Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 14:28, реферат
В современных условиях все процессы применения новых знаний связаны с рыночными отношениями. Практика показывает, что инновации направлены на рынок и удовлетворение его потребностей. Главной проблемой пока остается разорванность связей между основными участниками инновационного процесса (разработчиками и потребителями нововведений), информационная непрозрачность и поэтому низкая мотивация как к разработке, так и финансированию инноваций.
В стратегию управления входит постановка долгосрочных целей и выработка порядка действий. Стратегический план инновационной деятельности опирается не только на данные ситуационного анализа состояния фирмы, внешней среды и всех взаимосвязанных факторов, но и на прогноз внешних и внутренних условий в будущем, в том числе на оценку реальной вероятности будущих событий. Прогнозирование может осуществляться на основании нескольких подходов. По традиции большинство менеджеров опираются на опыт прошлого и метод аналогий в будущем. Однако в условиях повышенного риска и неопределенности инновационной деятельности такой метод может быть малоэффективен.[10, с. 103]
Метод аналогий в прогнозировании достоверен при достаточном количестве информации и невысокой степени неопределенности. В этом случае применяются методы математического моделирования. Так, на первом этапе следует воспользоваться анализом временных рядов, вычислить коэффициенты вариации, их ожидаемые значения с учетом среднего квадратического отклонения. Наиболее точным методом математического прогнозирования является так называемое причинно-следственное моделирование.
В экономических моделях могут использоваться методы корреляционного и регрессионного анализа. Среди качественных методов прогнозирования наиболее широко применимы методы экспертных оценок, мнения жюри, модели ожидания потребителей и др. Математической основой для них служит метод Дельфи и др. Методы аналогий и сравнений, к сожалению, дают маловоспроизводимые результаты инновационного прогнозирования.
Известный американский специалист по проблемам стратегического управления И. Ансофф утверждает, что в условиях динамично развивающегося рынка и интенсивного потока нововведений технологические изменения все меньше будут связаны с прошлым опытом.
Прогнозирование сегодня - это специализированная область знаний. Долгосрочный прогноз будущего состояния фирмы составляется на основании перспектив экономического, технологического, социального развития. В прогноз входят предсказания общего состояния экономики, социально-политических условий рыночной конъюнктуры, изменения демографических факторов и психологических установок. Для более точного прогноза необходимо предвидеть стратегии конкурентов-производителей, изменения отраслевых структур и состояний инфраструктуры.
Особое место занимает прогноз потребительского спроса. В связи с неопределенностью будущего спроса его неточность возрастает. Это связано с тем, что изменение социально-экономического окружения влечет за собой изменение потребностей клиента или возникновение технологического разрыва. Неопределенность экономической обстановки в рыночной экономике, как правило, заставляет фирмы прибегать к внедрению нововведений, поскольку они дают возможность в будущем активно проникать на рынок и опережать конкурентов.
Чем больше неопределенность, чем выше риск, тем большее число фирм переходят к наступательной технологической политике. Так считает ряд современных специалистов по технико-экономическому прогнозированию Выбор цели и стратегии новаторской фирмы является важнейшим этапом управления и создания соответствующих организационных структур. Фирма может быть ориентирована на разные типы инноваций и инновационной деятельности. Если цель фирмы - повышение качества текущей продукции и эффективное производство, то стратегия носит традиционный характер. Предприятие не имеет долгосрочных прогнозов, научных заделов, инновационного потенциала. Неизбежно через несколько лет оно вынуждено будет принять меры для полной модернизации или диверсификации; в противном случае фирму ждет слияние или банкротство.
В другом случае фирма имеет монопольное положение на рынке. Ее цель - минимизация издержек производства, экономия ресурсов. Используя все свои преимущества и адаптационные способности, предприятие сможет удержаться на рынке. Оно применяет стратегию поддержания достигнутого уровня. Однако такой вариант требует хорошего знания рынка, осторожности и бдительности в отношении конкурентов. При появлении активной конкуренции фирма может потерпеть фиаско или должна сменить стратегию.
Если фирма испытывает трудности в исследованиях и разработках, но отличается высоким уровнем техники и технологии, высоким качеством продукции, то ее стратегия носит оборонительный характер и имеет цель не отстать от лидеров и остаться на рынке. Такая стратегия может позволить фирме существовать на рынке долгие годы, но оставаться в тени и вести малоуспешную деятельность.
В зависимости от внешних и внутренних условий развития фирма-новатор стремится к расширению доли рынка, к выпуску новой продукции, увеличению нормы прибыли и объема продаж. В этих случаях стратегия заключается в активном поведении, но степень активности может быть различной: активно наступательной, атакующей и умеренно наступательной. Фирма стремится быть лидером на рынке, но то, насколько ей это удается, зависит от возможностей ее адаптации, ее инновационного потенциала, его реализации, интенсивности инновационной деятельности, возможностей конкурентов и жесткости конкурентной борьбы.[7, с. 112]
Новаторы иногда бывают подлинными пионерами и создателями новых товаров, рынков, отраслей производства и потребностей. Иногда лидирующее положение в отрасли и на рынке может занять имитатор, а не подлинный новатор. В значительной степени имитация более выгодна; при гибком наступательном и маневренном поведении имитатор может даже обойти первоначального лидера.
Стратегический инновационный менеджмент связывает в единую цепь постановку целей и задач организации с поддержанием ряда взаимоотношений между организацией и ее окружением. В инновационном менеджменте наиболее высоко ценится умение выявить необходимость изменений, на основе моделирования ситуации разработать соответствующую стратегию изменений, а также использовать необходимую тактику и процедуры для успешной реализации стратегии.
Ситуационный анализ внешней среды предприятия в отличие от стратегического анализа политического, правового, экономического и технологического окружения - не заостряет внимание на макроэкономических, обобщающих и валовых показателях, а выбирает конкретную стратегию и управляет ее реализацией. Для ситуационного анализа на стратегическом этапе деятельности необходима информация о текущем состоянии, конкурентоспособности продукции, технологии и о состоянии спроса, предложения и поведении конкурентов.
Для выработки и успешной реализации стратегического этапа необходимы знания о состоянии внутренней среды предприятия. Этот аспект включает выявление текущих внутренних возможностей предприятия, его финансово-экономического, производственного, организационно-технического состояния.
Следующей стадией операционной стратегии является стратегический диагноз и на его основе подбор необходимой операционной стратегии. Для реализации избранной стратегии менеджер выбирает методы реализации, соблюдая следующие правила:
· этапы реализации должны иметь шаговый характер,
· процедура должна состоять из серии простых задач,
· каждая задача должна иметь ясную цель,
· задачи должны быть представлены в функциональной форме (например, что надо сделать для того, чтобы увеличить загрузку производственных мощностей или для сокращения времени достижения критического объема продаж).
Задачи по реализации стратегии должны быть четко сформулированы и содержать детальное описание каждого стратегического шага. Контроль реализации стратегического этапа также имеет свою специфику. Требования к контролю включают его характер, частоту, наличие обратной связи, возможность применения автоматизированных систем и эконометрических моделей. [5, с. 124]
5 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОХСП ЭОП УО «ВГТУ»
.1 Краткая характеристика деятельности ЭОП УО «ВГТУ»
Основной организационной формой промышленного производства является предприятие. Под предприятием понимается самостоятельный субъект, созданный в порядке установленном законодательством, для производства продукции, выполнения работ и услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получение прибыли через самостоятельное осуществление свое деятельности, распоряжение выпускаемой продукцией, получаемой прибылью, остающейся у него после уплаты налогов и других обязательных платежей.
Организационно-правовая форма предприятия - система норм, определяющая отношения между партнёрами по предприятию, а также предприятия с другими предприятиями, физическими лицами.
В Республике Беларусь предприятия создаются в виде юридического лица и преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации). Юридическим лицом является предприятие, имеющее собственный Устав, счёт в банке и прошедшее процедуру государственной регистрации.
Обособленное хозрасчетное структурное подразделение Экспериментально-опытное предприятие учреждения образования «Витебский государственный технологический университет» является подразделением учреждения образования «ВГТУ». Основными задачами предприятия являются создание условий для проведения учебно-производственного обучения в соответствии с учебными планами и программами кафедр:
- технологии трикотажного производства;
- технологии и конструирования изделий из кожи;
прядения натуральных и химических волокон;
экономики;
менеджмента;
коммерческой деятельности;
экономической теории и маркетинга;
дизайна.
Предприятие создано с целью закрепления и расширения теоретических знаний студентов, а также обучение их самостоятельно выполнить технологические операции, производить наладку оборудования, детально изучать технологические возможности оборудования, сырья и материалов, используемых для производства изделий, приобретение студентами практических навыков работы на производстве в качестве инженерно-технических специалистов.
На предприятии изготавливаются и испытываются опытные образцы новой продукции по разработкам кафедр университета: полотна для молочно-консервной промышленности, трикотажная трубка для полиграфических машин, продукция медицинского назначения, техническое трикотажное полотно для использования в обувной промышленности.
Производится подготовка результатов научных исследований и разработок кафедр и лабораторий университета к практическому использованию.
ОХСП ЭОП УО «ВГТУ» является хозрасчетной организацией, имеет характерные особенности работы с целью более эффективного использования парка технологического оборудования одновременно с проведением учебно-производственного процесса, успешно выполняет стоящие перед ним задачи в области выполнения плана, связанных с его производственно-хозяйственной деятельностью.
Производство промышленной продукции организовано на предприятии, начиная с февраля 1972 года. На предприятии выпускается в основном три вида изделий: обувь мужская кожаная, трикотажные изделия, чулочно-носочные изделия.
Поставки продукции ОХСП ЭОП УО "ВГТУ" осуществляются только на рынки Республики Беларусь. Поставки на экспорт не производятся. Основным реальным источником поступления валютных средств, на сегодняшний день, является реализация продукции по Витебской области.
5.2 Анализ технико-экономических показателей деятельности предприятия
Технико-экономическая характеристика предприятия рассматривается и излагается с позиции анализа работы предприятия в современных условиях хозяйствования. Данные для сравнительного анализа технико-экономических показателей за 2007 ─ 2008гг. приведены в таблице 5.1.
Таблица 5.1 Основные технико-экономические показатели
№ П/П |
Наименование показателя |
2007г. |
2008г. |
Темп роста, % | ||
1 |
Выручка от реализации товаров, услуг и продукции млн.руб. |
1093 |
2162 |
197 | ||
2 |
Налоги и сборы включаемые в выручку от реализации товаров, услуг и продукции млн.руб. |
174 |
366 |
210 | ||
3 |
Выручка от реализации товаров, услуг и продукции( за вычетом налогов и сборов включаемых в выручку)млн.руб. |
919 |
1796 |
195 | ||
4 |
Себестоимость реализованных товаров, услуг и продукции млн.руб |
958 |
1771 |
184 | ||
5 |
Прибыль(убыток) от реализации товаров, услуг и продукции млн. руб |
-39 |
25 |
| ||
6 |
Операционные доходы млн.руб |
3 |
3 |
100 | ||
6.1 |
В т.ч доходы от операций с активами млн.руб |
3 |
3 |
100 | ||
7 |
Операционные расходы млн.руб |
2 |
2 |
100 | ||
7.1 |
Расходы от операций с активами млн.руб |
3 |
3 |
100 | ||
8 |
Прибыль от операционных доходов и расходов млн.руб |
1 |
1 |
100 | ||
9 |
Внереализационные доходы млн.руб |
2 |
0 |
| ||
10 |
Внереализационные расходы млн.руб |
2 |
8 |
400 | ||
11 |
Прибыль (убыток) от внерелизационных доходов и расходов млн.руб |
0 |
-8 |
| ||
12 |
Чистая прибыль (убыток) млн.руб |
-38 |
18 |
| ||
13 |
Среднесписочная численность работающих, чел |
76 |
73 |
96 | ||
13.1 |
в т.ч ППП |
76 |
73 |
96 | ||
13.2 |
из него рабочие |
59 |
58 |
98 | ||
14 |
Среднемесечная з/п работающих, руб |
412275 |
527169 |
127 | ||
14.1 |
в т.ч ППП |
412275 |
527169 |
127 | ||
14.2 |
из него рабочие |
346751 |
439943 |
126 | ||
15 |
Выпуск продукции в натуральном выражении: |
|
|
| ||
15.1 |
Обувь тыс. пар, в т.ч из давальческого сырья |
63;46 |
53;13 |
84;28 |
Информация о работе Значения инновационного потенциала предприятия