Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 10:01, курсовая работа
Глобализация экономических отношений в мировой экономике, проблемы ограниченности ресурсной базы, постоянно обостряющаяся конкуренция заставляют искать новые принципы развития и управления предприятиями, непременным атрибутом которых становятся инновационные процессы. Инновационные процессы в экономике связаны с поиском, разработкой, освоением, усовершенствованием и последующей коммерциализацией новых товаров, продуктов, технологий, техники на основе построения эффективных организационных структур и методов хозяйствования.
Введение 6
Глава I . Сущность и функции инновационной деятельности. 8
1.1. Содержание понятия "инновация" 8
Инновации и инновационная деятельность традиционно представляются как направление научно-технического прогресса (высокотехнологичной его составляющей) и как процесс, связанный с внедрением результатов научных исследований и разработок в практику. Однако смысл и содержание понятия "инновация" более широк. Сфера инноваций всеобъемлюща, она не только охватывает практическое использование научно-технических разработок и изобретений, но и включает перемены в продукте, процессах, маркетинге, организации. Инновация выступает в качестве явного фактора перемены, как результат деятельности, воплощенный в новый или усовершенствованный продукт, технологические процессы, новые услуги и новые подходы к удовлетворению социальных потребностей. 8
В оксфордском толковом словаре понятие "инновация" (innovation) разъясняется следующим образом: "Любой новый подход к конструированию, производству или сбыту товара, в результате чего новатор или его компания получают преимущество перед конкурентами". 8
Термин "инновация", в современном его понимании, первым стал применять Й. Шумпетер, который подчеркивал, что инновация - это существенная смена функции производимого, состоящая в новом соединении и коммерциализации всех новых ком-бинаций, основанных на использовании новых материалов и компонентов, внедрении новых процессов, открытии новых рынков, внедрении новых организационных форм. 8
К этому можно добавить, что инновация - это новый продукт, новое явление или действие на рынке (предприятии), которое имеет целью привлечь потребителя, удовлетворить его потребности и одновременно принести доход предпринимателю. 8
Факторы, определяющие инновационное развитие: 8
рыночная конъюнктура и конкуренция (как на внутреннем, так и внешних рынках); 8
среда (уровень развития науки и техники, законодательная и нормативная база, политическая и экономическая стабильность); 8
кадры (ученые, специалисты, предприниматели, менеджеры, политические деятели, государственные служащие); 8
ресурсы (природные, производственные, финансовые, научно-технические, технологические, инфраструктура). 8
Побудителями инноваций являются постоянные изменения, происходящие в различных сферах человеческой деятельности. В каждой из них целями нововведений являются внедрение новых процессов или продуктов, которые направлены на обеспечение устойчивого и долгосрочного экономического роста. К ним относятся: 8
усовершенствование или создание новых материалов, оборудования, технологических процессов, продуктов, услуг и методов, коренным образом изменяющих или существенно улучшающих эффективность экономики; 9
изменения в социальной структуре для повышения социального статуса личности и достижения оптимального соотношения личных и общественных интересов; 9
модификации сложившейся системы управления, позволяющие улучшать деятельность предприятий и организаций и способствующие адаптации к меняющимся условиям. 9
Все нововведения в технике, технологии, экономике, управлении и социальной сфере взаимосвязаны друг с другом, и чтобы внедрить нововведение в какой-либо из этих сфер, практически всегда необходимо осуществить соответствующие изменения и в других. Это объясняется тем, что в подавляющем большинстве инновации базируются на одновременном целенаправленном сочетании и использовании самых различных видов знания ради получения новых областей его экономического применения. 9
Документально оформленный результат исследований, разработок или экспериментальных работ по повышению эффективности какой-либо сферы деятельности является новшеством (новацией). К ним относятся открытия, изобретения, патенты, ноу-хау, документация на новый или усовершенствованный продукт, технология или производственный процесс, а также различные рекомендации, методики, инструкции, стандарты, результаты маркетинговых исследований, рационализаторские предложения. 9
Новшество в виде новых знаний, подходов, приемов приобретает новое качество и превращается в инновацию (нововведение) с момента его внедрения и начала распространения. Инновация - конечный результат внедрения новшества в целях получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта, востребованного обществом. Иными словами, инновация - это конкретный результат любой созидательной, связанной с риском деятельности, которая обеспечивает продвижение и внедрение на рынок новых, существенно отличающихся от прежних, благ, более полно удовлетворяющих потребности; открытие и освоение новых рынков или достижение других конкретных целей. 9
Инновационная активность проявляется через инновационные процессы - целенаправленную деятельность по созданию, освоению в производстве и продвижению на рынок продуктовых, технологических и организационно-управленческих новшеств. 12
Характерной чертой инновационных процессов является их нелинейность в отличие от производства и логистики. Линейность предполагает однократное использование знаний, а инновационные процессы - перманентное, т.е. параллельность новаторской деятельности в отношении продукции, организации и управления - многообразие областей нововведений. 12
Инновационные процессы поддерживаются институциональными и структурными факторами, связанными с перераспределением ресурсов в соответствии с критериями сложившейся структуры общественных потребност
Основной задачей НТК
является консолидация и форсированное
наращивание научно-исследовательского, экспериментально-
-повышения энергоэффективности производства и производительности труда;
-создания системы менеджмента качества;
-повышения квалификации персонала, отвечающего за технологическое развитие;
-совершенствования системы послепродажного обслуживания;
-совершенствования системы управления правами на РИД и др.
Реализация программы инновационного развития Холдинга будет в определяющей степени способствовать достижению цели развития российского вертолетостроения на период до 2020 г. – выйти на 27%-й уровень совокупных долей продаж в общем объеме внешнего рынка и 90%-й уровень внутреннего рынка вертолётов. В результате инновационного развития отрасли к 2020 году при обеспечении высокого технического уровня и качества продукции сроки разработки новых вертолетов сократятся до 5-7 лет, себестоимость продукции снизится на 12-15%.
Заключение.
Жизнедеятельность современного
человека, тем более освоение новых
областей знаний, техники и технологий,
требует четкого определения
используемых в этих процессах понятий.
Для успешного создания и внедрения
эффективной инновации
Инновационный процесс - процесс преобразования научных знаний в инновацию. Главная его черта - обязательное завершение инновации, т. е. получение результата, пригодного для практической реализации. Инновационный процесс имеет социальную значимость, так как процесс происходит в социальной среде, вызывает к жизни социальные потребности и сопровождается процессом социальных изменений. Поэтому при исследовании, планировании и управлении инновационными процессами необходимо учитывать их социальные последствия.
И это становится тем более важно и актуально, что на сегодняшний день продолжает существовать проблема отсутствия официальной общепринятой терминологии в области инновационной деятельности. Именно поэтому, интерес к этой проблеме не ослабевает и сегодня, так как существует, с одной стороны, большая практическая и теоретическая значимость и актуальность исследования данного вопроса, а с другой стороны, значительная неопределенность и путаница в понятиях.
Вообще, главным вопросом управления работой по развитию является равновесие между изменениями и стабильностью. Основным в управлении развитием представляется умение видеть состояние целей деятельности предприятия в динамике. Цель - это направление, а не пункт назначения, поэтому достижение цели предполагает постоянную готовность к инновациям и реагирование на необходимость внутренних и внешних инноваций.
Для успешного осуществления инноваций необходимы адаптация к требованиям рынка, технологическое превосходство товара, стремление к выпуску новых товаров, использование оценочных процедур, благоприятная конкурентная среда, соответствующие организационные структуры. Негативное воздействие на инновации оказывают поверхностный анализ рынка, нехватка финансовых и материальных ресурсов, производственные и коммерческие проблемы.
При создании инфраструктуры
поддержки инновационной
Косвенные меры стимулирования не способствуют созданию благоприятных условий для развития партнерских отношений между наукой и бизнесом, между малыми инновационными предприятиями и промышленностью.
На сегодняшний день государственные инициативы пока еще фрагментарны и несистемные, а поэтому нередко неэффективны и решают даже части проблем, с которыми приходится сталкиваться предприятиям, занимающимся инновационным бизнесом. Низкая деловая активность в научно-технической и инновационной сфере, наблюдающаяся сегодня, подтверждает тот вывод, что без продуманной государственной поддержки инновационному бизнесу трудно будет встать на ноги. Вместе с тем, инновации имеют огромное значение для развития национальной экономики в целом, и приоритетных отраслей в первую очередь.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
«Золотой резерв нефтегаза».
Москва,июль 2010 [http://gr.neftegaz.ru/ru/
2. Цигилик І.І. «Економіка й організація інноваційної діяльності». Навчальний посібник.-Київ: «Центр навчальної літератури» 2004.
3. Новиков В.С. « Инновации в туризме » .М.: ИЦ "Академия", 2007.
4. Маренков Н.Л. «Инноватика » : Учебное пособие. – М.: КомКнига, 2005.
5. Мельников О.Н. «Управление интеллектуально-креативными ресурсами наукоёмких производств». – М.: «Машиностроение», 2004.
6. Валдайцев С. В. «Оценка бизнеса и инноваций» - М.: Филинъ, 2003. \
7. Водачек Л., Водачкова О. «Стратегия управления инновациями на предприятии.» - М.: Экономика, 2004.
Информация о работе Воздействие технологических инноваций на структуру рынка