Вопросы реорганизации хозяйствующего субъекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 00:26, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы, является рассмотрение реорганизации юридического лица. То есть: что собой представляет реорганизация, ее формы и правила их применения.
Объект исследования – юридическое лицо, в условиях реорганизации.
Задачи:
1) изучить теоретические подходы
2) выявить основные проблемы
3) предложить пути решения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…….3
Теоретическая часть
Понятие реорганизации юридических лиц……………………………...5
Формы и процедура реорганизации………..…………………………....8
Проблемы, возникающие при реорганизации юридических лиц…..…12
Практическая часть……………………………………………………………...…19
Заключение………………………………………………………………………….27
Библиографический список………………………

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА по су.doc

— 215.50 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Белгородский Государственный Технологический

Университет им. В.Г. Шухова» 
 

Кафедра стратегического управления 

Курсовая  работа

по  дисциплине: «Стратегическое управление»

на  тему: «Вопросы реорганизации хозяйствующего субъекта» 
 

Выполнила: ст-ка гр. ЭК-413

                                                                                                      Мозгова Т.И.

                                                                   Проверила: ст. преподаватель

                                                                                             Борзенкова К.С. 
 
 
 
 
 
 

Белгород  2009

 

      Содержание 

Введение……………………………………………………………………….…….3

Теоретическая часть

  1. Понятие реорганизации юридических лиц……………………………...5
  2. Формы и процедура реорганизации………..…………………………....8
  3. Проблемы, возникающие при реорганизации юридических лиц…..…12

Практическая  часть……………………………………………………………...…19

Заключение………………………………………………………………………….27

Библиографический список…………………………….………………………….28

 

       Введение

      Тема  реорганизации хозяйствующего субъекта сложна и обширна.

      Хозяйствующие субъекты - по российскому законодательству занимающиеся деятельностью по производству, реализации либо приобретению товаров частные, государственные, муниципальные и иные предприятия, акционерные общества и товарищества, союзы, ассоциации, концерны, межотраслевые, региональные и другие объединения предприятий, а также иные объединения (организации) и учреждения, пользующиеся правами юридического лица, граждане, занимающиеся самостоятельной предпринимательской деятельностью.

      Рассмотрим  реорганизацию на примере юридического лица.

      По  смыслу действующего законодательства реорганизация представляет собой специфический способ прекращения действующих и образования новых юридических лиц (кроме случаев реорганизации в формах присоединения и выделения), влекущий переход прав и обязанностей от ранее действовавших юридических лиц к вновь возникшим.

      Целью данной курсовой работы, является рассмотрение реорганизации юридического лица. То есть: что собой представляет реорганизация, ее формы и правила их применения.

      Объект  исследования – юридическое лицо, в условиях реорганизации.

      Задачи: 

      1) изучить теоретические подходы

      2) выявить основные проблемы

      3) предложить пути решения.

      Поскольку реорганизация всегда связана с  имущественным правопреемством между юридическими лицами, при ее проведении существенное значение имеет вопрос об объеме прав и обязанностей, переходящих к правопреемнику. В результате реорганизации права и обязанности реорганизованных юридических лиц могут переходить:

      а) в полном объеме только к одному правопреемнику (при слиянии, присоединении и преобразовании);

      б) в полном объеме, но к нескольким правопреемникам в соответствующих частях (при разделении);

      в) частично как к одному, так и  к нескольким правопреемникам (при  выделении).

      Так же в данной работе будет сформирована товарная стратегия предприятия «Фарма-мебель» с использованием матрицы БКГ. 
 

 

      1. Понятие реорганизации юридических лиц 

      Существование большинства юридических лиц  не ограничено какими-либо временными рамками. Тем не менее в определенных случаях они могут быть прекращены ( по принятой в юридической литературе терминологии говорят о прекращении самого юридического лица , а не его деятельности). Прекращение юридических лиц может влечь за собой различные последствия. В зависимости от них различают два вида прекращения: реорганизацию (ст. 57) и ликвидацию (ст.61).

      В этой главе мы поговорим о реорганизации юридических лиц. Нельзя не посетовать на то, что, несмотря на актуальность поставленной проблемы, в существующей юридической литературе комментариев на эту тему явно не достаточно. В учебниках по гражданскому праву вообще уделяется по 1-2 листа. А ведь, сколько проблем возникает на практике при реорганизации юридических лиц. Правопреемство при реорганизации нуждается вообще в отдельном разговоре. К сожалению, арбитражные суды не всегда дают правильную правовую оценку представляемых сторонами доказательств правопреемства в отношении спорного права или спорной обязанности. Причиной этого, по нашему мнению, является узко-формальный подход отдельных судов к решению данного вопроса, не требующий всестороннего исследования существа дела.

      Реорганизация представляет собой одну из форм прекращения деятельности юридических лиц и создания новых. В отличие от ликвидации реорганизация не означает погашения обязательств юридического лица, прекращающего деятельность.

      Все его права и обязанности переходят к вновь образованным юридическим лицам - его правопреемникам.

      Правопреемство  при реорганизации носит универсальный (общий) характер. Предполагается, что, во-первых, правопреемникам передаются не отдельные права и обязанности, а весь их комплекс. И, во-вторых, организация-правопреемник не вправе отказаться от принятия каких-либо обязательств реорганизуемого юридического лица.

      В некоторых случаях при реорганизации  следует предварительно получить согласие государственных органов. Необходимость такого согласия (точнее, необходимость представления особых документов) может быть установлена законом. В настоящее время закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 22 марта 1991 г. N 948-1 предусматривает либо получение согласия Государственного антимонополистического комитета, либо его обязательное уведомление.

      Согласие  указанного органа необходимо в следующих  случаях:

      а) при слиянии или присоединении  любых объединений (ассоциаций и  союзов) коммерческих организаций;

      б) при слиянии или присоединении коммерческих организаций, общая сумма активов которых составляет более 100 тыс. минимальных размеров оплаты труда;

      в) при разделении или выделении  унитарных предприятий, стоимость  активов которых превышает 50 тыс. МРОТ, если в результате появится хозяйствующий субъект, доля которого на рынке превысит 35% [4; с. 65].

      Уведомление антимонопольных органов о состоявшейся реорганизации должно быть осуществлено, если в результате слияния или  присоединения стоимость активов  организации превысит 50 тыс. МРОТ. Судебная практика уточняет, что при отсутствии согласия Антимонопольного комитета РФ (его территориального управления) на создание союза, ассоциации или другого объединения предприятий (акционерного общества) акт государственной регистрации этого объединения должен быть признан недействительным.

      Обращает  на себя внимание тот факт, что при  реорганизации происходит только общее (а не сингулярное) правопреемство, т.е. к образовавшимся в результате реорганизации юридическим лицам переходят все права и обязанности реорганизуемого юридического лица. В связи с этим в процессе реорганизации необходимо решить все вопросы, связанные с определением субъектов, к которым переходят конкретные права и обязанности. Наиболее актуальна эта проблема, безусловно, для реорганизации в формах разделения и выделения, поскольку при слиянии, присоединении и преобразовании возникает одно юридическое лицо, которое и является правопреемником всех реорганизованных.

      При реорганизации составляется разделительный баланс (в случаях разделения и выделения) или передаточный акт (в случаях слияния, преобразования и присоединения).

      Разделительный  баланс должен содержать однозначный  ответ на вопрос о том, к какому именно юридическому лицу перешло каждое конкретное обязательство.

      И передаточный акт, и разделительный баланс должны включать в себя сведения обо всех без исключения обязательствах должника, включая те, в отношении которых реорганизующееся юридическое лицо считает, что у него есть основания их не исполнять [7; с. 127].

 

      2. Формы и процедура реорганизации 

      Реорганизация предприятия – одна из форм прекращения  деятельности предприятия в случае, если оно признано несостоятельным  реорганизация производятся по решению собственника или органа, уполномоченного создавать такие предприятия, с согласия трудового коллектива или по решению суда. Проще это можно сказать так: реорганизация – способ прекращения деятельности юридического лица, характеризующийся переходом прав и обязанностей к другому юридическому лицу. В таких случаях ко вновь возникшим или ранее существующим организациям, помимо участников и имущества юридического лица, могут перейти особенности его организационной структуры, правоспособности, фирменного наименования и др.

      Реорганизация хозяйствующего субъекта может быть осуществлена в следующих формах:

      1. слияние;

      2. присоединение;

      3. разделение;

      4. выделение;

      5. преобразование.

      При слиянии каждое из объединяющихся юридических  лиц прекращает деятельность, его  права и обязанности переходят  к вновь образованному юридическому лицу. Присоединение предполагает, что одно юридическое лицо прекращает деятельность и его права и обязанности переходят к другому, уже существующему юридическому лицу. Его статус не изменяется, для него решение о реорганизации фактически означает согласие принять обязательства присоединяемой организации и внесение соответствующих изменений в устав. Разделение и выделение, в принципе, схожи. Различие состоит в том, что при разделении одна организация прекращает деятельность и на ее базе создается несколько новых юридических лиц, а при выделении на базе структурных единиц основной организации образуются новые юридические лица, но сама она продолжает существовать.

      Суть  преобразования в том, что юридическое  лицо одной организационно-правовой формы прекращает деятельность, а вместо него образуется новое юридическое лицо другой организационно- правовой формы. Никаких количественных изменений участников гражданского оборота не происходит. Все права и обязанности организации, прекратившей деятельность, переходят к одному правопреемнику. По сути, преобразование является наиболее распространенной формой реорганизации. К примеру, приватизация государственных предприятий представляет собой не что иное, как преобразование в акционерное общество. О необходимости преобразования индивидуальных частных предприятий, общественных и религиозных организаций говорится в законе о введении в действие части первой ГК РФ. Вместе с тем как сам Гражданский кодекс, так и другие законы, в частности 
Федеральный закон "О некоммерческих организациях", устанавливают определенные ограничения на преобразование.

      Так, коммерческие организации не могут  преобразоваться в некоммерческие, общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества - в товарищества или государственные предприятия.

      Довольно  долгое время проблемой было преобразование закрытых акционерных обществ в открытые и наоборот. Вопрос заключался в том, является ли такое преобразование реорганизацией юридического лица или лишь изменением типа акционерного общества.

      С позиций Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ (постановление пленума ВС РФ и ВАС РФ от 2.04.97 г. No 4/8) в результате такого преобразования организационно-правовая форма общества не изменяется, соответственно правила о реорганизации в данном случае применяться не должны.

      Решение о реорганизации может быть принято  учредителями (участниками) либо соответствующим органом юридического лица. Здесь все зависит от его организационно-правовой формы. В акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью этот вопрос отнесен к исключительной компетенции общего собрания акционеров или участников. В ряде случаев для реорганизации в форме слияния, присоединения и преобразования может потребоваться согласие Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП РФ).

      Законодательство  о конкуренции и монополистической  деятельности допускает принудительную реорганизацию в форме разделения и выделения. Решение о необходимости реорганизации принимается 
ГКАП РФ и его территориальными управлениями. Юридические лица, получившие его предписания, обязаны провести реорганизацию в установленный срок. В противном случае суд по иску ГКАП РФ должен назначить внешнего управляющего юридическим лицом и поручить ему провести реорганизацию. Учредительные документы вновь создающихся организаций, а также разделительный баланс утверждаются судом и регистрируются в общем порядке.

Информация о работе Вопросы реорганизации хозяйствующего субъекта