Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 09:54, контрольная работа
Античная риторика была не только школой красноречия, высокого ораторского искусства, но и сложной системой, состоящей из основ философии, лингвистики, логики и поэтики. Высокое совершенство красноречия было достигнуто благодаря усилиям софистов, профессиональных ораторов и учителей философии и риторики.
Введение
1. Основные этапы развития античной риторики
2. Риторика софистов
3. Риторическое учение Аристотеля
4. Римская риторика
5. Итоги развития античной риторики
Заключение
Список литературы
В своем упоении возможностями
человеческого слова как
Тем не менее, именно деятельность
софистов впервые заострила проблему
этических основ риторики как
проблему морального облика оратора, единства
его убеждений и высказываний,
а также нравственности целевых
установок. Уже Платон устами Сократа
обвинит оратора-софиста в
Этической проблематикой
чревата и разработанная
Софисты сформулировали такое основополагающее требование к речи, как требование цельности и законченности высказывания: речь должна иметь четко очерченные начало и конец (вступление и заключение), главную часть, которая включает в себя два раздела - повествование о событиях и спор.
Софисты выдвинули и принцип построения ораторского произведения - «препон» («должное», «подобающее»), согласно которому оратор должен заботиться об уместности своего высказывания, о соответствии стиля и содержания речи ситуации и ожиданиям аудитории.
Именно софисты попытались
сформулировать основные приемы словесной
выразительности. Большое внимание
они уделяли звуковой стороне
речи, выразительным возможностям языка.
Горгий впервые ввел в ораторскую
прозу поэтические средства, использовав
в своих выступлениях аллитерации,
ассонансы, звуковые повторы, такие
поэтические фигуры, как антитеза,
оксюморон и аналогия. Излюбленными
приемами Горгия-оратора были антитеза,
исоколон (параллелизм, симметрия слогов)
и гомойотелевтон (созвучие окончаний),
которые придавали предельную четкость
и ясность его публичным
3. Риторическое учение Аристотеля
Аристотель (384-322 гг. до н.э.) - величайший мыслитель древности. «По широте своего влияния на философскую и научную мысль древности, средневековья и нового времени Аристотель - фигура исключительного значения». Это объясняется не только широтой научных интересов ученого, но главным образом особым складом его мышления, в котором тонкий анализ сочетался с убедительной систематизацией понятий и категорий. В философии Аристотеля максимально проявилась специфика познания мира, свойственного античности, - склонность к кодификации.
Из многочисленных трудов
Аристотеля, посвященных вопросам эстетики,
о которых сохранились сведения
у античных авторов, сохранились
только четыре трактата - «О поэтическом
искусстве (Поэтика)», «Риторика», «Политика»
и XII книга «Метафизики»; кроме того,
для понимания риторической концепции
Аристотеля чрезвычайно важна его
«Топика», а также «Этика». Вместе
с тем, риторическая концепция Аристотеля
неразрывно связана с его эстетическим
учением, и в этом ее определяющая
специфика. Это своего рода метариторика,
объединяющая сквозной проблематикой
ряд работ, в центре которых лежат
проблемы человеческого общения
и которые в своей совокупности
составляют целостное гармоничное
учение. В отличие от своих предшественников,
останавливавшихся, как правило, на
уровне эмпирического описания приемов
красноречия и утилитарно-
В этом отношении важнейшим
в философии и эстетике Аристотеля
является термин «энтелехия», объединяющий
в смысловом единстве такие категории,
как материя, эйдос - форма (идея) вещи,
причинное происхождение вещи и
ее целевое назначение. В контексте
данного термина большую
Второй существенной особенностью
«Риторики» Аристотеля является ее вероятностный
характер: риторика определяется им «как
искусство убеждать, то есть как
использование возможного и вероятного
в тех случаях, когда абсолютная
достоверность оказывается
Наконец, важнейшим отличием риторической концепции Аристотеля является осуществленный мыслителем синтез теории и практики. Если для Платона характерен акцент на теоретическом аспекте риторической деятельности, а для Исократа на практическом, то Аристотель устранил это противоречие, создав учение, в котором эпистемологическое противоречие между наукой и ее практическим применением было снято.
«Риторика» Аристотеля состоит
из трех книг. В первой части книги
первой излагаются общие понятия
и основные принципы риторики. Аристотель
устанавливает соотношение
Таким образом, задача риторики по Аристотелю - «не убеждать, но в каждом отдельном случае находить способы убеждения», соответственно риторика - «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета».
Аристотель выделяет два
способа убеждения - «нетехнические»
(к ним относятся свидетели, документы,
показания и т.д.) и «технические»,
т.е. чисто риторические, и устанавливает
зависимость способов убеждения
от трех факторов: характера оратора,
настроения аудитории и самой
речи, - подчеркивая их взаимообусловленность.
Так формируется классическая триада
оратор - речь - аудитория, в которой,
как показывает Аристотель, все компоненты
связаны многосторонними
Аристотель выделяет три
способа доказательства в риторике:
это пример (риторическое наведение),
энтимема (риторический силлогизм) и
кажущаяся энтимема (кажущийся силлогизм),
дает их определения, с тем, чтобы
вернуться к подробному толкованию
во второй книге. Доказательство с помощью
примера (индукция), по Аристотелю, предполагает,
что на основании многих подобных
случаев делается вывод о наличии
какого-либо факта или явления; доказательство
с помощью энтимемы (дедукция) предполагает,
что из наличия какого-либо факта
делается вывод, что всегда или часто
он является причиной другого факта
или явления. Интеллектуалистский
характер риторических рекомендаций Аристотеля
сказывается в следующем
Во второй части Аристотель подробно рассматривает внутренние принципы каждого рода речей.
Предмет совещательного красноречия - политика в таких ее аспектах, как финансы, война и мир, защита страны, ввоз и вывоз продуктов, законодательство. Аристотель настаивает на глубоком знании политическим оратором фактической стороны данных вопросов, а также видов государственного устройства, так как глобальная цель совещательного красноречия, подчеркивает он, - упрочить или же разрушить тот или иной строй. В то же время, обращая речь к конкретным людям, оратор апеллирует к их представлениям о пользе и благе. Аристотель формулирует способы убеждения относительно блага и полезного, к каковым он относит добродетель, удовольствие, счастье, добродетели души, красоту и здоровье, богатство и дружбу, честь и славу, умение хорошо говорить и действовать, природные дарования, науки, знания и искусства, жизнь, справедливость, то есть определяет топику совещательной речи. Столь же подробная разработка характерна для разделов, посвященных эпидейктической и судебной речи: Аристотель от предмета (объекта) - через определение исходных содержательных посылок - переходит к характеристике конкретных топосов данного рода красноречия.
Здесь же Аристотель выявляет
психологические механизмы
Вторая книга «Риторики» Аристотеля посвящена подробной разработке общих оснований ораторского искусства, очерченных в первой книге, и содержит учение о страстях, нравах и общих способах доказательства.
Вся аргументация Аристотеля
во второй книге подчинена утверждению
идеи взаимозависимости и
Аристотель выделяет важнейшие причины, возбуждающие доверие к говорящему, каковыми, по его мнению, являются разум, добродетель оратора и его благорасположение к аудитории, и обращается к учению о страстях.
«Страсти - все то, под
влиянием чего люди изменяют свои решения,
с чем сопряжено чувство
Таким образом, определяются
возможные способы убеждения, которые
могут быть использованы оратором,
учитывающим психологические
Однако для того чтобы вызвать определенные страсти (аффекты) у слушателей, оратор должен учитывать не только значимые для его слушателей мотивы, факторы, но и характер аудитории. Аристотель ставит вопрос о том, что восприятие речи аудиторией всегда обусловлено такими факторами, как возраст, социальный и имущественный статус. Психологические характеристики, которые дает Аристотель различным типам аудитории, закономерно подводят к выводу о том, что оратор должен выбирать аргументы, значимые для данной аудитории и потому обеспечивающие максимальную эффективность ораторской речи.
К логическим основаниям взаимодействия оратора и аудитории относятся способы доказательства.
Риторика Аристотеля - это риторика убеждения, ибо главная цель любого оратора - добиться решения вопроса в свою пользу. «Убеждающие речи употребляются ради решения (ибо для того, что мы знаем и относительно чего приняли известное решение, не нужно никаких речей), а это бывает в том случае, когда кто-нибудь с помощью речи склоняет или отклоняет какое-нибудь отдельное лицо, как, например, делают люди, уговаривая и убеждая, так как один человек есть все-таки судья». Аристотель указывает на наличие общих принципов достижения этой цели, не зависящих от рода красноречия. К ним он относит рассуждения о возможном и невозможном, о прошлом и будущем, о меньшем и большем, то есть универсальные топы, на которые может опираться оратор в своей аргументации.
Вторую часть «Риторики» Аристотеля можно, таким образом, рассматривать как обоснование необходимости единства этоса, логоса и пафоса в ораторском высказывании, где этос отражает специфику аудитории и условий произнесения речи (отсюда вытекает риторическое требование уместности, т.е. соответствия характера используемых оратором словесных средств данной аудитории), логос - единство мысли и выражения, смысла и словесных средств его воплощения; пафос - целевая установка и замысел оратора, определяющие выбор им словесных средств и способы воздействия на аудиторию. Сказанное означает, что в категориях пафоса-логоса-этоса система функционального взаимодействия оратор - речь - аудитория приобретает психологическую, этическую и идеоречевую конкретизацию.