Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 06:16, реферат
Цель: изучить особенности взаиморасчетов на предприятии
Задачи:
1. Рассмотреть общее понятие проблем взаиморасчетов
2. Проанализировать решение проблем взаиморасчетов
Введение 3
1. Проблемы взаиморасчетов между предприятиями 4
1.1. Зарождение проблем расчетов в период становления рыночной экономики России 4
1.2. Современные проблемы взаиморасчетов 5
2. Меры по преодолению проблем расчетов между предприятиями 11
3. Ускорение платежей между предприятиями 19
Заключение 25
Список литературы 26
Существует
еще один способ расчетов, который
в силу ряда причин встречается крайне
редко, - поручение покупателя нотариусу
проведения расчетов с продавцом в соответствии
с заключенным договором. Денежные средства
при этом вносятся на депозит нотариуса.
Процесс внесения денег здесь максимально
приближен к моменту подписания договора
- это, безусловно, удобно. К тому же, согласно
закону, за свою деятельность нотариус
отвечает личным имуществом. Однако он
вряд ли сможет обеспечить должную безопасность
денежных средств, равно как и подлинность
купюр и представленных документов. Расчеты
через нотариуса проводятся исключительно
в рублях, а на случай конфликтных ситуаций,
которые могут возникнуть впоследствии,
сумма сделки должна быть прописана полностью.
Видимо, поэтому этот способ расчетов
так и не прижился. Не пользуются успехом
у участников рынка и такие схемы расчетов,
как бессрочные векселя, а также ценные
пакеты, хранящиеся в депозитарии банка
или в Росинкас (Российском объединении
инкассации). Последний хоть и считается
на сегодняшний день достаточно безопасным,
но является самыми хлопотным и дорогим.
Рассмотрим на примере холдинга. Реальное движение денежных средств - перемещение денежных средств между расчетными счетами и кассами отдельных юридических лиц, входящих в холдинг.
Виртуальное движение денежных средств - смена владельца суммы денежных средств с соблюдением двух условий:
Кроме двух указанных выше видов движения существует и третий - перемещение денежных средств. Суть его заключается в том, что денежные средства перемещаются между расчетными счетами одного юридического лица.
На Рисунке 1 отражено выделение из полного движения денежных средств между двумя ЦФО (подразделениями, юр. лицами) реальных и виртуальных денежных потоков по каждому отдельному ЦФО.
Итак, начнем с описания более простого варианта - реального движения денежных средств между подразделениями холдинга. Простой он по той причине, что в данном случае каждое подразделение является юридическим лицом и имеет свой расчетный счет (счета) и кассу. И все движение денег осуществляется через привычные, для бухгалтеров, операции по расчетам с контрагентами. Для того чтобы осуществлять планирования и учет реального движения денежных средств в рамках холдинга необходимо в справочник "Контрагенты" внести предприятия входящие в его состав. Зачастую удобно сделать две группы контрагентов и назвать их, например, "Внутренние контрагенты" и "Внешние контрагенты". В данном случае получение отчетности можно проводить по следующим двум разрезам: ЦФО и Контрагентам. 4
Этот вариант более сложен, так как реальное движение денег, в принципе, отсутствует, но для правильной оценки работы отдельных подразделений компании необходимо иметь сведения об их взаимоотношениях с другими подразделениями холдинга.
Таким образом, если при реальном движении денежных средств их принадлежность к тому или иному ЦФО можно определить по расчетным счетам, то в данном случае, такая возможность отсутствует. Для учета внутреннего движения денежных средств между подразделениями холдинга можно использовать как отдельные счета (субсчета), так и дополнительные субконто на счетах отражающих реальное движение денежных средств. Например, в качестве субконто может служить справочник "Места хранения денежных средств".
Пример:
Крупное предприятие, включающее в себя производство, оптовую и розничную торговлю, причем оптовики могут реализовывать продукцию не только своим подразделениям, занимающимся оптовой торговлей, но и сторонним контрагентам.
Предприятие является одним юридическим лицом. Соответственно все операции с денежными средствами проходят через расчетный счет всего холдинга.
Теперь вопрос заключается в том, как сделать так, чтобы получать достоверные сведенья о работе, а точнее, об эффективности работы, каждого из направлений (будем их условно называть Производство, Опт и Розница) холдинга.
Суммарный денежный поток 100 руб. Но реально, одно их подразделений холдинга - Производство получило негативный результат. Увидеть это можно только в том случае если, во-первых, разделить реальное движение денежных средств от виртуального, а, во-вторых, получить возможность получения отчетности по ЦФО, подразделениям.
А теперь, давайте перейдем непосредственно к тому, как это можно организовать. Сначала давайте определим, какие сведенья можно использовать для анализа. По сравнению с отчетом о прибылях и убытках, где для расчета прибыли учитываются различные виды расходов и доходов, а также, определяется прочие промежуточные расчетные показатели, например, такие как себестоимость и маржинальный доход, отчет о движении денежных средств в общем случае состоит из четырех основных показателей:
Надо
ли учитывать остатки в разрезе направлений?
Наверно нет, так как никакого особого
смысла эти данные не несут, по той простой
причине, что расчетный счет один и деньги
никуда не перемещаются. А вот обороты
за отчетный период как раз и покажут,
сколько предприятие выплатило денежных
средств, а сколько получило. Таким образом,
для виртуального движения денег в разрезе
подразделений нужно анализировать обороты.
Теперь возникает другой вопрос, как сделать
так, чтобы одно и тоже движение денег
отражалось сразу по двум ЦФО. Допустим,
Производство реализовало готовой продукции
Опту на сумму 400 руб., в этом случае операция
по сути одна, но она должна отразиться
и по отчетности производства и по отчетности
опта. Для производства видом операции
будет поступление, а для опта - выплаты.
В том случае если используется управленческий
план счетов, то выполняются две проводки
(корреспонденция счетов приводятся по
аналогии с российским бух. учетом):
причем, указанные ЦФО относятся и к счету дебета и к счету кредита. Но есть два момента, которые должны быть обязательно учтены. На счетах взаиморасчетов следует указывать в качестве субконто и второе ЦФО, то есть, для п.1 это будет ЦФО Опт, а для п. 2 - ЦФО Производство. Это связано со следующими причинами:
По каждому ЦФО возможны реальные выплаты денежных средств. Для того чтобы отделить реальное движение денежных средств от виртуального необходимо либо ввести дополнительное субконто, либо соответствующие счета (субсчета). В результате в отчетности можно будет построить показатели, показывающие чистый денежный поток как по ЦФО, так и по виду движения.
Суть данного движения заключается в том, что денежные средства перемещаются непосредственно между расчетными счетами и кассами подразделений предприятия. В общем случае учитывается только три вида движения:
Однако, в некоторых организациях требуется более детальный учет. Это связано с тем, что денежные средства перемещаются не мгновенно, а в течение определенного времени. Например, между расчетными счетами денежные средства могут перемещаться в течение 3 дней. Поэтому вводится дополнительный разделитель учета, который определяет денежные средства, находящиеся в пути.
Выше
был рассмотрен пример виртуального
движения денежных средств. Теперь давайте
рассмотрим реализацию данного примера
с помощью программного продукта "ИНТАЛЕВ:
Корпоративные финансы" (далее ИКФ).
Итак, предварительно указываем, что у
нас имеется следующая финансовая структура
холдинга:
В ИКФ заполняем справочник "ЦФО"
следующим образом:
1. ЦИ Управление холдингом
1.1. ЦЗ Производство
1.2. ЦД Опт
1.3. ЦД Розница
Следующим шагом необходимо определить структуру бюджета движения денежных средств (БДДС). Как было указано в примере, структура БДДС выглядит следующим образом:
Следующим шагом производится настройка управленческого плана счетов. Как уже говорилось ранее, для разделения виртуального движения денежных средств от реального можно использовать как счета (субсчета), так и субконто. При использовании ИКФ разница в использовании этих двух подходов заключается в том, что при использовании субконто заполнение их значений при вводе бюджетной операции не является обязательным. Если использовать счета (субсчета), то в бюджетной операции будет невозможно выбрать счет, имеющий субсчета, по которым ведется учет как реального, так и виртуального движения денежных средств. В нашем случае мы будем использовать субконто. Для простоты, мы будем рассматривать настройку применительно к тому случаю, когда в качестве управленческого плана счетов берется российский бухгалтерский план счетов с некоторыми изменениями. К ним в первую очередь относятся следующие:
В
этом случае настройка счетов в ИКФ
будет выглядеть следующим
На Рисуке 2 на счетах 50 и 51 введено субконто "Аналитика 1". Это один из справочников ИКФ, который можно использовать для задания значений собственного разделителя учета. В нашем случае, он будет содержать всего два элемента:
В ИКФ заполнение справочника Аналитика 1 будет выглядеть следующим образом:
Основные настройки выполнены. Теперь остается разобраться с тем, как вводить плановые и фактические данные в программу. В ИКФ существует несколько способов ввода плановых и фактических данных, но все они в конечном итоге формируют так называемые бюджетные операции.
Разберем следующие виды операций:
1.
Производство реализует
На Рисунке 2 на счетах 50 и 51 введено субконто "Аналитика 1". Это один из справочников ИКФ, который можно использовать для задания значений собственного разделителя учета. В нашем случае, он будет содержать всего два элемента:
В ИКФ заполнение справочника Аналитика 1 будет выглядеть следующим образом:
Основные настройки выполнены. Теперь остается разобраться с тем, как вводить плановые и фактические данные в программу. В ИКФ существует несколько способов ввода плановых и фактических данных, но все они в конечном итоге формируют так называемые бюджетные операции.
Разберем следующие виды операций:
1.
Производство реализует