Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2011 в 14:41, контрольная работа
Объектом моего исследования я решил выбрать студента 3-го курса филологического факуль-тета – Чащинова Евгения, т.е. себя. Я считаю, что изучение себя с точки зрения коммуникации – важная часть самопознания. Коммуникация является важной составляющей взаимодействия чело-века с обществом и миром, а для будущего педагога, тем более филолога, это еще и сфера деятель-ности. Я считаю, что разобраться со своей коммуникативной компетенцией необходимо, чтобы по-нять, что получается, а над чем необходимо поработать.
Контрольная работа по риторике.
«Анализ коммуникативной компетенции личности»
Выполнил
студент 232 группы Чащинов Евгений
1. Выбор объекта анализа. Обоснование выбора.
Объектом
моего исследования я решил выбрать студента
3-го курса филологического факультета
- Чащинова Евгения, т.е. себя. Я считаю,
что изучение себя с точки зрения коммуникации
- важная часть самопознания. Коммуникация
является важной составляющей взаимодействия
человека с обществом и миром, а для будущего
педагога, тем более филолога, это еще
и сфера деятельности. Я считаю, что разобраться
со своей коммуникативной компетенцией
необходимо, чтобы понять, что получается,
а над чем необходимо поработать.
2. Определение типичных для данной личности видов и типов коммуникации. Прогнозирование расширения сферы коммуникации.
Данному человеку присущи следующие виды коммуникации:
1) по характеру адресата
O Групповая:
- студенчество (формальная группа) - коммуникация на уровне студенчества совершается почти ежедневно и заключается во взаимодействии с коллегами по ученичеству как в моей группе (232) так и на курсе. Формами такой коммуникации можно считать как неформальное общение (разговоры на переменах, до и после занятий), так и общение в рамках учебных занятий (полемика при обсуждении темы, разрешение конфликтных и спорных ситуаций, выступление с докладом или рефератом и т.п., заслушивание доклада или реферата и т.п.,). С коллегами по факультету коммуникация сводится в основном к неформальному общению вне рамок общего учебного пространства одной группы, но в рамках общего учебного пространства факультета (здесь характерно присутствие и псевдокоммуникации типа "привет, как дела?", разговоры о преподавателях, сессии, обсуждение праздников и мероприятий и т.д.). С коллегами по университету коммуникация происходит реже, чем в группе, на курсе и на факультете. Заключается она в общении со студентами других факультетов ПГПУ и чаще носит характер псевдокоммуникации, хотя есть исключения, например коммуникация при организации и проведении flash-mob акций против наркотиков и СПИДа, где коммуникация носила уже целенаправленный характер на достижение определенного результата.
- коллектив внеучебной деятельности (неформальная группа) - коммуникация в группе студентов носит иной характер, чем в рассмотренных выше случаях. отличительной чертой (почему я и выделил эту группу отдельно) является состав участников студенческого самоуправления: в студенческий совет входят студенты с первого по пятый курс филфака, а также замдекана по внеучебной работе, которая курирует работу самоуправления. Таким образом, коммуникация совершается с людьми разных возрастов и разных социальных статусов, но объединённых одной общей целью. Следовательно, можно такой тип выделить в отдельную группу. коммуникация направлена на решение поставленных задач, разработку плана деятельности студентов во внеучебное время: проведение праздников, посвящений и т.д.
Также построена группа студенческого совета университета, только (в чем отличие от факультетского студсовета), где членами студсовета являются студенты с 1 по 5 курс со всех факультетов ПГПУ, а вместо замдекана с нами сотрудничает начальник внеучебного отдела ПГПУ и специалист ОВР ПГПУ. Цели, задачи и направленность похожи, только охват территории больше - пространство не отдельно взятого факультета, а университета в целом.
- коллектив на работе (формальная группа) - современные реалии таковы, что студентам на протяжении всего обучения (а особенно студентам из других городов) приходится работать, чтобы прокормить себя в жестких экономических условиях. Я не являюсь исключением из этих правил. Соответственно, появляется новая группа межличностного общения - коллектив работников аптеки. Особенностью этой группы является возрастное различие членов группы, среди которых преобладает средний возраст, специфика интересов - медицина, фармацевтика и т.п., сугубо женский коллектив. Поступающая информации, соответственно, окрашена этими особенностями. Из процесса коммуникации я извлекаю для себя новые знания в области медицины и фармацевтики, особенности аптечного дела, а также жизненные воззрения других участников группы.
- отряд в лагере (формальная группа) - в последнее время появилась ещё одна группа, в которой я состою, это отряд в лагере. Появление этой группы связано с профессиональной деятельностью педагога (пусть начинающего). Здесь уже я являюсь старше своих подопечных и по возрасту и по социальному статусу. Общение в этой группе не является постоянным, а является временным (в периоды работы в лагерях как летних оздоровительных, так и в профильных). Главный принцип моего коммуникативного поведения - сохраняя вертикаль, общаться на горизонтальном уровне, т.е. стараться быть на равных с детьми, но не давать им забыть свой статус. Хочется отметить, что данная задача в таком виде общения выполняется успешно, но не всегда это осуществимо сразу, либо не всегда в полной мере.
- семья (семейная группа) - получение жизненных, бытовых знаний от родителей. Особенностью является то, что в семье нас только двое: я и мама.
O Массовая:
- потребитель рекламы - живя в современном обществе, обществе продающих и покупающих, невозможно не касаться рекламы, точнее невозможно быть незадетым рекламой. В данном случае я являюсь опосредованным потребителем рекламной продукции. Но здесь необходимо отметить, что реклама на моё восприятие тех или иных товаров влияет слабо, не является определяющим фактором при покупке того или иного продукта, кроме, пожалуй, рекламы, информирующей о каких-либо мероприятиях, праздниках, действах и т.д.
- телевидение - раньше, до поступления в университет, телевидение играло важную роль в доставке информации до меня, в донесении каких-то жизненных принципов. Но здесь необходимо уточнить: я не "ребенок, воспитанный ТВ"; "телевизор" давал мне почву для размышлений над тем как нельзя поступать, чего нельзя делать и каким нельзя быть. Я на подсознательном уровне понимал, что телевидение - это массовая культура с соответственным содержанием и качеством, что по большому счету это симулякр настоящей жизни (правда таких формул и теорий я, конечно, не выдвигал в то время). С поступлением в университет телевизор оказался выкинутым из моего окружения и по техническим причинам (его просто не было в другом городе) и по идологическим причинам. Сейчас телевидение не является важной составляющей моей жизни, а образовавшуюся нишу заполнила художественная литература. Хотя совсем ТВ, конечно, не ушло, но его влияния осталось очень малое количество.
- радио, газеты - не являются первостепенным типом коммуникации.
o Интернет
Студенческая жизнь и процесс обучения, современная информатизация жизни предлагают нам множество удивительных типов коммуникации, которые еще не были известны, к примеру, 20 лет назад. Таково интернет общение. Всемирная паутина вмещает в себя сейчас почти все типы коммуникации. Поэтому я и выделил этот тип отдельно, как синкретичный тип, соединяющий в себе и групповое межличностное общение и массовую межличностную коммуникацию. Поясню на собственных примерах.
Рассмотрим такую функциональную возможность, как социальные сети, на примере сети В контакте.ру. Создав личный аккаунт в контакте, я могу общаться со своими друзьями, знакомыми, родственниками, несмотря на расстояния, разделяющие нас. Групповая коммуникация реализуется в том, что я состою в нескольких группах по своим интересам (например, группа студентов филфака, студентов ПГПУ, группа членов студенческого совета университета, группа членов Лиги юных журналистов, и т.д.).
Массовая коммуникация реализуется за счет распространения рекламы в сети, выхода телевидения и радио в интернет пространство.
На
данный момент техническое развитие достигло
того, что сегодня, сидя у себя в городке
(примерно где-нибудь в Сибири), можно связаться
с другом с другого конца света и, видя
и слыша его, совершить акт коммуникации.
Тем самым, почти все виды коммуникации
распространены в интернете.
2) наиболее типичными видами коммуникации по фактору кода являются:
1. Вербальные - речь для меня остается важным типом коммуникации, так как наибольший объем ежедневно получаемой и передаваемой информации происходит с помощью слов.
2. Невербальные - анализ кодов, передаваемых жестами, функционирует не в полной мере, зачастую распознавание таких кодов происходит на подсознательном уровне
O аудиальные - разговор, музыка;
O кинестетические - при индивидуальном общении я использую мимику, так как многие чувства и эмоции не могу передать с помощь слов, невольно получается заменять их выражением лица, положением рук и всего тела. Аналогично обращаю внимание на жестикуляцию и мимику своих собеседников, что дает мне понять намного больше, чем при помощи только словесных выражений;
O визуальные - иллюстрации, живопись, внешний вид собеседников также влияют на понимание и сближение в коммуникативном акте;
O перформансные (событийные, ритуальные) - я люблю и очень трепетно отношусь к традициям, присущим определённой группе или индивиду, с которыми вступаю в процесс коммуникации. Интересно, что в разных случаях эти традиции различны. Так, например, с друзьями-девушками вошло в обычай при встрече целовать друг друга в щёчку (это исходит из ментальности русского народа), тогда как в других группах такая традиция не поддерживается. В каждой группе для меня свойственно употребление соответствующих выражений, понятных только членами этой группы и ставших уже традиционными, приобретшими даже ритуальный, сакральный характер. Естественно, и коммуникативное поведение при встречах будет иметь разную традиционную основу.
3. Устные - живая речь, живое общение - важная составляющая для меня, так как мнение о человеке и восприятие информации им зависит от качества устной речи, от мастерства живого общения.
4. Письменные - является важной частью общения, когда из-за технических возможностей информация не может быть передана при помощи устной речи, тогда она передается и получается посредством текста (книги - получение информации о морали, нравственности, представлениях о мироустройстве через художественную литературу; общение в сети интернет; смс-общение, собственное творчество, реализуемое в рукописях; письма - переписка с родными, друзьями была актуальна до развития интернета, сейчас сведена на нет; и т.д.).
5. Мифологические - архетипическая информация, наполненная многовековым культурным наследием получается через общение со старшими, книжная мудрость, фольклорные традиции (важны: архетипы дома, дороги, пути, гостеприимства, морали и т.д.).
6. Символические - получение и передача информации через символику - общекультурные символы (герб, флаг, гимн государства), групповые символы (корпоративная культура на работе, знаки отличия в университете, лагере).
7. Художественные
- включение себя в цепь художественного
обмена информации: получение информации
- чтение художественной литературы; отправление
информации - художественное творчество.
3) по
фактору источника
в противопоставлении печатные/ электронные
преобладания какого-либо вида выявить
нельзя (хотя все-таки чуть больше доминируют
электронные источники, так как и художественная
литература доступна теперь в электронном
виде), но все-таки и печатные и электронные
источники одинаково равны для меня. В
противостоянии первичные/ вторичные
больше все-таки вторичной информации,
так как и в процессе обучения знания,
доставляемые студентам (коим я являюсь),
являются давно известными человечеству.
Первичная информация может поступать
только из маленькой группы, в которой
я состою. Среди официальных/ неофициальных
источников выигрывают неофициальные,
так как неофициально информация распространяется
быстрее, чем официальные документы (приказ
ректора, распоряжение деканата, замечания
директора и т.д.).
4) по характеру воздействия:
Информация о работе Анализ коммуникативной компетенции личности