Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 12:57, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение рынка труда и занятости Свердловской области, проблемы и пути их решения.
Объектом исследования является рынок труда Свердловской области.
Предметом исследования является состояние рынка труда.
Задачи:
• Рассмотреть теоретические аспекты понятий рынка труда и занятости;
• Оценить состояние рынка труда Свердловской области на сегодняшний день;
• Выявить проблемы и пути решения рынка труда Свердловской области.
Сторонники марксистской теории рыночных отношений утверждают, что на рынке труда продается рабочая сила, т.е. способность к труду, которую и эксплуатирует работодатель. Современная экономическая теория доказывает, что на рынке труда продается и покупается именно труд, что заработная плата есть плата за труд.
Сторонники еще одной точки зрения полагают, что рынок труда является ресурсным рынком. В качестве основных субъектов купли-продажи выступают работодатель - покупатель труда и юридически свободный и юридически защищенный собственник - продавец ресурса труда. Последний является носителем и собственником своей рабочей силы, т.е. всей совокупности своих способностей к определенным видам трудовой деятельности. Это особый ресурс, специфика которого состоит в физической неотделимости его от собственника. Указанная специфика отражается на характере объекта купли - продажи на рынке труда. Здесь объектом рыночной сделки является право использования единицы ресурса труда определенного качества при определенных условиях в определенный отрезок времени [10, с. 136].
На рынке цена труда выступает в форме ставки - заработной платы (часовой ставки), указываемой в договоре (контракте), заключаемом между работодателем и лицом, нанимающимся на работу. Рыночная цена единицы ресурса труда данного качества складывается в зависимости от соотношения спроса и предложения на рынке труда. Фактическая цена труда отражает равновесную ставку заработной платы.
Функционирование рынка труда имеет ряд особенностей [6, с. 46]:
1) неотделимость
права собственности на товар
– труд - от его владельца. Труд
представляет собой процесс
2) значительная
продолжительность контакта
3) действие не денежных факторов сделки (условия труда, микроклимат в коллективе, перспективы профессионального роста);
4) наличие большого числа
институциональных структур
5) высокая степень индивидуализации сделок. Они отличаются большим разнообразием, поскольку каждый работник в своем роде уникален, а каждое рабочее место в той или иной мере отличается от другого и требует от претендента специфических навыков.
Главными составными частями
рынка труда являются совокупное
предложение, охватывающее всю наемную
рабочую силу, и совокупный спрос
как общая потребность
На рис. 2 та часть, которая образуется пересечением совокупного спроса и совокупного предложения, носит название «удовлетворенный спрос на труд». Непересекающиеся части соответствуют текущему рынку (ТР):
ТР = СР- УС ,
где СР - совокупный рынок труда; УС - удовлетворенный спрос на труд.
Рис. 2. Совокупный рынок труда
(С - совокупный спрос на труд; ГТ - совокупное предложение труда; УС - удовлетворенный спрос на труд)
Текущий рынок труда образуется за счет естественного и механического движения рабочей силы и рабочих мест (ввод новых и выбытие старых). Он включает следующие элементы:
• открытый рынок труда, состоящий из экономически активного населения, которое ищет работу, нуждается в подготовке и переподготовке. Сюда же входят все вакантные рабочие места во всех секторах экономики;
• скрытый рынок
труда - лица, которые формально заняты
в экономике, но в то же время в
связи с сокращением
Элементы рынка труда
К основным элементам рынка труда относятся: субъекты рынка труда; правовые аспекты, регламентирующие отношения субъектов на рынке труда; конъюнктура рынка; службы занятости населения; инфраструктура рынка труда; система социальной защиты [2, с. 55].
Главными субъектами рынка труда являются работодатели и наемные работники.
Работодатель - наниматель,
который может быть представлен
по-разному в зависимости от узаконенной
структуры отношений
Наемные работники - свободные
трудоспособные граждане, для которых
работа по найму является главным
источником средств существования
и индивидуального
Важным условием реального
функционирования рынка труда является
адекватное поведение на нем всех
участников трудовых отношений: государства,
работодателей и наемных
- отношений между наемными работниками и работодателями;
- отношений между субъектами рынка труда, представителями общественных объединений (профсоюзы, ассоциации работодателей) и службы занятости;
- отношений между субъектами
рынка труда и государством. Функционирование
рынка труда предполагает
Основные функции рынка труда:
организация «встречи» работодателей и наемных работников;
обеспечение конкуренции на рынке труда, как между работодателями, так и между наемными работниками;
установление равновесных ставок заработной платы;
содействие решению вопросов занятости населения;
осуществление социальной поддержки безработных.
В зависимости от соотношения между спросом и предложением различают три типа конъюнктуры рынка труда [6, с. 203]:
1) трудодефицитная, когда рынок труда испытывает недостаток предложения труда;
2) трудоизбыточная, когда на рынке труда имеется большое число безработных и соответственно избыток предложения труда;
3) равновесная, при которой спрос на труд соответствует его предложению.
Конъюнктура рынка труда зависит от состояния экономики (подъема или спада); отраслевой структуры хозяйства, уровня развития технической базы; благосостояния (уровня доходов населения); развития рынков товаров, услуг, жилья; состояния социальной и производственной инфраструктуры; степени развития многоукладности экономики; развития интеграционных связей (отраслевых и территориальных). Кроме того, на конъюнктуру оказывают влияние демографические, этнические, социальные, политические, экономические и другие факторы.
Свобода найма и увольнения работников служит основой конкурентоспособности предприятия. Поэтому важным условием формирования рынка труда является, с одной стороны, наличие множества работодателей, предлагающих рабочие места, а с другой — свобода конкуренции между работниками за наиболее привлекательные рабочие места.
Конкуренция представляет собой наличие большого числа независимых покупателей и продавцов на рынке и возможность для них свободно входить на рынок труда и покидать его. Конкуренция — неотъемлемая составляющая механизма любого рынка.
Для полноценного функционирования рынка труда требуется развитая инфраструктура. Ее составляют государственные учреждения, негосударственные структуры содействия занятости, кадровые службы предприятий и фирм, общественные организации и фонды и др., обеспечивающие наиболее эффективное взаимодействие между спросом и предложением на рынке труда. Инфра-структура призвана регулировать отношения между работодателем и работником по поводу цены рабочей силы, условий труда, подготовки и переподготовки работников, а также процессы зашиты прав работодателя и наемных работников на рынке труда.
1.3. Регулирование занятости и рынка труда
Механизм регулирования
занятости населения
Государственное регулирование рынка труда целесообразно рассматривается как многоуровневый процесс. В обобщённом виде иерархию процесса можно представить в виде трёх уровней: макроуровня, регионального уровня и микроуровня.
На макроуровне высшие
органы законодательной и
1. Согласование финансово - кредитной, структурной, инвестиционной, внешнеэкономических политик с системой целей регулирования рынка труда. К этой задаче относятся вопросы принятия решений о государственных заказах и закупках продукции, в первую очередь оборонного, инфраструктурного, экологического и социального назначения, о государственных инвестиционных программах, дотациях, субвенциях, кредитах и налоговых льготах, направленных на поддержание и развитие производства в приоритетных отраслях. Особая задача - регулирование внешнеэкономических связей в интересах занятости.
2. Согласование социальной, демографической, миграционной политик с целями и приоритетами регулирования рынка труда. В число задач этого блока входят минимизация оттока квалифицированных кадров за рубеж, ограничение нежелательных и нелегальных форм иммиграции, содействие занятости зарегистрированных беженцев и вынужденных переселенцев, регулирование доходов, рассматриваемых в данном контексте как цена труда.
3. Политика трудоустройства
и социальной поддержки
Министерства труда и социального развития, в том числе службы занятости и других структур. Основой данного блока является политика Министерства труда и социального развития (службы занятости) на рынке труда.
На региональном уровне государственная политика занятости в основном осуществляется в тех же трех направлениях, что и на макроуровне. Перечень составных элементов политики занятости сужен на уровне регионов по сравнению с общегосударственным уровнем. Регионы должны включать содействие занятости в число основных приоритетов своей политики и в рамках своей компетенции - разграничения полномочий с федеральными органами и возможностей соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов осуществлять социальную политику.
На местном уровне (микро)
политика занятости включает финансовое,
налоговое и иное стимулирование
поведения на рынке труда предприятий,
организаций, индивидуальных зарегистрированных
(формальный сектор) и незарегистрированных
(неформальный сектор) предпринимателей
и домохозяйств (семей). На данном уровне
ведется вся практическая работа,
которую предусматривают
Регулирование занятости
на всех уровнях должно осуществляться
на основе общеэкономической концепции
социально-ориентированной
Направления политики занятости населения можно подразделить на следующие составляющие: меры государственной политики занятости; методы ее проведения и типы государственного воздействия на занятость населения.
Все меры по регулированию занятости подразделяются: по объекту воздействия на рынок труда (общие меры и специализированные) и по источнику финансирования.
Методы проведения политики
занятости могут быть как прямые
(законодательное
Различают следующие типы государственного воздействия на занятость населения: пассивный (социальная помощь незанятому населению) и активный (профессиональная подготовка и переподготовка кадров, создание новых рабочих мест, проведение общественных работ, стимулирование самозанятости, меры помощи регионам).
Государственное регулирование
занятости включает разработку целевых
и комплексных про фа мм содействия
занятости. В настоящее время
можно выделить три уровня программ
обеспечения занятости
Информация о работе Занятость и рынок труда в Свердловской области