Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 09:54, контрольная работа
Античная риторика была не только школой красноречия, высокого ораторского искусства, но и сложной системой, состоящей из основ философии, лингвистики, логики и поэтики. Высокое совершенство красноречия было достигнуто благодаря усилиям софистов, профессиональных ораторов и учителей философии и риторики.
Введение
1. Основные этапы развития античной риторики
2. Риторика софистов
3. Риторическое учение Аристотеля
4. Римская риторика
5. Итоги развития античной риторики
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
1. Основные этапы развития античной риторики
2. Риторика софистов
3. Риторическое учение Аристотеля
4. Римская риторика
5. Итоги развития античной риторики
Заключение
Список литературы
Введение
Слово риторика первоначально означало ораторское искусство. Многие греческие города-государства, как Афины, управлялись демократически. Политические и судебные решения принимались голосованием на сходке, результаты которого определялись убедительностью публичных речей и впечатлением, которое оратор производил на собравшихся граждан. Убедительность речи зависела от ее логоса - силы доводов, приводившихся оратором, этоса - уместности речи, ее соответствия общепринятым обычаям и взглядам и филокалии (букв. благолепия - красоты) оратора и его речи, пафоса - эмоций (гнева, сострадания, мужества, милосердия и др.), возбуждаемых в публике словесным искусством оратора. В этих условиях в V-IV веках до Р.Х. сложилась профессия софистов - «знатоков, мастеров», платных учителей философии и ораторского искусства, которые обучали молодых людей технике аргументации и приемам воздействия словом.
Древняя Греция по справедливости считается родиной ораторского искусства. "Царицей искусств" называли античные греки риторику, настолько сильным было ее влияние на решение государственных дел, на формирование общественного мнения. Еще в III в. до н. э. в Греции, а немного позже и в Риме стали формироваться риторские школы, в которых молодежь, готовясь к государственной службе и общественной деятельности, изучала риторику, логику, правоведение, философию, историю и литературу. Античные риторы владели не только искусством убеждения, но и умели своей речью доставлять слушателям удовольствие смелой и оригинальной мыслью, призывали их к добру, справедливости, выполнению гражданского, патриотического долга.
Античная риторика была не только школой красноречия, высокого ораторского искусства, но и сложной системой, состоящей из основ философии, лингвистики, логики и поэтики. Высокое совершенство красноречия было достигнуто благодаря усилиям софистов, профессиональных ораторов и учителей философии и риторики. Софисты блестяще владели мастерством логических доказательств, искусством спора, исследовали философские проблемы познания и старались сблизить философию с риторикой. Однако вскоре софистика в ущерб поиску искомой истины стала злоупотреблять словесной виртуозностью, преднамеренно нарушая законы логики.
1. Основные этапы развития античной риторики
История античной риторики насчитывает 800 лет - от первых сохранившихся риторических трактатов Аристотеля и Анаксимена до знаменитого компендиума античной риторической мысли, составленного Квинтилианом.
Гаспарова, историю античной
риторики вряд ли можно рассмотреть
как процесс по двум причинам: во-первых,
сохранилось множество
Вместе с тем представляется
возможным и необходимым
Возникновение той или
иной идеи (науки) всегда исторически
подготовлено и обусловлено рядом
объективных и субъективных причин.
Культ устной речи, словесного искусства
характерен уже для времени истоков
греческой цивилизации. В античной
мифологии имеются два божества
устного слова - Аполлон, бог поэтов,
и Гермес Логий («Словесный»), бог
ораторов. Именно Гермес изобрел лиру,
которую он подарил Аполлону, что
свидетельствует о более раннем
происхождении ораторского
Культ устного слова отразился и в речах гомеровских героев. Это было связано с публичным характером жизни древних греков. И все же как расцвет ораторского искусства, так и рождение риторики было обусловлено прежде всего мощной общественной потребностью.
Как справедливо подчеркивает
В.И. Исаева, «риторика неотделима от
типа организации древнегреческого
общества, особенностей его управления.
Не случайно феномен политического
красноречия практически
Бурное развитие судебного
красноречия стимулировалось
Позднее возникло торжественное красноречие, которое также получило широкое развитие именно благодаря публичному характеру жизни древних греков: пышные чествования наиболее отважных воинов, знаменитых спортсменов, прославленных актеров были непременным атрибутом античной культуры.
Разносторонняя общественная
потребность в результативном словесном
высказывании подкреплялась и
Таким образом, развитая общественная
потребность, а также фундаментальные
особенности греческой культуры
и греческого менталитета предопределили
появление риторики - науки о правилах
ораторского искусства. В ситуации,
когда зачастую только сила и убедительность
красноречия предопределяли исход
дела и соответственно судьбу человека,
а иногда и целого народа, возникает
стремление выявить секреты, обеспечивающие
действенность человеческого
Именно в этой ситуации
культурного «взрыва», порожденного
совокупностью общественно-
2. Риторика софистов
«Естественный разрыв между малым числом тех, кто от природы одарен даром слова, и потребностью общества в лицах, умеющих говорить перед толпой, восполнялся в классической Греции двумя путями: обучением ораторскому мастерству и сочинением речей для клиентов, которые заучивали купленную речь и произносили ее перед судом от своего имени. В том и другом случае ораторское выступление из импровизации превращалось в работу, подчиненную определенным нормам и правилам».
Согласно Аристотелю, первым изобрел риторику Эмпедокл из Акраганта в Сицилии, крупный философ VI-V вв. до н.э., который был учителем Горгия. Первыми риторами считаются полумифические Корак(с) и Тисий, имена которых известны благодаря Платону и Аристотелю. Жители Сиракуз, учитель и ученик, они открыли первые риторические школы и составили первые руководства по написанию судебных речей. Учебник Корака стал известным во всей Греции. Впоследствии Тисий переселился в Афины, где стал преподавать красноречие. Сюда же последовал и Горгий из Леонтин.
То обстоятельство, что риторика возникла именно в Сицилии, по мнению С.Меликовой-Толстой, объясняется соседством философской школы элеатов: «Элеаты, поставившие на место знания о мире мнение (докса) и разорвавшие казавшуюся до тех пор естественной, самой природой установленной связь между словом и вещью, сделав вместо этого слово лишь условным обозначением вещи, произвели тот идеологический переворот, в котором и надо искать мировоззренческий корень риторики».
В это время в Греции
складывается новая система образования
и воспитания гражданина полиса. Ее
стали осуществлять софисты, странствующие
учителя философии и
Гуманистический смысл этой философии бесспорен: софисты в центр мира поставили человека познающего и сомневающегося, выступив против авторитетного мифологического сознания, основывавшегося на признании незыблемости традиционных постулатов. В противовес ему софисты выдвинули требование доказывать все.
Бесспорна и демократичность софистики: «Демократическим было, прежде всего, само предложение научить любого желающего всем доступным знаниям и этим сделать его совершенным человеком… Демократический образ мыслей лежал и в основе тех представлений о знании, с которыми выступали софисты: в основе учения об относительности истины. Как в свободном государстве всякий человек имеет право судить о государственных делах и требовать, чтобы с ним считались, так и о любом предмете всякий человек вправе иметь свое мнение, и оно имеет столько же прав на существование, как и любое другое».
Распространившееся позднее
мнение о софисте как о ловком
обманщике и о софистике как
о системе приемов ложного
убеждения и ложного
В самом деле, если справедливо то, что может быть доказана любая мысль, независимо от ее объективного смысла, возникает вопрос о приемах такого доказательства и соответственно интерес к проблемам риторики. Софисты признавали огромное значение слову, которое в их интерпретации сродни колдовству, магии, чарованию. «Чарование духа и обман мысли» видел в слове Горгий. Фрасимах же сравнивал искусство слова с волшебным заговором.
Такая оценка возможностей
человеческого слова
Основным теоретиком риторики среди софистов был Горгий, который создал иллюзионистскую теорию искусства, в том числе и искусства красноречия. Риторика в таком понимании сродни словесной игре и потому это удобный инструмент гражданского управления, точнее - манипулирования: «искусство убеждать [людей] много выше всех искусств, т.к. оно делает всех своими рабами по доброй воле, а не по принуждению». Именно софисты выделили в природе человека два начала: с одной стороны, природное - постоянное, неизменное, с другой стороны - привнесенное обычаями, привычками, являющее собой изменчивую условность и подверженное воздействию извне. Горгий утверждал, что человеческое знание по своей сути является ложным, неполным и условным «мнением», а не истиной.