Занятость и рынок труда в Свердловской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 12:57, курсовая работа

Описание

Целью работы является рассмотрение рынка труда и занятости Свердловской области, проблемы и пути их решения.
Объектом исследования является рынок труда Свердловской области.
Предметом исследования является состояние рынка труда.
Задачи:
• Рассмотреть теоретические аспекты понятий рынка труда и занятости;
• Оценить состояние рынка труда Свердловской области на сегодняшний день;
• Выявить проблемы и пути решения рынка труда Свердловской области.

Работа состоит из  1 файл

Федеральное государственное бюджетное учреждение.docx

— 114.39 Кб (Скачать документ)

Сторонники марксистской теории рыночных отношений утверждают, что на рынке труда продается  рабочая сила, т.е. способность к  труду, которую и эксплуатирует  работодатель. Современная экономическая  теория доказывает, что на рынке  труда продается и покупается именно труд, что заработная плата  есть плата за труд.

Сторонники еще одной  точки зрения полагают, что рынок  труда является ресурсным рынком. В качестве основных субъектов купли-продажи  выступают работодатель - покупатель труда и юридически свободный  и юридически защищенный собственник - продавец ресурса труда. Последний является носителем и собственником своей рабочей силы, т.е. всей совокупности своих способностей к определенным видам трудовой деятельности. Это особый ресурс, специфика которого состоит в физической неотделимости его от собственника. Указанная специфика отражается на характере объекта купли - продажи на рынке труда. Здесь объектом рыночной сделки является право использования единицы ресурса труда определенного качества при определенных условиях в определенный отрезок времени [10, с. 136].

На рынке цена труда  выступает в форме ставки - заработной платы (часовой ставки), указываемой  в договоре (контракте), заключаемом  между работодателем и лицом, нанимающимся на работу. Рыночная цена единицы ресурса труда данного  качества складывается в зависимости  от соотношения спроса и предложения  на рынке труда. Фактическая цена труда отражает равновесную ставку заработной платы.

Функционирование рынка  труда имеет ряд особенностей [6, с. 46]:

1)    неотделимость  права собственности на товар  – труд - от его владельца. Труд  представляет собой процесс расходования  рабочей силы ее носителя, в  процессе купли-продажи труда  возникают особые отношения;

2)    значительная  продолжительность контакта продавца  и покупателя. Сделка, совершаемая  на рынке труда, предполагает  начало длительных отношений  между продавцом и покупателем;

3) действие не денежных  факторов сделки (условия труда,  микроклимат в коллективе, перспективы  профессионального роста);

4) наличие большого числа  институциональных структур особого  рода, к которым относятся: система  трудового законодательства, различные  учреждения и службы регулирования  занятости, государственные программы  в области труда и занятости  и т.д.;

5)    высокая степень  индивидуализации сделок. Они отличаются большим разнообразием, поскольку каждый работник в своем роде уникален, а каждое рабочее место в той или иной мере отличается от другого и требует от претендента специфических навыков.

Главными составными частями  рынка труда являются совокупное предложение, охватывающее всю наемную  рабочую силу, и совокупный спрос  как общая потребность экономики  в наемной рабочей силе. Они  составляют совокупный рынок труда  (рис. 2) [10, с. 106].

На рис. 2 та часть, которая  образуется пересечением совокупного  спроса и совокупного предложения, носит название «удовлетворенный спрос  на труд». Непересекающиеся части соответствуют  текущему рынку (ТР):

ТР = СР- УС ,

где СР - совокупный рынок труда; УС - удовлетворенный спрос на труд.

Рис. 2. Совокупный рынок труда

(С - совокупный спрос  на труд; ГТ - совокупное предложение  труда; УС - удовлетворенный спрос  на труд)

Текущий рынок труда образуется за счет естественного и механического  движения рабочей силы и рабочих  мест (ввод новых и выбытие старых). Он включает следующие элементы:

•    открытый рынок  труда, состоящий из экономически активного  населения, которое ищет работу, нуждается  в подготовке и переподготовке. Сюда же входят все вакантные рабочие  места во всех секторах экономики;

•    скрытый рынок  труда - лица, которые формально заняты в экономике, но в то же время в  связи с сокращением производства или изменением его структуры  могут быть высвобождены.

Элементы рынка труда

К основным элементам рынка  труда относятся: субъекты рынка  труда; правовые аспекты, регламентирующие отношения субъектов на рынке  труда; конъюнктура рынка; службы занятости  населения; инфраструктура рынка труда; система социальной защиты [2, с. 55].

Главными субъектами рынка  труда являются работодатели и наемные  работники.

Работодатель - наниматель, который может быть представлен  по-разному в зависимости от узаконенной  структуры отношений собственности. Это могут быть государственные  предприятия, акционерные общества, общественные организации, частные  предприятия, хозяйственные ассоциации, кооперативы, совместные предприятия, индивидуальные наниматели и т.п.

Наемные работники - свободные  трудоспособные граждане, для которых  работа по найму является главным  источником средств существования  и индивидуального воспроизводства. Для работодателей они представляют различную ценность в зависимости  от пола, возраста, квалификации, социального  статуса и ряда социально приобретенных  качеств - ответственности, исполнительности, дисциплинированности, обязательности, предприимчивости и др.

Важным условием реального  функционирования рынка труда  является адекватное поведение на нем всех участников трудовых отношений: государства, работодателей и наемных работников. Отношения на рынке труда складываются из трех основных компонентов:

             -   отношений между наемными работниками и работодателями;

             - отношений между субъектами рынка труда, представителями общественных объединений (профсоюзы, ассоциации работодателей) и службы занятости;

- отношений между субъектами  рынка труда и государством. Функционирование  рынка труда предполагает высокую  степень свободы перераспределения  рабочей силы между сферами  приложения труда, отраслями народного  хозяйства, предприятиями, организациями,  фирмами. Это означает, что вслед  за свободным переливом капитала, сопровождающимся сокращением и  ликвидацией старых рабочих мест  и созданием новых, происходят  Изменения в размещении производительных  сил.

Основные функции рынка  труда:

организация «встречи» работодателей  и наемных работников;

обеспечение конкуренции  на рынке труда, как между работодателями, так и между наемными работниками;

установление равновесных  ставок заработной платы;

содействие решению вопросов занятости населения;

осуществление социальной поддержки  безработных.

В зависимости от соотношения  между спросом и предложением различают три типа конъюнктуры  рынка труда [6, с. 203]:

1)    трудодефицитная,    когда рынок труда испытывает недостаток предложения труда;

2)    трудоизбыточная, когда на рынке труда имеется большое число безработных и соответственно избыток предложения труда;

3) равновесная, при которой спрос на труд соответствует его предложению.

Конъюнктура рынка труда  зависит от состояния экономики (подъема или спада); отраслевой структуры  хозяйства, уровня развития технической  базы; благосостояния (уровня доходов населения); развития рынков товаров, услуг, жилья; состояния социальной и производственной инфраструктуры; степени развития многоукладности экономики; развития интеграционных связей (отраслевых и территориальных). Кроме того, на конъюнктуру оказывают влияние демографические, этнические, социальные, политические, экономические и другие факторы.

Свобода найма и увольнения работников служит основой конкурентоспособности  предприятия. Поэтому важным условием формирования рынка труда является, с одной стороны, наличие множества  работодателей, предлагающих рабочие  места, а с другой — свобода  конкуренции между работниками  за наиболее привлекательные рабочие  места.

Конкуренция представляет собой  наличие большого числа независимых  покупателей и продавцов на рынке  и возможность для них свободно входить на рынок труда и покидать его. Конкуренция — неотъемлемая составляющая механизма любого рынка.

Для полноценного функционирования рынка труда требуется развитая инфраструктура. Ее составляют государственные  учреждения, негосударственные структуры  содействия занятости, кадровые службы предприятий и фирм, общественные организации и фонды и др., обеспечивающие наиболее эффективное взаимодействие между спросом и предложением на рынке труда. Инфра-структура  призвана регулировать отношения между работодателем и работником по поводу цены рабочей силы, условий труда, подготовки и переподготовки работников, а также процессы зашиты прав работодателя и наемных работников на рынке труда.

 

1.3. Регулирование  занятости и рынка труда

Механизм регулирования  занятости населения реализуется  государственными органами исполнительной власти на федеральном уровне и уровне субъектов РФ, органами местного самоуправления путем изучения сложившихся условий, разработки и выполнения программ обеспечения  занятости населения.

Государственное регулирование  рынка труда целесообразно рассматривается как многоуровневый процесс. В обобщённом виде иерархию процесса можно представить в виде трёх уровней: макроуровня, регионального уровня и микроуровня.

На макроуровне высшие органы законодательной и исполнительной власти призваны решать следующие основные задачи [10, с. 267]:

1. Согласование финансово - кредитной, структурной, инвестиционной, внешнеэкономических политик с системой целей регулирования рынка труда. К этой задаче относятся вопросы принятия решений о государственных заказах и закупках продукции, в первую очередь оборонного, инфраструктурного, экологического и социального назначения, о государственных инвестиционных программах, дотациях, субвенциях, кредитах и налоговых льготах, направленных на поддержание и развитие производства в приоритетных отраслях. Особая задача - регулирование внешнеэкономических связей в интересах занятости.

2. Согласование социальной, демографической, миграционной политик с целями и приоритетами регулирования рынка труда. В число задач этого блока входят минимизация оттока квалифицированных кадров за рубеж, ограничение нежелательных и нелегальных форм иммиграции, содействие занятости зарегистрированных беженцев и вынужденных переселенцев, регулирование доходов, рассматриваемых в данном контексте как цена труда.

3. Политика трудоустройства  и социальной поддержки незанятого  населения. В число задач данного  блока входят организационное развитие

Министерства труда и  социального развития, в том числе  службы занятости и других структур. Основой данного блока является политика Министерства труда и социального  развития (службы занятости) на рынке труда.

На региональном уровне государственная  политика занятости в основном осуществляется в тех же трех направлениях, что и на макроуровне. Перечень составных элементов политики занятости сужен на уровне регионов по сравнению с общегосударственным уровнем. Регионы должны включать содействие занятости в число основных приоритетов своей политики и в рамках своей компетенции - разграничения полномочий с федеральными органами и возможностей соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов осуществлять социальную политику.

На местном уровне (микро) политика занятости включает финансовое, налоговое и иное стимулирование поведения на рынке труда предприятий, организаций, индивидуальных зарегистрированных (формальный сектор) и незарегистрированных (неформальный сектор) предпринимателей и домохозяйств (семей). На данном уровне ведется вся практическая работа, которую предусматривают мероприятия  занятости: трудоустройство, обучение, выплата пособий и т.д.

Регулирование занятости  на всех уровнях должно осуществляться на основе общеэкономической концепции  социально-ориентированной рыночной экономики и отражать стремление общества к полной, эффективной, свободно избранной занятости.

Направления политики занятости  населения можно подразделить на следующие составляющие: меры государственной  политики занятости; методы ее проведения и типы государственного воздействия  на занятость населения.

Все меры по регулированию  занятости подразделяются: по объекту  воздействия на рынок труда (общие  меры и специализированные) и по источнику финансирования.

Методы проведения политики занятости могут быть как прямые (законодательное регулирование), так  и косвенные (экономические).

Различают следующие типы государственного воздействия на занятость  населения: пассивный (социальная помощь незанятому населению) и активный (профессиональная подготовка и переподготовка кадров, создание новых рабочих мест, проведение общественных работ, стимулирование самозанятости, меры помощи регионам).

Государственное регулирование  занятости включает разработку целевых  и комплексных про фа мм содействия занятости. В настоящее время  можно выделить три уровня программ обеспечения занятости населения:

Информация о работе Занятость и рынок труда в Свердловской области