Взаимосвязь политической и экономической нестабильности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 14:09, реферат

Описание

Целью данной работы является рассмотрение политической и экономикой нестабильности как общественных явлений в их взаимосвязи друг с другом.
Для достижения поставленной цели требуется обеспечить решение следующих задач:
- раскрыть сущность политической и экономической нестабильности;
- рассмотреть политическую и экономическую нестабильность во взаимосвязи;
- найти пути преодоления политической и экономической нестабильности

Работа состоит из  1 файл

научная работа!!!.docx

— 66.33 Кб (Скачать документ)

Введение

Политическая и экономическая  стабильность залог успеха развития любого государства.

Для стабильного государства характерны 1) разделяемое чувство принадлежности к нации; 2) преемственность форм управления; 3) постепенная и упорядоченная смена правящих элит; г) наличие системы сдержек и противовесов для баланса властных структур, 4) функционирование многопартийности, в рамках которой эффективно действует оппозиция; 5) наличие многочисленного среднего класса.

Все факторы политической стабильности аналитически разделимы. В то же время  они взаимосвязаны в том смысле, что нестабильность одного фактора, может привести к нестабильности других

Все сферы жизни любого общества, особенно современного, тесно  взаимосвязаны. Сегодня тенденция  взаимозависимости различных областей общественной жизни проявляется  чрезвычайно отчетливо не только внутри государств, но и в рамках мирового сообщества. Наиболее ярко эта  тенденция прослеживается на примере  взаимосвязи политики и экономики.

Наиболее тесно политика переплетается с экономикой. Общеизвестно, что политика и экономика являются фундаментами всей системы общественных связей. Именно поэтому их взаимодействие играет решающую роль в развитии любого общества. Политика глубоко опосредована экономической сферой, экономическими отношениями и экономическими интересами общества. В свою очередь, воздействие  политики на экономическую жизнь  общества существенно и многогранно.

Целью данной работы является рассмотрение политической  и экономикой нестабильности как общественных явлений в их взаимосвязи друг с другом.

Для достижения поставленной цели требуется обеспечить решение  следующих задач:

-  раскрыть сущность  политической и экономической  нестабильности;

- рассмотреть политическую  и экономическую нестабильность во взаимосвязи;

- найти пути преодоления  политической и экономической  нестабильности;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Политическая нестабильность.

Термин “стабильность” (от лат. stabilis – устойчивый, постоянный) означает упрочение, приведение в постоянное устойчивое состояние или поддержание  этого состояния, например, обеспечение  постоянства каких-либо процессов.

Применительно к политической системе слово “стабильность” означает ее устойчивое состояние, позволяющее ей эффективно функционировать и развиваться в условиях внешних и внутренних изменений, сохраняя при этом свою структуру. В соответствии с теорией стабильная политическая структура демонстрирует высокий уровень “поддержки” в отношении большей части общества, институтов управления обществом (режим) и в отношении тех, кто находится у власти.

Политическая стабильность – характеристика, состояние политической жизни общества, проявляющаяся в устойчивом функционировании всех имеющихся в обществе политических институтов, в соблюдении юридических, политических и моральных норм, а также важнейших социальных традиций, сложившихся в нем, в мирном разрешении конфликтных ситуаций, что в целом позволяет данной общественной системе эффективно функционировать и развиваться, сохраняя свою структуру и качественную определенность.

Противоположностью политической стабильности общества выступает нестабильность общественно-политического развития. Нарушение стабильности обычно бывает двух типов. Оно может иметь как  фундаментальный характер, при котором  настоятельно требуются коренные изменения  в общественном устройстве в целом, так и ситуационный характер, при  котором необходимые преобразования осуществляются без революционных  потрясений и ломок политической системы. 

Специфическими чертами  высокого уровня политической стабильности выступают:

- социально-политическая сплоченность народа вокруг государственного и политического руководства страны, что выражается в активной поддержке проводимого внутриполитического и внешнеполитического курсов,

- глубина демократических  преобразований, пронизывающих все  уровни политической системы  общества,

- успешное разрешение  руководством страны возникающих  политических противоречий в  обществе на ранней стадии  их возникновения,

- преобладание в массовом  сознании идей, что исполнительная  власть выражает интересы народных  масс, стремиться удовлетворить  их потребности.

Главное в политической стабильности это обеспечение порядка, проявляющегося в легитимности, определённости, эффективности  деятельности властных структур, в постоянстве норм ценностей политической культуры, привычности типов поведения устойчивости политических отношений. Известно, что наибольших успехов достигли те общества, которые традиционно ориентировались на ценности порядка. И напротив, абсолютизация в обществе ценности изменений приводила к тому, что разрешение проблем и конфликтов достигалось дорогой ценой. Для того чтобы развитие и упорядоченность сосуществовали, необходимы согласованность, последовательность, поэтапность измений и, одновременно, реалистическая программа, способная соединить цели со средствами, ресурсами и условиями.

Недовольство масс политикой  правящей элиты порождает системный  кризис, дестабилизирует общество в  целом и его подсистемы. Именно противоречие между властью и обществом является причиной нестабильности общества.

К факторам нестабильности можно отнести борьбу за власть между  конкурирующими группировками правящей элиты, создание угрозы целостностей самому существованию государства, персонализация власти, преобладание в государственной политике корпоративных интересов господствующих элит, наличие межэтнических и региональных противоречий, сложности  обеспечения преемственности политической власти, внешнеполитический авантюризм, доктринерство в политике и др.

Нестабильность может  проявляться в таких формах как  изменение политического режима, смена правительства, вооруженная  борьба с правящим режимом, активизация  оппозиционных сил и др. смена  правительства и мирные формы  активизации оппозиции ведут  к смене политических лидеров, изменению  соотношения сил внутриполитической элиты, но в целом политический режим  может оставаться стабильным, как  и  политические идеи, структуры  и способы осуществления политики. Отчетливо выраженная политическая нестабильность связанна с возникновением непосредственной угрозы политическому режиму, когда провалы его политики сочетаются с дезинтеграцией государственной власти и упадком легитимности режима, а оппозиция получает возможность свергнуть существующее правительство.

Большинство ученых-политологов исходят  из посылки, что стабильность более  всего вероятна, если политические институты режима способны отзываться на пребывания его граждан. Эта отзывчивость рождает специфическую поддержку режиму и его должностным лицам. Чаще всего из всех требований граждан на первом месте стоят те, которые касаются их экономического благополучия. Волнения происходят тогда, когда народ считает, что его экономическое положение хуже, чем ему следует быть. Во многих странах люди испытывают острые экономические лишения, в то же время быстро растут надежды на улучшение. Однако правительство не в силах проводить политику, откликающуюся на нужды народа. В результате разочарование и возмущение неизбежны.

Практика показывает, что растущие надежды часто сопровождаются  высоким уровнем политического участия населения.

Ряд политологов считает, что широкое  участие населения часто приводило  к нестабильности из-за обострения группового конфликта и роста  требований, завершавшихся крушением  надежд, когда эти требования не удовлетворялись.

Кроме того, нестабильность может  и дальше углубляться из-за отсутствия развитой политической культуры, способствующей цивилизованному участию в делах  страны. Для поддержания стабильности рекомендуется ограничить политическое участие до тех пор, пока политические институты не станут достаточно сильными, чтобы самим поддерживать высокие  уровни участия.

Однако в условиях быстрого перехода общества от одного состояния в другое, когда разрушаются кодексы поведения  и возникает обстановка неповиновения  закону, люди становятся более восприимчивыми к призывам харизматических лидеров  присоединиться к массовым движениям, следствием чего и является нестабильность.

Все стремительные перемены в экономической, социальной, культурной областях и резкая смена правящей элиты негативно воздействуют на политическую стабильность, что приводит к политическим конфликтам.

Конфликт становится политическим тогда, когда в его содержании обнаруживается стремление субъектов  выразить и отстоять собственные  интересы, реализация которых ведет  к изменению системы властных отношений.

Конфликты в политике присущи  любому обществу, ибо политические ценности по-разному усваиваются  различными поколениями, не всегда органично  вписываются в реальную политическую жизнь. Политические институты демократии могут быть использованы не только для достижения стабильности, но и  как средства нагнетания напряженности  и нарастания конфликтов. Источником конфликтов является еще и то, что  реальное политическое сообщество людей  всегда формируется через их взаимодействие, предполагая как сотрудничество, так и соревновательность. Отсюда мы можем дать следующее определение политического конфликта: это разновидность и результат конкурентного взаимодействия двух и более сторон, оспаривающих друг у друга распределение властных полномочий или ресурсов.

Конкурентное взаимодействие вызывается в основном тремя причинами. Первая причина - это объективные  источники - сложившиеся в обществе несовпадающие статусы субъектов  политики, их различные системы и  потребности во власти, недостаток ресурсов. В данном случае избежать конфликтов сторон, различным образом  включенных в политическую игру, возможно только путем преобразований либо меняющих саму организацию власти в обществе, либо при помощи изменений статуса  политической деятельности конкурирующих  субъектов.

Вторая причина - субъективные источники - различие людей, групп, объединений  по идейным взглядам, по оценке исторических и актуальных событий. Такие конфликты  наиболее часто возникают в тех  странах, где сталкиваются качественно  различные мнения о путях реформирования государственности, закладываются  основы нового политического устройства, ищутся пути выхода из социального  кризиса. Если, к примеру, расхождения  касаются основополагающих ценностей  и приоритетов политического  развития, достижения согласия между  конфликтующими сторонами приходится добиваться в течение весьма длительного  времени.

Третья причина связана с  осознанием гражданами своей принадлежности к социальным, этническим, религиозным  и прочим общностям и объединениям, что определяет понимание ими  своего места в социальной и политической системе. В демократической Украине, где образовалось большое количество политических партий и объединений, изменилась роль профсоюзов, перестали  действовать гарантии связанные  с бесплатным образованием, медицинской  помощью - человек стал определять свое положение в обществе, в том  числе и с органами власти, самостоятельно. Часто, не находя взаимопонимания с  ними, он вынужден вступать в конфликт, который вызывает политическое напряжение в обществе и может привести к  гражданскому  неповиновению

Можно утверждать, что политические системы становятся нестабильными  из-за глубокого раскола общества – экономического, этнического, регионального  и идеологического, – когда политические институты просто не в состоянии  перебросить мосты.

В условиях интенсивно протекающих  общественных трансформаций (реформ) от стабильности политической системы  зависит эффективность намеченных изменений во всех других сферах общественной жизнедеятельности. В этой связи приобретают особую актуальность, с одной стороны, разработка теоретико-методологического инструментария оценки реального состояния политической системы с точки зрения ее стабильности и, с другой стороны, решение научно-практических задач, связанных с функционированием политической системы (в первую очередь политического режима), ее основных элементов, характером их взаимодействия с различными социальными группами и институтами, а также выявление детерминирующих политическую стабильность факторов.

Политическая система, будучи открытой, испытывает не только внутренние, но и  внешние воздействия, способные  вызвать в определенных условиях ее дестабилизацию. Важнейшим показателем  стабильности политической системы служит ее способность нейтрализовать негативные воздействия извне.

Основными формами осуществления  последней являются подрывная деятельность, осуществляемая специальными службами и организациями, экономическая  блокада, политическое давление, шантаж, угроза силой и т. п. Адекватное и  своевременное реагирование на такие  воздействия извне позволяет  защитить собственные национальные интересы государства, добиться благоприятных  условий для их реализации. Негативное воздействие извне на политическую систему может и не носить целенаправленного  характера, а быть следствием общих  планетарных трудностей и нерешенных проблем.

Информация о работе Взаимосвязь политической и экономической нестабильности