Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 14:09, реферат
Целью данной работы является рассмотрение политической и экономикой нестабильности как общественных явлений в их взаимосвязи друг с другом.
Для достижения поставленной цели требуется обеспечить решение следующих задач:
- раскрыть сущность политической и экономической нестабильности;
- рассмотреть политическую и экономическую нестабильность во взаимосвязи;
- найти пути преодоления политической и экономической нестабильности
Причины безработицы можно
Во-первых, причиной безработицы может стать относительно избыточное население, «лишнее» по сравнению с достигнутым уровнем национального производства. Этот фактор безработицы особо сильно сказывается в развивающихся странах.
Во-вторых, безработица может быть
результатом изменений в
В-третьих, безработица может временно увеличиться из-за естественных желаний людей найти работу «по душе» и с лучшими условиями труда и оплаты (фрикционная безработица).
В-четвертых, особо сильное увеличение уровня безработицы происходит в результате циклического спада в экономике (циклическая безработица). Этот вид безработицы является наиболее опасным, так как возникает замкнутый круг: падение производства - безработица - уменьшение общего уровня доходов - снижение совокупного спроса - падение производства - безработица и т.д.
В-пятых, в некоторых случаях генератором безработицы может стать активное вмешательство государства и профсоюзов в отношения между наемным работником и работодателем, что приводит к рыночной негибкости заработной платы и заставляет предпринимателей решать проблему достижения максимальной прибыли путем сокращения занятости.
Все эти причины безработицы
представляют собой скорее факторы,
влияющие на размер и динамику безработицы.
Основными источниками
Выделяют три вида безработицы: фрикционную, структурную и циклическую.
Фрикционная безработица связана с поисками и ожиданием работы. Она распространена среди лиц, для которых поиск места работы, соответствующего их квалификации и индивидуальным предпочтениям, требует определенного времени. В реальных условиях переходной экономики фрикционная, структурная безработица принимает нерациональные формы, и закрытие предприятий идет гораздо быстрее, чем образование новых рабочих мест в перспективных отраслях, усугубляясь к тому же и опережающим спадом в сферах, которые, напротив, заслуживают наибольшего развития (высоких технологий, наукоемкого производства) и требуют квалифицированной рабочей силы. В результате сегодня в России инженеры и ученые переквалифицируются в продавцов и грузчиков.
Структурная безработица связана с технологическими сдвигами в производстве, изменяющими структуру спроса на рабочую силу. Определенный уровень структурной безработицы неизбежен в связи с постоянно меняющейся ситуацией на рынке. Спрос на различные товары постоянно колеблется, что в свою очередь вызывает колебания спроса на труд специалистов, производящих эти товары. Это безработица среди лиц, профессии которых оказались «устаревшими» или менее необходимыми экономике вследствие научно-технического прогресса. Структурная безработица имеет преимущественно вынужденный и более долговременный характер, так как у этой категории безработных получение рабочих мест связано с профессиональной переподготовкой, нередко сопровождающейся сменой места жительства.
Циклическая безработица вызвана спадом производства. Она затрагивает все сферы и отрасли экономики. Безработица, вызванная спадом производства, может существовать в скрытой и открытой формах. Скрытая форма означает сокращение рабочего дня или недели, направление персонала в принудительные отпуска и, соответственно, уменьшение заработной платы. Открытая форма означает увольнение работника, полную потерю работы и, соответственно, дохода.
Циклическая безработица, кроме социальных бедствий, приносит еще и явные потери в объеме реального ВВП. Страна теряет от 2 до 3 % фактического ВВП по отношению к потенциальному ВВП, когда фактический уровень безработицы увеличивается на 1 % по сравнению с ее естественным уровнем. В экономической литературе этот закон известен как закон Оукена:
где Y – фактический ВВП; Y' - потенциальный ВВП; и - фактический уровень безработицы; и'- естественный уровень безработицы; В - эмпирический коэффициент чувствительности ВВП к изменению циклической безработицы (коэффициент Оукена).
Если фактический уровень безработицы не изменился по отношению к показателю предыдущего года, то темп роста реального ВВП составляет 3 % в год. Этот темп обусловлен приростом населения, накоплением капитала и научно-техническим прогрессом.
Инфляция — это повышение общего уровня цен, сопровождаемое соответствующим снижением покупательной способности денег (обесцениванием денег) и ведущее к перераспределению национального дохода.
Инфляция является основным дестабилизирующим фактором рыночной экономики. Чем выше ее уровень тем, она опаснее.
Инфляция - это снижение покупательной способности денег в первую очередь из-за быстрого роста цен. Существует два основных типа инфляции: скрытая и открытая. В основе обоих типов лежит нарушение равновесия между стоимостью всей массы товаров и услуг и противостоящей ей денежной массой.
Скрытая инфляция проявляется через товарный дефицит и, как правило, имеет место в нерыночной экономике. Открытая инфляция проявляется главным образом через рост цен на товары и услуги. Бумажные деньги обесцениваются, возникает избыточная денежная масса, не обеспеченная соответствующим количеством товаров и услуг. В то же время нельзя любой рост цен рассматривать как инфляцию. Повышение цен может быть неинфляционным и происходить под воздействием других причин. В основе механизма открытой инфляции лежат адаптивные инфляционные ожидания, инфляция издержек и инфляция спроса.
Адаптивные инфляционные ожидания представляют собой психологический феномен, склонность, образ мыслей, определяющие поведение субъектов хозяйственной жизни.
Адаптивные ожидания формируются экономическими агентами на основе информации о настоящих и предшествующих уровнях инфляции, при этом большее значение придается недавнему опыту.
Инфляция издержек возникает как следствие повышения средних издержек на единицу продукции и снижения совокупного предложения. Этот тип инфляции приводит к стагфляции, т. е. к одновременному росту инфляции и безработицы на фоне спада производства. При прежнем уровне совокупного спроса снижение совокупного предложения приводит к росту среднего уровня цен и увеличению темпов инфляции.
Причины повышения средних издержек производства:
- повышение номинальной
заработной платы, которое не
уравновешивается увеличением
- повышение цен на сырье;
- увеличение налогов.
Инфляция издержек в известной мере самоограничена: спад производства сдерживает дополнительный рост издержек производства, так как при возрастающем уровне безработицы номинальная заработная плата постепенно снижается.
Инфляция спроса возникает, когда спрос на товары и услуги не может быть удовлетворен в результате их предложения не только вообще, но и на уровне отраслей. В самом общем плане инфляция спроса означает нарушение равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением со стороны спроса.
Как любой многофакторный экономический процесс инфляция имеет ряд последствий:
- расхождение в оценках между денежными потоками и денежными запасами. Все денежные запасы (вклады, кредиты, остатки на счетах и др.) обесцениваются. Обесцениваются также ценные бумаги. Резко обостряются проблемы эмиссии денег.
- стихийное, неконтролируемое
перераспределение доходов,
- искажает все основные
экономические показатели: ВВП, рентабельность,
процент и т.п. Рост цен
Различают административные и экономические методы борьбы с инфляцией. К административным методам относят установленные государством ограничения на повышение цен и заработной платы. С помощью этих методов можно достаточно эффективно сдерживать рост общего уровня цен. Следует учитывать, однако, что центра-линованный контроль над ценами, во-первых, создает основу для развертывания подавленной инфляции, а во-вторых, и это главное, блокирует рыночные механизмы и, тем самым, препятствует становлению рыночной экономики, тормозит процесс преодоления кризисных явлений переходного этапа. В этом плаке предпочтительнее выглядят экономические методы, заключающиеся в создании экономических условий, сдерживающих стремление и возможности продавцов повышать цены.
Экономические методы регулирования позволяют воздействовать как на инфляцию спроса, так и на инфляцию издержек. Экономические методы сдерживания инфляции можно подразделить на две группы. Первая - это совокупность мер антимонопольной политики. Известно, что чем выше степень конкурентности рынка, тем выше, при прочих равных условиях, объем предложения и ниже уровень цен. Борьба с монополизмом, таким образом, способствует росту совокупного предложения и, следователь' но, сдерживает инфляцию издержек.
Вторая группа — это совокупность мер, способствующих сокращению удельных издержек производства. Сюда входят: сокращение налогов на бизнес, понижение импортных пошлин на ввозимые средства производства, а также весь комплекс мероприятий по стимулированию технического прогресса.
Взаимосвязь политической и экономической нестабильности.
Решающую роль в развитии общества
играет взаимодействие экономики и
политики. Экономика выступает важным
фактором, определяющим политическую
жизнь. Эта зависимость получила
всестороннее обоснование в марксизме.
К. Маркс исходил из того, что государство,
политические отношения определяются
характером экономических отношений
и уровнем развития производительных
сил. Позиция однолинейного
Политическая и экономическая сферы общества неразрывно связаны и представляют собой взаимодействие государства, гражданского общества и личности, то есть основополагающих определителей любого общественного устройства. Политическая система общества не может нормально функционировать, не имея соответствующего экономического обеспечения политических процессов. Поэтому взаимосвязь и взаимозависимость политической и экономической систем общества - универсальное явление, характерное для всех государств во все периоды их истории.
Основными аспектами влияния экономики на политику являются следующее:
Во-первых, уже сам приход к власти
того или иного политика, партии
предопределяется программой экономических
мероприятий, которые они обязуются
реализовать в случае обретения
власти. С самого начала своего становления
политическая власть активно опирается
на возможности экономической
Во - вторых, политическую власть можно завоевать, но не менее важно ее удержать. Здесь также роль экономической системы трудно переоценить. В этом отношении многое зависит от проводимой политической властью экономической политикой, политического курса. Народ, несомненно, будет поддерживать политическую власть, обеспечившую экономическую стабильность, рост благосостояния, оптимальную среду для предпринимательской деятельности, социальную защищенность граждан. Поэтому не случайно уже многие десятилетия (особенно после глубочайшего в истории мировой экономики кризиса 1929- 1933 гг.) политики и возглавляемые ими правительства уделяют самое серьезное внимание разработке программ экономического развития своих стран.
В-третьих, важная роль экономической системы в развитии политических процессов проявляется в том, что крупномасштабные политические решения (проведение реформ, осуществление проектов структурной перестройка хозяйства, реализация мероприятий по ускорению темпов развития хозяйства страны и др.) требует надежного и обоснованного экономического обеспечения.
В-четвертых, влияние экономической системы на политическую проявляется в том, что уровень и состояние развития экономики инициирует и стимулирует также политически направляемые процессы и мероприятия. Низкий экономический уровень развития страны, а тем более кризисное состояние экономики с неизбежностью рождают государственно - политические мероприятия, направленные на подъем экономики, выход из кризисного состояния.
Уровень экономического обеспечения процесса становления политической власти играет весьма существенную роль. Не менее важна роль экономического факторы и в процессе легитимации политической власти, то есть в обеспечении доверия и поддержки народа. Наибольшей поддержкой пользуются те правительства, политика которых обеспечивает высокие темпы экономического развития, способствует повышению уровня жизни народа. Никакая экономическая политика не в состоянии за несколько дней вывести страну из глубоко кризиса. Однако ни одна страна не может не проводить определенную экономическую политику, в разных странах она различна, все зависит от экономического состояния страны. Экономическая политика меняется в разные периоды даже в пределах одного государства. Она не может быть одинаковой в странах с развитой рыночной экономикой и в странах, находящихся в стадии перехода к рыночной экономике.
Информация о работе Взаимосвязь политической и экономической нестабильности