Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 01:20, курсовая работа
В настоящее время в мире насчитывается около 300 международных торгово-экономических организаций с широким и узким составом участников. Однако основную роль в формировании торговых потоков и установлении правил введения международного бизнеса играет сравнительно небольшой круг торгово-экономических организаций, среди которых наиважнейшей является Всемирная торговая организация (ВТО).
Всемирная Торговая Организация – «World Trade Organization» начала действовать с первого января 1995 года. Ее создание – результат сложных и многоплановых международных торговых переговоров, в которых участвовало 125 государств.
Введение 2
1. Влияние ВТО на развитие мировой торговли 4
1.1. Роль мировых организаций в регулировании мирового хозяйства 4
1.2. Цели, принципы и функции ВТО 6
2. Анализ экономической деятельности ВТО 15
2.1. Анализ статистики международного туризма по данным ВТО 15
2.2. Анализ проблем вступления России в ВТО 20
Заключение 25
Список использованных источников 27
Приложение А "Существо соглашений и договоренностей, составляющих пакет договоренностей Уругвайского раунда"...............................................................28
Приложение Б "Многосторонние соглашения по торговле товарами"
Приложение В "Структура ВТО"
Приложение Г "Страны - члены ВТО"
2.2 Анализ проблем вступления России в ВТО
При всем своем масштабном потенциале современная российская экономика может эффективно развиваться лишь при активном взаимодействии с мировым рынком товаров и услуг. Того же требуют проводимые в стране рыночные преобразования. В свою очередь, правила игры на мировом рынке в условиях глобализации определяются ныне странами коллективно, при решающей роли в этом Всемирной торговой организации (ВТО), объединяющей около 150 государств и покрывающей свыше 95% оборота мировой торговли.
В стратегической перспективе Россия должна присоединиться к ВТО. Только таким может быть и конечный выбор российского бизнеса в целом. Однако нормы и правила ВТО создают для него принципиально новую организационно-правовую среду функционирования, а это вызывает в стране неоднозначную реакцию.
Целью вступления России в ВТО является:
- стремление избежать фактической изоляции в мирохозяйственной системе
- получение лучших в сравнении
с существующими и не
- доступ к международному
- создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;
- расширение возможностей для
российских инвесторов в
- создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;
- участие в выработке правил
международной торговли с
- улучшение имиджа России в
мире как полноправного
При проведении переговоров ставилась задача – добиться наилучших условий присоединения России к ВТО, т.е. наиболее выгодного соотношения преимуществ от вступления и уступок в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков.
Как сказал в одном из интервью глава Сбербанка Герман Греф, баланс прав и обязательств России при вступлении в ВТО должен способствовать экономическому росту, а не наоборот.
ВТО создает для российских предприятий равные и благоприятные условия для коммерческой деятельности в иностранных государствах в обмен на открытие отечественного рынка для иностранной конкуренции.
Для этого Россия должна взаимно зафиксировать со странами-участницами ВТО ставки импортных тарифов и условия поставки услуг, согласованные уровни государственной поддержки аграрного сектора, а также признавать правила ВТО при урегулировании торговых споров. Нормы и правила ВТО подлежат перенесению в ее национальное законодательство и имеют над ним приоритет.
Эти условия торговли не раз и навсегда данные. Они постепенно либерализуются в ходе регулярных "раундов" торговых переговоров в ВТО. Предусматриваются также и исключения или переходные периоды в их применении для отдельных стран, таможенных союзов или зон свободной торговли. Иными словами, условия торговли могут видоизменяться или варьироваться, в том числе при вступлении страны в ВТО.
Естественно, что экспортно-ориентированные отрасли российского бизнеса, особенно в реальном секторе экономики, заинтересованы в получении подобных преимуществ и льгот. Немаловажно и то, что через членство в ВТО в наше пока еще несовершенное деловое законодательство может быть перенесен масштабный блок современного хозяйственного права, что сделало бы его гораздо более единым, полным, систематизированным, предсказуемым и сопоставимым с мировым.
Как крупная мировая держава Россия обладает рядом очевидных конкурентных преимуществ. Это ее ресурсы, уникальное евро-азиатское положение, все еще сохранившийся научно-производственный потенциал, высокая квалификация рабочей силы, развитая транспортная сеть. Имеются и впечатляющие примеры успешных прорывов отдельных предприятий на внешние рынки.
Вместе с тем, очевидно, что вступление в ВТО само по себе вряд ли приведет к какому-то взрывному росту отечественного экспорта или даже его заметному немедленному увеличению.
Во-первых, ВТО стимулирует в основном торговлю готовыми изделиями и наукоемкой продукцией, тогда как основу российского экспорта составляют пока сырье и топливо (которые и так допускаются на внешние рынки почти без ограничений).
Во-вторых, структура российского экспорта крайне инерционна и не может быть быстро изменена в сторону перерабатывающих отраслей ввиду чрезмерной изношенности производственных мощностей отечественной промышленности (и транспорта).
В-третьих, по мере преодоления кризиса, растущий спрос на отечественную продукцию предъявляет внутренний рынок, что уже привело к ряду ограничений на экспорт. Наконец, Россия уже сейчас имеет доступ к основному объему тарифных льгот, зафиксированных ВТО, через свои двусторонние торговые соглашения со странами - членами этой Организации.
По-иному прогнозируется перспектива импорта товаров и услуг. Их расширенный допуск на отечественный рынок способен существенно обострить конкуренцию по многим позициям, к чему российская промышленность пока не готова. Это, в особенности, относится к пищевой, фармацевтической, химической, авто- и авиастроительной, легкой и электронной промышленности, секторам страхования, финансовых услуг и розничной торговли, мелкому и среднему бизнесу и т.д.
Конечно, обилие и дешевизна импортных товаров могли бы пойти на пользу отечественному потребителю. Но это возможно лишь в условиях эффективной внутренней конкуренции и обеспечения прав потребителя, что в стране пока отсутствует.
Бывший глава Минфина РФ Алексей
Кудрин в очередной раз напомнил,
что вступление в ВТО необходимо
России для того, чтобы российская
продукция стала
В рамках 8–й министерской конференции Всемирной торговой организации (ВТО), которая начинается 15 декабря 2011г. в Женеве и продлится до 17 декабря, впервые с 1993 года, Россия оказалась перед реальной возможностью вступления в эту организацию. По словам министра экономического развития России Эльвиры Набиуллиной, данное событие — "общее достижение России и ее партнеров по БРИКС". Россию на конференции ВТО в Женеве представляют сотрудники федеральных министерств и ведомств.
16 декабря 2011г. в Женеве был
подписан протокол о
Среди положительных аспектов вступления России в ВТО генеральный директор Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Кирилл Дмитриев в интервью агентству "Прайм" назвал увеличение темпов экономического роста. Деталей Кирилл Дмитриев не уточнил, но назвал событие "знаковым". "Это (вступление в ВТО) позволит существенно увеличить темпы роста ВВП России. По нашим оценкам, на 2–3% в ближайшее время и больше чем на 10% в длительной перспективе".
После вступления России в ВТО его сторонники рассчитывают на снижение антикризисных пошлин, введенных в 2007 году, касаемых автомобилей, химической промышленности и металлургии. Кроме того, притока инвестиций ждут в сфере энергоэффективности, медицины, фармацевтики, аграрного сектора и рынка автокомпонентов.
Среди опасений, связанных с решением России вступить в ВТО, эксперты называют угрозу для местной производственной сферы. Директор Института глобализации и социальных движений (ИГСО) Борис Кагарлицкий отмечает, что вместо притока инвестиций власти России рискуют столкнуться с наплывом товаров, не востребованных в более цивилизованных странах. По мнению экспертов, Россия может повторить опыт 1990–х, когда после поднятия железного занавеса она превратилась в импровизированную свалку отходов производства "цивилизованных стран Запада", получавших от этого сверхрприбыли.
ВТО контролирует выполнение торговых соглашений и ведет наблюдение за торговой политикой членов ВТО, организует проведение новых многосторонних торговых переговоров, занимается разрешением торговых споров между членами организации.
ВТО находится в авангарде процесса
глобализации, который протекает
очень сложно. Не все страны могут
приспособиться к новым условиям,
и на правительства оказывают давление
местные производители, требующие оградить
их от разрушительных, по их мнению, последствий
либерализации международного обмена.
Причем к арсеналу средств торговой войны
широко прибегают не только страны второго
и третьего эшелонов, но и лидеры глобализации.
Разумеется, не все современные случаи
протекционизма отражают противоречие
между положительными и отрицательными
последствиями глобализации, между ее
сторонниками и противниками. Протекционистские
меры вводятся по чисто прагматическим
мотивам, лишенным какой-либо идеологической
подоплеки.
В целом, следует подчеркнуть, что ни возможность
неоднозначного толкования норм ВТО, ни
периодические случаи их прямого нарушения,
ни доминирование в ВТО стран Запада не
означают, что ее правовую систему следует
отменить как неэффективную. Другой подобной
системы нет, и перспективы ее создания
не просматриваются. Что же касается недостатков,
то они присутствуют в любом комплексе
национального или международного законодательства.
Единственный выход
Цели, поставленные в начале работы, в целом выполнены, поэтому работу можно считать завершённой, хотя некоторые вопросы требуют, безусловно, большего внимания.
1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения.-М.: Юристъ, 2000
2. Акопова Е.С., Воронкова О.Н., Гаврилко Н.Н. Мировая экономика и международные экономические отношения.-Ростов-на-Дону: Феникс, 2000
3. Дюмулен И.Н. Всемирная
4. Евдокимов А.И. Международные экономические отношения.-М.: ТК Велби, 2003
5. Хлыпалов В.М. Мировая экономика.- Краснодар, 2007.
6. Международные экономические
отношения/Под ред. Е.Ф.
7. Международные экономические отношения/Под ред. проф. И.П. Фоминского.-М.: Юристъ, 2000
8. Мукерджи А. Внедрение
9. Основы торговой политики и правила ВТО.-М: Междунар. отношения, 2005
10. Смитиенко Б.М. Всемирная
11. Сэмпсон П. Роль ВТО в глобальном управлении.-М 2004
12. Шумилов В.М. Всемирная
13. Россия и ВТО - www.wto.ru
14. ВТО-Консалтинг - www.wto-consulting.ru
Приложение А
Существо соглашений и договоренностей, составляющих пакет договоренностей Уругвайского раунда.
Вопрос |
Существо соглашения или договоренности |
Торговые барьеры |
Протокол к ГАТТ--1994 предполагает снижение среднего уровня таможенных пошлин на промышленные товары на 38% в течение 5 лет, упразднение пошлин по 11 группам товаров 1, увеличение доли связанных пошлин 2 до 97% в промышленно развитых странах и до 91% в развивающихся странах. |
Таможенные тарифы |
После реализации тарифных договоренностей от 30 до 50% всех ставок пошлин в США, ЕС, Японии и Канаде будут иметь высоту 5% и выше и только от 37 до 48% всех ввозимых товаров не будут облагаться пошлиной. Максимальные ставки на отдельные товары в этих странах будут достигать 70-120%. Иначе говоря, сохраняется довольно высокий тарифный протекционизм и после Уругвайского раунда (УР). |
Нетарифные меры (НТМ) |
Договоренность об отказе от применения НТМ так называемой “серой зоны” (меры, нерегулируемые ГАТТ, в их числе “добровольные” ограничения экспорта, соглашения об упорядочении сбыта). Более жесткое применение положений статьи XI ГАТТ, новый кодекс по правилам импортного лицензирования. Пересчет нетарифных мер, применяемых в сельскохозяйственной торговле, в так называемый “тарифный эквивалент”3 и их сокращение в течение 6 лет на 36%. Характерно, что тарифные эквиваленты в США, ЕС, Японии и Канаде составляют 450, 280, 552 и 171 процент соответственно. В целом, договоренности Уругвайского раунда не предусматривает снижение конкретных нетарифных мер на основе тарифных позиций, как в случае ставок пошлин 4, а устанавливает более жесткие правила в отношении нетарифных мер. Внимательное изучение правил и положений новых Соглашений и уже применяемых положений и прецедентов ГАТТ говорит о том, что многие нетарифные ограничения сохранили право на жизнь. |
Продолжение приложения А | |
Торговые барьеры по отдельным группам товаров |
Снижение пошлин и увеличение доли связанных пошлин. Доля необлагаемого импорта по этой группе товаров составляет в США, ЕС, Японии и Канаде около 60% товарных позиций. |
Товары, производимые на основе природных ресурсов |
Снижение пошлин и увеличение доли связанных пошлин. Доля необлагаемого импорта по этой группе товаров составляет в США, ЕС, Японии и Канаде около 60% товарных позиций. |
Тропические товары |
Снижение максимальных тарифных ставок и увеличение доли связанных тарифов в Канаде, ЕС, Японии и США составит 74, 50, 40, 73% по сельхозпродуктам и 13, 57, 78, 53% по сырьевым товарам соответственно. |
Текстильные изделия и одежда |
Соглашения по текстилю и одежде. Постепенная, в четыре этапа (растянутых на 10 лет) отмена Соглашения по изделиям из различных видов волокон (Multi-Fiber Arrangement-MFA) и применение на этом участке положений и дисциплины ГАТТ. Ограничения, действующие в рамках MFA, должны быть полностью отменены к концу этого срока. Однако средние ставки пошлин на эти товары останутся высокими. В Канаде, ЕС, США и Японии средний размер пошлин составит 9,4; 7,8; 14,9 процентов при очень высоких ставках пошлин на отдельные товары. При этом импортные квоты не должны больше использовать в торговле текстильными товарами. |
Сельскохозяйственные товары |
Соглашение по сельскому хозяйству направлено на то, чтобы распространить на этот участок мировой торговли действие основных положений ГАТТ. Соглашение предусматривает перевод всех мер, ограничивающих импорт с/х товаров, в тарифный эквивалент по специально разработанной методике и постепенное снижение тарифов в среднем на 36% за 6 лет. Второй элемент соглашения -- снижение прямой государственной внутренней поддержки сельского хозяйства. Реализация соглашения по сельскому хозяйству сохраняет довольно высокий уровень аграрного протекционизма, особенно по с/х продуктам умеренной зоны, и обеспечивает сохранение высокого уровня внутренней господдержки сельского хозяйства. |
Продолжение приложения А | |
Укрепление и развитие системы ГАТТ - 1994 |
Соглашение о создании ВТО включает ГАТТ в качестве главной составной части правовой основы, регулирующей международную торговлю товарами. Соглашения о защитных мерах, субсидиях и компенсационных пошлинах, антидемпинге и другие соглашения, которые развивают положения ГАТТ. Эти и другие соглашения становятся интегральной частью ГАТТ. Вместе с рядом иных договоренностей они создают новый ГАТТ-1994, отличное в правовом отношении от прежнего ГАТТ, получившего название ГАТТ-1947. Важное отличие ГАТТ-1994 от ГАТТ-1947 заключается в том, что страны, принимающие обязательства ГАТТ-1994, должны привести свое национальное законодательство, регулирующее внешнюю торговлю, в полное соответствие с ГАТТ-1994 (ГАТТ-1947 требовало сблизить его в максимально возможной степени). |
Субсидии и компенсационные пошлины |
Соглашение о субсидиях
и компенсационных мерах |
Применение статьи VI ГАТТ (Антидемпинговый кодекс) |
Уточнение процедур расчета размера демпинга и укрепление процедур антидемпинговых мер, установление факта ущерба от демпинга и механизма урегулирования споров, введение понятия минимальный ущерб. Соглашение предусматривает автоматическую отмену антидемпинговой пошлины в течение 5 лет с момента ее введения. |
Правила происхождения товаров |
Соглашение, обязывающее
страны-участницы |
Продолжение приложения А | |
Санитарные и фитосанитарные меры |
Соглашение признает право вводить эти меры, но требует гармонизации подобных национальных мер, применения их на недискриминационной основе (национальный режим) и осуществления таким путем, чтобы они не создавали дополнительных препятствий для международной торговли. |
Технические барьеры в торговле |
Новая, более четкая редакция Соглашения о технических барьерах в торговле 1979 года. |
Торговые аспекты |
Соглашение, запрещающее применение мер инвестиционной политики, противоречащих статье III ГАТТ (национальный режим) и статье XI. Соглашение содержит примерный, открытый перечень подобных мер. |
Защитные меры |
Соглашение устанавливает порядок введения защитных мер на основании статьи XIX ГАТТ, определяет временные рамки применения этих мер (не более 8 лет), запрещает применение защитных мер, не регулируемых правилами ГАТТ (меры серой зоны) и требует их устранения в течение 4-х лет. |
Новые вопросы: Международная торговля услугами |
Генеральное Соглашение по Торговле Услугами (ГАТС) - соглашение, создающее многосторонний механизм, определяющий правила международной торговли услугами. Содержит три части. В первой излагаются определения торговли и поставки услуг и определяется сфера действия соглашения. Определяет принципы использования национального режима и режима наибольшего благоприятствования. Вторая и третья части соглашения - приложения о специальном статусе отдельных видов услуг и списки первоначальных взаимных уступок по доступу на рынки услуг. |
Торговые аспекты прав интеллектуальной собственности |
Самостоятельное соглашение, входящее в правовую систему ВТО. Соглашение ТРИПС устанавливает правила применения национального режима и режима НБ. Содержит положения в отношении авторских прав, торговых знаков, географических указаний, промышленных образцов, топологии интегральных схем, торговых секретов, “ноу-хау”. Определяет меры, предпринимающиеся таможенными органами для предотвращения ввоза поддельных товаров. |
Продолжение приложения А | |
Новый институционный механизм: Всемирная Торговая Организация (ВТО) |
Соглашение о создании ВТО (создает единый институционный и организационный механизм для реализации всех соглашений и договоренностей УР). Соглашение определяет главные функции ВТО, устанавливает ее межгосударственные органы. ВТО в своей деятельности будет применять практику ГАТТ, решения, процедуры и методы принятия решения, установившиеся в ГАТТ. ВТО не будет применять каких-либо действий или санкций в отношении стран, нарушающих соглашение (ГАТТ--1994, ГАТС или ТРИПС), но может разрешать пострадавшим странам не применять режим наибольшего благоприятствования к нарушителям. Членом ВТО может стать страна, присоединившаяся ко всем соглашениям и договоренностям УР '. В рамках ВТО действуют общие для всех соглашения, единая система урегулирования ВТО споров и механизм обзора торговой политики отдельных стран-участниц. |