Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 18:21, реферат
Содержание и композиция экзаменационного сочинения четко структурируются его моделью, объемом (в IX классе не менее 50 слов, в XI классе не менее 150 слов) и ориентацией на текст-образец. Многолетняя традиция писать сочинения целыми тетрадями ушла в прошлое. Компьютерная эпоха требует умения выражать свои мысли в минимальном объеме. В IX классе он действительно минимален. Понятно желание экзаменаторов облегчить условия контроля, но объем в 50 слов никак не облегчает задачи. Многие учителя разрешают писать в XI классе текст, включающий до 300 слов, в IX — до 100 слов, но это никак не оговаривается в правилах проведения экзаменов и может быть истолковано экзаменаторами не в пользу выпускников.
Обучение сочинению-рассуждению
при подготовке к ЕГЭ
по русскому
языку
Содержание
и композиция экзаменационного сочинения
четко структурируются его
Не только объем, но и структура, и содержание будущего сочинения планируются. Планирование сочинения-рассуждения напрямую зависит от заданий к нему. В XI классе задания обусловливают три смысловые части сочинения:
1) Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Предлагаемые тексты являются отрывками, и на это надо обращать внимание учащихся. Как правило, предъявленный текст — это рассуждение. Формулировки проблем, содержащиеся в задании, могут быть использованы учениками при планировании собственного рассуждения. Порядок аргументов автора может не совпасть с порядком аргументов ученика, так как он выбирает только одну проблему. Выпускнику нужно определить, в какой смысловой части текста содержится материал, необходимый для раскрытия выбранной им проблемы, и работать не с отдельными словами и предложениями, а именно со смысловыми частями.
Далее учащиеся определяют, в каких смысловых частях текста содержится материал, раскрывающий позицию автора, как он связан со структурой данного текста, в какой смысловой части сосредоточены авторские аргументы. Именно эти предложения будут ключевыми в планируемом сочинении. Если обычно информация о выбранной проблеме содержится в одной смысловой части текста-образца, то информация о позиции автора бывает рассредоточена по всему тексту, поэтому работа со второй частью задания сложнее.
Полезно обсудить объем каждой смысловой части, запланировать, сколько предложений будут включать первая и вторая смысловые части. Можно даже пометить границы обеих смысловых частей. Первая смысловая часть занимает меньший объем, так как в ней формулируется и предварительно раскрывается тезис письменного высказывания (2—4 предложения). Она может включать два абзаца: формулирование проблемы и комментарий к этому выбору, логически ведущий к высказыванию об оценке позиции автора. Инструкции для учителей предусматривают максимальное абзацное членение сочинения, никак не связывая, впрочем, это требование ни с содержанием, ни со структурой работы.
Учащиеся обращают внимание на рамку своего текста [Бабайцева 2004: 36— 41]. Первое предложение представляет весь текст, выделяет его из массы других, поэтому учащиеся тщательно отбирают из ряда синонимичных первое предложение, которое должно привлечь внимание читателя к тексту. Последнее предложение сочинения должно быть афористичным, обобщающим. Это может быть пословица, крылатое выражение.
При работе со второй смысловой частью можно использовать синонимические ряды глаголов: {автор) показывает, раскрывает, подчеркивает; открывает, обнаруживает; восторгается, удивляется, восхищается; критикует, не принимает, разоблачает и т.д.
Вторая смысловая часть занимает больший объем (4—5 предложений). В этой части учащиеся используют материалы, подготовленные в процессе анализа исходного текста.
Переход к третьей смысловой части логически естествен: я поддерживаю или не поддерживаю точку зрения (позицию) автора, так как... Третья смысловая часть самая большая по объему и самая свободная с точки зрения выражения своего «я». Поэтому жизненный или читательский опыт в сочинении будет преобладать.
Подбор литературных примеров тоже следует осуществлять не накануне экзамена, а в течение нескольких лет в процессе изучения литературных произведений. Самые яркие (небольшие по объему) цитаты преимущественно нравственного содержания записываются в отдельные тетрадки, используются в качестве материалов при написании обучающих сочинений. Естественно, учитель ориентирует выпускников на выбор цитат из программных произведений, выученных наизусть.
Приведем
пример текста, который можно использовать
при подготовке к экзамену [Бисеров,
Соколова 2008].
(I) Даже самые развитые люди, я заметил, глубоко убеждены в том, что жить духовной жизнью — значит ходить в театры, читать книги, спорить о смысле жизни. Но вот в «Пророке»:
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился...
Чего же не хватало пушкинскому герою — споров, театров, выставок? Что это значит — духовная жажда!
(II) Духовность не то, что культура поведения или образованность. Огромное количество людей, не имея образования, обладает высочайшей силой духа. Интеллигентность — не образованность, а духовность. Отчего самые тонкие ценители искусства бывают порой негодными людьми? Да потому, что само по себе чтение книг, посещение театров и музеев не есть духовная жизнь. Духовная жизнь человека — это его собственное стремление к высокому, и тогда книга или театр волнуют его, потому что отвечают его стремлениям. В произведениях искусства духовный человек ищет собеседника, союзника — ему искусство нужно для поддержания собственного духа, для укрепления собственной веры в добро, правду, красот}'. Когда же дух человека низок, то в театре и кино он лишь развлекается, убивает время, даже если он является ценителем искусства. Точно так же может быть бездуховным и само искусство — все признаки таланта налицо, но нет стремления к правде и добру и, значит, нет искусства, потому что искусство всегда духоподъемно, в этом его назначение.
Бывает и обратное: есть добрые, способные любить и надеяться люди, которые не знали в детстве и юности высших духовных стремлений, не встречались с ними. Такие люди не нарушают моральных законов, но бездуховность их сразу видна. Добрый и работящий человек, но не мучается его душа, не может, не хочет он выйти за круг бытовых забот.
(III) Чего
жаждет человек, когда
у него духовное томление!
Обычно желания делят на высокие и низкие,
добрые и дурные. Но разделим их по другому
принципу: на конечные и бесконечные. Конечные
желания могут быть осуществлены к такому-то
числу: это желания приобрести, получить,
достичь, стать... Но никогда не исполнятся
полностью, не исчерпают себя желания
бесконечные — назовем их стремлениями;
«священный сердца жар, к высокому стремленье»
(Пушкин). Бесконечно
стремление к добру,
неутолима жажда правды,
ненасытен голод по
красоте... (С. Соловейчик).
Первый этап — анализ текста. Выделяем только ту информацию, которая непосредственно понадобится для создания сочинения.
Текст представляет собой рассуждение. Тему всего текста и первой смысловой части задает первое предложение. В первой смысловой части формулируются проблемные вопросы: Что это значит — духовная жажда? Можно ли отождествлять духовность с образованностью и культурным интересом?
Здесь только обозначается позиция автора, которая четко формулируется в первом предложении второй смысловой части. Первое предложение, в свою очередь, представляет тезис неполного рассуждения (без вывода), содержащегося во второй смысловой части.
Вторая смысловая часть включает три блока аргументов.
Первый блок аргументов: Интеллигентность — не образованность, а духовность. Второй: Духовная жизнь человека — это его собственное стремление к высокому. Третий: Есть много добрых, работящих людей, не способных духовно развиваться.
Эта центральная смысловая часть включает два абзаца, содержащих прямое и обратное доказательства.
Экспрессивность тексту придает вопросно-ответная форма, мотивирующая читателя включиться в живой диалог. Авторская позиция четко раскрывается в этом диалоге. Однако вопросно-ответная форма предопределяет не только авторский вариант ответа – она задает импульс к дальнейшему диалогу-дискуссии.
Третья смысловая часть содержит точку зрения автора, его суждение о сущности духовных исканий: Бесконечно стремление к добру, неутолима жажда правды, ненасытен голод по красоте... Авторская точка зрения в тексте выступает в функции вывода. Но умолчание в конце текста приглашает к дальнейшим рассуждениям.
И сам текст, и все три его смысловые части имеют параллельную структуру.
Таким образом, композиция сочинения может опираться на структуру исходного текста. Тезис может быть оформлен в виде вопроса, а доказательства сформулированы в форме ответов на него. Основной информационный материал учащиеся могут взять из самой объемной второй смысловой части.
Некоторые
учителя после планирования пишут обучающие
сочинения вместе с учениками, а затем
подробно обсуждают каждую смысловую
часть. Это является увлекательным и поучительным
занятием для обеих сторон. Выбираем формулировку
четвертой проблемы из задания А29 [Бисеров,
Соколова 2008].
Интеллигентность — не образованность, а духовность
(I) Что же такое духовность? Известный педагог и публицист С. Соловейчик утверждает, что духовность — это и стремление к добру, и жажда правды, и желание постоянно видеть красоту вокруг себя, и интеллигентность.
Как
не хватает всего этого в
Более сложным для анализа и для собственного рассуждения является художественный текст. В нем авторская позиция выражена не прямо, а метафорически. Так, одним из самых сложных текстов в экзаменационных материалах 2009 г. являлся отрывок из поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души». Он представляет собой лирическое отступление, прямое проявление лирического авторского «я» и приближается к публицистическому стилю.
(I) Надобно сказать, что у нас на Руси если не угнались еще кой в чем другом за иностранцами, то далеко перегнали их в умении обращаться. Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения. Француз или немец век не смекнет и не поймет всех его особенностей и различий; он почти тем же голосом и тем же языком станет говорить и с миллионщиком, и с мелким табачным торгашом, хотя, конечно, в душе поподличает в меру перед первым. У нас не то: у нас есть такие мудрецы, которые с помещиком, имеющим двести душ, будут говорить совсем иначе, нежели с тем, у которого их триста, а с тем, у которого их триста, будут говорить опять не так, как с у которого их пятьсот, а с тем, у которого их пятьсот, опять не так, как с тем, у которого их восемьсот, — словом, хоть восходи до миллиона, все найдутся оттенки… (П) Положим, например, существует канцелярия, не здесь, а в тридевятом государстве, а в канцелярии, положим, существует правитель канцелярии. Прошу посмотреть на него, когда он сидит среди своих подчиненных, — да просто от страха и слова не выговоришь! гордость и благородство, и уж чего не выражает лицо его? Просто бери кисть да рисуй: Прометей, решительный Прометей! Высматривает орлом, выступает плавно, мерно. Тот же самый орел, как только вышел из комнаты и приближается к кабинету своего начальника, куропаткой такой спешит с бумагами под мышкой, что мочи нет. В обществе и на вечеринке, будь все небольшого чина, Прометей так и останется Прометеем, а чуть немного повыше его, с Прометеем сделается такое превращение, какого и Овидий не выдумает: муха, меньше даже мухи, уничтожился в песчинку. (III) -Да это не Иван Петрович, — говоришь, глядя на него. — Иван Петрович выше ростом, а этот и низенький, и худенький; тот говорит громко, басит и никогда не смеется, а этот черт знает что: пищит птицей и все смеется». Подходишь ближе, глядишь — точно Иван Петрович! «Эхе-хе!» — думаешь себе… (Гоголь).
Информация о работе Обучение сочинению-рассуждению при подготовке к ЕГЭ по русскому языку