Воздействие технологических инноваций на структуру рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 10:01, курсовая работа

Описание

Глобализация экономических отношений в мировой экономике, проблемы ограниченности ресурсной базы, постоянно обостряющаяся конкуренция заставляют искать новые принципы развития и управления предприятиями, непременным атрибутом которых становятся инновационные процессы. Инновационные процессы в экономике связаны с поиском, разработкой, освоением, усовершенствованием и последующей коммерциализацией новых товаров, продуктов, технологий, техники на основе построения эффективных организационных структур и методов хозяйствования.

Содержание

Введение 6
Глава I . Сущность и функции инновационной деятельности. 8
1.1. Содержание понятия "инновация" 8
Инновации и инновационная деятельность традиционно представляются как направление научно-технического прогресса (высокотехнологичной его составляющей) и как процесс, связанный с внедрением результатов научных исследований и разработок в практику. Однако смысл и содержание понятия "инновация" более широк. Сфера инноваций всеобъемлюща, она не только охватывает практическое использование научно-технических разработок и изобретений, но и включает перемены в продукте, процессах, маркетинге, организации. Инновация выступает в качестве явного фактора перемены, как результат деятельности, воплощенный в новый или усовершенствованный продукт, технологические процессы, новые услуги и новые подходы к удовлетворению социальных потребностей. 8
В оксфордском толковом словаре понятие "инновация" (innovation) разъясняется следующим образом: "Любой новый подход к конструированию, производству или сбыту товара, в результате чего новатор или его компания получают преимущество перед конкурентами". 8
Термин "инновация", в современном его понимании, первым стал применять Й. Шумпетер, который подчеркивал, что инновация - это существенная смена функции производимого, состоящая в новом соединении и коммерциализации всех новых ком-бинаций, основанных на использовании новых материалов и компонентов, внедрении новых процессов, открытии новых рынков, внедрении новых организационных форм. 8
К этому можно добавить, что инновация - это новый продукт, новое явление или действие на рынке (предприятии), которое имеет целью привлечь потребителя, удовлетворить его потребности и одновременно принести доход предпринимателю. 8
Факторы, определяющие инновационное развитие: 8
рыночная конъюнктура и конкуренция (как на внутреннем, так и внешних рынках); 8
среда (уровень развития науки и техники, законодательная и нормативная база, политическая и экономическая стабильность); 8
кадры (ученые, специалисты, предприниматели, менеджеры, политические деятели, государственные служащие); 8
ресурсы (природные, производственные, финансовые, научно-технические, технологические, инфраструктура). 8
Побудителями инноваций являются постоянные изменения, происходящие в различных сферах человеческой деятельности. В каждой из них целями нововведений являются внедрение новых процессов или продуктов, которые направлены на обеспечение устойчивого и долгосрочного экономического роста. К ним относятся: 8
усовершенствование или создание новых материалов, оборудования, технологических процессов, продуктов, услуг и методов, коренным образом изменяющих или существенно улучшающих эффективность экономики; 9
изменения в социальной структуре для повышения социального статуса личности и достижения оптимального соотношения личных и общественных интересов; 9
модификации сложившейся системы управления, позволяющие улучшать деятельность предприятий и организаций и способствующие адаптации к меняющимся условиям. 9
Все нововведения в технике, технологии, экономике, управлении и социальной сфере взаимосвязаны друг с другом, и чтобы внедрить нововведение в какой-либо из этих сфер, практически всегда необходимо осуществить соответствующие изменения и в других. Это объясняется тем, что в подавляющем большинстве инновации базируются на одновременном целенаправленном сочетании и использовании самых различных видов знания ради получения новых областей его экономического применения. 9
Документально оформленный результат исследований, разработок или экспериментальных работ по повышению эффективности какой-либо сферы деятельности является новшеством (новацией). К ним относятся открытия, изобретения, патенты, ноу-хау, документация на новый или усовершенствованный продукт, технология или производственный процесс, а также различные рекомендации, методики, инструкции, стандарты, результаты маркетинговых исследований, рационализаторские предложения. 9
Новшество в виде новых знаний, подходов, приемов приобретает новое качество и превращается в инновацию (нововведение) с момента его внедрения и начала распространения. Инновация - конечный результат внедрения новшества в целях получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта, востребованного обществом. Иными словами, инновация - это конкретный результат любой созидательной, связанной с риском деятельности, которая обеспечивает продвижение и внедрение на рынок новых, существенно отличающихся от прежних, благ, более полно удовлетворяющих потребности; открытие и освоение новых рынков или достижение других конкретных целей. 9
Инновационная активность проявляется через инновационные процессы - целенаправленную деятельность по созданию, освоению в производстве и продвижению на рынок продуктовых, технологических и организационно-управленческих новшеств. 12
Характерной чертой инновационных процессов является их нелинейность в отличие от производства и логистики. Линейность предполагает однократное использование знаний, а инновационные процессы - перманентное, т.е. параллельность новаторской деятельности в отношении продукции, организации и управления - многообразие областей нововведений. 12
Инновационные процессы поддерживаются институциональными и структурными факторами, связанными с перераспределением ресурсов в соответствии с критериями сложившейся структуры общественных потребност

Работа состоит из  1 файл

Курсовая юля готова ..doc

— 240.50 Кб (Скачать документ)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

КУМЕРТАУСКИЙ  ФИЛИАЛ  ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ 

«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра экономики

Реферат
по дисциплине «Экономика отраслевых рынков»

Воздействие технологических  инноваций на структуру рынка.

КФ ГОУ ОГУ 080100

                                                                                                    

                                                                                                   Руководитель работы

                                                                                                     __________________________

                                                                                                     «____» _____________2012 г. 

                                                                                                    Исполнитель

                                                                                                    Студент группы

                                                                                                    .__________

                                                                                                    «____»______________2012 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кумертау 2012

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Глобализация экономических  отношений в мировой экономике, проблемы ограниченности ресурсной базы, постоянно обостряющаяся конкуренция заставляют искать новые принципы развития и управления предприятиями, непременным атрибутом которых становятся инновационные процессы. Инновационные процессы в экономике связаны с поиском, разработкой, освоением, усовершенствованием и последующей коммерциализацией новых товаров, продуктов, технологий, техники на основе построения эффективных организационных структур и методов хозяйствования. В широком смысле инновационные процессы решают проблему поведения ресурсной отдачи, преобразования научных, фундаментальных открытий в практические решения, обусловливают конкурентные преимущества производимой продукции, реализуемых товаров.

Однако реализация инновационного процесса возможна при развитии системы  факторов и условий, необходимых  для его осуществления, то есть инновационного потенциала, который характеризует способность предприятия к внедрению инноваций, на базе освоения которых происходит обновление и усовершенствование товаров, продуктов, технологий, техники и т.д.

В связи с этим приоритетным направлением на пути развития предприятий является создание целостной, а значит эффективной системы управления инновационным процессом на предприятии.

Как показывает практика, за годы реформ не удалось отойти от негибкого реагирования на рыночную ситуацию, низкой инновационной восприимчивости российских предприятий. Поэтому эффективную систему управления инновационным процессом еще предстоит разработать как средство достижения целей предприятия, в основе которых коммерческие интересы, возникшие в связи с новой, рыночной экономической обособленностью хозяйствующих субъектов.

Проблемы, связанные в  той или иной степени с подготовкой  и реализацией инноваций и разработкой технологической структуры на предприятиях рассмотрены в работах многих отечественных и зарубежных ученых.

 

Глава I . Сущность и функции инновационной деятельности.

1.1. Содержание  понятия "инновация"

Инновации и инновационная деятельность традиционно  представляются как направление  научно-технического прогресса (высокотехнологичной  его составляющей) и как процесс, связанный с внедрением результатов научных исследований и разработок в практику. Однако смысл и содержание понятия "инновация" более широк. Сфера инноваций всеобъемлюща, она не только охватывает практическое использование научно-технических разработок и изобретений, но и включает перемены в продукте, процессах, маркетинге, организации. Инновация выступает в качестве явного фактора перемены, как результат деятельности, воплощенный в новый или усовершенствованный продукт, технологические процессы, новые услуги и новые подходы к удовлетворению социальных потребностей.

В оксфордском  толковом словаре понятие "инновация" (innovation) разъясняется следующим образом: "Любой новый подход к конструированию, производству или сбыту товара, в  результате чего новатор или его  компания получают преимущество перед конкурентами".

Термин "инновация", в современном  его понимании, первым стал применять Й. Шумпетер, который подчеркивал, что инновация - это существенная смена функции производимого, состоящая в новом соединении и коммерциализации всех новых ком-бинаций, основанных на использовании новых материалов и компонентов, внедрении новых процессов, открытии новых рынков, внедрении новых организационных форм.

К этому  можно добавить, что инновация - это  новый продукт, новое явление  или действие на рынке (предприятии), которое имеет целью привлечь потребителя, удовлетворить его потребности и одновременно принести доход предпринимателю.

Факторы, определяющие инновационное развитие:

рыночная  конъюнктура и конкуренция (как  на внутреннем, так и внешних рынках);

среда (уровень развития науки и техники, законодательная и нормативная  база, политическая и экономическая  стабильность);

кадры (ученые, специалисты, предприниматели, менеджеры, политические деятели, государственные  служащие);

ресурсы (природные, производственные, финансовые, научно-технические, технологические, инфраструктура).

Побудителями  инноваций являются постоянные изменения, происходящие в различных сферах человеческой деятельности. В каждой из них целями нововведений являются внедрение новых процессов или продуктов, которые направлены на обеспечение устойчивого и долгосрочного экономического роста. К ним относятся:

усовершенствование  или создание новых материалов, оборудования, технологических процессов, продуктов, услуг и методов, коренным образом изменяющих или существенно улучшающих эффективность экономики;

изменения в социальной структуре для повышения  социального статуса личности и  достижения оптимального соотношения  личных и общественных интересов;

модификации сложившейся системы управления, позволяющие улучшать деятельность предприятий и организаций и способствующие адаптации к меняющимся условиям.

Все нововведения в технике, технологии, экономике, управлении и социальной сфере взаимосвязаны друг с другом, и чтобы внедрить нововведение в какой-либо из этих сфер, практически всегда необходимо осуществить соответствующие изменения и в других. Это объясняется тем, что в подавляющем большинстве инновации базируются на одновременном целенаправленном сочетании и использовании самых различных видов знания ради получения новых областей его экономического применения.

Документально оформленный результат исследований, разработок или экспериментальных  работ по повышению эффективности  какой-либо сферы деятельности является новшеством (новацией). К ним относятся открытия, изобретения, патенты, ноу-хау, документация на новый или усовершенствованный продукт, технология или производственный процесс, а также различные рекомендации, методики, инструкции, стандарты, результаты маркетинговых исследований, рационализаторские предложения.

Новшество в виде новых знаний, подходов, приемов  приобретает новое качество и  превращается в инновацию (нововведение) с момента его внедрения и  начала распространения. Инновация - конечный результат внедрения новшества в целях получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта, востребованного обществом. Иными словами, инновация - это конкретный результат любой созидательной, связанной с риском деятельности, которая обеспечивает продвижение и внедрение на рынок новых, существенно отличающихся от прежних, благ, более полно удовлетворяющих потребности; открытие и освоение новых рынков или достижение других конкретных целей.

 

 

 

 

 

 

1.2 Виды инноваций. Инновационные  процессы.

 

Нововведения (инновации) возможны во всех сферах деятельности человека. Исходя из многовариантных  возможностей, инновации различаются  по сфере приложения, масштабам распространения  и по характеру.

По сфере приложения инновации подразделяются на научно-технические, организационно-экономические, социально-культурные и государственно-правовые.

По масштабам распространения  различают глобальные, национальные, региональные, отраслевые и локальные (на предприятии, в компании) инновации/

По характеру они  могут быть эволюционными и радикальными.

Эволюционные нововведения происходят непрерывно и в своем  большинстве являются следствием идей и предложений, поступающих из сферы  производства, сбыта, потребления.

Процесс эволюционных нововведений целиком подчинен общественным потребностям, формируется платежеспособным спросом и ограничивается возможностями технологического потенциала той системы, в рамках которой он происходит. Частота выхода на рынок с нововведениями зависит от накопленного эмпирического опыта и знаний. В результате повышаются возможности компании по получению и анализу информации о предпочтениях потребителей, восприятию сигналов рынка, а накопленные знания позволяют совершенствовать продукты и технологии с помощью инноваций.

Эволюционные инновации  можно классифицировать по предмету приложения, воздействию на процесс производства и деятельность компаний, а также по характеру удовлетворяемых потребностей. Традиционным подходом к типологии нововведений по предмету приложения является их разделение на инновации-продукты и инновации-процессы.

Инновация-продукт - новшество  в виде принципиально нового или  усовершенствованного продукта, которое  продвигается в форме товара на рынок. Зачастую внедрение нового продукта бывает связано с освоением или  созданием новых рынков.

Инновация-процесс - это техническое, производственное и управленческое усовершенствование, снижающее затраты на производство продукта. Инновация-процесс может превратиться в инновацию-продукт, если востребована на рынке. Выделяют еще инновацию-сервис, связанную с обслуживанием процессов использования продукта за пределами предприятия (программное обеспечение компьютеров).

К инновациям, влияющим на процесс производства и деятельность компаний на рынке, относятся технологические, производственные, экономические, торговые, социальные, правовые, управленческие и информационные.

В сфере услуг инновациями  являются принципиально новые или  существенно усовершенствованные  методы их производства и предоставления (обслуживания), которые не могут  быть обеспечены прежними производственными методами. Это туристские, банковские, консалтинговые услуги, другие сектора с ориентацией на новейшие информационные и коммуникационные технологии.

Достаточно часто компании прибегают к помощи адаптивных инноваций, которые являются реакцией на нововведения, осуществленные конкурентами, с целью приспособиться к изменившейся ситуации и обеспечить выживание компании. Особое место занимают псевдо инновации, не приводящие к изменению потребительских характеристик продуктов, а имитирующих их.

К инновациям по характеру  удовлетворяемых потребностей можно  отнести нововведения, создающие  новые потребности и развивающие  существующие.

Инновации могут не только сохранять и совершенствовать технологические  и рыночные возможности фирм, но и, как ни странно, их разрушать. Так называемые архитектурные инновации иногда требуют замены существующих технологий и продуктов, а также рыночно потребительских связей. Инновации, которые создают для существующих технологий и продуктов новые ниши на рынке, приводят к появлению иной категории потребителей и разрушают сложившиеся рыночные связи. Радикальные нововведения не являются реакцией на потребности рынка. Они связаны, прежде всего с наукой, научными открытиями, прорывными изобретениями, которые обладают определенной независимостью от общественных потребностей. Применение радикальных нововведений означает разрыв с предшествующими тенденциями, открывает новую общую концепцию дальнейших усовершенствований. Спрос на них непредсказуем из-за отсутствия в момент их появления достаточно четких областей их применения. Среди радикальных нововведений выделяют базисные инновации на основе новых знаний о природе материального мира. Они являются основой для формирования нового технологического уклада, определяют его структуру. Их внедрение связано с крупными инвестициями в формирование новых отраслей и направлений развития. Поэтому на первых фазах освоения базисных инноваций необходима прямая и косвенная государственная поддержка. Процесс их внедрения является длительным и сопровождается значительным риском. Радикальные инновации подразделяют на несколько категорий. Прежде всего это системные инновации, обеспечивающие появление других нововведений - улучшающих (прирастающие инновации). Через них обеспечивается распространение принципиально новой техники и технологии в различных сферах производства, что способствует внедрению базисных инноваций. Такие инновации обеспечивают важные технические улучшения продуктов, технологических процессов.

Информация о работе Воздействие технологических инноваций на структуру рынка