страны. Ведь международная  торговля – «улица с двусторонним  движением». Ограничение импорта  сдерживает и будущий экспорт,  поскольку зарубежный торговый партнер лишается дополнительной валютной выручки для последующих расчетов по экспорту. Кроме того, каждое государство стремиться к сбалансированной торговле с другими странами и на протекционизм последних часто отвечает теми же мерами.

    Второй  тип внешнеторговой политики государства – свободная торговля – фритредерство. Она предполагает свободное движение товаров и услуг между странами без известных торговых барьеров.

    Преимущества  свободной торговли вытекают из того, что устраняются минусы протекционизма:

    - стимулируется конкуренция, ограничивается  монополизм;

    - выше эффективность производства, ниже цены;

    - больше выбор товаров для потребителей;

    - полностью используются преимущества  МРТ;

    - идет сближение и рост сотрудничества  народов и стран.

    Так, фритредерство стимулирует конкуренцию и ограничивает тем самым монополизм национальных фирм. В результате производители вынуждены вводить новшества, повышать качество своей продукции, снижать ее себестоимость, увеличивая эффективность производства и опуская цены. Свобода торговли, далее, расширяет предложение товаров, предоставляя больший выбор для потребителей. К тому же беспрепятственное развитие международного разделения труда обеспечивает эффективное (рыночное) размещение ресурсов в мировой экономике. Благодаря этому становятся выше экономический рост и материальное благосостояние людей. Наконец, свобода торговли способствует большей открытости обществ, а значит, сближению и сотрудничеству народов и стран, миру на планете.

    В свою очередь, недостатки фритредерства могут проистекать из отсутствия защиты национальной экономики от возможных отрицательных воздействий со стороны иностранного бизнеса (демпинг, наводнение отечественного рынка иноземными товарами, навязывание чуждых населению данной страны потребительских вкусов, сбыт низкокачественной или устаревшей продукции и т. д.).

    Большинство современных цивилизованных государств проводят гибкую внешнеторговую политику, которая сочетает в себе элементы протекционизма и фритредерства. И  все же общим курсом здесь является либерализация мировой торговли – это означает, что страны все более широко и взаимовыгодно торгуют друг с другом, постепенно освобождаясь от торговых барьеров и устанавливая естественный для цивилизованного человечества режим наибольшего благоприятствования во взаимной торговле.

    При этом для регулирования и развития торговых отношений между странами заключаются специальные двух- и  многосторонние договоры, соглашения, таможенные и другие союзы, создаются  международные организации. Например, в рамках ООН проблемы мировой торговли и экономического развития молодых государств решаются в ЮНКТАД – Конференция ООН по торговле и развитию. Однако ближе к хозяйственной практике стоит другая структура – ВТО; бывшее генеральное соглашение о тарифах и торговле – ГАТТ. В 2003 г. ВТО объединяло уже более 145 стран. ВТО управляет торговыми потоками между странами. Ее члены совместно решают назревшие проблемы и спорные вопросы, договариваются о дальнейших шагах в либерализации и развитии своего экономического сотрудничества, участвуя в очередных раундах постоянных переговоров и в конференциях. Однако быть в рядах Организации не так просто. Участник ВТО должен отвечать международным стандартам и соблюдать определенные нормы и правила в международных экономических отношениях. Он должен быть готов шире распахнуть дверь в мировую экономику и не бояться иностранных конкурентов даже в уязвимых для себя сферах бизнеса.

    Люди  современного мира все более тесно  взаимодействуют и обречены на сотрудничество. Но сотрудничать – значит уметь уступать, понимать и учитывать интересы других, действовать не с позиции силы и/или заносчивости «великой державы», а с позиции полного равенства и обеспечения выгоды для всех сотрудничающих сторон. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3. Внешняя торговля России и проблемы ее развития 

    Внешняя торговля всегда играла и продолжает играть огромную роль в экономической  жизни нашей страны. Наличие больших  запасов полезных ископаемых стало  для России палочкой-выручалочкой, помогая компенсировать провалы  и ошибки в экономической политике. Не будь у страны возможности осуществлять огромный экспорт нефти и газа, трудно сказать, как Россия пережила бы последние годы. По сути дела, весь тот внешний блеск «новой экономики», который мы можем наблюдать за витринами роскошных магазинов, в рекламах развлекательных клубов и игорных домов, оплачен пока только экспортом природных ресурсов.

    Поэтому легко понять, сколь серьезно экономистов  и правительство интересует то, что  происходит в сфере российской внешней  торговли: как меняются объемы экспорта и импорта, что Россия вывозит и ввозит и в какие страны.

Информация о работе Внешняя торговля