Взаимосвязь политической и экономической нестабильности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 14:09, реферат

Описание

Целью данной работы является рассмотрение политической и экономикой нестабильности как общественных явлений в их взаимосвязи друг с другом.
Для достижения поставленной цели требуется обеспечить решение следующих задач:
- раскрыть сущность политической и экономической нестабильности;
- рассмотреть политическую и экономическую нестабильность во взаимосвязи;
- найти пути преодоления политической и экономической нестабильности

Работа состоит из  1 файл

научная работа!!!.docx

— 66.33 Кб (Скачать документ)

Можно выделить важнейшие  направления политического процесса, влияющие на экономическую сферу общества:

- организация законодательной, конституционной деятельности, система исполнительной власти, реализующая законы и создающая условия для функционирования экономических институтов, охраняющих тот или иной тип экономического порядка; соответствующая организация судебной власти, способная защитить установленный порядок;

- установившаяся система  местной власти, позволяющая сочетать  и учитывать региональные и общегосударственные интересы;

- система отношений с  мировым сообществом, позволяющая  соотносить интересы страны с глобальными интересами, способствовать стремлению развиваться на мировом уровне.

В рамках этих важнейших  направлений пересекаются экономические интересы различных групп, вызывая острые, порой трудноразрешимые противоречия. Процесс взаимодействия различных экономических интересов далеко не гармоничен.

Не все общественные группы признают рыночные отношения, частную  собственность, как основные средства стимулирования производства, потребления, распределения. Известно, что эта  система порождает безработицу, которая, в свою очередь, ведет к  социальной напряженности и потрясениям. Однако, отрицание рыночных отношений лишает систему мощного экономического стимула, порождает застой, потерю интереса производителей к результатам своего труда, отставание от уровня развитой мировой экономики.

Как распределены общественные и природные ресурсы, кто ими  владеет, насколько справедлив установившийся порядок и каким образом политическая власть его защищает — важнейшая сфера взаимоотношений экономики и политики, важнейший вопрос любых экономических реформ и преобразований.

Центральная проблема в формировании соответствующих условий — процесс создания правового государства и соответствующего уровня легитимной власти, способной улавливать экономические интересы различных общественных слоев. В широком смысле вопрос о взаимодействии экономики и политики — это вопрос о соотношении государственной власти, общественной организации и личности, которая относительно свободна в выборе собственности и всегда не свободна по отношению к государственной власти.

Реальными инструментами  процесса оптимизации этих противоречивых тенденций является законодательная разработка налоговой политики, механизма формирования федерального и регионального бюджетов, интерпретация понятия суверенитета, содержание которого меняется, модифицируется в зависимости от политических целей, политического лидерства.

Столь же не прост процесс  выработки концепции оптимального соотношения интересов страны и  интересов мирового сообщества.

На решение этих задач  влияют две тенденции, реализация которых связана с внешнеполитическим курсом каждой страны и стран мирового сообщества. С одной стороны, оптимально выработанный курс дает возможность установления партнерских отношений с экономически развитыми странами, позволяющих использовать с большей выгодой преимущества мирового разделения труда. С другой стороны, союз с более экономически развитыми странами мирового сообщества таит опасность подчинения экономики страны зарубежному капиталу.

Эти две тенденции неразрывно связаны, так как рыночные отношения  не позволяют отдать предпочтение бескорыстию  и благотворительности. Эти тенденции влияют на политические декларации, ориентацию средств массовой информации, зависят от направленности внешнеполитического курса.

Часто итог того или иного  типа экономического сотрудничества проявляется  не сразу. Выводы и оценки внешнеполитического  курса носят порой прогностический  характер. Следует трезво оценивать  устремления различных групп мировых экономических сил, стремящихся реализовать как одну, так и другую тенденцию.

Изложенное свидетельствует  о том, что взаимодействие экономики и политики не прямолинейно и не одномерно. Оно таит в себе разные версии развития. Характер и направленность их зависит от взаимодействия экономических и политических сил, от умения расставить в политике верные акценты, учесть противоречия, которые всегда существуют во взаимодействии экономики и политики.

 Правящая власть должна ясно представлять теоретические основы экономической политики, ее социальную направленность и механизм взаимодействия экономики с политикой.

Вместе с тем влияние  экономических отношений на политику существуют, хотя это не всегда бывает заметным в повседневной жизни.

Политические интересы, прежде всего, детерминированы их экономическими интересами. Например, одни будут заинтересованы в уменьшении налогов, другие - нет. Одни хотят сократить социальные расходы в государственный бюджет, другие-нет. Соответственно различные  социальные группы будут выступать  с различными требованиями, программистами. Наконец, экономические интересы «заставляют» бизнес-элиту финансировать избирательные  кампании, непосредственно воздействовать на политиков для принятия выгодных для бизнеса решений.

Влияние политики на экономику проявляется в следующем:

- стабильность политической ситуации  влияет на стабильность экономической  жизни, делает страну привлекательной  для инвестиций, политическая нестабильность  приводит к оттоку капитала, «умственной»  элиты за рубеж.

- реализация научно-технической  политики влияет на рост производительности  труда, на условиях  и содержания  труда.

- в воздействии через реализацию  экономической функции государства.

- политика меняет экономическую  среду путем обоснования новых  концепций экономического развития  и их воплощение в экономических  реформах.

Вопрос о том, насколько политический фактор может присутвовать  в  экономике, является спорным. Это влияние  может быть как положительным, так  и отрицательным. Командование экономикой посредством директив оборачивается  ростом теневой экономики, дефицитом  товаром, потерей экономической  заинтересованности, что в итоге  заканчивается кризисов общественной системы. Но столь же опасен и «дикий рынок», не имеет внешнего регулирующего  начала.

Соответственно существует необходимость  поддерживать порядок экономических  отношений, сдерживать негативные проявления рынка средствами политики.

Политическая обстановка оказывает  серьезное влияние на экономическое  развитие страны. Так, например, инвесторы  одним из первых критериев оценивают  политическую стабильность в стране, прежде чем вкладывать деньги в развитие какого- либо проекта. Именно политические установки управляют экономическим отношениями на международном уровне. И именно политические установки управляют экономическими отношениями на международном уровне. И именно от благополучия этих отношений зависит стабильность стоимости валюты.

Политическая нестабильность является и важнейшим фактором нестабильности нормативно-правовой базы функционирования экономики. В результате власть оказывается исключительно уязвимой перед лицом разнообразных лоббистов и принимает решения, которые сама же вскоре вынуждена отменять.  Устойчивость принимаемых исполнительной властью нормативных документов (указов президента и постановлений правительства) непосредственно связана с уровнем стабильности политической ситуации в стране. В моменты усиления нестабильности резко возрастает уязвимость власти перед группами интересов, стремление покупать политическую поддержку, что отражается на качестве нормотворчества. Принимаемые в моменты слабости власти указы и постановления отличаются тем, что имеют очень короткий период действия, поскольку власть стремится отменить их как можно скорее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Влияние экономических отношений  на политику существует, хотя оно и  не всегда бывает заметным в повседневной жизни.

Экономический фактор определяет главные параметры социальной стратификации  общества: классовую, профессиональную, имущественную, что сказывается  на политической жизни. Так, например, уровень политической стабильности зависит от соотношения богатых  и бедных в структуре общества, наличия значительного среднего класса.

Политические интересы людей, прежде всего, детерминированы их экономическими интересами. Определяющую роль играют отношения собственности и распределения. Это порождает различные политические требования, программы и лозунги. Экономическое интересы "заставляют" бизнес-элиту финансировать избирательные  кампании, непосредственно воздействовать на политиков для принятия выгодных для бизнеса решений.

Экономическая нестабильность и кризисы порождают кризисы  доверия к правительству, являются причинами смены власти, роста  протестных форм активности населения  и революций.

Вопрос о том, насколько  политический фактор (в качестве которого в первую очередь выступает государство) может присутствовать в экономике  является спорным. Это влияние может  быть как позитивным, так и негативным. Командование экономикой с помощью  директив оборачивается ростом теневой  экономики, дефицитом, потерей экономической  заинтересованности, что в конечном итоге заканчивается крахом социальной системы. С другой стороны, государство средствами политики должно поддерживать порядок и урегулированность экономических отношений, сдерживать негативные проявления рынка.

Политическая система общества не может нормально функционировать, не имея соответствующего экономического обеспечения политических процессов. Поэтому взаимосвязь и взаимозависимость  политической и экономической систем общества - универсальное явление, характерное  для всех государств во все периоды  их истории.

При проведении макроэкономической политики важно помнить, что и государство, и рынок - великие завоевания цивилизации. Рынок не может нормально функционировать  без государства, устанавливающего и поддерживающего “правила игры» в рыночном хозяйстве. Но существуют и объективные пределы государственного вмешательства. В связи с этим можно привести слова известного венгерского экономиста с мировым именем Яноша Корнаи: “Не надо возводить берлинскую стену между рынком и государством”. Рынок и государство - две могущественные силы, которые не противостоят друг другу, но дополняют друг друга в ходе экономического развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Макарычев А.С. Стабильность и нестабильность при демократии
  2. Мухаев Р.Т. Политология. – М.: Издательство «ПРИОР», 1997.
  3. Перевалов В. Д. Политология. Учебник для вузов. - 2001.
  4. Гаджиев К. С. Введение в политическую науку – 1997.
  5. Введение в политологию. Пугачев В., Соловьев А.
  6. Коновалов В. Н. Экономика и политика.1995.
  7. Ходов Л.Г. Основы государственной экономической политики.1997.

 

 

 

 

 

 

Приложение

Война в Ираке

21 марта 2003 г. В преддверии выходных  дней активность на рынке FOREX снизилась. Низкие объемы торговых  операций способствовали быстрому  усилению курса доллара. Отмечается, что крупные инвесторы предпочитают  не оставлять крупных открытых  позиций в условиях военных  действий в Ираке. Одновременно ожидание того, что военная операция войск антииракской коалиции пройдет по плану, оказывает поддержку курсу доллара. Положительное влияние на доллар оказала также публикация данных об уровне инфляции в США.

24 марта 2003 г.

Курс  доллара снизился по отношению к  основным валютам. Причиной ослабления доллара аналитики называют несколько  факторов. Это значительное падение  основных американских фондовых индексов и сообщения из Ирака о ходе военных действий.

 
Рост потерь среди военнослужащих и техники у войск антииракской коалиции оказывает давление на курс доллара. Инвесторы беспокоятся, что  военные действия затянутся дольше намеченных сроков, что способно негативно  отразиться на состоянии экономики  США.

27 марта 2003 г.

Курс  доллара продолжил свое падение  на американской сессии. Аналитики  отмечают, что в условиях наличия  слабых экономических данных как в США, так и в странах Европы, большое влияние на поведение курсов валют оказывают сообщения о ходе военных действий в Ираке.

Негативное  влияние на курс доллара оказывают  заявления американских военных  о том, что война в Ираке  может быть более тяжелой и  продлится дольше первоначальных прогнозов.

31 марта 2003 г.

Негативное  влияние на курс доллара оказывает  падение американских фондовых индексов и тот факт, что англо-американская коалиция сталкивается в Ираке со значительными трудностями, в результате чего затянувшаяся военная кампания может лечь тяжким бременем на бюджет США.

03 апреля 2003 г.

Информация о работе Взаимосвязь политической и экономической нестабильности