Занятость и безработица. Государственная политика эффективной занятости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 18:41, курсовая работа

Описание

Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает, не достигая границы своих производственных возможностей. Немалый урон безработица наносит и жизненным интересам людей, не давая им приложить свое умение в том роде деятельности, в котором человек может наибольшим образом проявить себя. Из вышесказанного можно сделать вывод, что показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, для оценки ее эффективности. Данная проблема весьма актуальна в наше время, поскольку занятость и безработица представляют собой весьма важный сектор социально-экономического развития общества, соединяющий в себе экономические и социальные результаты функционирования всей экономической системы. Кроме того, занятость - своеобразный индикатор, по которому следует судить о национальном благополучии, об эффективности выбранного курса реформ, их привлекательности для населения.

Работа состоит из  1 файл

Титульный курсак.doc

— 320.50 Кб (Скачать документ)

Относительно 1 апреля 2011 г. число работников малых предприятий  увеличилось на 477100 человек или  на 7,8 % − до 6566300. Динамика их роста обогнала относительное увеличение количества малых предприятий, то есть в среднем предприятия укрупнились. Причем не обязательно сокращение численности малых предприятий по какому-либо виду деятельности привело к уменьшению в нем работников. Например, в добыче полезных ископаемых при сокращении числа предприятий численность персонала выросла на 5,9 % − до 35800 человек, в обработке на 4,4 % − до 1141200, в образовании при сохранении числа малых предприятий количество работников выросло на 9,4 % − до 5800. В торговле и ремонте сократились оба показателя, но торговля авто и мототранспортом, их техническое обслуживание и ремонт, где число предприятий тоже сохранилось (6900), а персонал вырос на 10,8 % − до 165800. Расширили персонал малых предприятий гостиницы и рестораны, транспорт и связь. Главные герои общего роста стали операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг − персонал увеличился на 337600 человек (75,5 % общей прибавки) или на 31 %. Также прирост был в здравоохранении на 43,5 % − до 5800 человек.

Анализ состояния  региональных рынков труда свидетельствует, что высокий уровень безработицы  характерен для территорий с преобладанием  предприятий военно-промышленного  комплекса, а также с наличием тех отраслей промышленности, которые  подверглись наибольшему спаду в новых экономических условиях (текстильная, легкая, лесная отрасли промышленности, машиностроение).

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Социально-экономическое положение  Красноярского края 

 

Красноярский край – один из крупнейших промышленных регионов России, на его территории реализуются масштабные инвестиционные проекты по развитию традиционных и созданию новых высокотехнологичных производств. Активное развитие идет в отраслях, формирующих экономику региона – это лесопромышленный комплекс, металлургия, добыча нефти и газа, машиностроение. Уже сегодня в крае существует значительная потребность в квалифицированных работниках – от рабочих до специалистов инженерных специальностей, специалистов в сфере образования, здравоохранения. Сейчас в банке службы занятости находится 30 тысяч вакансий на постоянную работу, кроме того, примерно столько же вакансий, где занятость носит временный, вахтовый и сезонный характер. До конца 2012 года потребность в квалифицированных кадрах только по инвестиционным проектам составит 4,5 тысячи человек. В ближайшие годы, с учетом задач по модернизации экономики, с появлением новых высокотехнологичных предприятий – кадровый дефицит будет нарастать как в количественном, так и в качественном аспекте. Сейчас многое делается, чтобы снять эту проблему. Реализация любого инвестпроекта, который начинается в крае, начинается с заключения соглашения между службой занятости и предприятиями, его реализовывающими, об обеспечении трудовыми ресурсами. Например, участие в подборе кадров для проекта "Комплексное развитие Нижнего Приангарья", приоритетный инвестиционный проект лесопромышленного комплекса, проект "Освоение Ванкорского нефтегазового месторождения".

Идет развитие в крае трудовой мобильности. Это один из важнейших параметров, за счет которого может осуществляться дальнейший экономический рост. Надо создавать возможности для работника и его семьи переехать в другую местность, трудиться там, где они могут иметь более выгодные предложения по найму. Три года реализовывалась программа "Снижение напряженности на рынке труда Красноярского края", в которой было направление по активизации мобильности граждан, порядка 4,5 тысяч человек приняло в нем участие. Красноярский край стал наиболее успешной территорией в Российской Федерации, где это направление реализовывалось. В 2012 году данная программа закончила действие, но правительство края приняло решение и дальше продолжать его развитие. Законом Красноярского края выделены денежные средства для продолжения программы. Планируется, что в течение года 168 безработных граждан при переезде и 75 семей безработных граждан при переселении в другую местность с целью трудоустройства получат выплаты из краевого бюджета.

Изменения, происходящие в крае, отразились на показателях  его социально-экономического развития и, в первую очередь, на показателях занятости населения. На начало второго квартала 2012г. число безработных в

 

Красноярском крае, зарегистрированных в службе занятости составило 29,9 тыс. человек. Уровень зарегистрированной безработицы – 1,9 % от экономически активного населения. В предыдущие годы в этот период отмечался рост безработицы. Так, в 2011 году в центрах занятости состояло около 37 тыс. безработных, а уровень безработицы составлял 2,3 %. Это стало результатом общего улучшения ситуации на рынке труда, в 2,5 раза сократилось число высвобождений на предприятиях края.

С начала этого года работодатели подали в центры занятости информацию о потребности в 62,4 тыс. работников (в первом квартале 2011 года было 34,3 тыс. вакансий). В этом же периоде были трудоустроены 15,9 тыс. человек (103 % к 1 кварталу 2011 года), около 3 тыс. человек направили на профессиональное обучение по специальностям, востребованным на рынке труда. Среди отраслей, испытывающих наибольшую потребность в кадрах в этом году, стали сфера услуг (около 5,4 тыс. вакансий), строительство (4652 вакансии) и промышленность (более 3,4 тыс. вакансий). Больше всего на краевом рынке труда нужны инженеры, врачи, медицинские сестры, рабочие и водители.

Нашему Краевому правительству  нужно уделить достаточное внимание развитию сельского хозяйства. В городе Красноярске и в других крупных городах края очень большое количество жителей-выходцев из деревень, которые были вынуждены поменять деревню на город. В то время, когда в деревне не стало работы, город дал работу всем желающим. Сейчас наступил момент, когда город не может обеспечить работой, а так же есть люди, которые пожелают вернуться в деревню, в том случае, если им дадут возможность создавать какие-то сельскохозяйственные предприятия, фермерские хозяйства, работать на земле.

 

Таблица усредненных  статистических данных о занятости  и безработице в Красноярском крае по годам

 

Год

Экономически активные

Занятые

Безработные

Уровень безработицы

2011

1608700

1571700

37000

2,3

2010

1597000

1496000

101000

6,32

2009

1580000

1430000

150000

9,51

2008

1541000

1441000

99000

6,45

2007

1555000

1427000

128000

8,22


 

 

 

 

 

 

 

 

 

График усредненного уровня безработицы в Красноярском крае по годам, %

График усредненного числа экономически активных людей в Красноярском крае по годам

 

График усредненного числа занятых людей в Красноярском крае по годам

 

 

 

 

 

График усредненного числа безработных людей в Красноярском крае по годам

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Государственная политика эффективной занятости

 

Постоянное поддержание  определенного уровня занятости  населения — сложная проблема для любой страны, в том числе  имеющей многовековые рыночные традиции. Считается, что в сфере занятости рынок не может оказывать автоматического влияния на процесс саморегулирования. Поэтому во всех странах рыночной ориентации проводится политика регулирования занятости на основе, применения постоянных, гибких по формам и средствам мер воздействия на сферу занятости. Обеспечение более полной и эффективной занятости населения является одной из важнейших задач любого демократического общества.

Государственная политика в области занятости должна решать два основных вопроса:

во-первых, удовлетворение потребности в рабочей силе функционирующего инвестирующего капитала. Энергично и прибыльно функционирующий капитал — лучшее свидетельство эффективного использования рабочей силы;

во-вторых, обеспечение  рабочими местами трудоспособного населения как условие нормального существования людей. Забота о благосостоянии населения является традиционной функцией государства.

Политика российского  государства в области занятости  осуществляется по следующим направлениям:

- обеспечение равных возможностей трудоустройства всем гражданам страны независимо от пола, национальности, возраста, социального положения и вероисповедания;

- соблюдение добровольности труда, свободного волеизъявления граждан при выборе вида занятости;

- обеспечение социальной защиты в области занятости;

- поддержка самостоятельности регионов при проведении централизованных мероприятий государства в решении проблем занятости;

- поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности;

- координация деятельности в области занятости с другими направлениями деятельности государственных органов — экономическими и политическими, включая социальное обеспечение, регулирование и распределение доходов;

- поощрение работодателей, создающих новые рабочие места;

- обеспечение занятости для малочисленных народов с учетом исторически сложившихся видов занятости;

- международное сотрудничество в решении проблем занятости.

При переходе к капиталистическому развитию многие промышленные предприятия  потерпели крах, оказавшись неконкурентоспособными. Проблемы с законодательным регулированием экономики, приток иностранных товаров привели к закрытию многих организаций, сформировав огромное число безработных. На этапе перехода к капиталистическому развитию оказалось, что экономически активное население привыкло длительное время работать на одном предприятии в рамках одной профессии, не стремясь к повышению квалификации. Официальное признание безработицы в России произошло в 1991 г., с этого времени началась регистрация безработного населения. Динамика безработицы в России, начиная с 1991 года по настоящий момент, показывает постепенное снижение ее уровня в последние несколько лет, что достигается благодаря государственной политике в области социального регулирования, в сфере занятости, макроэкономической политике.

Значительную роль в  стабилизации ситуации на отечественном  рынке труда сыграли антикризисные  меры в сфере содействия занятости  населения, разработанные и реализованные  российским правительством. В 2010 г. в  мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда в субъектах Федерации, приняли участие 1,9 млн. человек, из которых 1,2 млн. (62,8% от общей численности) составили работники предприятий и организаций, находящиеся под угрозой увольнения. Это привело к снижению уровня регистрируемой безработицы, повышению конкурентоспособности участников мероприятий по опережающему обучению, приостановлению массовых увольнений граждан, частичному сохранению доходов работников, находящихся под угрозой увольнения, расширению количества безработных граждан, организовавших собственное дело. В 2009 г. планировалось, что собственный бизнес создадут 125,5 тыс. безработных граждан, фактически же − 128,1 тыс.; в 2010 г. их было уже 199 тыс. Причем эти граждане создали 67,9 тыс. дополнительных рабочих мест, на которые трудоустроены бывшие безработные, зарегистрированные в органах службы занятости.

В 2009 − 2010 гг. главное внимание уделялось сохранению трудового потенциала предприятий посредством повышения квалификации, обучения, переобучения их работников (в 2009 г. в подпрограмме опережающего обучения граждан, предполагаемых к увольнению, приняли участие без малого 3 млн. человек, в 2010 г. − 137,9 тыс.), а также организации временных и общественных работ непосредственно на предприятиях (в подпрограмме по организации общественных работ, включая стажировку, в 2009 г. участвовало более 2,4 млн. человек, в том числе 52,3 тыс. выпускников профессиональных образовательных учреждений, прошедших стажировку с целью приобретения опыта работы по полученной профессии или специальности, в 2010г. - 1,5 млн.). Гораздо меньшие масштабы получило направление, связанное с предоставлением человеку возможности переезда, обусловленного наличием на другом предприятии соответствующего рабочего места.

Важную роль в преодолении  последствий кризиса сыграла  Государственная инспекция труда, сумевшая грамотно сочетать в работе своих сотрудников контрольно-надзорные  функции с информационно-разъяснительной, предупредительной работой в  трудовых коллективах. Если на первых этапах существования отечественной службы занятости практически все государственные услуги (кроме профессионального обучения) оказывались работниками центров занятости населения, то в настоящее время для оказания ряда государственных услуг в полном объеме (например, по профессиональной ориентации, психологической поддержке, социальной адаптации) либо части административных процедур государственных услуг, например в подготовке бизнес-планов в рамках государственной услуги по самозанятости, органы службы занятости могут привлекать сторонние организации.

Какие бы пути дальнейшего  реформирования российской службы занятости  ни были выбраны, опыт передовых стран  убедительно доказывает, что государственные  службы занятости − институт, имманентный рыночной экономике. Многие страны идут по пути модернизации деятельности службы занятости, цель которой − сохранение государственной службы занятости как одной из несущих конструкций эффективной экономической политики.

В условиях проводимых в  России преобразований механизмы управления государственной службой занятости населения должны работать на усиление ответственности за достижение конечных общественно значимых и измеримых результатов, гибкости в планировании и проведении мер активной политики занятости, поддержку вертикальной и горизонтальной мобильности работников, повышение полноты и качества оказания государственных услуг. При этом основа деятельности службы занятости остается неизменной: ориентация на потребности клиентов − граждан, ищущих работу и работодателей

Информация о работе Занятость и безработица. Государственная политика эффективной занятости