Возможности тарифного регулирования международной торговли в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 14:27, контрольная работа

Описание

Япония - высокоразвитая страна. На конец 2009-го финансового года Япония занимала второе место в мире (после США) по номинальному значению ВВП, который составляет более 5 трлн долларов США, однако, по данным экспертов, в августе 2010-го по этому показателю китайская экономика обогнала японскую; и третье место по паритету покупательной способности (после США и Китая).

Содержание

Тема 1: Японская модель организации национальной экономики 3
Тема 2: Возможности тарифного регулирования международной торговли в современных условиях. Влияние тарифов на экономику страны. 12
Список использованной литературы: 19

Работа состоит из  1 файл

Контрольная.docx

— 54.61 Кб (Скачать документ)

3) Стимулирование трудовых усилий

К главным экономическим стимулам относятся повышение заработной платы; регулярные выплаты бонусов; выплаты различных единовременных пособий на поддержание благосостояния; заранее оговоренная выплата  крупных выходных пособий. Главной  причиной социально-экономического подъема  является успешное развитие хозяйства  страны. Также, определенную роль сыграла  и многолетняя упорная борьба японских профсоюзов за улучшение условий  труда.

Эффективным экономическим стимулом являются также бонусы, которые выплачиваются  дважды в год (летом и зимой) и  размер которых зависит от деятельности предприятия. Это довольно значительные суммы денег. Система бонусов практикуется не только крупными, но и многими средними и даже мелкими предприятиями. Разница лишь в том, что размеры бонусов на крупных предприятиях значительно выше.

Среди психологических стимулов есть метод «поздравления работника  с днем рождения», метод «откровенных бесед в цехах», метод «внесения  предложений», цель которого - усилить  в сознании рядовых работников чувство  своей принадлежности к предприятию  и на этой основе добиться от них  максимального повышения производительности труда.

4) Кружки  качества

Только благодаря господству корпоративного духа японцы могли создать в фирмах систему добровольных «кружков качества», которые вовлекают рабочих в  деятельность за повышение качества продукции, за ее бездефектность, за снижение уровня производственного травматизма и т. д. Кружки качества действуют во всех крупных фирмах и более чем в 50% мелких фирм. В Японии действует около 1 миллиона кружков качества, в них участвуют около 10 миллионов человек.

Первые подобные кружки появились  в начале 60-х годов на предприятиях «Кобэ сэйко» и «Ниппон кокан». Тогда они именовались кружками «контроля за качеством продукции». На предприятиях появились лозунги: «Борись за искоренение погрешности в 0.1 миллиметра», «Своди к нулю погрешность в 0.1 секунды», «Включайся в движение за лучшую технологию в мире» и т. д.

Кружки качества объединяют, как  правило, 6-10 работников одного уровня иерархии, выполняющих сходную работу. Они собираются 1-2 раза в неделю. Каждая группа имеет лидера и докладывает  руководству о полученных решениях. Рационализаторским предложениям, исходящим  от рабочих предается особо важное значение. Полезные предложения часто вознаграждаются в виде ручек, медальонов, памятных значков. Денежные вознаграждения получает кружок качества и поровну распределяет их между своими членами. В концепции кружков качества как практического инструмента решения проблем качества важен набор методик, которые используются для решения проблемы производительности труда, снижения затрат, совершенствования технологических процессов.

Тенденции и перспективы развития японской национальной экономики на современном этапе

Важной чертой развития японской экономики  являются не количественные показатели роста и расширения масштабов  экономики в целом, а структурные  преобразования, основанные на росте  «адаптивных возможностей японского  хозяйственного комплекса к изменяющимся требованиям научно-технического прогресса». В связи с этим необходимо отметить и усиливающуюся автономию Японии от колебаний внешнего рынка: инвестиционный бум, характерный для начала 90-х  годов, здесь сопровождался повышением деловой активности японских корпораций по широкому кругу отраслей, обслуживающих  в первую очередь внутренний национальный рынок.

В то же время отраслевая структура  хозяйства Японии под влиянием перестройки  ее промышленности, а также повышения  стоимости иены претерпела в последнее  десятилетие существенные изменения. «Структурно больные» отрасли промышленности были переданы развивающимся странам, в частности новым индустриальным странам Азии. Промышленность же самой  Японии постепенно меняется в сторону  увеличения в ней удельного веса товаров с высокой добавленной  стоимостью.

По оценкам мировых экономистов  в 2005-2010 гг. экономика Японии будет  развиваться по пути так называемой «софтизации», при которой все большее значение в структуре общественного производства будет приобретать непроизводственная сфера. В то же время доля обрабатывающей промышленности и строительства имеет тенденцию к снижению. Ведущими отраслями хозяйства становятся информатика и связь, электронное производство. Среди производственных технологий основную роль будут играть микроэлектроника, программное обеспечение и т.п. В отраслях обрабатывающей промышленности Японии активно развивается процесс диверсификации традиционных направлений деятельности. Нефтехимические концерны уделяют пристальное внимание фармацевтике, текстильные компании - освоению биотехнологий, производству стройматериалов, материалов для электроники. В десятке основных, производимых в Японии товаров присутствуют: легковые автомобили, сталь, электронные лампы и полупроводники, автоматические устройства обработки информации, запчасти для автомобилей, грузовики, видеоаппаратура, суда, металлообрабатывающие станки.

Устойчивость экономического и  промышленного роста Японии на протяжении последнего десятилетия резко контрастировала  с вялой хозяйственной конъюнктурой в других ведущих капиталистических  странах.

Японские компании без особых потерь преодолели оба нефтяных кризиса , сумели свести к минимуму последствия взрывообразного роста цен на нефть, сохранив исключительно высокую конкурентоспособность своих товаров на мировом рынке. Они смогли быстро развернуть экспорт, в первую очередь электронной и механотронной продукции, и таким образом внедрить станки с числовым программным управлением, промышленные роботы и другие трудосберегающие устройства в производственные процессы без увеличения безработицы в стране, вызывая тем самым зависть в других странах мира.

Неуклонное наращивание индустриального  потенциала Японии, безусловно, связано  с техническим прогрессом. Если поначалу она выделялась умением производить  товары более высокого качества при  меньших издержках, то за последние  годы она сумела широким фронтом  развернуть НИОКР во многих передовых  областях техники. Используя открывшиеся  при этом возможности, компании разработали и начали массовый выпуск новой продукции, ассортимент которой продолжает множиться.

На рубеже веков японская экономика  утратила наступательный порыв и  дома, и за границей. Главная причина - сокращение темпа роста экспорта, которое наступило, несмотря на снижение курса иены по отношению к доллару  и связанное с ним повышение  конкурентоспособности японских товаров  на мировом рынке. Трудности внешней  торговли Японии связаны с усилением напряженности в международных экономических отношениях из-за депрессивного состояния мирового капиталистического хозяйства, в частности из-за длительного спада деловой активности, охватившего все промышленно развитые страны.

Замедление темпа роста экспорта внезапно окрасило ближайшее будущее  в мрачноватые тона, наполнив реальностью  прогнозы, согласно которым темпы  роста японской экономики на протяжении 90-х годов сократятся до двух-трех процентов. Столь неблагоприятное  развитие событий - результат слишком  сильной зависимости от экспорта. По-видимому, Япония не в силах будет  и далее расширять экспорт, опираясь только на конкурентоспособность своей  высокотехнологичной продукции.

В конце 90-х гг. Япония находилась в  режиме сильнейшего спада, т.е. в  отличие от США в Японии обозначилась неблагоприятная экономическая  ситуация со всеми признаками затяжной рецессии.

После ряда десятилетий интенсивного развития Японии ее экономическая модель сильно пошатнулась.

Правительство Японии было вынуждено  в 1992 г. принять самую крупную  программу чрезвычайных экономических  мер в истории страны. Но экономический  рост в 1993 г. даже с принятием программы  чрезвычайных мер составил менее 2,1%.

Причина нынешних трудностей во многом определяется перенакоплением (особенно в форме производственных мощностей) капитала еще в конце 80-х гг.

Депрессивное состояние экономики  Японии не оказывает существенного  воздействия на мировую конъюнктуру, поскольку страна остается все еще  достаточно закрытой: только 10% ее внутреннего  спроса покрывается импортом против 20% в США. Серьезный удар по экспорту нанесло укрепление иены по отношению  к доллару. Снижение экспортных параметров связано и с переносом значительных производственных мощностей японских фирм в страны сбыта товаров (европейские  страны, США, государства Юго-Восточной  Азии). Такие тенденции могут иметь  опасные последствия для японской экономической модели, где рост объемов  экспорта является одним из приоритетных направлений. По мнению экономистов, это выраженные признаки глубокого структурного кризиса за всю послевоенную историю Японии, они связывают их с механизмами, которые ранее позволяли Японии демонстрировать «экономическое чудо»: обозначился демонтаж устоявшихся механизмов протекционистского характера (тайные и открытые барьеры, не дающие доступа в страну зарубежных предпринимателей, всестороннее вмешательство государства в сферы хозяйственной деятельности и т.д.).

На этом фоне крупные производственные компании отказываются от так называемой системы пожизненного найма —  формы негласного контракта, дающего  работникам гарантию рабочих мест, оплаты по стажу и крупного выходного  пособия при увольнении на пенсию.

Только в 2002 г. в Японии начался, хоть и незначительный, экономический  рост, который продолжается и в  настоящее время.

Многое в японской промышленной политике определяется своеобразной национальной спецификой и, по-видимому, не может  быть полностью воспроизведено в  иных условиях. Однако значительная часть  того, что проверено и подтверждено практикой этой страны, может быть воспринято в качестве полезного  и поучительного опыта.

Перспективы развития Японии и сегодня достаточно оптимистичны.

Тема 2: Возможности тарифного регулирования международной торговли в современных условиях. Влияние тарифов на экономику страны.

Характер  и задачи внешнеэкономического, в  том числе тарифного регулирования, тесно связаны с общей экономической  обстановкой в стране, с внутренними  и внешними условиями ее развития.

Осуществление внешнеторговой политики предполагает определение стратегических целей государства во внешнеторговых отношениях в целом и с отдельными странами и группами стран, а также  выработку методов и средств, обеспечивающих достижение поставленных целей и сохранение впоследствии достигнутых результатов.

Цель  данной работы – рассмотреть  тарифные методы регулирования внешней  торговли и их роль в современных условиях. Задача – рассмотреть инструмент тарифного регулирования и особенности его применения.

  1. Роль тарифных  методов в системе государственного регулирования внешней торговли.

Вот уже сотни лет практически  все страны мира в той или иной степени препятствуют свободному развитию международной торговли, осуществляя  ее государственное регулирование. Такое поведение правительства, влияющее на торговые отношения внутри страны и за ее пределами, называется экономической политикой государства. Очевидно, что экономическая политика, в том числе и международная торговая политика каждой страны, находится под влиянием ее экономического, социального, а также политического положения и не может не учитывать тесную взаимосвязь и взаимообусловленность процессов, происходящих как внутри экономической системы, так и за ее пределами в сфере международных экономических отношений конкретной страны с мировым хозяйством.

Средства регулирования внешней  торговли могут принимать различные  формы, включая как непосредственное воздействие на цену (тарифы, акцизные сборы и т. д.), так и ограничения  на количественные или стоимостные  объемы поступающего в страну товара (квотирование, "добровольные" ограничения  экспорта и т. д.).

Необходимость государственного регулирования  внешнеэкономической деятельности признана в экономической теории и подтверждена практикой хозяйствования промышленно развитых и новых  индустриальных стран. Государственное  регулирование внешней экономической деятельности (ВЭД) широко используется во всем мире. В условиях рыночного хозяйства оно представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, призванных совершенствовать ВЭД в интересах национальной экономики.

Наиболее распространенными средствами внешнеторговой политики служат таможенные тарифы, целями использования которых наряду с ограничениями свободы торговли являются получение дополнительных финансовых средств, регулирование внешнеторговых потоков и защита национальных (отечественных) производителей.

Тарифное регулирование внешней  торговли РФ осуществляется на основе законов "О таможенном тарифе", "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами", воплощающих универсальные международные принципы тарифного протекционизма и опыт российских реформ. Тарифные средства являются старейшим методом экономического регулирования внешней торговли.

Тарифное  регулирование - форма государственного регулирования ВЭД, применяемая в целях регулирования импорта и экспорта, с помощью которой государство реализует свое исключительное право на установление таможенной пошлины на товары, перемещаемые через таможенную границу РФ.


Главным инструментом в руках государства  при регулировании внешней торговли является использование тарифного  регулирования. Таможенный тариф - наиболее распространенный инструмент государственного регулирования внешней торговли, действующий через механизм ценообразования.

Таможенный тариф в ряде случаев  может быть использован для развития национального экспорта путем одностороннего установления низких, а в некоторых  случаях и нулевых ставок в  отношении отдельных товаров, необходимых  для изготовления экспортной продукции.

Одним из основных элементов проводимой в стране экономической реформы, предусматривающей переход от административных методов управления к экономическим, является усиление роли таможенно-тарифного регулирования внешней торговли.

  1. Функции таможенного тарифа как инструмента регулирования внешней торговли.  Цели и задачи его использования.

Классическим  инструментом регулирования  внешней  торговли является таможенный тариф, который по характеру своего действия относятся к экономическим регуляторам.

Информация о работе Возможности тарифного регулирования международной торговли в современных условиях