Всемирная торговая организация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 01:20, курсовая работа

Описание

В настоящее время в мире насчитывается около 300 международных торгово-экономических организаций с широким и узким составом участников. Однако основную роль в формировании торговых потоков и установлении правил введения международного бизнеса играет сравнительно небольшой круг торгово-экономических организаций, среди которых наиважнейшей является Всемирная торговая организация (ВТО).
Всемирная Торговая Организация – «World Trade Organization» начала действовать с первого января 1995 года. Ее создание – результат сложных и многоплановых международных торговых переговоров, в которых участвовало 125 государств.

Содержание

Введение 2
1. Влияние ВТО на развитие мировой торговли 4
1.1. Роль мировых организаций в регулировании мирового хозяйства 4
1.2. Цели, принципы и функции ВТО 6
2. Анализ экономической деятельности ВТО 15
2.1. Анализ статистики международного туризма по данным ВТО 15
2.2. Анализ проблем вступления России в ВТО 20
Заключение 25
Список использованных источников 27
Приложение А "Существо соглашений и договоренностей, составляющих пакет договоренностей Уругвайского раунда"...............................................................28
Приложение Б "Многосторонние соглашения по торговле товарами"
Приложение В "Структура ВТО"
Приложение Г "Страны - члены ВТО"

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 315.00 Кб (Скачать документ)

5. Льготы в международной торговле для менее развитых государств

Основополагающими принципами и правилами  ГАТТ/ВТО, являются: предоставление режима наибольшего благоприятствования  в торговле на не дискриминационной  основе; взаимное предоставление национального  режима товарам и услугам иностранного происхождения; регулирование торговли преимущественно тарифными методами; отказ от использования количественных ограничений; транспарентность торговой политики; разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и т.д.

Все страны-члены ВТО принимают обязательство по выполнению порядка двадцати основных соглашений и юридических инструментов, объединенных термином «многосторонние торговые соглашения» (МТС). Таким образом, ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется свыше 90% всей мировой торговли товарами и услугами.

Пакет соглашений Уругвайского раунда объединяет примерно 50 многосторонних соглашений и других правовых документов, основными из которых являются:

1. Соглашение об учреждении  ВТО и прилагаемые к нему  МТС:

2. Многосторонние соглашения по  торговле товарами (Приложение Б)

3. Генеральное соглашение  по  торговле услугами (ГАТС)

4. Соглашение по торговым аспектам  прав интеллектуальной собственности (ТРИПс)

5. Договоренность о правилах  и процедурах, регулирующих разрешение  споров

6. Механизм обзора торговой политики

7. Плюрилатеральные соглашения (с  ограниченным участием, т.е. необязательные  для всех членов ВТО): Соглашение  по торговле гражданской авиатехникой; Соглашение по правительственным  закупкам.

Существуют также секторальные тарифные инициативы («нулевой вариант», «гармонизация торговли химическими  товарами», «информационные технологии»), в которых на добровольной основе участвуют лишь часть стран-членов ВТО.

Основные функции ВТО:

- контроль за выполнением требований  базовых соглашений ВТО;

- создание условий для переговоров  между странами-участницами ВТО  по поводу внешнеэкономических  отношений;

- урегулирование споров между  государствами по проблемам внешнеэкономической торговой политики;

- контроль за политикой государств-членов  ВТО в области международной  торговли;

- оказание помощи развивающимся  странам;

- сотрудничество с другими международными  организациями.

Органы управления ВТО имеют  три иерархических уровня (Приложение В).

Стратегические решения на высшем уровне в ВТО принимает Министерская конференция, которая собирается как  минимум один раз в два года.

Первая министерская конференция  ВТО состоялась в декабре 1996г.  В Сингапуре, на которой, в частности, было принято Соглашение по либерализации торговли в области информационных технологий (ИТА).

Вторая – в мае 1998г. В Женеве, где подводились основные итоги  пятидесятилетней деятельности ГАТТ (ВТО) и было принято решение о подготовке к новому раунду многосторонних торговых переговоров (МТП). Третья министерская конференция состоялась в ноябре-декабре 1999г. В американском городе Сиэтле и была посвящена анализу хода выполнения  соглашений Уругвайского раунда, а также началу нового раунда многосторонних торговых переговоров.

9-13 ноября 2001г. В катарском городе  Доха состоялась четвертая министерская  конференция. В Дохе было принято  решение начать новый раунд  многосторонних торговых переговоров  – первый раунд в рамках  ВТО.

Пятая Министерская конференция состоялась 10-14 сентября 2003 г. в г.Канкун (Мексика), где предполагалось подвести промежуточные итоги МТП и определить формат их дальнейшего продолжения. Из-за наличия принципиальных противоречий между различными группами государств, прежде всего по вопросам сельского хозяйства и «сингапурской повестки»  консенсуса достигнуть не удалось, и конференция закончилась практически безрезультатно. С учётом остающихся противоречий между различными  странами-членами ВТО работа строится на поиске компромиссных решений.

В подчинении Министерской конференции находится Генеральный  совет, который отвечает за выполнение текущей работы и собирается несколько  раз в год в штаб-квартире в  Женеве в составе представителей стран-членов ВТО (обычно послов и глав делегаций стран-участниц). В ведении Генерального совета находятся два специальных органа – по анализу торговой политики и по разрешению споров. Кроме того, Генеральному совету подотчетны специальные комитеты: по торговле и развитию; по ограничениям, связанным с торговым балансом; по бюджету, финансам и административным вопросам.

Генеральный совет ВТО действует  как орган  разрешения споров для  урегулирования конфликтов, возникающих  в связи с выполнением базовых  соглашений. Он обладает исключительными  полномочиями создавать третейские группы для рассмотрения конкретных споров, утверждать доклады, которые представляются такими группами, а также апелляционным органом, следить за выполнением решений и рекомендаций и санкционировать применение ответных мер в случае невыполнения рекомендаций.

Генеральный совет частично делегирует свои функции трем советам, находящимся  на следующем уровне иерархии ВТО, - Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.

Секретариат ВТО, который базируется в Женеве, имеет около 500 штатных  сотрудников; его возглавляет Генеральный  Директор ВТО (с 2005 – Паскаль Лами). Секретариат ВТО, в отличие от подобных органов других международных  организации, не принимает самостоятельных решений, так как эта функция возлагается на сами страны-члены. Основные обязанности Секретариата – обеспечить техническую поддержку различным советам и комитетам ВТО, а также Министерской конференции, оказывать техническое содействие развивающимся странам, проводить анализ мировой торговли и разъяснять положения ВТО общественности и СМИ. Секретариат также обеспечивает некоторые формы правовой помощи в процессе разрешения споров и консультирует правительства стран, желающих стать членами ВТО.

В ВТО практикуется принятие решений  на основе консенсуса. При его отсутствии решение принимается большинством голосов, если другого не предусмотрено. Толкование положений соглашений по товарам, услугам, интеллектуальной собственности, освобождение от принятых обязатльств (вейвер) принимаются ¾ голосов. Поправки, не затрагивающие прав и обязательств участников, а также принятие новых членов требует 2/3 голосов (на практике, как правило, консенсусом).

В соответствии с Соглашением об учреждении ВТО  странами-учредителями организации стали участники ГАТТ, которые представили списки обязательств по товарам и услугам и ратифицировали пакет соглашений ВТО до 1997 года. В настоящее время полноправными участниками ВТО являются 153 государства.  Более тридцати государств  имеют статус наблюдателя в ВТО. Подавляющее большинство из них, Алжир, Казахстан, остальные государства СНГ (кроме Туркмении) находятся на различных стадиях присоединения к ВТО (см. Приложение 4).

Кроме того, свыше 60 международных  организаций  имеют статус наблюдателя в ВТО, в т.ч. МВФ, Мировой Банк, ОЭСР, различные подразделения ООН, региональные группировки, товарные организации и т.д.

Процедура присоединения  к Всемирной торговой  организации,  выработанная  за полвека существования  ГАТТ/ВТО, достаточно сложна и  состоит  из  нескольких этапов. Как показывает опыт присоединяющихся стран,  этот  процесс  занимает несколько  лет.  Все  указанные  ниже  процедуры   присоединения   полностью распространяются  и  на   Россию.   На первом этапе в рамках  специальных  Рабочих  групп  происходит  детальное рассмотрение  экономического  механизма   и   торгово-политического   режима присоединяющейся страны. После этого начинаются  консультации  и  переговоры об условиях членства страны-соискателя  в  этой  международной  организации.

Подобные консультации и  переговоры, как правило, проводятся на  двустороннем уровне со всеми  заинтересованными странами-членами  ВТО.

Взамен присоединяющаяся страна получает права, которыми обладают члены  ВТО, что практически будет  означать  прекращение ее  дискриминации на  внешних рынках. В случае  противоправных  действий  со  стороны какого-либо  члена организации, любая страна сможет  обращаться  с соответствующей жалобой в Орган по  разрешению  споров  (ОРС),  решения которого   обязательны   для безусловного исполнения на национальном уровне.

В  соответствии   с   установленной   процедурой   результаты   двусторонних переговоров  о  взаимной  либерализации   доступа   на   рынки   и   условия присоединения должны быть оформлены следующими официальными документами:

  1. Докладом  Рабочей группы,  в котором будет изложен   весь   пакет обязательств, которые присоединяющаяся страна примет на себя по итогам переговоров;

2. Протоколом  о  присоединении,  юридически   оформляющим   достигнутые договоренности;

  3. Списком обязательств  по  тарифным  уступкам  в области товаров и сельского хозяйства;

  4. Списком специфических обязательств по доступу на рынок услуг.

Одним  из  главных  условий  присоединения  новых  стран  к   ВТО   является приведение  их  национального  законодательства  и  практики   регулирования внешнеэкономической  деятельности  в  соответствии  с   положениями   пакета соглашений Уругвайского раунда.

Последним    этапом    является    ратификация    законодательным    органом присоединяющейся страны всего пакета документов.

Таким образом, ВТО представляет в настоящее  время единственный реальный центр  выработки правовых условий, принципов  и норм международной торговли во всемирном масштабе. Даже страны-"аутсайдеры", не участвующие в ВТО и вынужденные приноравливать практику своей торговли к нормам ВТО, почти все ведут переговоры о присоединении к этой организации . ВТО можно уподобить мощной монополии, к диктуемым правилам которой волей-неволей приходится всем приноравливаться и в которой выгоднее участвовать, нежели стоять в стороне.

Основной  целью ВТО декларируется создание и обеспечение многосторонней, открытой на основе добросовестной конкуренции  торговли. В числе главных правовых средств достижения этой цели, в русле "обкатанных" ранее в ГАТТ названных выше средств фигурируют: последовательное сокращение таможенных пошлин; снижение и ликвидация всевозможных количественных, внетарифных и т.п. ограничений; неприменение экспортных субсидий и т.п. поощрений; недопущение демпинга, а также "добровольных" ограничений экспорта, к которым понуждаются отдельные страны, и т.д.

Стратегическими же целями ВТО на дальнюю перспективу  исследователи считают: выработку  единого права международной  торговли, единого трудового и социального права, единых стандартов рыночной конкуренции. Главные труднорешаемые, болезненные проблемы дальнейшего развития системы ВТО лежат как раз в плоскости увязки глобального регулирования торгово-экономических связей с социальными и экологическими стандартами.

 

 

 

 

 

2. Анализ  экономической деятельности ВТО

2.1 Анализ  статистики международного туризма  по данным ВТО

 

В настоящее  время ни одно государство не ведет  систематического наблюдения за туризмом в полном объеме. Согласно отчету ВТО, 18 стран (территорий) мира, в которых проживает 0,5% населения планеты, не предоставили никакой информации о международном туризме. Большинство их экономически слабо развиты и имеют незначительную долю на мировом туристском рынке. 202 страны (территории) были включены в статистический ежегодник. Хотя они и собирают сведения о международном туристском обмене, но по весьма ограниченному перечню показателей. Даже во Франции, в стране с хорошо налаженным статистическим делом, учет осуществляется с большими пробелами. В статистике туристских потоков информация об экскурсионных и краткосрочных деловых поездках носит фрагментарный характер; статистика туристских расходов также не является исчерпывающей.

  Анализ материалов статистических наблюдений показал, что учет въездного туризма поставлен лучше, чем выездного. Лишь в трех из 202 стран (территорий) отсутствовали данные о международных туристских прибытиях и 12% доходах от международного туризма. Выездной туризм хуже отражается в статистических формах отчетности. Половина стран (территорий) не имеет информации о количестве поездок населения за границу или величине расходов на международный туризм. Не везде собираются "ведения о доходах от международных транспортных перевозок и расходах на них. Только 80 из 202 стран (территорий) смогли предоставить все данные о развитии международного туризма, запрашиваемые ВТО.

Недостающую информацию ВТО получает расчетным  путем, применяя методику поэтапной  оценки. Первоначально все страны разбиваются на сравнительно однородные группы. Они объединяются по субрегионам мира, а внутри них - по уровню жизни (ВНП на душу населения). Для каждой группы рассчитываются средний доход с одного прибытия и средние расходы на одну поездку за границу, на основе которых с помощью несложных математических операций эксперты ВТО определяют значения главных показателей статистики туристских потоков и статистики туристских доходов и расходов.

Информация о работе Всемирная торговая организация