Задачи кредитно-денежной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 17:16, курсовая работа

Описание

Главным звеном кредитно-денежной системы любого государства является Центральный банк, который сочетает в себе функции обычного коммерческого банка и государственного органа. Данный банк имеет право на монопольную эмиссию банкнот, хранение валютных и золотых резервов, регулирование валютного курса и денежного обращения, но главной его функцией является осуществление государственной кредитной политики.

Кредитно-денежная политика – достаточно действенный инструмент влияния на экономику страны, не нарушающий суверенитета многих субъектов бизнес - системы. Но необходимо заметить, что при этом происходит ограничение рамок свободы данной системы т.е. на важнейшие решения бизнес - системы, государство влияет только косвенным образом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Основная часть

1. Банковская система Российской Федерации

1.1 Формирование двухуровневой банковской системы………………….……4

1.2 Современная банковская система Российской Федерации………………...6

2. Центральный банк Российской Федерации

2.1 Статус и цели Центрального банка России…………………………………8

2.2 Структура Центрального банка России……………………………………..9

2.3 Функции Центрального банка России……………………………………...13

2.4 Инструменты и методы денежно-кредитной политики Центрального Банка России…………………………………………………. …………………15

3. Денежно-кредитная политика Центрального банка Российской Федерации

3.1 Основные задачи, цели и формы денежно-кредитного регулирования….17

3.2 Методы денежно-кредитной политики…………………………………….18

3.3 Инструменты денежно-кредитной политики………………………………21

Заключение ………………………………………………………………………35

Список используемой литературы……………………………………………...37

Работа состоит из  1 файл

Курсовик 1 курс.docx

— 63.24 Кб (Скачать документ)

     Наряду  с прямыми мерами валютного регулирования  — дисконтной и девизной политикой  — и мерами непосредственного  валютного регулирования на валютный курс значительное влияние оказывают  многие другие законодательные нормы. Среди них можно выделить следующие  три группы норм.

     1. Нормы налогового законодательства:

     — налогообложение курсовых разниц;

     — форма платежей налогов по валютным операциям;

     — налогообложение операций по купле  и продаже иностранной валюты

     2. Нормы, регламентирующие экономические  условия развития:

     — законодательная регламентация  расчетов в иностранной валюте на территории страны;

     — требования к предприятиям, желающим использовать валютный счет и кассу;

     — норма обязательной продажи валютной выручки;

     — ставка % по валютным кредитам, списываемая  на себестоимость;

     — регламентация государственных  закупок (выбор поставщиков —  отечественных или иностранных).

     3. Нормы банковского законодательства:

     — нормы обязательных резервов и форма  их перечисления в Центральный банк. Многие банки практикуют временную  реструктуризацию счетов перед определением сумм, перечисляемых в качестве обязательных резервов в Центральный банк, если норма резервов по валютным депозитам  ниже, чем по рублевым. Сегодня она  единая.

     — требования к банкам, желающим производить  операции в иностранной валюте. Ужесточение  перечисленных требований ведет, с  одной стороны, к повышению профессионализма банков, ведущих валютные счета, а  с другой

     — к изменению стоимости банковских услуг по обслуживанию валютных счетов. При этом проявляются две тенденции: снижение предложения и ограничение  конкурентоспособности ведет к  росту стоимости банковских услуг, а сосредоточение операций в крупных  банках снижает расходы и соответственно стоимость услуг. Это в свою очередь  влияет на количество предприятий, желающих иметь валютные счета. Как следствие, изменяется спрос на валютном рынке.

     Установление  ориентиров роста денежной массы  и прямые количественные ограничения: политика таргетирования

     Таргетирование, т. е. установление целевых ориентиров прироста денежной массы в обращении, установление высших и низших пределов ее увеличения на определенный период.

     По  сути таргетирование представляет собой  установление прямых ограничений роста  объемов денежной массы. Важным моментом, влияющим на эффективность регулирования динамики денежной массы с помощью целевых ориентиров.

     Существует  прямая связь между установлением  ориентиров динамики денежной массы  и действенностью других инструментов денежно-кредитного регулирования, используемых Центральным банком. Сопоставление  динамики денежной массы с установленными ориентирами позволяет достаточно точно определить период, в течение  которого требуется вмешательство  регулирующих органов, а своевременность  принятия мер повышает их эффективность.

     Использование Центральным банком целевых ориентиров динамики денежной массы способствует повышению эффективности и надежности функционирования системы денежного  регулирования.

     Наряду  с экономическими методами, посредством  которых центральный банк регулирует деятельность коммерческих банков, им могут использоваться в этой области  и административные методы воздействия. К ним относится, например, использование  количественных кредитных ограничения. Этот метод кредитного регулирования  представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом  воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения  приводят к тому, что предприятия  заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты  в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются  главными жертвами данной политики.

     Нужно отметить, что, добиваясь при помощи указанной политики сдерживания  банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство  способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений  стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах  вообще отменён.

     Также Центральный Банк может устанавливать  различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны  поддерживать на необходимом уровне. К ним относятся нормативы  достаточности капитала коммерческого  банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера  риска на одного заемщика и некоторые  дополняющие нормативы. Перечисленные  нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками. Также Центральный  Банк может устанавливать необязательные, так называемые оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется  поддерживать на должном уровне. При  нарушении коммерческими банками  банковского законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в работе, что ведет к ущемлению прав их акционеров, вкладчиков, клиентов центральный  банк может применять к ним  самые жесткие меры административного  воздействия, вплоть до ликвидации банков.

     Очевидно, что использование административного  воздействия со стороны центрального банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке  исключительно вынужденных мер.

     Все выше рассмотренные  инструменты относятся  к косвенным методам.

     Законом предусмотрено, что Центральный  банк может применять и прямые количественные ограничения (установление лимитов) на рефинансирование банков, проведение кредитными организациями отдельных банковских операций. Но это бывает в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством Российской Федерации. Центральный банк может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы, исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Подводя итог необходимо еще раз отметить, что денежно-кредитная политика - один из мощнейших инструментов экономической  политики, находящихся в распоряжении государства.

     В настоящее время деятельность Центрального банка России приобретает огромное значение, поскольку от его эффективного функционирования и правильно выбранных  методов, посредством которых он осуществляет свою деятельность, зависит  стабильность и дальнейший рост экономического потенциала страны, отдельных секторов экономики, а также укрепление позиций  на международном рынке.

     Во  время написания данной курсовой работы, мною были сделаны следующие выводы:

  1. Цели, задачи и функции Центрального банка России отвечают его сущности. Все те цели и задачи, которые стоят перед ним, предоставленные ему полномочия, в конечном счете, определяются тем, что Центральный банк выступает общенациональным центром, призванным регулировать денежное обращение в стране.
  2. Роль Центрального банка, как субъекта денежно-кредитной политики, в денежно-кредитном регулировании экономики заключается в том, что Банк России в соответствии с присущими ему функциями осуществляет проведение денежно-кредитной политики для непосредственного регулирования экономического роста страны, повышения эффективности производства, обеспечения занятости населения и др.

     Денежно-кредитная  политика, первоначально предназначенная  на конъюнктурное регулирование, имеющая  множество целей и разнообразие инструментов, все больше стала ориентироваться  на улучшение финансовой среды: стабильность валютных курсов и цен финансовых активов; контроль за рисками финансовых посредников; создание условий, необходимых  для повышения эффективности  кредитно-финансовой системы. Добиваясь  этих целей, Центральный банк изменил методы денежно-кредитной политики. На смену регулирующему воздействию с использованием многообразия инструментов пришло использование нескольких косвенных инструментов «точной настройки» денежного рынка, позволяющих быстро реагировать на конъюнктурные колебания.

     Обладая такими средствами, как пересмотр  резервной нормы, изменение учетной  ставки и операции на открытом рынке, Центральный банк может оказывать  определяющее воздействие на денежное предложение, а через его посредство - на реальный национальный продукт, занятость  и индекс цен.

     Денежно-кредитная  политика во многом определяет валютные курсы, влияя тем самым на эффективность  внешнеторговых операций по экспорту и импорту. Ее можно использовать не только для изменения основных внутренних макроэкономических переменных, но и для управления внешнеторговым балансом.

     В заключение хочется отметить, что  роль Центрального банка в нынешних условиях развития и стабилизации экономики  возрастает день ото дня.

 

     

     Список  используемой литературы

  1. Банковское дело: учебник/Е.П. Жарковская – М.: Омега –Л, 2006
  2. Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации: http: //cbr.ru
  3. О.Г. Семенюта. Основы банковского дела- с.72
  4. Исаева Е. Б. Денежно-кредитная политика России: возможности и результаты
  5. Банки и банковское дело. / Под ред. И. Т. Балабанова – Спб: Питер, 2001.- с.75
  6. Сборник Законов Российской Федерации. – М.: Изд-во «ЭКСМО», 2006

 

     

Информация о работе Задачи кредитно-денежной политики