Значение государственного сектора в индийской экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 12:59, контрольная работа

Описание

Индия является одним из крупнейших производителей продовольствия в мире, ежегодный размер производимого продовольствия составляет 600 млн. тонн. Индия занимает первое место в мире по производству молока, чая и выращиванию сахарного тростника. Это второй по величине крупнейший производитель фруктов, овощей, риса, пшеницы и арахиса, а также один из пяти крупнейших производителей кофе, специй, зерновых и масличных культур.

Работа состоит из  1 файл

Индия.doc

— 131.00 Кб (Скачать документ)

        К первой из них относятся  финансовые и налоговые льготы  при платежах в национальной валюте. Они включают в себя отсрочки или же освобождение от уплаты экспортных пошлин, предоставление налоговых льгот предприятиям, работающим на экспорт, выплаты экспортных премий, прямое и косвенное субсидирование экспорта, его страхование, предоставление экспортных кредитов и т.д. Так, в середине 80-х годов индийский экспортер получал денежную субсидию в размере 5-25% цены при экспорте товаров.

        Вторая категория государственного  стимулирования частных экспортеров  включает в себя валютные льготы, как например предоставление права на использование части валютных средств, полученных от экспорта, на дальнейшее его расширение, на импорт сырья и материалов для экспортного производства, предоставление премий в твердой валюте и т.д.

      Третья  категория государственных мероприятий, направленных на оказание помощи частным экспортерам, включает сбор и обработку информации о зарубежных рынках, проведение рекламной работы, организацию выставок и т.д. Роль государства в развитии экспорта Индии не исчерпывается только предоставлением различного рода стимулов частным предприятиям. Государство также самостоятельно вышло на мировой рынок, первоначально через систему государственных внешнеторговых объединений, первым из которых стала созданная в 1956г. Государственная торговая корпорация.

        Многим индийским государственным  компаниям удалось выйти на  мировой рынок и в последующем  расширить свой экспорт благодаря  заказам из афро-азиатских стран,  являющихся крупными потребителями  продукции индийского машиностроения, металлообработки, металлургии и химии, т.е. продукции именно тех отраслей, где в основном действуют государственные промышленные компании.

        Усиление позиции государства  в экспортных операциях в связи  с абсолютным и относительным  ростом экспорта государственных внешнеторговых корпораций и промышленных предприятий положительным образом сказалось на повышении эффективности экспортных программ Индии в целом.

        Во-первых, при активном участии  государственного сектора в экспорте  страны произошло увеличение  удельного веса готовых изделий, а также товаров с наиболее высокой валютной эффективностью (продукция машиностроения, химии и т.д.). Во вторых, в руках государства находится ныне мощный рычаг, позволяющий ему корректировать географическое направление экспорта в зависимости от первоочередных задач. Иными словами, усиление позиции государства в экспортной торговле оказало важное положительное влияние на укрепление позиций Индии на мировом рынке, рост конкурентноспособности ее товаров и увеличение экспортных поступлений.

        Участие госсектора в импорте 

        Как и экспортной торговле  воздействие государства на развитие  импорта проявляется, во-первых, через систему государственного  регулирования, и, во-вторых, путем  непосредственного участия государственных  внешнеторговых компаний и предприятий государственного сектора в осуществлении импортных операций.

        Государственное регулирование  импорта включает валютное регулирование,  лицензирование, тарифную политику, установление импортных квот, прямой  государственный контроль за ввозом отдельных товаров и т.д. Каждое из этих направлений регулирующей деятельности государства имеет большое значение, особенно в условиях сложностей с торговым и платежным балансами. В связи с последним обстоятельством государственное внешнеторговое регулирование направлено в первую очередь на обеспечение экономии валютных средств. Этой цели государство в основном добивается посредством предоставления импортных льгот экспортерам. В этом случае импортное регулирование тесно переплетается с экспортным.

        Экономному расходованию валюты  при одновременном стимулировании  экспорта, призваны содействовать  и другие меры государственного  импортного регулирования, в частности  выдача лицензий на импорт  оборудования, сырья, компонентов  и запчастей для создания дополнительных мощностей, работающих на экспорт.

        Не менее важной целью государственного  импортного регулирования является  защита национальной промышленности. Именно здесь протекционизм приобретает  антиимпериалистическое содержание  и служит общенациональным интересам. Осуществление защиты национальной экономики происходит через установление:

       - высоких таможенных пошлин;

       - импортных квот;

       - прямого запрета на импорт  товаров, идентичных тем, которые  производятся внутри страны.

        Довольно сильные позиции государства в импорте определяются крупными масштабами деятельности государственных внешнеторговых организаций и предоставлении им исключительного права импорта отдельных товаров. Внешнеторговые организации являются главными, но не единственными государственными организациями, участвующими в осуществлении импортных операций. Значительный объем импорта машин и оборудования осуществляется прямыми потребителями этих товаров из числа государственных промышленных предприятий.

      3. Динамика сельского хозяйства и развивающейся экономики

      Сельскохозяйственный  сектор, который так долго был  оплотом индийской экономики, теперь составляет только приблизительно 20 процентов  от валового национального продукта, тем не менее, обеспечивает занятость  более 50% населения. В течение нескольких лет после обретения независимости, в удовлетворении своих потребностей в продовольствии Индия зависела от иностранной помощи. В последние 35 лет пищевая промышленность неуклонно растет, главным образом из-за увеличения числа орошаемых земель и широко распространенном использовании высокопродуктивных семян, удобрений и пестицидов. Страна имеет большие запасы зерна (около 45 миллионов тонн) и является мировым экспортером зерна. Товарные культуры, особенно чай и кофе приносят главный экспортный доход. Индия - крупнейший в мире производитель чая, ежегодно производящий около 470 миллионов тонн, из которых 200 миллионов тонн экспортируется. Индия также занимает около 30% мирового рынка специй, экспорт которых составляет около 120,000 тонн в год.

      Рост  ВВП для сельского хозяйства и связанной с ним экономической деятельности в 2000-01 гг. значительно сократился и упал до 0.9%. С целью к укреплению сектора, формированию инфраструктуры для обработки, транспортировки и хранения зерна и продовольствия был предоставлен статус инфраструктуры, что предполагает освобождение от налогов. К тому же, производители продовольствия и овощей освобождены от режима акциза.

      В сельском хозяйстве Индии до сих  пор сохраняются большие контрасты  — крупные плантации соседствуют  с мелкими крестьянскими хозяйствами. Многие крестьяне имеют мало земли или вообще её не имеют. В большинстве сёл вообще нет электричества. По площади орошаемых земель (54,8 млн га) Индия занимает первое место в мире. В сельском хозяйстве занято 60 % рабочей силы, и оно даёт 19,9 % ВВП. Доля сельскохозяйственной продукции в экспорте Индии составляет 15 %.

      Основными потребительскими культурами Индии  являются рис и пшеница. Современная  Индия в основном обеспечивает свои потребности в продовольствии, хотя и на очень низком уровне примерно в 250 кг на душу населения. В юго-восточной части Индо-Гангской низменности располагается главная рисоводческая зона Индии, где рис возделывают в сезон харифа (май-сентябрь) под муссонные дожди, а в сезон раби (октябрь-апрель) используется искусственное орошение. В северо-западной части Индо-Гангской низменности возделывается пшеница. Её выращивают при искусственном орошении. В 2009 году собрано: пшеницы 71,8 млн т, кукурузы 10,6 млн т, риса 116,6 млн т, картофеля 24 млн т.

      Основными техническими культурами являются хлопчатник и сахарный тростник. В 2009 году собрано:

      сахарного тростника 279 млн т

      подсолнечника 870 тыс. т

      сои 4,3 млн т

      хлопчатника 5,6 млн т

      кофе 317 тыс. т

      чая 826,2 тыс. т — 1-е место в мире

      натурального  каучука 650 млн т

      бананов 16,820 млн т — 1-е место в мире

      Индия занимает второе место в мире по производству сахара — около 14 млн  тонн сахара в год. Сырьё для производства сахара выращивается на 3,6 млн га. земли.

      Животноводство  играет важную роль в сельском хозяйстве  Индии. По количеству поголовья крупного рогатого скота (221,9 млн т) Индия занимает первое место в мире, однако по потреблению мяса — одно из последних в мире, что объясняется религиозными воззрениями индийцев — в индуизме корова является священным животным. Насчитывается 58,8 млн овец, 18 млн свиней, 9 млн верблюдов. В 2009 году произведено 53,7 млн т шерсти, 5,4 млн т рыбы и 5,7 млн т мяса. 

      4. Меры технического характера, направленные на увеличение сельского производства

      Аграрный  сектор Индии высокопродуктивен, но существенно зависит от погодных условий и испытывает острый дефицит современных технологий. Дальнейшее развитие сельского хозяйства, обеспечивающего занятость большинства работоспособного населения, существенно сдерживается слабостью инфраструктуры, нехваткой современных средств доставки, переработки и хранения.

      В последние два с половиной  десятилетия Индия достигла значительных успехов в перестройке деревни  и внедрении новых технологий. Многие хозяйства используют современную  сельскохозяйственную технику, и правительство даже ставит перед собой задачу компьютеризации сельского хозяйства, однако, в целом положение деревни остается крайне тяжелым. Многие крестьяне владеют мелкими участками размером менее 1 га, которые не могут обеспечить доход, достаточный для выживания. Даже надел в 2 га не всегда обеспечивает прожиточный минимум.

      5. Социальные преобразования и аграрные реформы

      Аграрные  реформы в Индии ведут к  ускорению и углублению рыночных отношений в деревне. Значительно  возросла роль зажиточных хозяйств. Государственная поддержка ориентирована на содействие снабженческо-сбытовым и производственным кооперативам, в которых сохраняется частная собственность на землю, и главную роль играют зажиточные землевладель­цы. Расширяется сеть сельскохозяйственной кредитной кооперации.

      В результате значительных государственных  капиталовложений в сельское хозяйство, достижений «зеленой революции», большого роста производства и потребления  удобрений в сочетании с благоприятными погодными условиями некоторых  лет сбор зерновых за годы независимости значительно вырос. Индия избавилась от импорта зерна, и имеет некоторый резервный фонд на случай неурожаев.

                 Земельные реформы, начатые в  Индии после получения независимости,  были направлены на решение  таких проблем, как устранение длиной цепи посредников между собственником земли и арендатором, обеспечение прав арендатора, снижение ренты, справедливое распределение земли, объединение (концентрация) мелких земельных участков, принадлежащих одному землевладельцу или арендатору. Главная цель земельных реформ – дать землю землепашцу.

                 1. Устранение посредников. По  мнению экспертов – это наиболее  успешная часть реформ. Посредники, так называемые «заминдары», «талукдары»,  «джагары» и «инамы», контролирующие  около 40% земель, были устранены. В результате 25 млн. арендаторов стали землевладельцами.

                 2. Реформирование арендных отношений.  Эта реформа преследует цель  регулирования арендной платы  и защиты прав арендатора. С  целью обеспечить ему право  на многолетнюю аренду, заинтересовать его в улучшении земли. По закону землевладелец не может отобрать землю у арендатора. Если арендатор не мог доказать официальных прав на аренду, землевладелец мог взять эту землю только для собственной обработки. При этом часть земли он должен был оставить арендатору.

                 В пятилетних планах экономического  развития страны каждому штату  определялось число арендаторов,  которые должны были стать  собственниками земли. В результате  около 3 млн. безземельных крестьян  получили 2,8 млн. га земли в личное владение.

                 Арендная плата не должна превышать,  в зависимости от штата, 20-25% стоимости  урожая. Закон ограничивает количество  земли, которую можно иметь  в частной собственности, но  при аренде такого ограничения  нет. Доход, извлекаемый при аренде земли за счет с/х деятельности, исключается из налога на прибыль.

                 3. Потолок землепользования. Все  излишки земли, превышающие потолок  землевладения, должны быть перераспределены  среди безземельных крестьян. В  1992-97 гг. из заявленных 31255 га излишков земли распределено было только 7056 га.

Информация о работе Значение государственного сектора в индийской экономике