Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 01:20, курсовая работа
В настоящее время в мире насчитывается около 300 международных торгово-экономических организаций с широким и узким составом участников. Однако основную роль в формировании торговых потоков и установлении правил введения международного бизнеса играет сравнительно небольшой круг торгово-экономических организаций, среди которых наиважнейшей является Всемирная торговая организация (ВТО).
Всемирная Торговая Организация – «World Trade Organization» начала действовать с первого января 1995 года. Ее создание – результат сложных и многоплановых международных торговых переговоров, в которых участвовало 125 государств.
Введение 2
1. Влияние ВТО на развитие мировой торговли 4
1.1. Роль мировых организаций в регулировании мирового хозяйства 4
1.2. Цели, принципы и функции ВТО 6
2. Анализ экономической деятельности ВТО 15
2.1. Анализ статистики международного туризма по данным ВТО 15
2.2. Анализ проблем вступления России в ВТО 20
Заключение 25
Список использованных источников 27
Приложение А "Существо соглашений и договоренностей, составляющих пакет договоренностей Уругвайского раунда"...............................................................28
Приложение Б "Многосторонние соглашения по торговле товарами"
Приложение В "Структура ВТО"
Приложение Г "Страны - члены ВТО"
5. Льготы в международной торговле для менее развитых государств
Основополагающими принципами и правилами
ГАТТ/ВТО, являются: предоставление режима
наибольшего
Все страны-члены ВТО принимают обязательство по выполнению порядка двадцати основных соглашений и юридических инструментов, объединенных термином «многосторонние торговые соглашения» (МТС). Таким образом, ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется свыше 90% всей мировой торговли товарами и услугами.
Пакет соглашений Уругвайского раунда объединяет примерно 50 многосторонних соглашений и других правовых документов, основными из которых являются:
1. Соглашение об учреждении ВТО и прилагаемые к нему МТС:
2. Многосторонние соглашения по торговле товарами (Приложение Б)
3. Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС)
4. Соглашение по торговым
5. Договоренность о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров
6. Механизм обзора торговой
7. Плюрилатеральные соглашения (с
ограниченным участием, т.е. необязательные
для всех членов ВТО): Соглашение
по торговле гражданской
Существуют также секторальные тарифные инициативы («нулевой вариант», «гармонизация торговли химическими товарами», «информационные технологии»), в которых на добровольной основе участвуют лишь часть стран-членов ВТО.
Основные функции ВТО:
- контроль за выполнением
- создание условий для
- урегулирование споров между государствами по проблемам внешнеэкономической торговой политики;
- контроль за политикой
- оказание помощи развивающимся странам;
- сотрудничество с другими
Органы управления ВТО имеют три иерархических уровня (Приложение В).
Стратегические решения на высшем уровне в ВТО принимает Министерская конференция, которая собирается как минимум один раз в два года.
Первая министерская конференция ВТО состоялась в декабре 1996г. В Сингапуре, на которой, в частности, было принято Соглашение по либерализации торговли в области информационных технологий (ИТА).
Вторая – в мае 1998г. В Женеве, где подводились основные итоги пятидесятилетней деятельности ГАТТ (ВТО) и было принято решение о подготовке к новому раунду многосторонних торговых переговоров (МТП). Третья министерская конференция состоялась в ноябре-декабре 1999г. В американском городе Сиэтле и была посвящена анализу хода выполнения соглашений Уругвайского раунда, а также началу нового раунда многосторонних торговых переговоров.
9-13 ноября 2001г. В катарском городе
Доха состоялась четвертая
Пятая Министерская конференция состоялась 10-14 сентября 2003 г. в г.Канкун (Мексика), где предполагалось подвести промежуточные итоги МТП и определить формат их дальнейшего продолжения. Из-за наличия принципиальных противоречий между различными группами государств, прежде всего по вопросам сельского хозяйства и «сингапурской повестки» консенсуса достигнуть не удалось, и конференция закончилась практически безрезультатно. С учётом остающихся противоречий между различными странами-членами ВТО работа строится на поиске компромиссных решений.
В подчинении Министерской
конференции находится
Генеральный совет ВТО действует как орган разрешения споров для урегулирования конфликтов, возникающих в связи с выполнением базовых соглашений. Он обладает исключительными полномочиями создавать третейские группы для рассмотрения конкретных споров, утверждать доклады, которые представляются такими группами, а также апелляционным органом, следить за выполнением решений и рекомендаций и санкционировать применение ответных мер в случае невыполнения рекомендаций.
Генеральный совет частично делегирует свои функции трем советам, находящимся на следующем уровне иерархии ВТО, - Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.
Секретариат ВТО, который базируется в Женеве, имеет около 500 штатных сотрудников; его возглавляет Генеральный Директор ВТО (с 2005 – Паскаль Лами). Секретариат ВТО, в отличие от подобных органов других международных организации, не принимает самостоятельных решений, так как эта функция возлагается на сами страны-члены. Основные обязанности Секретариата – обеспечить техническую поддержку различным советам и комитетам ВТО, а также Министерской конференции, оказывать техническое содействие развивающимся странам, проводить анализ мировой торговли и разъяснять положения ВТО общественности и СМИ. Секретариат также обеспечивает некоторые формы правовой помощи в процессе разрешения споров и консультирует правительства стран, желающих стать членами ВТО.
В ВТО практикуется принятие решений
на основе консенсуса. При его отсутствии
решение принимается
В соответствии с Соглашением об учреждении ВТО странами-учредителями организации стали участники ГАТТ, которые представили списки обязательств по товарам и услугам и ратифицировали пакет соглашений ВТО до 1997 года. В настоящее время полноправными участниками ВТО являются 153 государства. Более тридцати государств имеют статус наблюдателя в ВТО. Подавляющее большинство из них, Алжир, Казахстан, остальные государства СНГ (кроме Туркмении) находятся на различных стадиях присоединения к ВТО (см. Приложение 4).
Кроме того, свыше 60 международных организаций имеют статус наблюдателя в ВТО, в т.ч. МВФ, Мировой Банк, ОЭСР, различные подразделения ООН, региональные группировки, товарные организации и т.д.
Процедура присоединения к Всемирной торговой организации, выработанная за полвека существования ГАТТ/ВТО, достаточно сложна и состоит из нескольких этапов. Как показывает опыт присоединяющихся стран, этот процесс занимает несколько лет. Все указанные ниже процедуры присоединения полностью распространяются и на Россию. На первом этапе в рамках специальных Рабочих групп происходит детальное рассмотрение экономического механизма и торгово-политического режима присоединяющейся страны. После этого начинаются консультации и переговоры об условиях членства страны-соискателя в этой международной организации.
Подобные консультации и
переговоры, как правило, проводятся
на двустороннем уровне со всеми
заинтересованными странами-
Взамен присоединяющаяся страна получает права, которыми обладают члены ВТО, что практически будет означать прекращение ее дискриминации на внешних рынках. В случае противоправных действий со стороны какого-либо члена организации, любая страна сможет обращаться с соответствующей жалобой в Орган по разрешению споров (ОРС), решения которого обязательны для безусловного исполнения на национальном уровне.
В соответствии с установленной процедурой результаты двусторонних переговоров о взаимной либерализации доступа на рынки и условия присоединения должны быть оформлены следующими официальными документами:
1. Докладом Рабочей группы, в котором будет изложен весь пакет обязательств, которые присоединяющаяся страна примет на себя по итогам переговоров;
2. Протоколом о присоединении, юридически оформляющим достигнутые договоренности;
3. Списком обязательств по тарифным уступкам в области товаров и сельского хозяйства;
4. Списком специфических обязательств по доступу на рынок услуг.
Одним из главных условий присоединения новых стран к ВТО является приведение их национального законодательства и практики регулирования внешнеэкономической деятельности в соответствии с положениями пакета соглашений Уругвайского раунда.
Последним этапом является ратификация законодательным органом присоединяющейся страны всего пакета документов.
Таким образом, ВТО представляет в настоящее время единственный реальный центр выработки правовых условий, принципов и норм международной торговли во всемирном масштабе. Даже страны-"аутсайдеры", не участвующие в ВТО и вынужденные приноравливать практику своей торговли к нормам ВТО, почти все ведут переговоры о присоединении к этой организации . ВТО можно уподобить мощной монополии, к диктуемым правилам которой волей-неволей приходится всем приноравливаться и в которой выгоднее участвовать, нежели стоять в стороне.
Основной
целью ВТО декларируется
Стратегическими же целями ВТО на дальнюю перспективу исследователи считают: выработку единого права международной торговли, единого трудового и социального права, единых стандартов рыночной конкуренции. Главные труднорешаемые, болезненные проблемы дальнейшего развития системы ВТО лежат как раз в плоскости увязки глобального регулирования торгово-экономических связей с социальными и экологическими стандартами.
2. Анализ экономической деятельности ВТО
2.1 Анализ
статистики международного
В настоящее время ни одно государство не ведет систематического наблюдения за туризмом в полном объеме. Согласно отчету ВТО, 18 стран (территорий) мира, в которых проживает 0,5% населения планеты, не предоставили никакой информации о международном туризме. Большинство их экономически слабо развиты и имеют незначительную долю на мировом туристском рынке. 202 страны (территории) были включены в статистический ежегодник. Хотя они и собирают сведения о международном туристском обмене, но по весьма ограниченному перечню показателей. Даже во Франции, в стране с хорошо налаженным статистическим делом, учет осуществляется с большими пробелами. В статистике туристских потоков информация об экскурсионных и краткосрочных деловых поездках носит фрагментарный характер; статистика туристских расходов также не является исчерпывающей.
Анализ материалов статистических наблюдений показал, что учет въездного туризма поставлен лучше, чем выездного. Лишь в трех из 202 стран (территорий) отсутствовали данные о международных туристских прибытиях и 12% доходах от международного туризма. Выездной туризм хуже отражается в статистических формах отчетности. Половина стран (территорий) не имеет информации о количестве поездок населения за границу или величине расходов на международный туризм. Не везде собираются "ведения о доходах от международных транспортных перевозок и расходах на них. Только 80 из 202 стран (территорий) смогли предоставить все данные о развитии международного туризма, запрашиваемые ВТО.
Недостающую информацию ВТО получает расчетным путем, применяя методику поэтапной оценки. Первоначально все страны разбиваются на сравнительно однородные группы. Они объединяются по субрегионам мира, а внутри них - по уровню жизни (ВНП на душу населения). Для каждой группы рассчитываются средний доход с одного прибытия и средние расходы на одну поездку за границу, на основе которых с помощью несложных математических операций эксперты ВТО определяют значения главных показателей статистики туристских потоков и статистики туристских доходов и расходов.