Возможности тарифного регулирования международной торговли в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 14:27, контрольная работа

Описание

Япония - высокоразвитая страна. На конец 2009-го финансового года Япония занимала второе место в мире (после США) по номинальному значению ВВП, который составляет более 5 трлн долларов США, однако, по данным экспертов, в августе 2010-го по этому показателю китайская экономика обогнала японскую; и третье место по паритету покупательной способности (после США и Китая).

Содержание

Тема 1: Японская модель организации национальной экономики 3
Тема 2: Возможности тарифного регулирования международной торговли в современных условиях. Влияние тарифов на экономику страны. 12
Список использованной литературы: 19

Работа состоит из  1 файл

Контрольная.docx

— 54.61 Кб (Скачать документ)

Таможенный  тариф - это законодательный акт, содержащий перечень ставок таможенных пошлин, упорядоченных в соответствии с товарной номенклатурой, которая применяется для классификации товаров во внешней торговле той или иной страны.

Иными словами, таможенный тариф - это  систематизированный по определенному  признаку или признакам перечень подлежащих таможенному обложению  товаров, против каждого из которых  указана одна или несколько ставок таможенных пошлин. Таким образом, таможенный тариф состоит из двух основных элементов - ставок таможенных пошлин и системы классификации товаров (товарной номенклатуры), которая специально создается для целей регулирования и учета внешнеторговой деятельности. 3

Различают два типа таможенных тарифов: простой и сложный.

Простой (одноколонный) тариф предусматривает для каждого товара определенной номенклатуры единую ставку таможенной пошлины, которая применяется вне зависимости от страны происхождения товара. Такой тариф применяется сравнительно редко, так как существенно снижает степень гибкости политики государства в области применения таможенных тарифов. Одноколонные тарифы применяются в тех случаях, когда главной целью введения таможенных пошлин является увеличение доходов государственного бюджета, а не осуществление эффективной торговой политики. Развитие таможенного тарифа, в данном случае, происходит путем увеличения номенклатуры товаров.

Сложный (многоколонный) тариф предусматривает применение различных (двух и более) ставок таможенных пошлин к одному и тому же товару, в зависимости от страны его происхождения.

Понятие  таможенного тарифа используется также для обозначения особого  инструмента внешнеторговой политики и как конкретная ставка таможенной пошлины. В таможенном тарифе устанавливается  соответствие между двумя структурными элементами – товарной номенклатурой  и ставками таможенных пошлин.

Основными целями применения таможенного тарифа являются:

  • рационализация товарной структуры ввоза товаров в страну;
  • поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза  товаров, валютных доходов и расходов на территории государства;
  • защита  национальных  производителей от нежелательной иностранной конкуренции;
  • создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства  и потребления товаров;
  • пополнение доходов государства;
  • обеспечение условий для облегчения доступа национальным экспортерам  на рынки других стран.

В целом, таможенный тариф (импортный  и экспортный) как инструмент регулирования внешней торговли в современных условиях имеет большое значение. Получая доход от импортного таможенного тарифа, государство в состоянии поддерживать структурную перестройку экономики. Если в результате конкуренции с импортными товарами некоторые отрасли погибнут, на их перестройку (организацию новых производств, борьбу с безработицей) потребуются гораздо больше средств. Чтобы получить их, скорее всего, придется опять прибегнуть к помощи государства, которое вынуждено будет обложить производителей и потребителей дополнительными налогами.

Импортный таможенный тариф должен быть гибким, предоставляя одним отраслям избирательную защиту, а другим - открывая путь к международной конкуренции.

Максимальные (протекционистские) тарифы обычно устанавливаются либо в отношении  отраслей, которые могут стать  двигателями экономического развития после реконструкции, но на период такой  реконструкции нуждаются в щадящем  режиме, либо в отношении отраслей, производящих стратегически важную продукцию, самообеспечение которой необходимо для безопасности страны, либо в отношении отраслей, которые неконкурентоспособны в международном масштабе, но разорение которых вызовет большие проблемы с занятостью населения. Минимальные (в наше время чаще всего нулевые) импортные тарифы устанавливаются на продукцию, которая в стране не производится или которая при невысоком уровне производства в стране активно потребляется ведущими отраслями её промышленности.

Что касается экспортного таможенного  тарифа, то он используется в тех случаях, когда ценовые диспропорции между национальной и мировой экономикой угрожают привести к тому, что из страны будет вывезен дефицитный товар и его не останется для внутреннего потребления. Экспортные таможенные тарифы удорожают экспорт и тем самым делают его не более выгодным, чем продажа товара на внутреннем рынке. Однако трудно точно отрегулировать тариф так, чтобы обеспечить как доступ отечественных потребителей к товару, так и объем экспорта, необходимый для национальной экономики. Удорожание экспорта может сделать его невыгодным, и в результате он не ограничится в объеме, а прекратится вообще. Чтобы приспособить экспортный тариф к экономической конъюнктуре, необходимо его часто менять, а такая нестабильность сама по себе является дополнительным препятствием для внешнеторговой деятельности.

Помимо  задач регулирования  внешнеторговой деятельности импортные  и экспортные таможенные тарифы выполняют  также фискальную функцию, то есть используются для пополнения доходов государственного бюджета. Собственно говоря, такова и  была их роль с незапамятных времен, а инструментом воздействия на внешнеторговую деятельность они стали лишь в  эпоху промышленного развития. Иногда и сейчас внешняя торговля облагается пошлинами с единственной целью  улучшить финансовое состояние государства. Однако современное экономическое  развитие немыслимо без активной хозяйственной политики, поэтому регулирующая функция тарифов должна сегодня преобладать над фискальной. Тарифная политика должна реагировать на изменения в национальной и мировой экономике, чем и вызваны периодические пересмотры тарифов.

Чем выше уровень экономического развития страны, чем богаче и разнообразнее  система ее внешнеэкономических  связей, тем меньшую роль играют в ее таможенной политике чисто фискальные мотивы, тем больше эта политика определяется комплексной стратегией создания для национальной экономики  благоприятных условий развития в настоящем и  в будущем. И  как следствие усиление роли таможенного  тарифа  и применение его в  качестве регулятора развития национальной экономики, позволяющего, облегчая или  затрудняя ввоз в страну или вывоз  из нее определенных товаров, воздействовать на торговые потоки, обеспечить сбалансированность внешнеторгового обмена, сознательно  формировать хозяйственную структуру, постепенно менять место страны в  международном разделении труда.

Импортный таможенный тариф заслуженно считается  основным инструментом регулирования  внешней торговли.  При этом в процессе развития международной торговой системы таможенный тариф рассматривается как наиболее эффективный внешнеторговый регулятор.

В последние десятилетия значение тарифов падало по мере того, как  нарастали различные косвенные  барьеры регулирования внешней  торговли - такие, как разнообразные  технические стандарты или добровольные экспортные ограничения на основе неформального  соглашения. Решительные действия по устранению подобных ограничений проводит Всемирная Торговая организация (ВТО), членом которой является теперь и Российская Федерация. Рекомендации данной организации направлены на существенное повышение роли таможенных тарифов во внешнеторговом регулировании. Средние ставки тарифов экономически развитых стран в современных условиях невысоки, но влияние их на внешнюю торговлю остается весьма значительным. Ведь и с помощью сравнительно небольших пошлин можно делать ввоз определенных товаров невыгодным и стимулировать их производство внутри страны, облагая их более высокими пошлинами по сравнению с сырьем для их производства. К тому же высокая степень дифференциации тарифов позволяет, сохраняя сравнительно малый общий уровень обложения, обеспечивать защиту от импорта отдельных разновидностей товаров. При современном уровне научно-технического развития, крайне высокой степени специализации такая защита оказывается весьма эффективной.

В то же время опыт индустриализации ряда стран свидетельствует, что  таможенный тариф может быть эффективным  орудием целенаправленного стимулирования ввоза товаров, необходимых для  определенных отраслей промышленности. В этих целях применяются такие  инструменты, как использование  целевых таможенных льгот в рамках таможенных режимов переработки  и просто установление дифференцированных тарифных ставок в зависимости от того, насколько вписывается импорт данного товара в принятую стратегию  экономического развития.

Играя роль непосредственного  регулятора, таможенный тариф в то же время выполняет и  другую функцию - является косвенным средством давления на другие государства в целях содействия развитию экспорта. 

Исходя из вышесказанного можно  сформулировать основные функции таможенного тарифа:

фискальная - обеспечивает необходимое пополнение доходной части бюджета;

защитная - предохраняет отечественное производство (отдельные национальные отрасли экономики) от чрезмерного уровня иностранной конкуренции, которым может быть нанесен существенный ущерб;

регулирующая - оказывает определенное влияние на формирование структуры производства,  на механизм ценообразования, поощряет развитие одних отраслей и сдерживает развитие других;

торгово-политическая (которая может рассматриваться также как элемент регулирующей функции) - является инструментом косвенного воздействия на экономическую политику других государств, играет определенную роль в достижении баланса экономических интересов между странами.

Многоплановость и специфика влияния  таможенного  тарифа на развитие внешнеторговых отношений и экономики страны в целом требуют взвешенного подхода к определению уровня ставок пошлин, учитывающего всю совокупность возможных экономических, а также социальных последствий их введения.

Несомненной тенденцией современной  мировой  экономики является ее либерализация, выражающаяся, прежде всего, в уменьшении препятствий для свободного перемещения  товаров и услуг. Так, с конца 40-х  годов ХХ века тарифы на ввоз промышленных товаров в развитые страны снизились на 90% - в среднем до 4%.  Нарастают процессы международной интеграции, проявляющейся в создании и укреплении межгосударственных торгово-экономических блоков – ЕС, АСЕАН, НАФТА, МЕРКОСУР, Андской группы и других. Однако на этом фоне легко заметить и противоположное явление – «двойные стандарты» развитых стран по отношению к развивающимся. Развитые страны, декларируя незыблемость принципов свободы торговли и требуя от других их неукоснительного исполнения, на практике повышают тарифы на импорт тех товаров, в торговле которыми развивающиеся страны могли бы иметь сравнительное преимущество, – продукцией трудоемких отраслей промышленности и сельского хозяйства. По подсчетам, развивающиеся страны ежегодно теряют до 50 млрд. долл. вследствие тарифной политики, проводимой развитыми государствами. Выходя на мировой рынок, первые сталкиваются с тарифами, в четыре раза более высокими, чем платят вторые. Следовательно, снижение уровня таможенных пошлин вовсе не означает ликвидации регулирования.

Итак, основным инструментом тарифного регулирования  внешней торговли является таможенная пошлина. Пошлины могут налагаться как на импорт, так и на экспорт; исчисляться на адвалорной (стоимостной, рассчитанной в форме зафиксированного процента от стоимости груза, сделки), специфической или смешанной основе.

Исходя из вышесказанного, а также принимая во внимание тот факт, что в современных условиях основной задачей таможенных органов является обеспечение максимального поступления денежных средств в доходную часть федерального бюджета при оптимальном сочетании с функцией защиты экономики страны, целесообразно определить следующие приоритеты таможенно - тарифной политики России:

1. Обеспечение баланса умеренных  протекционистских мер, стимулирующих  вовлечение российских предпринимателей  в международную кооперацию, и  мер, способствующих добросовестной  конкуренции отечественных и  иностранных предпринимателей. В  связи с этим на определенный  период времени - частичный отказ  от протекционистских целей, обеспечиваемых  сверхвысокими ставками таможенных  пошлин, стимулирующих ввоз и  обеспечивающих более высокие  поступления денежных средств в бюджет (например, через механизм установления сезонных пошлин).

2. Переход к использованию механизма тарифных квот, предполагающего возможность ввоза части высокооблагаемых товаров по более низким ставкам таможенных пошлин в пределах квот, установленных Правительством РФ.

3. Увязка вопроса снижения ряда ставок пошлин на отдельные товары с процессом получения торгово-политических уступок при ведении переговоров по торгово-экономическим проблемам с другими странами и торговыми организациями.

4. Использование «смягчения» тарифного регулирования в качестве стабилизирующего социального фактора, имея в виду его антиинфляционный характер и стимулирующее воздействие на развитие предпринимательской деятельности.

5. Обеспечение целевого использования дополнительно полученных сумм таможенных платежей, поступивших в федеральный бюджет от роста объема импорта и внутренних налогов от торговли импортными товарами, на разработку и реализацию целевых программ поддержки отечественных производителей.

Продуманная таможенная политика способна изменить структуру импорта в  пользу качественных и высокотехнологичных  товаров, способствовать снижению цен, как на импортную, так и на отечественную  продукцию.

Список  использованной литературы:

Дюмулен И.И. Международная торговля. Тарифное и нетарифное регулирование. Учебник (3-е издание), - М.: ВАВТ, 2011. - 518 c.;

Информация о работе Возможности тарифного регулирования международной торговли в современных условиях