Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 09:54, контрольная работа
Античная риторика была не только школой красноречия, высокого ораторского искусства, но и сложной системой, состоящей из основ философии, лингвистики, логики и поэтики. Высокое совершенство красноречия было достигнуто благодаря усилиям софистов, профессиональных ораторов и учителей философии и риторики.
Введение
1. Основные этапы развития античной риторики
2. Риторика софистов
3. Риторическое учение Аристотеля
4. Римская риторика
5. Итоги развития античной риторики
Заключение
Список литературы
Третья книга посвящена проблемам стиля и построения речи. Интеллектуальный характер риторической теории Аристотеля определяет отношение теоретика к проблеме стиля.
Аристотель создает теорию
классического стиля, поэтому основными
достоинствами ораторского
Основным регулятором стиля Аристотель считает чувство меры. Указывая на срединное положение, которое занимает стиль ораторской прозы между естественным стилем разговорной речи и искусственным стилем поэтической речи, Аристотель подчеркивает, что злоупотребление поэтическими приемами делает ораторский стиль холодным, искусственным и привносит в него «оттенок чего-то чуждого» - поэтичности.
Критерий меры у Аристотеля
функционально обусловлен («стиль будет
обладать надлежащими качествами, если
он полон чувства, если он отражает
характер и если он соответствует
истинному положению вещей») и
является одним из условий, обеспечивающих
доверие слушателя к оратору («Стиль,
соответствующий данному
Итак, Аристотель создает стройную теорию того, что на языке современных эстетических понятий именуется классическим стилем.
Важным разделом стилистической теории Аристотеля является разработанное им учение о ритме прозы и о периодической речи. Стиль, подчеркивает Аристотель, не должен быть ни метрическим, ни лишенным ритма.
Следует подчеркнуть, что
все стилистические рекомендации Аристотеля
отражают его установку на потенциального
слушателя ораторской речи. Наиболее
отчетливо эта установка
Функционально обусловлена и предлагаемая Аристотелем структура ораторской речи, в которой теоретик, помимо предисловия и заключения, выделяет обвинение, рассказ и доказательство, и определяет функции каждой части высказывания.
Подводя итог, можно сказать,
что риторика Аристотеля - искусство
убеждения. Риторическое учение Аристотеля
- явление классической эстетики, подчиняющееся
принципам меры, ясности, целесообразности.
Вместе с тем Аристотель вошел
в историю как
4. Римская риторика
Центром развития теории и практики ораторского искусства становится Рим. Особенности ментальности римлян: практицизм, рассудочность, культ индивидуализма - обусловили их более прагматичное отношение к красноречию, которое было призвано обслуживать прежде всего политическую деятельность, и поэтому характерный для греческой цивилизации культ слова не свойствен цивилизации римской.
Взлет красноречия связан с историей республиканского Рима, когда бурная политическая жизнь, включавшая в себя всенародное обсуждение государственных законов, прения в сенате, выдвинула таких известных ораторов, как Гай Гракх, Луций Лициний Красс, Марк Антоний, Марк Порций Катон. Именно политическое красноречие наиболее интенсивно развивается в Риме, причем установка на политическую действенность определила характерные особенности раннего римского ораторского искусства - лаконичность (ср. афоризм Катона Старшего «Придерживайся сути дела - слова найдутся»), пристрастие к инвективам, афористичность и остроумие.
Однако достаточно быстро
в римском красноречии
Специфика римской ментальности и особенности римской истории объясняют характер искусства и науки красноречия у римлян - стремление к пышности, подражательность и отсутствие новых идей. «Их можно считать скорее эрудитами, нежели творцами. Они стремились больше к передаче взглядов греческих теоретиков, чем к их развитию».
5. Итоги развития античной риторики
Краткий очерк почти тысячелетней
истории развития античной риторики
и ораторского искусства
1. Риторика возникает
в ответ на общественную
2. Самые яркие эпизоды
развития и риторики, и ораторского
искусства демонстрируют
3. Исторический экскурс
показывает, что в развитии риторического
знания действовали две
Заключение
«Античную риторику в ее концептуальной завершенности следует рассматривать как неотъемлемую часть целостного античного миропонимания», - пишет А.К. Авеличев. Следование «пространственно-временным принципам гармонии и соразмерности» позволяло на всех уровнях высказывания воспроизвести совершенство Космоса; соответственно сама риторика создавалась как воображаемый микрокосм, как модель и вторичная семиотическая система, во всех своих конструктивных особенностях воспроизводящая и описывающая античное миропонимание.
И не только античное. Долгая жизнь риторики на протяжении столетий и возрождение в новом качестве в ХХ веке оказались возможны потому, что риторика - при всех своих противоречиях - способна быть автоописанием и алгоритмом культуры, причем культуры не только словесной.
Сами противоречия риторики, с одной стороны, стимулировали ее развитие, с другой - обеспечивали ее универсальность в обслуживании различных уровней культуры и функцию как «оси преемственности».
Возможности риторики очень
велики, главным образом благодаря
заложенному в ней
Но в античной риторике
- наряду с разработкой принципов
эффективности коммуникации - присутствовали
идеи, предвосхищавшие и идеи современной
лингвистики текста, в частности
- представления о средствах
Перспективной является и
идея, положенная в основу раздела
о расположении, - идея алгоритмизации
творческого процесса изобретения
речи. Основные композиционные части
ораторской речи выделяются по функции,
выполняемой ими в рамках речи,
что дает возможность представить
результат процесса речепорождения
не как бесконечное множество
текстов, а как обозримый набор
блоков, использование которых
Эвристическая ценность идей античных риторов обусловлена не только их интуицией и высоким уровнем рефлексии по отношению к целям и результатам своей речемыслительной деятельности, хотя и это имеет место, но прежде всего комплексным характером этой рефлексии - умением видеть и анализировать исключительно сложный объект, каковым является человеческая речь, во всем его системном многообразии и единстве. И в этом отношении античная риторика тоже предлагает эталонный образец, утраченный современной филологией, шире - гуманитарной наукой, которая ориентируется на спецификацию исследования, но остро осознает необходимость его интеграции. Именно это и делает риторику метатекстом современной гуманитарной культуры.
Список литературы:
1. Античные риторики / Собр. текстов, ст., коммент. и общ. ред. А.А. Тахо-Годи. - М., 1978.
2. Античные теории языка и стиля. - М., Л., 1936.
3. Аристотель. Риторика. Кн.3 / Пер. С.С. Аверинцева // Аристотель и античная литература. - М.: Наука, 1978.
4. Аристотель. Топика // Сочинения: В 4 т. - Т.2. - М., 1978.
5. Гермоген. Об идеях //
Вопросы классической
6. Квинтилиан. Двенадцать книг риторических наставлений / Пер. А.С.Никольского. - СПб, 1834.
7. Платон. Избранные диалоги. - М., 1965.
8. Тацит. Диалог об ораторах // Тацит. Сочинения: В 2 т. - Т.1. - Л.,1969.
9. О возвышенном / Пер., ст. и примеч. Н.А. Чистяковой. - М.: Наука, 1972.
10. Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве / Под ред. М.Л. Гаспарова. - М.: Наука, 1972.
11. Лосев А.Ф. Софисты // Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. - М., 1969.
12. Маковельский А.О. Софисты: В 2 т. - Баку, 1940-1941.
13. Миллер Т.А. Аристотель
и античная литературная теория
// Аристотель и античная