Всемирная торговая организация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 01:20, курсовая работа

Описание

В настоящее время в мире насчитывается около 300 международных торгово-экономических организаций с широким и узким составом участников. Однако основную роль в формировании торговых потоков и установлении правил введения международного бизнеса играет сравнительно небольшой круг торгово-экономических организаций, среди которых наиважнейшей является Всемирная торговая организация (ВТО).
Всемирная Торговая Организация – «World Trade Organization» начала действовать с первого января 1995 года. Ее создание – результат сложных и многоплановых международных торговых переговоров, в которых участвовало 125 государств.

Содержание

Введение 2
1. Влияние ВТО на развитие мировой торговли 4
1.1. Роль мировых организаций в регулировании мирового хозяйства 4
1.2. Цели, принципы и функции ВТО 6
2. Анализ экономической деятельности ВТО 15
2.1. Анализ статистики международного туризма по данным ВТО 15
2.2. Анализ проблем вступления России в ВТО 20
Заключение 25
Список использованных источников 27
Приложение А "Существо соглашений и договоренностей, составляющих пакет договоренностей Уругвайского раунда"...............................................................28
Приложение Б "Многосторонние соглашения по торговле товарами"
Приложение В "Структура ВТО"
Приложение Г "Страны - члены ВТО"

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 315.00 Кб (Скачать документ)

 

2.2 Анализ проблем  вступления России в ВТО

 

При всем своем масштабном потенциале современная российская экономика может эффективно развиваться лишь при активном взаимодействии с мировым рынком товаров и услуг. Того же требуют проводимые в стране рыночные преобразования. В свою очередь, правила игры на мировом рынке в условиях глобализации определяются ныне странами коллективно, при решающей роли в этом Всемирной торговой организации (ВТО), объединяющей около 150 государств и покрывающей свыше 95% оборота мировой торговли.

В стратегической перспективе Россия должна присоединиться к ВТО. Только таким может быть и конечный выбор российского бизнеса в целом. Однако нормы и правила ВТО создают для него принципиально новую организационно-правовую среду функционирования, а это вызывает в стране неоднозначную реакцию.

Целью вступления России в ВТО является:

- стремление избежать фактической изоляции в мирохозяйственной системе

- получение лучших в сравнении  с существующими и не дискриминационных  условий для доступа российской  продукции на иностранные рынки;

- доступ к международному механизму  разрешения торговых споров;

- создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;

- расширение возможностей для  российских инвесторов в странах-членах  ВТО, в частности, в банковской  сфере;

- создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;

- участие в выработке правил  международной торговли с учетом  своих национальных интересов;

- улучшение имиджа России в  мире как полноправного участника  международной торговли.

При проведении переговоров ставилась  задача – добиться наилучших условий  присоединения России к ВТО, т.е. наиболее выгодного соотношения  преимуществ от вступления и уступок в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков.

Как сказал в одном  из интервью глава Сбербанка  Герман Греф, баланс прав и обязательств России при вступлении в ВТО должен способствовать экономическому росту, а не наоборот.

ВТО создает для российских предприятий равные и благоприятные условия для коммерческой деятельности в иностранных государствах в обмен на открытие отечественного рынка для иностранной конкуренции.

Для этого Россия должна взаимно  зафиксировать со странами-участницами  ВТО ставки импортных тарифов и условия поставки услуг, согласованные уровни государственной поддержки аграрного сектора, а также признавать правила ВТО при урегулировании торговых споров. Нормы и правила ВТО подлежат перенесению в ее национальное законодательство и имеют над ним приоритет.

Эти условия торговли не раз и  навсегда данные. Они постепенно либерализуются в ходе регулярных "раундов" торговых переговоров в ВТО. Предусматриваются  также и исключения или переходные периоды в их применении для отдельных  стран, таможенных союзов или зон свободной торговли. Иными словами, условия торговли могут видоизменяться или варьироваться, в том числе при вступлении страны в ВТО.

Естественно, что экспортно-ориентированные  отрасли российского бизнеса, особенно в реальном секторе экономики, заинтересованы в получении подобных преимуществ и льгот. Немаловажно и то, что через членство в ВТО в наше пока еще несовершенное деловое законодательство может быть перенесен масштабный блок современного хозяйственного права, что сделало бы его гораздо более единым, полным, систематизированным, предсказуемым и сопоставимым с мировым.

Как крупная мировая держава  Россия обладает рядом очевидных  конкурентных преимуществ. Это ее ресурсы, уникальное евро-азиатское положение, все еще сохранившийся научно-производственный потенциал, высокая квалификация рабочей силы, развитая транспортная сеть. Имеются и впечатляющие примеры успешных прорывов отдельных предприятий на внешние рынки.

Вместе с тем, очевидно, что вступление в ВТО само по себе вряд ли приведет к какому-то взрывному росту отечественного экспорта или даже его заметному немедленному увеличению.

Во-первых, ВТО стимулирует в  основном торговлю готовыми изделиями  и наукоемкой продукцией, тогда как  основу российского экспорта составляют пока сырье и топливо (которые и так допускаются на внешние рынки почти без ограничений).

Во-вторых, структура российского  экспорта крайне инерционна и не может  быть быстро изменена в сторону перерабатывающих отраслей ввиду чрезмерной изношенности производственных мощностей отечественной промышленности (и транспорта).

 В-третьих, по мере преодоления кризиса, растущий спрос на отечественную продукцию предъявляет внутренний рынок, что уже привело к ряду ограничений на экспорт. Наконец, Россия уже сейчас имеет доступ к основному объему тарифных льгот, зафиксированных ВТО, через свои двусторонние торговые соглашения со странами - членами этой Организации.

По-иному прогнозируется перспектива импорта товаров и услуг. Их расширенный допуск на отечественный рынок способен существенно обострить конкуренцию по многим позициям, к чему российская промышленность пока не готова. Это, в особенности, относится к пищевой, фармацевтической, химической, авто- и авиастроительной, легкой и электронной промышленности, секторам страхования, финансовых услуг и розничной торговли, мелкому и среднему бизнесу и т.д.

Конечно, обилие и дешевизна импортных  товаров могли бы пойти на пользу отечественному потребителю. Но это  возможно лишь в условиях эффективной внутренней конкуренции и обеспечения прав потребителя, что в стране пока отсутствует.

Бывший глава Минфина РФ Алексей  Кудрин в очередной раз напомнил, что вступление в ВТО необходимо России для того, чтобы российская продукция стала конкурентоспособной  на мировом рынке: "Без вступления в ВТО мы не будем иметь правил, которые будут обеспечивать доступ на международные рынки".

В рамках 8–й министерской конференции  Всемирной торговой организации (ВТО), которая начинается 15 декабря 2011г. в  Женеве и продлится до 17 декабря, впервые с 1993 года, Россия оказалась перед реальной возможностью вступления в эту организацию. По словам министра экономического развития России Эльвиры Набиуллиной, данное событие — "общее достижение России и ее партнеров по БРИКС". Россию на конференции ВТО в Женеве представляют сотрудники федеральных министерств и ведомств.

16 декабря 2011г. в Женеве был  подписан протокол о вступлении  России во Всемирную торговую  организацию. Глава минэкономразвития  Эльвира Набибулина и гендиректор  ВТО Паскаль Лами поставили  подписи под протоколом о присоединении России к ВТО. В течении 220 дней Россия должна парафирофать документы о присоединении, после чего через 30 дней она станет полноправным членом организации.

Среди положительных аспектов вступления России в ВТО генеральный директор Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Кирилл Дмитриев в интервью агентству "Прайм" назвал увеличение темпов экономического роста. Деталей Кирилл Дмитриев не уточнил, но назвал событие "знаковым". "Это (вступление в ВТО) позволит существенно увеличить темпы роста ВВП России. По нашим оценкам, на 2–3% в ближайшее время и больше чем на 10% в длительной перспективе".

После вступления России в ВТО его  сторонники рассчитывают на снижение антикризисных пошлин, введенных  в 2007 году, касаемых автомобилей, химической промышленности и металлургии. Кроме того, притока инвестиций ждут в сфере энергоэффективности, медицины, фармацевтики, аграрного сектора и рынка автокомпонентов.

Среди опасений, связанных с решением России вступить в ВТО, эксперты называют угрозу для  местной производственной сферы. Директор Института глобализации и социальных движений (ИГСО) Борис Кагарлицкий отмечает, что вместо притока инвестиций власти России рискуют столкнуться с наплывом товаров, не востребованных в более цивилизованных странах. По мнению экспертов, Россия может повторить опыт 1990–х, когда после поднятия железного занавеса она превратилась в импровизированную свалку отходов производства "цивилизованных стран Запада", получавших от этого сверхрприбыли.

Заключение

Всемирная торговая организация возглавляет процесс либерализации международной торговли. В отличие от ГАТТ ВТО приобрела статус юридического лица и специализированного учреждения ООН. Таким образом, ВТО представляет собой как организацию, так и своего рода кодекс правовых норм, распространяющихся на сферу международного обмена товарами, услугами и предметами интеллектуальной собственности.

ВТО контролирует выполнение торговых соглашений и ведет наблюдение за торговой политикой членов ВТО, организует проведение новых многосторонних торговых переговоров, занимается разрешением торговых споров между членами организации.

ВТО находится в авангарде процесса глобализации, который протекает  очень сложно. Не все страны могут  приспособиться к новым условиям, и на правительства оказывают давление местные производители, требующие оградить их от разрушительных, по их мнению, последствий либерализации международного обмена. Причем к арсеналу средств торговой войны широко прибегают не только страны второго и третьего эшелонов, но и лидеры глобализации. Разумеется, не все современные случаи протекционизма отражают противоречие между положительными и отрицательными последствиями глобализации, между ее сторонниками и противниками. Протекционистские меры вводятся по чисто прагматическим мотивам, лишенным какой-либо идеологической подоплеки. 
В целом, следует подчеркнуть, что ни возможность неоднозначного толкования норм ВТО, ни периодические случаи их прямого нарушения, ни доминирование в ВТО стран Запада не означают, что ее правовую систему следует отменить как неэффективную. Другой подобной системы нет, и перспективы ее создания не просматриваются. Что же касается недостатков, то они присутствуют в любом комплексе национального или международного законодательства.

Единственный выход заключается  в постепенном устранении пробелов и уточнении спорных положений, отстаивании своей позиции совместно с другими странами, интересы которых по тому или иному вопросу совпадают с российскими.

Цели, поставленные в начале работы, в  целом выполнены, поэтому работу можно считать завершённой, хотя некоторые вопросы требуют, безусловно, большего внимания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

1. Авдокушин Е.Ф. Международные  экономические отношения.-М.: Юристъ, 2000

2. Акопова Е.С., Воронкова О.Н., Гаврилко Н.Н. Мировая экономика и международные экономические отношения.-Ростов-на-Дону: Феникс, 2000

3. Дюмулен И.Н. Всемирная торговая  организация.-М.: Экономика, 2003

4. Евдокимов А.И. Международные  экономические отношения.-М.: ТК Велби, 2003

5. Хлыпалов В.М. Мировая экономика.- Краснодар, 2007.

6. Международные экономические  отношения/Под ред. Е.Ф. Жукова.-М.: ЮНИТИ, 2000

7. Международные экономические  отношения/Под ред. проф. И.П. Фоминского.-М.: Юристъ, 2000

8. Мукерджи А. Внедрение нормативов  ВТО: проблемы развивающихся стран//МЭиМО.-2003. № 6

9. Основы торговой политики и  правила ВТО.-М: Междунар. отношения, 2005

10. Смитиенко Б.М. Всемирная торговая  организация и проблемы регулирования  международной торговли.-М., 2000

11. Сэмпсон П. Роль ВТО в  глобальном управлении.-М 2004

12. Шумилов В.М. Всемирная торговая  организация: право и система.-М  2005

13. Россия и ВТО - www.wto.ru

14. ВТО-Консалтинг - www.wto-consulting.ru

 

 

 

 

 

 

 

Приложение А 

Существо соглашений и договоренностей, составляющих пакет  договоренностей Уругвайского раунда.

 

Вопрос

Существо  соглашения или договоренности

Торговые барьеры

Протокол к ГАТТ--1994 предполагает снижение среднего уровня таможенных пошлин на промышленные товары на 38% в течение 5 лет, упразднение пошлин по 11 группам товаров 1, увеличение доли связанных пошлин 2 до 97% в промышленно развитых странах и до 91% в развивающихся странах.

Таможенные тарифы

После реализации тарифных договоренностей от 30 до 50% всех ставок пошлин в США, ЕС, Японии и Канаде будут иметь высоту 5% и выше и только от 37 до 48% всех ввозимых товаров не будут облагаться пошлиной. Максимальные ставки на отдельные товары в этих странах будут достигать 70-120%. Иначе говоря, сохраняется довольно высокий тарифный протекционизм и после Уругвайского раунда (УР).

Нетарифные меры (НТМ)

Договоренность об отказе от применения НТМ так называемой “серой зоны” (меры, нерегулируемые ГАТТ, в их числе “добровольные” ограничения  экспорта, соглашения об упорядочении сбыта). Более жесткое применение положений статьи XI ГАТТ, новый кодекс по правилам импортного лицензирования. Пересчет нетарифных мер, применяемых в сельскохозяйственной торговле, в так называемый “тарифный эквивалент”3 и их сокращение в течение 6 лет на 36%. Характерно, что тарифные эквиваленты в США, ЕС, Японии и Канаде составляют 450, 280, 552 и 171 процент соответственно. В целом, договоренности Уругвайского раунда не предусматривает снижение конкретных нетарифных мер на основе тарифных позиций, как в случае ставок пошлин 4, а устанавливает более жесткие правила в отношении нетарифных мер. Внимательное изучение правил и положений новых Соглашений и уже применяемых положений и прецедентов ГАТТ говорит о том, что многие нетарифные ограничения сохранили право на жизнь.

 

Продолжение приложения А

Торговые барьеры по отдельным группам товаров

Снижение пошлин и  увеличение доли связанных пошлин. Доля необлагаемого импорта по этой группе товаров составляет в США, ЕС, Японии и Канаде около 60% товарных позиций.

Товары, производимые на основе природных ресурсов

Снижение пошлин и  увеличение доли связанных пошлин. Доля необлагаемого импорта по этой группе товаров составляет в США, ЕС, Японии и Канаде около 60% товарных позиций.

Тропические товары

Снижение максимальных тарифных ставок и увеличение доли связанных тарифов в Канаде, ЕС, Японии и США составит 74, 50, 40, 73% по сельхозпродуктам и 13, 57, 78, 53% по сырьевым товарам соответственно.

Текстильные изделия  и одежда

Соглашения по текстилю и одежде. Постепенная, в четыре этапа (растянутых на 10 лет) отмена Соглашения по изделиям из различных видов волокон (Multi-Fiber Arrangement-MFA) и применение на этом участке положений и дисциплины ГАТТ. Ограничения, действующие в рамках MFA, должны быть полностью отменены к концу этого срока. Однако средние ставки пошлин на эти товары останутся высокими. В Канаде, ЕС, США и Японии средний размер пошлин составит 9,4; 7,8; 14,9 процентов при очень высоких ставках пошлин на отдельные товары. При этом импортные квоты не должны больше использовать в торговле текстильными товарами.

Сельскохозяйственные  товары

Соглашение по сельскому  хозяйству направлено на то, чтобы  распространить на этот участок мировой  торговли действие основных положений  ГАТТ. Соглашение предусматривает перевод всех мер, ограничивающих импорт с/х товаров, в тарифный эквивалент по специально разработанной методике и постепенное снижение тарифов в среднем на 36% за 6 лет. Второй элемент соглашения -- снижение прямой государственной внутренней поддержки сельского хозяйства. Реализация соглашения по сельскому хозяйству сохраняет довольно высокий уровень аграрного протекционизма, особенно по с/х продуктам умеренной зоны, и обеспечивает сохранение высокого уровня внутренней господдержки сельского хозяйства.

Продолжение приложения А

Укрепление и развитие системы ГАТТ - 1994

Соглашение о создании ВТО включает ГАТТ в качестве главной  составной части правовой основы, регулирующей международную торговлю товарами.  Соглашения о защитных мерах, субсидиях и компенсационных пошлинах, антидемпинге и другие соглашения, которые развивают положения ГАТТ. Эти и другие соглашения становятся интегральной частью ГАТТ. Вместе с рядом иных договоренностей они создают новый ГАТТ-1994, отличное в правовом отношении от прежнего ГАТТ, получившего название ГАТТ-1947. Важное отличие ГАТТ-1994 от ГАТТ-1947 заключается в том, что страны, принимающие обязательства ГАТТ-1994, должны привести свое национальное законодательство, регулирующее внешнюю торговлю, в полное соответствие с ГАТТ-1994 (ГАТТ-1947 требовало сблизить его в максимально возможной степени).

Субсидии и компенсационные  пошлины

Соглашение о субсидиях  и компенсационных мерах становится интегральной составной частью ГАТТ. Содержит определение термина “субсидия”, достигнутое консенсусом. Соглашение определяет те виды субсидий, которые должны быть запрещены (экспортные субсидии и субсидии для национальных товаров, защищающие их на национальных рынках); субсидии, которые разрешены или могут быть применены при условии, что они не нарушают торговые интересы других стран.

Применение статьи VI ГАТТ (Антидемпинговый кодекс)

Уточнение процедур расчета  размера демпинга и укрепление процедур антидемпинговых мер, установление факта ущерба от демпинга и механизма  урегулирования споров, введение понятия минимальный ущерб. Соглашение предусматривает автоматическую отмену антидемпинговой пошлины в течение 5 лет с момента ее введения.

Правила происхождения  товаров

Соглашение, обязывающее  страны-участницы гармонизировать  национальные правила происхождения товаров и применять их таким образом, чтобы не создавать дополнительных препятствий для международной торговли.

Продолжение приложения А

Санитарные и фитосанитарные меры

Соглашение признает право вводить эти меры, но требует гармонизации подобных национальных мер, применения их на недискриминационной основе (национальный режим) и осуществления таким путем, чтобы они не создавали дополнительных препятствий для международной торговли.

Технические барьеры  в торговле

Новая, более четкая редакция Соглашения о технических барьерах в торговле 1979 года.

Торговые аспекты инвестиционной политики

Соглашение, запрещающее  применение мер инвестиционной политики, противоречащих статье III ГАТТ (национальный режим) и статье XI. Соглашение содержит примерный, открытый перечень подобных мер.

Защитные меры

Соглашение устанавливает  порядок введения защитных мер на основании статьи XIX ГАТТ, определяет временные рамки применения этих мер (не более 8 лет), запрещает применение защитных мер, не регулируемых правилами ГАТТ (меры серой зоны) и требует их устранения в течение 4-х лет.

Новые вопросы: Международная  торговля услугами

Генеральное Соглашение по Торговле Услугами (ГАТС) - соглашение, создающее многосторонний механизм, определяющий правила международной торговли услугами. Содержит три части. В первой излагаются определения торговли и поставки услуг и определяется сфера действия соглашения. Определяет принципы использования национального режима и режима наибольшего благоприятствования. Вторая и третья части соглашения - приложения о специальном статусе отдельных видов услуг и списки первоначальных взаимных уступок по доступу на рынки услуг.

Торговые аспекты прав интеллектуальной собственности

Самостоятельное соглашение, входящее в правовую систему ВТО. Соглашение ТРИПС устанавливает правила применения национального режима и режима НБ. Содержит положения в отношении авторских прав, торговых знаков, географических указаний, промышленных образцов, топологии интегральных схем, торговых секретов, “ноу-хау”. Определяет меры, предпринимающиеся таможенными органами для предотвращения ввоза поддельных товаров.

Продолжение приложения А

Новый институционный механизм: Всемирная Торговая Организация (ВТО)

Соглашение о создании ВТО (создает единый институционный и организационный механизм для реализации всех соглашений и договоренностей УР). Соглашение определяет главные функции ВТО, устанавливает ее межгосударственные органы. ВТО в своей деятельности будет применять практику ГАТТ, решения, процедуры и методы принятия решения, установившиеся в ГАТТ. ВТО не будет применять каких-либо действий или санкций в отношении стран, нарушающих соглашение (ГАТТ--1994, ГАТС или ТРИПС), но может разрешать пострадавшим странам не применять режим наибольшего благоприятствования к нарушителям. Членом ВТО может стать страна, присоединившаяся ко всем соглашениям и договоренностям УР '. В рамках ВТО действуют общие для всех соглашения, единая система урегулирования ВТО споров и механизм обзора торговой политики отдельных стран-участниц.

Информация о работе Всемирная торговая организация