Занятость и рынок труда в Свердловской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 12:57, курсовая работа

Описание

Целью работы является рассмотрение рынка труда и занятости Свердловской области, проблемы и пути их решения.
Объектом исследования является рынок труда Свердловской области.
Предметом исследования является состояние рынка труда.
Задачи:
• Рассмотреть теоретические аспекты понятий рынка труда и занятости;
• Оценить состояние рынка труда Свердловской области на сегодняшний день;
• Выявить проблемы и пути решения рынка труда Свердловской области.

Работа состоит из  1 файл

Федеральное государственное бюджетное учреждение.docx

— 114.39 Кб (Скачать документ)

•  федеральный;

• субъекта РФ (республиканские, краевые, областные, автономных округов и т.д.);

• местный (на территории органа местного самоуправления). Каждая программа в общем виде состоит из четырех блоков: аналитического, программно-целевого, ресурсно-обеспечивающего, организационно-координирующего.

Политика регулирования  рынка труда предусматривает  достижение трех основных целей: стимулирование структурной перестройки и ускорение  процесса перераспределения высвобождаемых работников; наиболее быстрое вовлечение безработных в трудовую жизнь; предоставление работы каждому, кто ее ищет.

Регулирование рынка труда, проводимое государством, осуществляется в краткосрочном и долгосрочном периодах. Меры краткосрочного периода  включают всевозможное стимулирование труда: увеличение государственных  расходов на финансирование занятости  в общественных работах; субсидирование новых рабочих мест; поддержание  самозанятости населения.

Долгосрочные меры государства  предполагают увеличение гибкости рынка  труда. Это может быть достигнуто через систему определенных действий: переподготовку, переквалификацию работников; развитие всех видов информационной базы государственной и негосударственной  служб занятости.

Наряду с государственными органами власти в осуществлении  политики занятости участвуют негосударственные  органы и организации. К таковым  следует отнести Российскую трёхстороннюю  комиссию по регулированию социально-трудовых отношений, функционирующую на постоянной основе и состоящую из представителей общероссийских объединений работодателей, представителей общероссийских объединений  профессиональных союзов и представителей Правительства РФ. Эта комиссия функционирует  на федеральном уровне, способствуя  обеспечению единой согласованной  политики в области регулирования  социально-трудовых отношений.

Аналогичные трех- и двухсторонние  комиссии создаются и в субъектах  РФ, на отдельных территориях страны, что позволяет регулировать рынок  труда на всех уровнях.

Выводы:

1. Занятость как общественное трудовое отношение является индикатором общественного воспроизводственного процесса, показывает уровень достигнутой сбалансированности между вещественными и личностными факторами.

2. Рынок труда есть сфера обмена, где наемные работники предлагают свою рабочую силу, а работодатели предъявляют спрос и платят за нее. Возможный дисбаланс между спросом и предложением на рынке труда есть следствие отступления от условий полной занятости.

3. В регулировании занятости населения, снижении безработицы и сглаживании ее последствий существенная роль отводится государственным органам службы занятости всех уровней. К регулированию занятости привлекаются и негосударственные органы и организации.

 

2. Основные проблемы рынка труда и занятости Свердловской области и пути их решения

 Основными стратегическими  приоритетами социально-экономического  развития Свердловской области  до 2020 года будут являться улучшение  структуры экономики, широкое  внедрение инноваций, модернизация  промышленного комплекса, развитие  инфраструктуры и целенаправленная  социальная политика.

 Важнейшая роль  в  решении перспективных задач  социально-экономического развития  принадлежит развитию  трудовых  ресурсов, демографической, миграционной, жилищной и кадровой политикам,  обеспечивающим значительное развитие  человеческого потенциала.

 Необходимо отметить, что решать вопросы модернизации  экономики Свердловской области,  определенные Стратегиями социально-экономического  развития Свердловской области и УрФО, придется в условиях серьезных социально-экономических проблем, наметившихся на рынке труда Свердловской области [12].

 Первое. Сокращение трудовых  ресурсов.

 Численность трудоспособного  населения в Свердловской области  сокращается с 2007 года (см. табл.1).

 Динамика численности  населения в трудоспособном возрасте [11]:   Таблица 1

Год

Численность населения в  трудоспособном возрасте, тыс.чел.

Год

Численность населения в  трудоспособном возрасте, тыс.чел.

2004

2803,6

2008

2786,5

2005

2811,4

2009

2766,3

2006

2812,5

2010

2751,5

2007

2803,4

2011

2719,8


 Прогнозы разных экспертов  численности трудоспособного населения  различаются по цифрам, но сходятся  в одном. Минимальное ежегодное  падение численности населения  трудоспособного возраста в период  до 2015 г. составит 20-25 тыс. чел.  Затем падение сократится. К 2020 году численность населения в  трудоспособном возрасте сократится  примерно на 200-240 тысяч человек   по сравнению с 2008 годом.

 Численность занятых в экономике, несмотря на намечающуюся структурную перестройку, не сможет сократиться в таких же масштабах. По нашим предварительным оценкам прогноза баланса трудовых ресурсов до 2020 года численность занятых в экономике сократится на 130-170 тысяч человек.

 Наблюдалась последние  пять лет и устойчивая тенденция  сокращения  миграционного прироста  граждан, прибывающих на постоянное  место жительства в Свердловскую  область. В 2010 году миграционный  прирост сократился по сравнению  с уровнем 2006 года в 2,4 раза  – с 9,5 тысяч до 3,9 тысяч человек.  Правда, в 2011 году произошел резкий  его рост до 13,1 тысячи человек.  В перспективе возможности миграционного  прироста за счет переезда  в Свердловскую область жителей  других регионов России и   стран СНГ нам представляются  стабильными и характеризуются  величиной 5-10 тысяч ежегодно.

 Обращает внимание  тот факт, что доля межгосударственного  миграционного прироста стабильно  превышает долю внутрироссийского  (2007 год – 53,8%, 2008 год – 56,1%, 2009 год – 77,6%, 2010 г. – 66,4%, 2011 г.  – 56,5%), но внутрироссийская доля  в миграционном приросте существенно  выросла с 2009 года по 2011 год  с 22,4% до 43,5%.

 Положительный миграционный  прирост в Свердловской области  наблюдается за счет массовой миграции с территорий Приволжского, Сибирского, Дальневосточного федеральных округов, а также Курганской и Челябинской областей, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов УрФО внутри России, а также из стран СНГ.

 Сокращение численности  населения трудоспособного возраста, являясь причиной возникновения  дефицита трудовых ресурсов, является  существенным ограничением для  экономического роста.

 Второе. Территориальная  несбалансированность трудовых  ресурсов.

 Наблюдается недостаток  трудовых ресурсов в одних  муниципальных образованиях Свердловской  области при переизбытке в  других. Значительная часть вакансий (более 60 процентов) сосредоточена  в крупных городах Свердловской  области с населением свыше  150 тыс. человек. Количество вакансий  на трудоизбыточных территориях с коэффициентом напряженности рынка труда более 10 составляет всего 0,7%. При этом количество безработных этих территорий составляет 30% от общего количества безработных.

 Следствием является  застойная безработица во многих  отдаленных территориях Свердловской  области, особенно на северо-востоке.  Наибольший уровень регистрируемой  безработицы на 01.06.2012 г. наблюдался  в следующих муниципальных образованиях [11]:

 Байкаловский муниципальный район – 7,31%;

 Гаринский городской округ – 6,61%;

 Новолялинский городской округ – 6,58%;

 Таборинский муниципальный район – 6,41%;

 Ирбитское муниципальное образование – 5,22%;

 Сосьвинский городской округ – 4,18%.

 Данную проблему не  представляется возможным решить  без серьезного повышения территориальной  мобильности рабочей силы и  создания новых рабочих мест  с достойной заработной платой.

 Третье. Несоответствие  предложения образовательных услуг  потребностям работодателей.

 За 2010-2011 годы процентная  доля выпускников, обратившихся  в службу занятости, по отношению  к общему количеству лиц, завершивших  обучение в учреждениях профессионального  образования, составила: начального  профессионального образования  - 22,1%, среднего профессионального  образования - 26,8%, высшего профессионального  образования - 10,9%.

 Маркетинговая политика  учреждений профессионального образования,  особенно частных, часто направлена  не на реальное насыщение экономики  квалифицированными специалистами,  а на решение собственных коммерческих  интересов за счет продажи  привлекательных образовательных  программ, исходя из сиюминутной  конъюнктуры образовательных потребностей  населения.

 Несоответствие структуры  профессионального образования  актуальным и перспективным потребностям  рынка труда по квалификационному  уровню и профессиональной структуре  приводят к нехватке квалифицированных  кадров по ряду профессий и  специальностей.

 Четвертое. Масштабный  приток низкоквалифицированной  иностранной рабочей силы.

 Решать проблему дефицита  кадров путем дополнительного  привлечения иностранных трудовых  мигрантов возможно, но не всегда  оправдано. Занимая на рынке  труда самые непрестижные рабочие  места, мигранты соглашаются на  тяжелые условия труда и низкую  заработную плату. Тем самым  у работодателей отпадает необходимость  заботиться о повышении производительности  труда, техническом перевооружении  рабочих мест.

 Масштабный приток  дешевой низкоквалифицированной  иностранной рабочей силы сам  становится проблемой. Он вступает  в противоречие с перспективными  задачами, определенными Стратегией  для Свердловской области, и  имеет следующие основные негативные  последствия:

1.    Блокирует внедрение  трудосберегающих технологий.

2.    Осложняет ситуацию  на внутреннем рынке рабочей  силы.

3.    Увеличивает  бюджетные расходы.

4.  Формирует крупные сегменты теневой экономики, контролируемые мигрантами, что наносит значительный ущерб экономическим интересам России и ее граждан.

5.    Ухудшает криминогенную обстановку и социальную напряженность.

 Путей решения вышеперечисленных  проблем достаточно много.

 Смягчить остроту дефицита  кадров в перспективе можно  методами демографической политики, прежде всего, направленными на  снижение смертности населения  трудоспособного возраста как  от несчастных случаев и профессиональных  болезней, так и других социально  обусловленных причин, а также  на повышение рождаемости.

Возможно, основным методом  решения данной проблемы является экономический, то есть рост производительности труда  в реальном секторе экономике.

 Но сегодня хочется  выделить из них те, которые  имеют отношение к процессам  внутренней и внешней трудовой  миграции и вытекают из опыта  деятельности Департамента по труду и занятости населения Свердловской области. Здесь мы видим два реальных источника компенсации дефицита трудовых ресурсов:

-     за счет  увеличения привлечения мигрантов;

-   за счет увеличения экономической активности населения, в том числе территориального перераспределения трудовых ресурсов.

 Реализация возможности  приоритетного трудоустройства  российских граждан с учетом  ситуации на рынке труда обеспечивается  при формировании квоты на  привлечение и использование  иностранных работников. Кроме того, центры занятости проводят работу  по замещению рабочих мест, предназначенных  для иностранных работников, российскими  гражданами.

 Вместе с тем, российские  граждане не стремятся занимать  места, предназначенные для иностранных  работников, из-за непрестижности  предлагаемой работы, низкой заработной  платы, поэтому привлечение иностранных  работников остается острой необходимостью  в отдельных сферах экономики.

 Практически трудоустраиваются  единицы, так в 2010 году из 4621 направленных, трудоустроились 32  чел., в 2011 году – из 2304 -34 чел., за 2012 год из 856 направленных - 20 чел.

 Необходимо отметить  также, что в полной мере  рычаги оптимизации привлечения  иностранной рабочей силы на  сегодняшний момент отсутствуют.  В пределах существующего законодательства  по использованию иностранных  работников в Российской Федерации  органы службы занятости могут  оказывать регулирующие воздействие  на привлечение иностранных работников, прибывающих на территорию Свердловской  области из стран с визовым  режимом въезда. На работодателей,  привлекающих иностранных работников  из стран ближнего зарубежья  с безвизовым режимом въезда, в органах службы занятости  рычаги воздействия отсутствуют  из-за уведомительного характера  их привлечения.

Информация о работе Занятость и рынок труда в Свердловской области