Япония в мировом хозяйстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 14:57, курсовая работа

Описание

Интерес к Японии во всем мире огромен. Впечатляющие достижения Страны восходящего солнца, особенно в экономике, общеизвестны и привлекают к себе пристальное внимание, вызывают смешанные чувства: от удивления и восхищения до зависти и опасения. Действительно, как это удалось Японии, потерпевшей жестокое поражение в войне, понесшей огромный материальный и моральный ущерб, практически в течение жизни одного поколения не только подняться из руин и разрухи, но и превратиться в первоклассную экономическую державу, лидирующую во многих областях промышленности и торговли, науки и техники?

Содержание

Введение 3
1.Общие сведения 4
1.1.Географическое положение 4
1.2.Население 6
1.3.Безработица в Японии 7
1.4.Образование 7
2. Этапы экономического развития страны 8
3 .Тип экономического развития 15
4. Уровень экономического развития 16
5. Социальная структура экономики 16
6 .Экономическая стратегия и политика. Характеристика ВВП 18
7.Промышленность 19
8 .Сельское хозяйство 20
9 .Минеральные ресурсы 21
10.Транспорт 21
11 .Качество и использование рабочей силы 21
12 .Малый бизнес и предпринимательство 23
13 .Внешние экономические связи 25
14. Роль страны в международном производстве, в международном разделении труда, в международной экономической интеграции 30
15.Прогноз и развитие экономических связей с Россией 33
16. Прогноз социально-экономического развития страны 34
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

япония.docx

— 93.31 Кб (Скачать документ)

Помимо производственных связей структуру корпоративной  группы "киге судан" цементируют другие виды зависимостей: участие головного банка компаний в капитале зависимых фирм, направление в директораты фирм представителей головной компании, оказание различного рода услуг. В результате в зависимости от интенсивности производственных и других связей каждая "киге судан" представляет собой многослойную, крайне неоднородную структуру и при этом весьма гибкую, где существует набор связей от крайне жестких до весьма слабых. Наиболее распространенная форма связей - вертикальная.

Корпоративная группа сочетает производственные и распределительные  функции. Входящие в ее состав торговые компании располагаются между головной фирмой и сетью магазинов розничной  торговли. Они занимаются организацией сбыта продукции головной компании. Головные, фирмы поддерживают магазины ресурсами через торговые компании и поощряют их за поддержание цен  на продукцию головной компании.

В связи с тем, что "киге судан" представляют собой не жестко зависимую организацию, как, например, вертикально интегрированные корпорации в США, а совокупность жестких и слабых взаимосвязей, центростремительных и центробежных тенденций, это позволяет им легче приспосаблинаться к требованиям внешней среды.

Функционирующий на такой  основе рынок внутри группы выгоднее для всех его участников, чем свободный  рынок наличных товаров. Здесь меньше степень риска, ниже расходы по сделкам. На мелких предприятиях более низкий уровень заработной платы. Это служит одной из причин того, что в стране сохраняется значительная разница  в уровнях заработной платы между  крупными, средними и мелкими компаниями. В среднем заработная плата на последних составляет около 60% оплаты занятых на крупных предприятиях. Крупные компании имели низкую долю собственного капитала и поддерживали постоянные связи со своими банками.

Для корпоративных групп  характерно взаимное владение акциями  компаний-участниц, но каждая из них владеет относительно небольшим пакетом акций других компаний - 5 - 10% акций фирм. Компании не могут владеть собственными акциями. В результате происходит ясно выраженный переход контроля над компаниями от физических лиц к юридическим (1960 г. - 70%, 1986г. - 76,1% акций).

Роль индивидуального  капитала в социальной структуре  промышленности и кредитной сферы  снизилась. На индивидуальную собственность  в форме акций приходится лишь 1% функционирующего капитала. По отношению  к сумме чистой прибыли корпораций доля дивидендов сократилась с 60% в 1936 г. до 10,5% в 1990г. По сути дела в Японии проявилась четкая тенденция формирования модели экономического самоуправления без соединения ее с акционерной собственностью.

Юридические лица приобретают  акции для обеспечения стабильности связей с теми или иными фирмами. Установление долговременных связей между  банками и компаниями обеспечивается не только через взаимное владение акциями, но и через кредитование.

Система финансирования позволила  компаниям, в частности крупным  экспортным фирмам, получить необходимые  денежные средства по сравнительно низкой стоимости, расширить масштабы и  эффективность производства. Суть этой системы состояла в том, что пол  гарантии министерства финансов и банка  Японии коммерческие банки предоставляли  максимальные кредиты крупным компаниям. Система обеспечивала чрезвычайно  стабильные условия предпринимательской  деятельности компаний в финансовом отношении. Система взаимного держания акций почти полностью выводит  компании из-под влияния колебаний  на фондовой бирже и внешней скупки акций.

Такая система косвенного финансирования понижает необходимость  выброса своих средств на рынок  капитала. При прямом финансировании через кредитный рынок структура  производства и управления должна обеспечивать высокий уровень прибылей, чтобы  привлекать инвесторов. При косвенном  финансировании банками важны не высокие прибыли, а стратегия  расширения своей доли на рынке, так  как банки ожидают продолжения  получения крупных ссуд, предполагающих крупные выплаты по ним. Кроме  того, взаимное владение акциями предполагает взаиморасчет, а отсюда высокие дивиденды  лишаются смысла. В интересах развития предприятия важнее наращивать внутренние капиталовложения, увеличивать доходы от роста стоимости акций. При  этой системе крупная задолженность  банкам была характерной чертой функционирования японских корпораций.

Отношения в группировках финансового капитала строятся на принципах иерархичности. Переплетение интересов, иерархичность отношений между участниками приводят к тому, что на рынках группировка выступает единым фронтом.

 

13. Внешние экономические связи

 

Важной особенностью географической структуры внешнеторговых связей яатяется их направленность на США. До настоящего времени на американском рынке реализуется 28 - 30% японского экспорта и обеспечивается 22 - 24% импорта. В свою очередь на Японию приходится порядка 11% американского экспорта, в том числе почти 20% сбыта сельскохозяйственной продукции, и 14% импорта.

Экономическое развитие, структура  производства предопределили большую  зависимость Японии от развивающихся  стран - около половины ее экспорта и свыше 40% импорта. Юго-Восточная  Азия и страны Персидского залива до сих пор являются главным рынком сбыта и поставок энергетического  сырья. (Поставки рудного и химического  сырья в последние десятилетия  локализуются в промышленно развитых странах - Канаде, Австралии и Новой  Зеландии).

Япония выступает основным торговым партнером ряда стран Восточной  и Юго-Восточной Азии. Она обеспечивает Индонезии 37% ее экспорта и 24% импорта, Малайзии - 26% ее импорта и 16% экспорта, Сингапуру - 21% его импорта и 17% экспорта, Южной Корее - 26% ее импорта. Япония является также основным экспортным и импортным  рынком КНР (15 - 16%).

Торговый оборот сводится с огромным положительным сальдо, которое превышает 100 млрд. долл.; 40% его объема образуется в товарообороте  с США. Положительное сальдо складывается со всеми регионами, за исключением  стран Среднего Востока и в 90-е  годы - Восточной Европы. Торговые отношения  с промышленно развитыми странами сопровождались вспышками торговых войн, давлением на Японию, установлением "добровольных ограничений" ее экспорта. Особенно в этом преуспели США.

С 80-х годон Япония предпринимает усилия для расширения двустороннего и многостороннего сотрудничества в области науки и техники. Многосторонние научно-технические связи базируются на осуществлении международных исследовательских проектов. Реализуется крупномасштабная национальная программа под названием "Человеческие границы", рассчитанная до 2005 г. Цель ее - поднять авторитет страны, ликвидировать отставание от стран Запада в области фундаментальных исследований, а также обеспечить себе лидируюшие позиции на наиболее перспективных направлениях НТП. При этом исходят из того, что исследования являются ключевым фактором в создании принципиально новых материалов, механизмов и технологий, способных преодолеть трудно разрешимые в настоящее время проблемы энергии природных ресурсов, гармоничных взаимоотношений человека и новых технологических средств.

Произошли существенные изменения  в технологическом платежном  балансе страны. С 70-х годов начал  усиливаться экспорт японской технологии. В последние годы поступления  превышали платежи. Место Японии в торговле технологией резко  контрастирует с обменом товарной продукцией. Объем японских поступлений  в 3-6 раз уступает американскому.

В мировом движении технологии Япония занимает своеобразное место. Она  импортирует всю технологию из индустриальных стран, а экспортирует почти поровну  в промышленно развитые и развивающиеся  страны. 40% общего объема экспорта технологии вывозится в страны Азии. Японские компании расширяют научно-техническое  сотрудничество и промышленную кооперацию с Восточной и Юго-Восточной  Азией, стремясь перевести производство продукции средней сложности  в соседние страны, а самим сосредоточиться на разработке и освоении технологически сложной продукции. В результате в азиатской части мира просматриваются черты японоцентристской модели научно-технического и промышленного взаимодействия.

Остается высокой зависимость  Японии от импорта технологии из США (69% ее импорта). В начале 90-х годов  соотношение между экспортом  и импортом было примерно 2:1 в пользу США, но в области электроники  оно составляет 5:1, в станкостроении - 7:1.

Организационная структура системы управления международной деятельноеило отличается большим числом посреднических фирм, которые наряду с банковскими институтами, промышленными компаниями и аппаратом государственного регулирования стали одной из важнейших составных частей механизма ее внутренних и внешних экономических связей. Самая большая роль в организации и осуществлении международной деятельности принадлежит девяти универсальным торговым посредническим компаниям (сого сёся). Они образуют олигопольную систему регулирования международной и внутренней торговой деятельности. Это торговые дома "Мицубиси", "Мицуи", "Итотю", "Марубени" и др. На них приходится 28,4% экспорта и 38,4% импорта. В 90-е годы их роль значительно снизилась (в 1988 г. - через них шло 45% экспорта и 77% импорта). К их общим функциям относятся совершение операций по экспорту и импорту, выполнение формальностей по обеспечению внешней торговли, организация валютного обмена, консультирование по вопросам логистики, инвестированию капиталов за границей, содействие научно-техническим исследованиям и разработкам.

Сочетание в общей структуре  субъектов внутренней и внешнеэкономической  деятельности крупных универсальных  торговых и средних специализированных фирм создавала двойственную структуру  посреднической сети. Она во многом предопределяла успех страны во внешнеэкономических  связях. С другой стороны, подобная структура управления и регулирования  выступает серьезным препятствием для проникновения конкурентов  на японский рынок.

Важной вехой в развитии внешнеэкономических связей стали 80-е годы. В этот период произошла  переориентация Японии с экспорта товаров  на экспорт капитал, что было предопределено превышением национальных сбережений над капиталовложениями, которое  в 80 - 90-е годы составляло от 5 до 10% ВВП.

Ведущей формой вывоза стал ссудный капитал (свыше 45% в 1997 г.). Во второй половине 80-х годов Япония превратилась в крупнейшего экспортера прямых капитатоатожений. Среднегодовой объем вывоза в 1981 - 1985 гг. равнялся 5 млрд., в 1986 - 1990 гг. - 32, в 1991-1995 гг. - 24, в 1996-1999 гг. - 24.1 млрд. долл.

В общем мировом объеме накопленных заграничных прямых инвестиций доля японских компаний в конце прошлого века снизилась до 6 - 7% против 12% в 1990 г. Япония отошла со второго на четвертое место среди стран - ведущих экспортеров предпринимательского капитала. Зарубежные мощности японских компаний достигли 12% внутреннего производства Японии (3% в 1985 г.), что более чем в два раза ниже соответствующих показателей США и Германии.

Вывоз капитала в форме  прямых инвестиции в 60 - 70-е годы в  значительной мере был нацелен на обслуживание сбыта товаров и  создание сети добывающих предприятий  за рубежом. В последующем в связи  с повышением стоимости рабочей  силы, курса иены японские компании стати создавать предприятия  в других сферах хозяйства. Однако до сих пор примерно 15% производства автомобилей в США осуществляют компании с японским капиталом, но до сих пор основные капиталовложения сосредоточены в кредитной сфере (42,4%), в торговле (11,3%), недвижимости (11,1%). В обрабатывающей промышленности зарубежные капиталовложения концентрируются  в электротехнике, химии и транспортном машиностроении.

Основным рынком приложения японского капитала выступает Северная Америка, где заметна тенденция  внедрения компаний высоких технологий, которые стремятся использовать американский опыт и ликвидировать  свое отставание в таких областях, как ЭВМ, мобильная связь, компьютерная графика. Они не только образуют с  американскими компаниями совместные предприятия, но и создают свои. Далее  в приоритетах японских компаний идет Западная Европа, где они сконцентрированы в Британии и Нидерландах. В Азии основными центрами притяжения японского  капитала являются Индонезия (24%), КНР (свыше 20%), а в Южной Америке - Панама (40%).

Произошло географическое смещение приоритетов. С середины 80-х годов после заключения ведущими западными странами валютного соглашения "Плаза" началось массированное внедрение японского капитала в страны Восточной и Юго-Восточной Азии. Его объем превысил уровень американских прямых инвестиций в этом регионе в 90-е годы. Следствием изменения политики японских компаний явилось превращение западной части Азиатско-Тихооксанского региона в один из главных центров производства и экспорта цветных телевизоров, магнитофонов, кондиционеров.

Японские капиталовложения в этом районе способствуют созданию отношений многообразной и сложной  производственной специализации между  местными и японскими предприятиями  и местными предприятиями и их партнерами из соседних стран. Отношения  производственной специализации способствуют тому, что одна или несколько стран  становятся основными поставщиками отдельных видов продукции: электротехнических деталей и элементов электронных  схем - Тайвань, Южная Корея, Сингапур. Таиланд; станков и производственного оборудования - Тайвань, Южная Корея; бытовых электротоваров - Сингапур, Малайзия, Таиланд.

Зарубежные японские предприятия  в Восточной и Юго-Восточной  Азии направляют в Японию основную часть их экспорта - свыше 40%. Очевидно, что имевшая прежде подавляюще высокую  степень зависимость от рынка  США постепенно сдает свои позиции, что создает предпосылки для  региональной экономической интеграции на микроуровне или интеграции, проводимой зарубежными капиталовложениями. Японские поставки продукции обрабатывающей промышленности в страны Восточной и Юго-Восточной Азии превысили соответствующий экспорт туда из Северной Америки и Западной Европы.

Информация о работе Япония в мировом хозяйстве