Занятость и рынок труда в Свердловской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 12:57, курсовая работа

Описание

Целью работы является рассмотрение рынка труда и занятости Свердловской области, проблемы и пути их решения.
Объектом исследования является рынок труда Свердловской области.
Предметом исследования является состояние рынка труда.
Задачи:
• Рассмотреть теоретические аспекты понятий рынка труда и занятости;
• Оценить состояние рынка труда Свердловской области на сегодняшний день;
• Выявить проблемы и пути решения рынка труда Свердловской области.

Работа состоит из  1 файл

Федеральное государственное бюджетное учреждение.docx

— 114.39 Кб (Скачать документ)

 Поскольку дополнительное  привлечение мигрантов приводит  к вышеперечисленным ранее проблемам,  очевидно, что более целесообразно,  чтобы Свердловская область принимала  из-за рубежа и обеспечивала  работой, прежде всего, соотечественников.  Важно, чтобы в рамках Программы  по содействию добровольному  переселению соотечественников  из-за рубежа, находящейся в настоящее время на согласовании, в Свердловскую область приехали высококвалифицированные специалисты, востребованные на рынке труда. Следует принимать также и инвесторов, готовых создавать в нашей области новые рабочие места. Необходимо развивать практику организованного набора иностранной рабочей силы под конкретные проекты.

 Важно подчеркнуть,  что потребность в привлечении  дополнительного контингента малоквалифицированных  иностранных рабочих создана,  во-многом, искусственно. Если работодатели, привлекающие иностранную рабочую силу, предложат приемлемые для граждан России условия труда и заработную плату, то они их и займут.

 Это и безработные,  численность которых еще не  достигла докризисного уровня. Это  и экономически неактивное население.  В настоящее время, среди экономически  неактивного населения, встречаются  как граждане, на самом деле  работающие в нелегальном секторе,  так и граждане, желающие работать, но проживающие на депрессивных  территориях или по другим  причинам, находящиеся в ситуации, когда искать работу бессмысленно.  По нашей оценке, только в Свердловской  области число таких людей  составляет около 200 тысяч. Но  привлечь их к труду не так  просто.

 К используемым в рамках полномочий службы занятости формам регулирования миграционных потоков (организованный набор рабочей силы и переселение семей в сельскую местность) служба занятости Свердловской области добавила, начиная с 2009 года, мероприятия по организации переезда граждан, обратившихся в центры занятости с целью поиска подходящей работы, в рамках программ поддержки занятости населения.

 За 2009-2011 годы вне места  постоянного проживания по направлению  службы занятости трудоустроено  с оказанием адресной поддержки  в рамках мероприятий антикризисных  программ 2519 незанятых и безработных  граждан, 7640 человек трудоустроено  по организованному набору рабочей  силы, оказано содействие в переселении  70 семей в сельскую местность  Свердловской области.

 В основном, (от 70 до 85% в разные годы) граждане трудоустраивались  в пределах Свердловской области,  что позволило не потерять  квалифицированные кадры.

 По состоянию на 4 июня 2012 года органы службы занятости  оказали содействие в переезде  с оказанием финансовой поддержки  30 безработным и в переселении  1 безработному гражданину, а также  трудоустроили по оргнабору 919 жителей Свердловской области.

 На пути территориального  перераспределения все еще остаются  своеобразные «барьеры»:

1. Несоответствие профессионально-квалификационной структуры «потенциальных» мигрантов и их зарплатных ожиданий;

2.    Низкий уровень  финансовой поддержки граждан  и членов их семей, переезжающих  в другую местность на постоянное  место жительства;

3.    Слабая мотивация  к перемене места жительства  в связи с ограниченной возможностью  приобретения (получения) жилья,  недостаточным развитием культурно-бытовой  инфраструктуры территории вселения (кроме Екатеринбурга и других  крупных промышленных городов),  отсутствием мест в детских  дошкольных учреждениях в случае  переселения семей с детьми;

4.    «Привязанность»  сельских жителей к личному  подсобному хозяйству;

5.    Слабо развитая  гостиничная сеть недорогого  жилья, сокращение заявок работодателей  на вакантные места с предоставлением  жилья;

6.    Психологическая неготовность населения к переездам.

 Для стимулирования  трудовой миграции возможен перевод  на «новый уровень» форм межтерриториального  перераспределения трудовых ресурсов, ранее использовавшихся в Советском  Союзе: 

1.  Для реализации инвестиционных проектов проводить целевые наборы граждан (в том числе с предварительным обучением под «заказ»);

2. Возобновить систему распределения выпускников после окончания учебных заведений с выплатой «подъемных на обустройство» при переезде вне места постоянного проживания, дифференцировав размер подъемных в зависимости от территории трудоустройства;

3.  Разработать специальные программы трудоустройства граждан (включая стажировку), демобилизованных из рядов Российской Армии, и потерявших квалификацию. Организовать системную работу по профессиональной ориентации военнослужащих с целью подготовки к профессиональному обучению либо трудоустройству непосредственно в воинских частях перед демобилизацией;

4. Интенсифицировать кооперационные связи между предприятиями с целью использования высококвалифицированных специалистов (командировки, аутсорсинг персонала);

5. Реализовывать Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, определив в качестве территории вселения всю территорию Свердловской области, а не только Первоуральский городской округ.

 Департамент по труду  и занятости населения Свердловской  области на постоянной основе  организовал и координирует деятельность  подведомственных Департаменту  центров занятости по:

-  сбору сведений о гражданах, изъявивших желание осуществлять трудовую деятельность в других регионах Российской Федерации, данная информация используется при организации межтерриториального перераспределения трудовых ресурсов и ярмарок вакансий. По состоянию на 1 июня 2012 года 290 безработных граждан искали работу вне места постоянного проживания в пределах Свердловской области, 302 – за пределами региона;

-     информированию  работодателей о возможности   подбора необходимых им специалистов  из числа желающих переехать  в Свердловскую область через  Интернет-ресурсы службы занятости.

 Департамент с 2008 по 2012 гг. заключил 12 соглашений о сотрудничестве  с органами службы занятости  населения других субъектов Российской  Федерации (еще 3 находятся на  согласовании - со службами занятости  Кабардино-Балкарской Республики, Республикой  Северная Осетия-Алания и Чеченской  Республикой).

 В рамках заключенных  соглашений Департамент:

 -     ежемесячно направляет информацию о вакансиях с предоставлением жилья в Свердловской области для информирования граждан, проживающих в Северо-Кавказском федеральном округе (по состоянию на 25.05.2012 г. в банке вакансий Свердловской области имеются сведения о наличии 81 вакантного рабочего места с предоставлением жилья в сельской местности, на которые возможно трудоустройство жителей Северо-Кавказского федерального округа);

-     проводит  мониторинг банка данных граждан,  проживающих в Северо-Кавказском  федеральном округе, и разместивших  свои данные на информационном  портале «Работа в России»,  которые планируют трудоустроиться  на предприятия Свердловской  области (по состоянию на 25 мая  заявили о желании трудоустроиться  10 жителей Дагестана);

-   организует работу по формированию банка данных работодателей, согласных принимать на работу жителей Северо-Кавказского федерального округа (по состоянию на 25 мая таких работодателей в Свердловской области было 25).

 Решение проблем трудовой  миграции возможно только с  участием всех заинтересованных  структур. Внесение изменений в  нормативно-правовые акты на уровне  Российской Федерации с целью  увеличения размера компенсационных  выплат гражданам, переезжающим  на работу в другую местность,  позволит усовершенствовать механизм  стимулирования внутренней трудовой  миграции и повысит территориальную  мобильность населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключении хотим отметить, что рынок труда это не только отношения между наемными работниками как субъектами предложения труда и предпринимателями как субъектами спроса, возникающие по поводу купли-продажи этого труда. Так как рынок труда испытывает колоссальное влияние со стороны различных субъектов трудовых отношений: это и профсоюзы, отстаивающие интересы наемных работников, и государство, поддерживающее интересы, как работников, так и работодателей посредством специализированных организаций и законодательного регулирования трудовых отношений, и предпринимательские объединения, создающиеся в противовес профсоюзам.

Также нельзя замыкаться на каком-либо отдельном сегменте рынка  труда, считая ситуацию на нем общей  для рынка труда в целом. Ведь политика государства на рынке труда  в целом только тогда может  быть результативной, когда она осуществляется дифференцированно для каждого  из его сегментов. Примером может  быть необходимость коренного преобразования существующей системы подготовки и  переподготовки кадров, которая, по сути, входит в состав потенциального рынка  труда. Целенаправленное государственное  регулирование в этой области  в совокупности с другими мерами на остальных сегментах может  быть по-настоящему эффективной.

В нашей же экономике с  присущим ей крупным государственным  сектором и активным вмешательством в рыночные процессы говорить о построении эффективной социальной экономики  рано. Этому способствует и несовершенство правовой базы, и налогового законодательства, и коррупция в руководящем  составе, и сильный «теневой»  сектор. Словом, чтобы начать эффективно решать проблемы на рынке труда, нужно  сначала реформировать все сферы  экономической, политической и социальной жизни общества.

Ситуация же на рынке труда в Свердловской области в целом по сравнению с другими регионами вполне приемлема и для молодых специалистом можно сказать даже благоприятна, несмотря на все прогнозы и трудности устройства на работу, показатели безработицы и другие проблемы они не столь устрашающе выглядят и вполне решаемы. Тем более недостаток хорошего качества высшего образования в негосударственных вузах вполне возместим самообразованием.

Ситуация же для молодых  специалистов, в целом, благоприятна: возможностей выбора становится все  больше, а это значит, что больше вероятность найти работу, где  вы будете чувствовать себя на своем  месте. В то же время у молодых  специалистов появляется стимул получать хорошее образование, чтобы увеличить  шансы найти высокооплачиваемую работу, которая будет давать возможности  раскрыть свой потенциал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 01.07.2011) "О занятости населения в Российской Федерации".
  2. Журавлева Г.П. Экономическая теория (политэкономия): Учебник/ под ред. проф. Г. П. Журавлевой.- 5-е изд.- М.: ИНФРА-М, 2007.
  3. Липсиц И.В. Экономика. – 2-е изд., Москва: Омега-Л, 2007.
  4. Мамедов О.Ю. Современная экономика. Лекционный курс: многоуровневое учебное пособи. – Ростов на/Д.: Феникс, 2008.
  5. Основы экономической теории. под ред проф. А.К. Шуркалина Москва 1998.
  6. Павленков В.А. Рынок труда. – М.: Юнити, 2003.
  7. Радаев В.В. Экономическая социология. Курс лекций.— М., 1997.
  8. Фишер С., Р. Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М.: Дело, 1999.
  9. Социальное положение и уровень жизни населения России. Стат. сборник / Госкомстат России — М., 2000.
  10. Экономика труда.  Под ред. Кокина Ю.П., Шлендера П.Э. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Магистр, 2010.
  11. http://polevsk.midural.ru/news/show/id/496
  12. http://xreferat.ru/113/789-2-analiz-rynka-truda-tyumenskoiy-oblasti.html

 


Информация о работе Занятость и рынок труда в Свердловской области