Анализ коммуникативной компетенции личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2011 в 14:41, контрольная работа

Описание

Объектом моего исследования я решил выбрать студента 3-го курса филологического факуль-тета – Чащинова Евгения, т.е. себя. Я считаю, что изучение себя с точки зрения коммуникации – важная часть самопознания. Коммуникация является важной составляющей взаимодействия чело-века с обществом и миром, а для будущего педагога, тем более филолога, это еще и сфера деятель-ности. Я считаю, что разобраться со своей коммуникативной компетенцией необходимо, чтобы по-нять, что получается, а над чем необходимо поработать.

Работа состоит из  1 файл

контрольная по риторике.doc

— 172.31 Кб (Скачать документ)
 

5) по фактору пространства:

  1. внутрикультурная - преобладает общение и обмен информацией в одной (родной) культурной среде, опыта межкультурного общения пока не было (кроме изучения английского языка);
  2. внешняя - проявляется при межгрупповом информировании (выяснение общего расписания лекций, изменений, связанных с обучением, обсуждение количества мероприятий и согласование с другими структурами университета и т.д.);
  3. внутренняя - преобладающие коммуникационные потоки только внутри отдельной группы (информирование об изменениях в расписании 232 группы, изменение состава студенческого совета).
 

6) по фактору времени:

  1. в процессе общения для меня характерна низкая интенсивность речи. Это связано с особенностями психотипа и манеры поведения. Поэтому мне сложно понимать быстро говорящих людей;
  2. никаких стратегий и тактик в процессе коммуникации стараюсь не разрабатывать. Я стараюсь придерживаться средней позиции по отношению к разным типам собеседников и стараюсь не заискивать перед начальником, но и не возвышаться перед подчиненным. Предварительного моделирования ситуаций общения зачастую не предпринимаю. Это случается только в экстренных случаях (например, продумывание речи о смерти родственника маме, оправдательная речь перед мамой, начальником, преподавателем, продумывание плана ответа на семинаре). Я стараюсь подстраиваться, втекать в русло беседы. Если и происходит срабатывание стратегических моментов (гендерные стратегии), то это происходит на подсознательном уровне. Хотя, выбор определенной позиции пассивного начала в коммуникации - это тоже некая стратегия, но она также выбрана неосознанно. Возможно, это и неправильно, и над этим нужно работать.
 

7) по фактору вида деятельности на данный момент главный тип - учебная коммуникация, так как пока я нахожусь в этом социальном статусе, процесс получения знаний будет главенствовать. 

8) По статусным ролям

  1. Горизонтальная - общение с друзьями, коллегами, товарищами, с родителями (я всегда воспитывался как равный участник семейного пространства, с взрослением и пониманием жизни оппозиция Отцы/Дети почти стерлась, и мы с мамой можем общаться на равных, несмотря на различные социальные статусы - мать/сын);
  2. Вертикальная - коммуникация с преподавателями (здесь я нахожусь в качестве подчиненного, исполнителя различных заданий), начальниками (тоже подчинение приказам), с детьми в лагере (я нахожусь уровнем выше и сам являюсь неким начальником, а дети в отряде - подчиненными), с родителями (в какой-то мере мама все равно остается главой семьи и последнее слово - за ней, а я в каких-то ситуациях - исполнитель).
 

9) по цели:

  1. Познавательная - процесс получения знаний (университет, курсы, тренинги, форумы и т.д) - остается наиболее важным на данном этапе развития и становления личности.
  2. Убеждающая - работа вожатого в лагере, отстаивание своего мнения
  3. Экспрессивная - находится на нейтральном уровне. Сказать, что я не эмоциональный человек было бы неправдой, но и пиковых точек эмоции не достигают. Таким образом я - человек умеренной экспрессивности.
  4. суггестивная - работа вожатого в лагере
  5. ритуальная - общекультурные ритуалы (свадьба, похороны, проводы и т.д.), групповые ритуалы (ритуалы студенчества - поход к памятнику Пушкину 19 октября, встреча первокурсников, предэкзаменационные ритуалы; семейные ритуалы - открытие и закрытие садового сезона, поминание усопших родственников и т.д.; ритуалы в отряде лагеря - проведение вечерних огоньков-свечек, и т.д.), индивидуальные ритуалы.
 
 

    3. Анализ лидерского коммуникативного потенциала личности. Указание сильных и слабых сторон. Рекомендации.

    К самому понятию «лидер» я отношусь очень настороженно, так как четкого понимания в обществе по этому вопросу еще не сложилось, единого мнения по этому вопросу не выработано, могу судить лишь со своей, сугубо субъективной, точки зрения, опираясь на близкие мне уже существующие мнения. Определяя сферы, где я могу назвать себя лидером, хочется отметить, что я далеко не во всех сферах моей жизни являюсь лидером (в каких-то ситуациях это связано с группой, в каких-то - с моей позицией, в каких-то - с моей некомпетентностью). Я не стремлюсь завоёвывать лидерство любыми путями и средствами. Быть лидером, для меня, это изначально на делах и поступках проявлять лучшие свои качества. Лидером не рождаются, лидером становятся. Мне всегда изначально нравится модель неформального лидера, скрытого, латентного от общих скоропалительных выводов - эта позиция исходит из психологических качеств личности (сам по себе я человек можно сказать медлительный в принятии решений - мне нужно обдумать все, проанализировать, взвесить все за и против, поэтому я никогда с открытым забралом в бой не кидаюсь и не лезу главенствовать и управлять - будь то дела либо процесс коммуникации). Оценивая себя, как лидера, можно отметить следующие черты и особенности:

    • приоритетным для себя стилем лидерств я считаю демократический - равноправие ко всем участником группы, внимание к проблемам, неудачам и победам её участников. Придерживаться постоянно демократии очень сложно, но я сам по себе не жесткий человек, гуманный и толерантный к проблемам общества, поэтому такой стиль лидерства мне приемлем, исходя из психологических особенностей личности.
    • Из этих особенностей исходит и такой стиль (по другой классификации) - это Неагрессивный Контактный стиль (сотрудничество, оказание помощи, склонность учить и радоваться успехам подчиненных).
    • С оппозицией мужского/женского стилей лидерства сложнее. Я могу сказать, что мне присуща серединная позиция, вбирающая в себя черты как одного, так и другого стиля. Преобладание мужского стиля - из-за физиологических особенностей, наличие черт женского - из идеологических соображений.

     Рекомендации: постараться найти и определить четкую позицию по этому вопросу определения для себя стиля лидера, так как на данном этапе я не имею четких, устоявшихся взглядов. 
 

    4. Определение типичных и нетипичных коммуникативных ситуаций. Указание сильных и слабых сторон. Рекомендации.

  1. Типичными горизонтальными коммуникативными ситуациями для меня будут:
    • Общение со студентами в университете (как учебное так и внеучебное взаимодействие), общение с незнакомыми людьми в магазине, транспорте, на улице и т.д.
  1. Типичные вертикальные коммуникативные ситуации:
    • Взаимодействие с преподавателями в университете, с администрацией университета, лагеря, с начальством на работе - позиция подчинённого;
    • Взаимодействие с детьми в лагере, с членами студенческого совета - позиция начальника.

Нетипичным для меня будет общение с преподавателями в горизонтальной позиции. 

    5. Анализ норм коммуникативного поведения данной личности. Указание сильных и слабых сторон. Рекомендации.

               Я считаю свое коммуникативное поведение нормативным. Коммуникативные табу как общекультурные (хотя здесь следует заметить, что речевые табу, известные в древности, сейчас неактуальны, например, номинация некоторых священных животных (медведь), но всё еще устойчивые табу соблюдаются, например, "о покойнике либо хорошо, либо ничего"), так и ситуативные (запретные нецензурные слова в женском обществе), внутриличностные (без позволения собеседника не говорить о его личной жизни) мной соблюдаются. Здесь, правда, следует сделать замечание по поводу нецензурной лексики - не всегда удается "держать себя в руках". Это связано, во-первых, с внутренним психологическим состоянием (как средство избавления от стресса), во-вторых, с уровнем самооценки общества (некоторые группы позволяют употребление мата, что говорит о неуважении себя как личности участниками той или иной группы; там же, где группа не позволяет использование мата её членами, это табу мной соблюдается беспрекословно). Коммуникативные императивы, необходимые в силу принятых норм и традиций (общекультурные, ситуативные и внутриличностные) выполняются. Речевая агрессия в коммуникативном поведении не наблюдается.

    Рекомендации: Жестче следить за употреблением ненормативной лексики в группе. 

    6. Определение типичных форм межличностной коммуникации. Указание сильных и слабых сторон. Рекомендации.

    Наиболее типичной формой коммуникации является общение, как диалог равноправных сторон. Я избрал для себя принцип равноправия в общении, так как считаю это наиболее демократичным и честным по отношению к собеседнику и к себе. Общение, как равноправие, считаю применимым также и к себе, следовательно мои предпочтения направлены к тем собеседникам, которые проявляют уважение в разговоре ко мне. Также мне, в меньшей, правда, степени, характерно и подражание. Это исходит из того, что наиболее интересные моменты в поведении, лексике, жестикуляции я копирую и использую в своем коммуникативном поведении (например, эвфемизм "кильманда" - нерусское слово, используемое для подчеркивания добродушного отношения к человеку, или диалектная присказка "вот-те на-те - хрен из-под кровати" - для обозначения неожиданной ситуации, заставшей врасплох и т.д.). Зачастую это копирование происходит невольно, но иногда и нарочито, подчеркивая неуместность, нелепость данного выражения или жестикуляции моего собеседника. Управлением стараюсь пользоваться редко, только в тех случаях, когда необходимо достигнуть определенных результатов от подчиненных.

    Рекомендации: следить за уместностью и корректностью подражаний.  

    7. Анализ коммуникативных параметров коммуникатора. Указание сильных и слабых сторон. Рекомендации.

   1) Мотивационный параметр. Я, как и любой, наверное, человек, нуждаюсь в коммуникации, причем, самой разнообразной (получение знаний, новой информации, общение с друзьями, обмен мнениями, мыслями, чувствами и эмоциями), так как мне интересно познавать мир, познавать человеческую сущность. Псевдокоммуникации в любом общении не избежать, если ты хочешь поддерживать контакт с человеком и не утерять с ним связь (если, конечно, он тебе дорог и важен), но здесь важно не заиграться, так как псевдокоммуникация может стать обыденной, привычной формой общения. С одной стороны, игра в общение важна для поддержания связи с человеком, для подчеркивания значимости человека, но с другой, как мы видим на примере различных чатов, асек, контактов, что такое общение на уровне "привет, как дела?" становится основополагающим в современной молодежной среде. Признаюсь, что я и сам грешен в этом случае, но я такими фразами пытаюсь вызвать собеседника на контакт, мне действительно интересно, чем он живёт. Но не все, к сожалению, преследуют такую цель.

   2) Когнитивный параметр. Знание коммуникативных кодов проявляется зачастую на подсознательном уровне, невольно, неосознанно. Интроспекция (самонаблюдение) - процесс сложный для меня. Когда-то мне удается взглянуть на себя со стороны, а зачастую не очень. А вот ауторефлексия - любимое для меня занятие - как же не поковыряться в себе, как же не изучить, не разобрать на мельчайшие детали свое поведение, свои слова, ужимки и усмешки! Правда, иногда этот процесс осложняется неумением взглянуть на себя со стороны. В жизни я придерживаюсь позиции избегания предрассудков, верований в приметы и суеверия, но невольно, так или иначе под действием архетипов вера в определенные приметы берет верх над разумом. 

   3) Функциональный параметр. Свою коммуникативную компетентность я могу оценить так:

   а) вербальными и невербальными средствами я владею неплохо (речь размеренна, понятна, усваиваема; артикуляция в норме, использование жестикуляции не мешает восприятию речи, а лишь дополняет, помогает ее восприятию);

   б) я умею и люблю варьировать коммуникативные средства в процессе коммуникации в связи с изменением ситуации и условий общения, люблю совмещать на первый взгляд несовместимые стили общения, чтобы разрядить глубоко официозную обстановку или же, наоборот, придать официальности развязному общению, люблю употреблять диалектные выражения, известные фразы и цитаты из различных источников, люблю менять интонацию, тембр голоса, скорость речи, люблю употреблять иронию и сарказм в общении, подражание и т.д.;

   А Коммуникативные навыки так:

   а) я не умею эффективно формировать коммуникативную стратегию, возможно, это связано с тем, что я не очень хорошо разбираюсь в людях, с которыми знаком непродолжительное время, и естественно, стиля общения с ними не выработал, не подстроился под их коммуникативную стратегию;

   б) я не могу сказать, что я достаточно хорошо умею пользоваться разнообразными тактическими приемами коммуникации, приемы управления или внушения, приемы, направленные на достижение какой-либо цели возникают во время акта коммуникации невольно, на подсознательном уровне, либо на уровне ощущений.

   Рекомендации: научиться вырабатывать стратегию общения и применять тактику в коммуникации. 

    8.  Анализ психологических основ коммуникации. Указание сильных и слабых сторон. Рекомендации.

Информация о работе Анализ коммуникативной компетенции личности