Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 06:16, реферат
Цель: изучить особенности взаиморасчетов на предприятии
Задачи:
1. Рассмотреть общее понятие проблем взаиморасчетов
2. Проанализировать решение проблем взаиморасчетов
Введение 3
1. Проблемы взаиморасчетов между предприятиями 4
1.1. Зарождение проблем расчетов в период становления рыночной экономики России 4
1.2. Современные проблемы взаиморасчетов 5
2. Меры по преодолению проблем расчетов между предприятиями 11
3. Ускорение платежей между предприятиями 19
Заключение 25
Список литературы 26
Содержание
Актуальность. Происходящие в России экономические перемены обусловлены ее ориентацией на общие тенденции мирового развития. Осуществляется коренное преобразование механизма управления экономикой, его замена рыночными методами хозяйствования. Вступив на путь реформ, страна столкнулась с множеством проблем, которые свидетельствуют о системном кризисе переходной экономики.
Всеохватывающий кризис платежей – самый острый в череде кризисов. Помимо разрушительного воздействия на производство, он поразил и бюджетно-финансовую систему страны, вызвав социальную напряженность в обществе.
Кризис платежей в современной российской экономике является одним из решающих факторов, дестабилизирующих работу всех отраслей народного хозяйства и определяющих темпы снижения объемов производства, тем самым оказывая существенное отрицательное воздействие на общероссийскую экономическую ситуацию.
Переход к рыночной экономике предопределил поиск оптимальных решений по управлению экономическими процессами и необходимость тесной увязки стратегических решений с вопросами совершенствования движения финансовых потоков как одним из основных регуляторов формирования экономической основы хозяйствующего субъекта.
Сегодня нет простого и однозначного решения по преодолению в короткий срок ситуации взаимных неплатежей. Цель: изучить особенности взаиморасчетов на предприятии
Задачи:
1. Рассмотреть общее понятие проблем взаиморасчетов
2. Проанализировать решение проблем взаиморасчетов
Необходимость создания организации формирующей систему взаимозачетов возникла по причине краха системы, при помощи которой производится товарообмен между субъектами экономики - финансовой системы.
Если мы проанализируем цели, ради которых создается финансовая система в государстве, то сделаем однозначный вывод - главная цель это создание системы, обеспечивающей разделение труда. При помощи разделения труда реализуется мощь и эффективность современной экономики. Соответственно, чем выше степень разделения труда, чем более удобна система товарообмена, тем выше эффективность труда, тем выше мощь экономики. И наоборот, если в государстве разрушить систему разделения труда, то эффективность труда резко упадет, и экономика разрушится. 1
В теории государства и в исторической науке считается общепризнанным факт того, что причиной возникновения государства явилось разделение труда. Сначала отделилось скотоводство от земледелия, затем ремесло от земледелия и так далее.
С развитием разделения труда растет уровень и мощь государства. Вероятно, будет справедливым и обратное утверждение: если нарушить разделение труда, то возможным следствием этого станет ослабление и даже распад государства.
Исходя из этих рассуждений, ясно, что первейшей и главной задачей правителей - создание условий для разделения труда.
Чем обусловлено падение производства в России? Объективными причинами этого могут быть только:
Мы знаем, что ни одна из этих причин не действует. Действует только субъективный фактор: отсутствие нормальной и удобной системы, при помощи которой реализуется разделение труда - финансовой системы. Субъективный фактор нематериален - система, при помощи которой реализуется разделение труда, есть только лишь комплекс отношений между субъектами экономики. Для того чтобы нормализовать ситуацию, нам не нужно производить материальные затраты: строить заводы, транспортную сеть и тому подобное, нам необходимо только лишь сформировать при помощи только лишь организационных усилий необходимые отношения.
Самой распространенной формой расчетов являются действия продавца и покупателя через арендованную ими совместно банковскую ячейку - сейфинг. С помощью банковской ячейки решается основная проблема - где хранить деньги в период регистрации, ведь после подписания договора купли-продажи проходит несколько недель, прежде чем произойдет регистрация прав собственности на жилье в соответствующих государственных органах.
Плюсы: сейф арендуют по договору, в который включено дополнительное условие открытия ячейки - обязательное присутствие представителей обеих сторон соглашения, выполнение которого контролирует представитель банка. Один из неоспоримых плюсов банковской ячейки заключается в том, что, если сделка по каким-либо причинам не состоялась, то покупатель без всяких осложнений имеет возможность забрать свои деньги обратно - в соответствии с условиями договора. Банковская ячейка обладает еще одним достоинством: ее можно использовать для временного хранения не только денег, но и ценных бумаг, и других идущих в оплату ценностей.2
Минусы:
минус подобной формы расчетов -
возможность шантажа и
Наиболее надежной системой расчетов на сегодняшний день считается банковский аккредитив. Но риэлторы ее используют мало из-за повышенной "любви" участников рынка к наличности и общего недоверия к безналичным банковским операциям. Тем не менее в недалеком прошлом она была достаточно распространена. Суть схемы расчета через банковский аккредитив заключается в следующем. Покупатель открывает на себя счет в рублях или валюте. Средства блокируют до момента получения оговоренных документов, например свидетельства о регистрации, справки и "перепрописке" и т. п. Когда бумаги предъявлены, средства перечисляют на заранее открытый счет продавца, причем банки обычно сами решают проблемы конвертации, если она необходима, и выдачи наличных.
Плюсы:
главное достоинство
Еще одним плюсом такой схемы является ее гибкость: она позволяет достаточно легко обслуживать различные варианты цепочек обмена. В отличие от банковской ячейки, аккредитив подходит для тех, кто переезжает из одного города в другой: безналичная форма исключает все возможные проблемы, которые могли бы возникнуть при расчете. Выдачу банковских документов, легкую доказуемость проведения расчетов, невозможность мошенничества с фальшивыми деньгами также следует отнести к преимуществам данной схемы. Но тут не обойтись без эскро-службы агентства недвижимости, ведь банк не обязан контролировать подлинность предоставляемых документов.
Минусы: существенным недостатком банковского аккредитива при расчетах в сделках с недвижимостью считается то, что, в случае срыва сделки или возникновения конфликтной ситуации с продавцом, деньги покупателя зависают и получить их с блокированного по условию аккредитива счета он сможет только через суд. Следует также отметить, что при использовании описанной схемы необходимо указывать в нотариальном договоре только полную стоимость сделки. А банк, соответственно, обязан уведомить налоговую инспекцию обо всех открытых счетах. Но традиционно участники сделок с недвижимостью предпочитают не "светить" свои доходы, и поэтому подобная форма расчетов их вряд ли пока заинтересует. Безналичные расчеты удобны в сделках с недвижимостью за рубежом. Поэтому иностранным клиентам трудно приспособиться к российской привычке доверять исключительно наличным деньгам.
Для взаиморасчетов между клиентами специалисты агентства часто пользуются услугами расчетных центров, которые организованы при некоторых банках.
Плюсы: в отличие от независимой ячейки, этот вариант удобен тем, что поэтапную выдачу денег продавцу (50% - после регистрации, 40% - после снятия с регистрационного учета, 10% - после освобождения квартиры и подписания акта приема-передачи) можно прописать в договоре, и работники центра будут контролировать эту процедуру и выдавать положенную сумму после каждого этапа. При этом присутствие всех других сторон необязательно. Условия расчетного центра предоставляют возможность предусмотреть в договоре все нюансы даже при проведении сложных цепочек. Услуги такого центра обходятся немногим дороже аренды ячейки в банке, но они того стоят. 3
Минусы: но и при этом виде взаиморасчетов присутствует "человеческий фактор". Сегодняшний рынок недвижимости - это, прежде всего, рынок продавцов. Они все чаще диктуют свои условия при закладке денег, а покупатели, часто в ущерб своим интересам, вынуждены идти на уступки. Случается, что конфликты разгораются прямо в банке и судьба предстоящей сделки оказывается на волоске. Поэтому риэлтор должен минимизировать возможные риски, а для этого накануне визита в банк обязательно обсудить с коллегами, представляющими интересы всех участников сделки, все нюансы и составить соглашение о порядке расчетов, регламентирующее действия участников в сейфовом хранилище.
Самый экономичный в финансовом плане и достаточно безопасный способ расчетов - через эскро-службу с использованием поверенного агентства. Англо-русский словарь по экономике и финансам гласит: "escrou (эскро) - условное депонирование денежной суммы у третьего лица на чье-либо имя". В практике риэлторского бизнеса США понятие "эскро" трактуется шире - это сопровождаемая инструкциями сторон передача документов и средств в ведение третьей стороны для исполнения положений их соглашения или контракта. В адаптированном же к российским условиям варианте в риэлторской фирме эскро-служба - независимое подразделение, сотрудники которого сами не совершают сделок с недвижимостью, но контролируют документооборот и организуют взаиморасчеты клиентов по сделкам, проводимым агентами. В данном случае деньги покупателя передаются поверенному, а он согласно договору-поручению производит выплаты продавцу. В эскро-службе самым тщательным образом проверяются денежные купюры, выбраковываются не только фальшивые, но и неудобные в обороте банкноты. При этом со стороны агентства эти услуги бесплатны. И, что очень важно, при расчетах через агентство можно избежать влияния "человеческого фактора": например, если сделка не состоялась, поверенный без проволочек вернет все деньги покупателю, а в случае ее успешного завершения продавец получит все причитающиеся ему денежные средства точно в срок. Сотрудники эскро-службы строго контролируют выполнение всех условий договоров и отслеживают сроки исполнения различных этапов - в постоянной связи с агентом и менеджером, курирующим сделку. Главный принцип в организации расчетов: продавец не может получить средства до наступления определенного этапа, подтвержденного документально. Поскольку эскро-служба самостоятельно подает договоры о купле-продаже на регистрацию в ГУФРС, первые 50% продавцу выплачивают сразу по факту получения свидетельства о регистрации. Остальные средства клиент получает поэтапно, также после выполнения определенных условий. При необходимости, в сложных сделках с участием нескольких продавцов и покупателей, эскро-служба отслеживает и свои, и чужие документы, а также денежные потоки всей конструкции в целом. Четкое соблюдение правил делового оборота обеспечивает безопасность интересов всех участвующих в сделке сторон.