Задачи кредитно-денежной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 17:16, курсовая работа

Описание

Главным звеном кредитно-денежной системы любого государства является Центральный банк, который сочетает в себе функции обычного коммерческого банка и государственного органа. Данный банк имеет право на монопольную эмиссию банкнот, хранение валютных и золотых резервов, регулирование валютного курса и денежного обращения, но главной его функцией является осуществление государственной кредитной политики.

Кредитно-денежная политика – достаточно действенный инструмент влияния на экономику страны, не нарушающий суверенитета многих субъектов бизнес - системы. Но необходимо заметить, что при этом происходит ограничение рамок свободы данной системы т.е. на важнейшие решения бизнес - системы, государство влияет только косвенным образом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Основная часть

1. Банковская система Российской Федерации

1.1 Формирование двухуровневой банковской системы………………….……4

1.2 Современная банковская система Российской Федерации………………...6

2. Центральный банк Российской Федерации

2.1 Статус и цели Центрального банка России…………………………………8

2.2 Структура Центрального банка России……………………………………..9

2.3 Функции Центрального банка России……………………………………...13

2.4 Инструменты и методы денежно-кредитной политики Центрального Банка России…………………………………………………. …………………15

3. Денежно-кредитная политика Центрального банка Российской Федерации

3.1 Основные задачи, цели и формы денежно-кредитного регулирования….17

3.2 Методы денежно-кредитной политики…………………………………….18

3.3 Инструменты денежно-кредитной политики………………………………21

Заключение ………………………………………………………………………35

Список используемой литературы……………………………………………...37

Работа состоит из  1 файл

Курсовик 1 курс.docx

— 63.24 Кб (Скачать документ)

     Денежно-кредитное  регулирование, осуществляемое Центральным  банком, является одним из элементов  экономической политики государства  и представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение  денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и  других показателей денежного обращения  и рынка ссудных капиталов. Оно  нацелено на достижение стабильного  экономического роста, низкого уровня инфляции и безработицы. В законах  о Центральных банках особо подчеркивается их ответственность за стабильность денежного обращения и курса  национальной валюты.

     Осуществляя денежно-кредитную политику, Центральный  Банк, воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя  регулирование на расширение или  сокращение кредитования экономики, достигает  стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего  хозяйства в целом.4

     В основе денежно-кредитной политики лежит теория денег, изучающая, в  частности, процесс воздействия  денег и денежно-кредитной политики на состояние экономики в целом. В современных условиях государства  с рыночными моделями экономики  используют одну из двух концепций  денежно-кредитной политики:

  • политика кредитной экспансии, или «дешевых» денег;
  • политика кредитной рестрикции, или «дорогих» денег.

     Кредитная экспансия Центрального банка увеличивает  ресурсы коммерческих банков, которые  в результате выдаваемых кредитов повышают общую массу денег в обращении. Кредитная рестрикция влечет за собой  ограничение возможностей коммерческих банков по выдаче кредитов и тем  самым по насыщению экономики  деньгами.

     Разработка  денежно-кредитной политики Банком России проводится в соответствии со ст. 45 Федерального закона «О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)». Банк России ежегодно не позднее 26 августа представляет в Государственную  думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной  политики на предстоящий год и  не позднее 1 декабря – основные направления единой государственной  денежно-кредитной политики на предстоящий  год. Предварительно проект представляется Президенту и Правительству России.

     Государственная дума рассматривает основные направления  единой государственной денежно-кредитной  политики на предстоящий год и  выносит соответствующее решение  не позднее принятия Государственной  думой федерального закона о федеральном  бюджете на предстоящий год. Тем  самым достигается единство целей  проведения денежно-кредитной и  финансовой политики5.

     Денежно-кредитная  политика осуществляется с помощью  определенных методов и инструментов. 

     
    • Методы  денежно-кредитной  политики
 

     Методы  денежно-кредитной  политики – это совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной политики – Центральный банк как государственной орган денежно-кредитного регулирования и коммерческие банки как «проводники» денежно-кредитной политики – воздействуют на объекты (спрос на деньги и предложение денег) для достижения поставленных целей. Методы проведения повседневной денежно-кредитной политики называют также тактическими целями денежно-кредитной политики.

     Современная система методов денежно-кредитной  политики столь же разнообразна, как  и сама денежно-кредитная политика. Классификацию методов денежно-кредитной  политики можно проводить по различным  признакам.

     Прямое  и косвенное регулирование  денежно-кредитной  сферы

     В рамках денежно-кредитной политики применяются методы прямого и  косвенного регулирования денежно-кредитной  сферы. Прямые методы имеют характер административных мер в форме  различных директив Центрального банка, касающихся объема денежного предложения  и цены на финансовом рынке. Реализация этих мер дает наиболее быстрый эффект с точки зрения контроля центрального банка за ценой или максимальным объемом депозитов и кредитов, особенно в условиях экономического кризиса. Однако со временем прямые методы воздействия в случае «неблагоприятного» с точки зрения хозяйствующих субъектов воздействия на их деятельность могут вызвать перелив, отток финансовых ресурсов в «теневую экономику» или за рубеж.

     Косвенные методы регулирования денежно-кредитной  сферы воздействуют на мотивацию  поведения хозяйствующих субъектов  с помощью рыночных механизмов. Естественно, что эффективность использования  косвенных методов регулирования  тесно связана со степенью развития денежного рынка. В переходных экономиках, особенно на первых этапах преобразований, используются как прямые, так и  косвенные инструменты с постепенным  вытеснением первых вторыми. 
 
 

     Общие и селективные  методы денежно-кредитного регулирования

     Помимо  деления методов денежно-кредитного регулирования на прямые и косвенные  различают также общие и селективные  методы осуществления денежно-кредитной  политики Центрального банка.

     Общие методы являются преимущественно косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок  в целом.

     Селективные методы регулируют конкретные виды кредита  и имеют в основном директивный  характер. Их назначение связано с  решением частных задач, таких, например, как ограничение выдачи ссуд некоторыми банками или ограничение выдачи отдельных видов ссуд, рефинансирование на льготных условиях отдельных коммерческих банков и т.д. Используя селективные  методы, Центральный банк сохраняет  за собой функции централизованного  перераспределения кредитных ресурсов. Подобные функции несвойственны  Центральным банкам стран с рыночной экономикой. Применение в практике Центральных банков селективных  методов воздействия на деятельность коммерческих банков типично для  экономической политики, проводимой на стадии циклического спада, в условиях резкого нарушения пропорций  воспроизводства.

     Вместе  с тем прямые методы денежно-кредитной  политики являются грубыми методами внешнего воздействия на функционирование субъектов денежного рынка, затрагивают  основы их экономической деятельности. Они могут противоречить микроэкономическим интересам кредитных организаций, вести к неэффективному распределению  кредитных ресурсов, к ограничениям межбанковской конкуренции, затруднениям в появлении новых финансово  устойчивых институтов на банковском рынке.

     Таким образом, негативные последствия прямых методов денежно-кредитной политики зачастую превалируют над преимуществом  их применения в условиях рынка, поскольку  деформируют рыночный механизм.

     Поэтому Центральные банки стран с  развитой рыночной экономикой практически  отказались от прямых методов денежно-кредитной  политики и прибегают к ним  в исключительных случаях, когда  необходимо принять «быстрые меры реагирования», например, в условиях резкого развития экономического  кризиса.

     Практика  формирования рыночной экономики и  ее развития доказали низкую эффективность  прямых методов денежно-кредитной  политики. Как следствие, происходит повсеместное вытеснение прямых методов  денежно-кредитной политики косвенными.

     Выбор типа проводимой денежно-кредитной  политики, а соответственно и набора инструментов регулирования деятельности коммерческих банков, Центральный банк осуществляет исходя из состояния хозяйственной  конъюнктуры в каждом конкретном случае. Разработанные на основе такого выбора основные направления денежно-кредитной  политики утверждаются законодательным  органом. При этом необходимо учитывать  временной лаг между проведением  того или иного мероприятия денежно-кредитного регулирования и проявлением  эффекта от его реализации. Эффективность  применения различных типов денежно-кредитной  политики определяется тем, в какой  мере дестабилизация денежного оборота  вызвана «чисто» денежными, а  не общеэкономическими и политическими  факторами. 

    3.3. Инструменты денежно-кредитной политики

     Воздействие субъектов денежно-кредитной политики на ее объекты осуществляется с помощью  набора специфических инструментов. Под инструментами денежно-кредитной  политики понимают средство, способ воздействия  Центрального банка как органа денежно-кредитного регулирования на объекты денежно-кредитной  политики.

     В Федеральном законе «О Центральном  Банке Российской Федерации» (ст. 35) определены основные инструменты денежно-кредитной политики:

     1. Операции на открытом рынке.

     2. Нормативы обязательных резервов  депонируемых в ЦБ (резервные  требования).

     3. Процентные ставки по операциям  Центрального Банка.

     4. Рефинансирование кредитных организаций.

     5. Валютные интервенции.

     6. Установление ориентиров роста  денежной массы.

     7. Прямые количественные ограничения.

     8. Эмиссия облигаций от своего  имени6.

     Рассмотрим  более подробно инструменты денежно-кредитной  политики Российской Федерации. 

     Операции  на открытом рынке

     К экономическим мерам по регулированию  денежно-кредитной политики относятся  также операции Центрального банка  на открытом рынке с ценными бумагами. Политикой открытого рынка называют куплю-продажу Центральным банком государственных ценных бумаг с  целью оказать влияние на денежный рынок. Основная задача политики открытого  рынка состоит в том, чтобы, регулируя  спрос и предложения на ценные бумаги, вызвать соответствующую  реакцию у коммерческих банков.

     Политика  открытого рынка представляет собой  орудие быстрого и гибкого воздействия. При продаже и покупке ценных бумаг Центральный банк пытается с помощью предложения выгодных процентов воздействовать на объем  ликвидных средств коммерческих банков и тем самым осуществить  управление их кредитной эмиссией. Покупая ценные бумаги на открытом рынке, он увеличивает резервы коммерческих банков и способствует росту денежного предложения. Особенно эффективно это используется в период кризиса. В период высокой конъюнктуры Центральный банк предлагает коммерческим банкам купить ценные бумаги, чтобы сократить их кредитные возможности по отношению к экономике и к населению.

     Проводить такую политику Центральный банк может двумя путями. Во-первых, он может определить объем купли-продажи  уровень и процентных ставок, по которым банки могут покупать у него ценные бумаги. Курс продажи  ценных бумаг устанавливается дифференцированно, в зависимости от их срока. В этом случае влияние на формирование рыночных ставок будет косвенным. Во-вторых, Центральный банк может установить процентные ставки, по которым он готов  покупать ценные бумаги.

     Успех политики открытого рынка зависит  от многих факторов. Коммерческие банки  приобретают ценные бумаги у Центрального банка только при малом спросе на кредиты со стороны предпринимателей и населения, а также когда  Центральный банк предлагает бумаги открытого рынка на более выгодных для коммерческих банков условиях, чем условия предоставления кредитов коммерческих банков предпринимателям и населению.

     Когда необходимо поддержать ликвидность  коммерческих банков, а соответственно и их кредитную активность, Центральный  банк выступает покупателем на открытом рынке. В этом случае широко используются перекупочные соглашения, по которым  Центральный банк обязуется купить ценные бумаги у коммерческих банков с тем условием, что последние  через определенный период времени  осуществят обратную сделку, т.е. обратный выкуп ценных бумаг, но уже со скидкой  — так называемые обратные операции (операции РЕПО). Эта скидка может  быть фиксированной или плавающей, установленной между двумя границами. Обратные операции на открытом рынке  характеризуются более мягким воздействием на денежный рынок и поэтому являются более гибким методом регулирования.  

     Рефинансирование  банков

     Первоначально политика рефинансирования коммерческих банков Центральным банком использовалась исключительно для воздействия  на состояние денежно-кредитного обращения. По мере развития рыночных отношений  рефинансирование все активнее стало  использоваться как инструмент оказания финансовой помощи коммерческим банкам. Центральный банк, таким образом, превращается в кредитора последней  инстанции и выполняет функцию  «банка банков». Кредиты рефинансирования позволят им свести до минимума запас  ликвидных средств в результате использования заимствований Центрального банка. Это особенно наглядно проявляется  сейчас в банковской системе России, где основным инструментом предоставления дополнительной ликвидности является рефинансирование банков. По решению  Совета Директоров Центрального банка  в ходе реструктуризации банковской системы банкам будут предоставляться  кредиты на поддержание ликвидности, повышение финансовой устойчивости, а также стабилизационные кредиты  на срок до одного года в пределах ориентиров денежно-кредитной политики. По мере нормализации ситуации в банковском секторе предполагается прекратить предоставление указанных кредитов.

Информация о работе Задачи кредитно-денежной политики