Античная риторика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 09:54, контрольная работа

Описание

Античная риторика была не только школой красноречия, высокого ораторского искусства, но и сложной системой, состоящей из основ философии, лингвистики, логики и поэтики. Высокое совершенство красноречия было достигнуто благодаря усилиям софистов, профессиональных ораторов и учителей философии и риторики.

Содержание

Введение
1. Основные этапы развития античной риторики
2. Риторика софистов
3. Риторическое учение Аристотеля
4. Римская риторика
5. Итоги развития античной риторики
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

бизнес-риторика.docx

— 52.07 Кб (Скачать документ)

В своем упоении возможностями  человеческого слова как инструмента  управления софисты часто не замечали морально-этических проблем, неизбежно  возникающих в коммуникативной  ситуации.

Тем не менее, именно деятельность софистов впервые заострила проблему этических основ риторики как  проблему морального облика оратора, единства его убеждений и высказываний, а также нравственности целевых  установок. Уже Платон устами Сократа  обвинит оратора-софиста в угодничестве перед демосом, толпой: Горгий из своих  прагматических побуждений остается в  пределах практической морали, которую  исповедует аудитория с ее зачастую низменными представлениями о мире.

Этической проблематикой  чревата и разработанная софистами  теория спора - эристика. Софистика - крайнее  выражение эристики - предлагает обманные методы ведения спора. Система логических уловок-софизмов обогатила теорию аргументации методами неправильного ведения  спора, основанными на логических уловках, на дискредитации общепринятых норм морали.

Софисты сформулировали такое  основополагающее требование к речи, как требование цельности и законченности  высказывания: речь должна иметь четко  очерченные начало и конец (вступление и заключение), главную часть, которая  включает в себя два раздела - повествование  о событиях и спор.

Софисты выдвинули и принцип  построения ораторского произведения - «препон» («должное», «подобающее»), согласно которому оратор должен заботиться об уместности своего высказывания, о  соответствии стиля и содержания речи ситуации и ожиданиям аудитории.

Именно софисты попытались сформулировать основные приемы словесной  выразительности. Большое внимание они уделяли звуковой стороне  речи, выразительным возможностям языка. Горгий впервые ввел в ораторскую прозу поэтические средства, использовав  в своих выступлениях аллитерации, ассонансы, звуковые повторы, такие  поэтические фигуры, как антитеза, оксюморон и аналогия. Излюбленными приемами Горгия-оратора были антитеза, исоколон (параллелизм, симметрия слогов) и гомойотелевтон (созвучие окончаний), которые придавали предельную четкость и ясность его публичным выступлениям и вошли в историю как «горгиевы» («горгианские») фигуры. Фрасимах, первый теоретик речевого ритма, впервые осознал  художественные функции периодической  речи, которая придавала фразе  особый колорит выстроенности, искусственности, благодаря чему ораторская проза  приобретала литературный характер, занимая промежуточное положение  между поэзией и обиходной  речью. Можно сказать, что, увлеченные колдовской магией звучащего слова, софисты открыли неиссякаемый источник ораторского воздействия внутри самого языка, в самих словесных  приемах. Новаторские открытия Горгия использовались не только в ораторской и художественной прозе, но и в  поэзии; ораторская проза благодаря ему приобрела статус произведения искусства.

 

3. Риторическое  учение Аристотеля

 

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) - величайший мыслитель древности. «По  широте своего влияния на философскую  и научную мысль древности, средневековья  и нового времени Аристотель - фигура исключительного значения». Это  объясняется не только широтой научных  интересов ученого, но главным образом  особым складом его мышления, в  котором тонкий анализ сочетался  с убедительной систематизацией  понятий и категорий. В философии  Аристотеля максимально проявилась специфика познания мира, свойственного  античности, - склонность к кодификации.

Из многочисленных трудов Аристотеля, посвященных вопросам эстетики, о которых сохранились сведения у античных авторов, сохранились  только четыре трактата - «О поэтическом  искусстве (Поэтика)», «Риторика», «Политика» и XII книга «Метафизики»; кроме того, для понимания риторической концепции  Аристотеля чрезвычайно важна его  «Топика», а также «Этика». Вместе с тем, риторическая концепция Аристотеля неразрывно связана с его эстетическим учением, и в этом ее определяющая специфика. Это своего рода метариторика, объединяющая сквозной проблематикой  ряд работ, в центре которых лежат  проблемы человеческого общения  и которые в своей совокупности составляют целостное гармоничное  учение. В отличие от своих предшественников, останавливавшихся, как правило, на уровне эмпирического описания приемов  красноречия и утилитарно-прагматического  подхода к риторике как своду  образцов для подражания, Аристотель создал комплексное «философское исследование проблемы прекрасного и принципов  достижения его в искусстве слова, причем это искусство, в философском  понимании, - не самоцель, а средство познания».

В этом отношении важнейшим  в философии и эстетике Аристотеля является термин «энтелехия», объединяющий в смысловом единстве такие категории, как материя, эйдос - форма (идея) вещи, причинное происхождение вещи и  ее целевое назначение. В контексте  данного термина большую определенность приобретает у Аристотеля античный термин «технэ», который обозначает уже не только «науку», «ремесло», «искусство», но главным образом - осмысленную, целесообразную деятельность. Этот максимальный акцент на модельно-порождающем аспекте  характерен для аристотелевской  «Риторики», в которой все слагаемые  ораторского искусства впервые  в античной традиции выступили в  системном, целесообразном и поистине энергийном выражении. Конструктивной осью аристотелевской «Риторики» является триада оратор - речь - аудитория, которая  именно у Аристотеля впервые становится системообразующим фактором, обусловливающим целесообразный и глубоко рефлектированный характер процесса речепорождения.

Второй существенной особенностью «Риторики» Аристотеля является ее вероятностный  характер: риторика определяется им «как искусство убеждать, то есть как  использование возможного и вероятного в тех случаях, когда абсолютная достоверность оказывается недоступной». В этом кроется одна из причин последующей  экспансии риторической теории, когда  идеи поэтики растворились в идеях  риторики. Именно в «Риторике» Аристотеля были сформулированы законы не только ораторского искусства, но и всех поэтических жанров. Более того, в данной особенности риторики заложена огромная эвристическая способность  возмещать «огромные провалы  человеческой коммуникации, возникающие  ввиду невозможности всегда пользоваться только одним достоверным знанием», а значит, способность стать метанаукой гуманитарного знания в целом  и искусства (литературы) в частности.

Наконец, важнейшим отличием риторической концепции Аристотеля является осуществленный мыслителем синтез теории и практики. Если для Платона  характерен акцент на теоретическом  аспекте риторической деятельности, а для Исократа на практическом, то Аристотель устранил это противоречие, создав учение, в котором эпистемологическое противоречие между наукой и ее практическим применением было снято.

«Риторика» Аристотеля состоит  из трех книг. В первой части книги  первой излагаются общие понятия  и основные принципы риторики. Аристотель устанавливает соотношение риторики и диалектики, под которой он понимает учение о вероятных умозаключениях, то есть о таких умозаключениях, которые претендуют на правдоподобие, а не на абсолютную достоверность. Риторика - наука о законах мнения, в  то время как логика - наука о  законах знания. Принципы риторики, основанной на диалектической логике, определяет топика как совокупность топосов (топов) - общих мест, позволяющих  найти убедительное доказательство при отсутствии достоверных.

Таким образом, задача риторики по Аристотелю - «не убеждать, но в  каждом отдельном случае находить способы  убеждения», соответственно риторика - «способность находить возможные  способы убеждения относительно каждого данного предмета».

Аристотель выделяет два  способа убеждения - «нетехнические» (к ним относятся свидетели, документы, показания и т.д.) и «технические», т.е. чисто риторические, и устанавливает  зависимость способов убеждения  от трех факторов: характера оратора, настроения аудитории и самой  речи, - подчеркивая их взаимообусловленность. Так формируется классическая триада оратор - речь - аудитория, в которой, как показывает Аристотель, все компоненты связаны многосторонними отношениями  и выявляют универсальный характер самой риторики как науки: риторика объемлет данные всех гуманитарных дисциплин, изучающих человека в его многообразных проявлениях и предлагает метод для нахождения доказательств.

Аристотель выделяет три  способа доказательства в риторике: это пример (риторическое наведение), энтимема (риторический силлогизм) и  кажущаяся энтимема (кажущийся силлогизм), дает их определения, с тем, чтобы  вернуться к подробному толкованию во второй книге. Доказательство с помощью  примера (индукция), по Аристотелю, предполагает, что на основании многих подобных случаев делается вывод о наличии  какого-либо факта или явления; доказательство с помощью энтимемы (дедукция) предполагает, что из наличия какого-либо факта  делается вывод, что всегда или часто  он является причиной другого факта  или явления. Интеллектуалистский  характер риторических рекомендаций Аристотеля сказывается в следующем замечании: «Речи, наполненные примерами, не менее  убедительны, но более впечатления  приводят речи, богатые энтимемами».

Во второй части Аристотель подробно рассматривает внутренние принципы каждого рода речей.

Предмет совещательного красноречия - политика в таких ее аспектах, как  финансы, война и мир, защита страны, ввоз и вывоз продуктов, законодательство. Аристотель настаивает на глубоком знании политическим оратором фактической  стороны данных вопросов, а также  видов государственного устройства, так как глобальная цель совещательного красноречия, подчеркивает он, - упрочить или же разрушить тот или иной строй. В то же время, обращая речь к конкретным людям, оратор апеллирует к их представлениям о пользе и  благе. Аристотель формулирует способы  убеждения относительно блага и  полезного, к каковым он относит  добродетель, удовольствие, счастье, добродетели  души, красоту и здоровье, богатство  и дружбу, честь и славу, умение хорошо говорить и действовать, природные  дарования, науки, знания и искусства, жизнь, справедливость, то есть определяет топику совещательной речи. Столь  же подробная разработка характерна для разделов, посвященных эпидейктической  и судебной речи: Аристотель от предмета (объекта) - через определение исходных содержательных посылок - переходит  к характеристике конкретных топосов  данного рода красноречия.

Здесь же Аристотель выявляет психологические механизмы убедительности и соотносит определенные приемы убеждения с тем или иным родом  красноречия.

Вторая книга «Риторики» Аристотеля посвящена подробной  разработке общих оснований ораторского  искусства, очерченных в первой книге, и содержит учение о страстях, нравах и общих способах доказательства.

Вся аргументация Аристотеля во второй книге подчинена утверждению  идеи взаимозависимости и взаимообусловленности  слагаемых ораторского искусства  и выявлению логических, психологических  и эмоциональных оснований взаимодействия оратора и аудитории в процессе убеждения. К психологическим основаниям относятся нравственный облик оратора, а также страсти и нравы.

Аристотель выделяет важнейшие  причины, возбуждающие доверие к  говорящему, каковыми, по его мнению, являются разум, добродетель оратора  и его благорасположение к  аудитории, и обращается к учению о страстях.

«Страсти - все то, под  влиянием чего люди изменяют свои решения, с чем сопряжено чувство удовольствия и неудовольствия». Страсть - это  то, состояние, которое должен вызвать  оратор в своих слушателях и с  помощью которого может склонить их к принятию того или иного решения. Аристотель подробно рассматривает  основные страсти (гнев, милость, любовь, дружба, страх, стыд, благодеяние, сострадание, негодование, зависть, соревнование), характеризуя их в трех аспектах - характер, предмет  и причина страсти.

Таким образом, определяются возможные способы убеждения, которые  могут быть использованы оратором, учитывающим психологические механизмы  человеческих аффектов.

Однако для того чтобы  вызвать определенные страсти (аффекты) у слушателей, оратор должен учитывать  не только значимые для его слушателей мотивы, факторы, но и характер аудитории. Аристотель ставит вопрос о том, что  восприятие речи аудиторией всегда обусловлено  такими факторами, как возраст, социальный и имущественный статус. Психологические  характеристики, которые дает Аристотель различным типам аудитории, закономерно  подводят к выводу о том, что оратор должен выбирать аргументы, значимые для  данной аудитории и потому обеспечивающие максимальную эффективность ораторской речи.

К логическим основаниям взаимодействия оратора и аудитории относятся  способы доказательства.

Риторика Аристотеля - это  риторика убеждения, ибо главная  цель любого оратора - добиться решения  вопроса в свою пользу. «Убеждающие  речи употребляются ради решения (ибо  для того, что мы знаем и относительно чего приняли известное решение, не нужно никаких речей), а это  бывает в том случае, когда кто-нибудь с помощью речи склоняет или отклоняет  какое-нибудь отдельное лицо, как, например, делают люди, уговаривая и убеждая, так как один человек есть все-таки судья». Аристотель указывает на наличие  общих принципов достижения этой цели, не зависящих от рода красноречия. К ним он относит рассуждения  о возможном и невозможном, о  прошлом и будущем, о меньшем  и большем, то есть универсальные  топы, на которые может опираться  оратор в своей аргументации.

Вторую часть «Риторики» Аристотеля можно, таким образом, рассматривать  как обоснование необходимости  единства этоса, логоса и пафоса в  ораторском высказывании, где этос отражает специфику аудитории и  условий произнесения речи (отсюда вытекает риторическое требование уместности, т.е. соответствия характера используемых оратором словесных средств данной аудитории), логос - единство мысли и выражения, смысла и словесных средств его воплощения; пафос - целевая установка и замысел оратора, определяющие выбор им словесных средств и способы воздействия на аудиторию. Сказанное означает, что в категориях пафоса-логоса-этоса система функционального взаимодействия оратор - речь - аудитория приобретает психологическую, этическую и идеоречевую конкретизацию.

Информация о работе Античная риторика