Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 12:57, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение рынка труда и занятости Свердловской области, проблемы и пути их решения.
Объектом исследования является рынок труда Свердловской области.
Предметом исследования является состояние рынка труда.
Задачи:
• Рассмотреть теоретические аспекты понятий рынка труда и занятости;
• Оценить состояние рынка труда Свердловской области на сегодняшний день;
• Выявить проблемы и пути решения рынка труда Свердловской области.
• федеральный;
• субъекта РФ (республиканские, краевые, областные, автономных округов и т.д.);
• местный (на территории органа
местного самоуправления). Каждая программа
в общем виде состоит из четырех блоков:
аналитического, программно-целевого,
ресурсно-обеспечивающего, организационно-
Политика регулирования
рынка труда предусматривает
достижение трех основных целей: стимулирование
структурной перестройки и
Регулирование рынка труда, проводимое государством, осуществляется в краткосрочном и долгосрочном периодах. Меры краткосрочного периода включают всевозможное стимулирование труда: увеличение государственных расходов на финансирование занятости в общественных работах; субсидирование новых рабочих мест; поддержание самозанятости населения.
Долгосрочные меры государства
предполагают увеличение гибкости рынка
труда. Это может быть достигнуто
через систему определенных действий:
переподготовку, переквалификацию работников;
развитие всех видов информационной
базы государственной и
Наряду с государственными
органами власти в осуществлении
политики занятости участвуют
Аналогичные трех- и двухсторонние комиссии создаются и в субъектах РФ, на отдельных территориях страны, что позволяет регулировать рынок труда на всех уровнях.
Выводы:
1. Занятость как общественное трудовое отношение является индикатором общественного воспроизводственного процесса, показывает уровень достигнутой сбалансированности между вещественными и личностными факторами.
2. Рынок труда есть сфера обмена, где наемные работники предлагают свою рабочую силу, а работодатели предъявляют спрос и платят за нее. Возможный дисбаланс между спросом и предложением на рынке труда есть следствие отступления от условий полной занятости.
3. В регулировании занятости населения, снижении безработицы и сглаживании ее последствий существенная роль отводится государственным органам службы занятости всех уровней. К регулированию занятости привлекаются и негосударственные органы и организации.
2. Основные проблемы рынка труда и занятости Свердловской области и пути их решения
Основными стратегическими
приоритетами социально-
Важнейшая роль в
решении перспективных задач
социально-экономического
Необходимо отметить,
что решать вопросы
Первое. Сокращение трудовых ресурсов.
Численность трудоспособного
населения в Свердловской
Динамика численности населения в трудоспособном возрасте [11]: Таблица 1
Год |
Численность населения в трудоспособном возрасте, тыс.чел. |
Год |
Численность населения в трудоспособном возрасте, тыс.чел. |
2004 |
2803,6 |
2008 |
2786,5 |
2005 |
2811,4 |
2009 |
2766,3 |
2006 |
2812,5 |
2010 |
2751,5 |
2007 |
2803,4 |
2011 |
2719,8 |
Прогнозы разных экспертов
численности трудоспособного
Численность занятых в экономике, несмотря на намечающуюся структурную перестройку, не сможет сократиться в таких же масштабах. По нашим предварительным оценкам прогноза баланса трудовых ресурсов до 2020 года численность занятых в экономике сократится на 130-170 тысяч человек.
Наблюдалась последние
пять лет и устойчивая
Обращает внимание
тот факт, что доля межгосударственного
миграционного прироста
Положительный миграционный
прирост в Свердловской
Сокращение численности
населения трудоспособного
Второе. Территориальная несбалансированность трудовых ресурсов.
Наблюдается недостаток
трудовых ресурсов в одних
муниципальных образованиях
Следствием является
застойная безработица во
Байкаловский муниципальный район – 7,31%;
Гаринский городской округ – 6,61%;
Новолялинский городской округ – 6,58%;
Таборинский муниципальный район – 6,41%;
Ирбитское муниципальное образование – 5,22%;
Сосьвинский городской округ – 4,18%.
Данную проблему не
представляется возможным
Третье. Несоответствие
предложения образовательных
За 2010-2011 годы процентная
доля выпускников,
Маркетинговая политика
учреждений профессионального
Несоответствие структуры
профессионального образования
актуальным и перспективным
Четвертое. Масштабный приток низкоквалифицированной иностранной рабочей силы.
Решать проблему дефицита
кадров путем дополнительного
привлечения иностранных
Масштабный приток
дешевой
1. Блокирует внедрение трудосберегающих технологий.
2. Осложняет ситуацию на внутреннем рынке рабочей силы.
3. Увеличивает бюджетные расходы.
4. Формирует крупные сегменты теневой экономики, контролируемые мигрантами, что наносит значительный ущерб экономическим интересам России и ее граждан.
5. Ухудшает криминогенную обстановку и социальную напряженность.
Путей решения
Смягчить остроту дефицита
кадров в перспективе можно
методами демографической
Возможно, основным методом решения данной проблемы является экономический, то есть рост производительности труда в реальном секторе экономике.
Но сегодня хочется выделить из них те, которые имеют отношение к процессам внутренней и внешней трудовой миграции и вытекают из опыта деятельности Департамента по труду и занятости населения Свердловской области. Здесь мы видим два реальных источника компенсации дефицита трудовых ресурсов:
- за счет
увеличения привлечения
- за счет увеличения экономической активности населения, в том числе территориального перераспределения трудовых ресурсов.
Реализация возможности
приоритетного трудоустройства
российских граждан с учетом
ситуации на рынке труда
Вместе с тем, российские
граждане не стремятся
Практически
Необходимо отметить
также, что в полной мере
рычаги оптимизации
Информация о работе Занятость и рынок труда в Свердловской области