Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 17:29, реферат
Как ни были важны чувства, эмоции, отношения людей, но общение
предполагает не только и не столько передачу эмоциональных состояний,
сколько передачу информации. Содержание информации передается при помощи
языка, т. е. принимает вербальную или словесную форму.
I. Речь как средство коммуникации.
II. Виды вербальных коммуникаций
1. Разговор, беседа, собеседование
2. Спор, дискуссия, дебаты, прения, диспут
3. Классификация спора:
а) по цели;
б) по количеству участников;
в) по форме ведения борьбы мнений.
III. Роль вербальных коммуникаций.
некоторых присутствующих на собрании. При массовой дискуссии все члены, за
исключением председателя, находятся в равном положении. Здесь не выделяют
особых докладчиков и все присутствуют не только в качестве слушателей.
Специальный вопрос обсуждается в определенном порядке, обычно в
соответствии со строгим или несколько видоизмененным регламентом и под
председательством должностного лица.
Собрание, не обставленное формальностями и посвященное обсуждению
какого-либо частного вопроса, обычно называется массовым митингом.
Заседание комиссии- наиболее частый вид массового обсуждения. Регулярные
деловые сессии большинства общественных организаций проводятся также, как
дискуссии этого вида. Массовые дискуссии подчиняются правилам парламентской
процедуры. Но иногда процедура бывает совершенно простой, неформальной.
Однако и в таких случаях имеется председатель, который следит, чтобы
обсуждение шло нормально и только по повестке дня, чтобы никто при
обсуждении не
занимал преимущественного
возможности как можно больше компетентных участников собрания.
Групповая дискуссия
выделенной группой перед аудиторией. Как и любая форма обсуждения перед
слушателями, она представляет диспут. Цель групповой дискуссии -
представить возможное решение проблемы или обсудить противоположные точки
зрения по спорным вопросам. Но обычно она не разрешает спора и не склоняет
аудитории к какому-либо единообразии действий.
В групповой дискуссии
председателя. Её вариант- диалог, включает только двух участников.
Участники должны быть хорошо подготовлены, иметь при себе заметки со
статистическими и другими необходимыми данными. Они должны обсуждать
вопросы непринужденно. В оживленной манере. Задавая вопросы и делая краткие
замечания.
Симпозиум - ряд выступлений группы людей с короткими речами на одну и
ту же тему. Как и в групповой дискуссии её цели сводятся обычно не к
разрешению проблемы или спора а к изложению различных точек зрения для
расширения кругозора аудитории и оказании на неё воздействия. Число
выступающих не должно превышать четыре или пять, чтобы не затянуть собрание
и не лишить каждого участника группы возможности развить точку зрения по
обсуждаемому вопросу. В большинстве случаев на симпозиуме принята процедура
обоих видов дискуссии. На симпозиуме иногда допускаются комментарии или
вопросы со стороны слушателей.
Лекция, представляя собой единственное выступление с последующими
вопросами слушателей и ответами на них лектора, иногда рассматривается как
дискуссия. Но говорить о ней более уместно в разделе о симпозиуме.
Лекционная форма часто находит применение на занятиях по искусству речи,
поскольку она не связана определенной формой и временем.
Другой характер носит
данного термина. Древнегреческое слово polemicos означает “воинственный,
враждебный”. Полемика-это не просто спор, а такой, при котором имеется
конфронтация, противостояние, противоборство сторон, идей и речей. Полемику
можно определить как борьбу принципиально противоположных мнений по тому
или иному вопросу, публичный спор с целью защитить, отстоять свою точку
зрения и опровергнуть мнение оппонента.
Полемика отличается от дискуссии и диспута именно своей целевой
направленностью.
Участники дискуссии и диспута,
суждения, стараются прийти к единому мнению, найти общее решение,
установить истину. Цель полемики иная : надо одержать победу над
противником, отстоять
и утвердить собственную
Однако следует иметь ввиду, что подлинно научная полемика ведется не
просто ради победы как таковой. Опираясь на принципиальные позиции,
полемисты решают социально значимые вопросы, их выступления направлены
против всего, что мешает эффективному общественному развитию.
Полемика - это наука убеждать. Она учит подкреплять мысли
убедительными и неоспоримыми доводами, научными аргументами.
Слово дебаты французского
русское слово, зафиксированное в лексиконе 17 века.
Единой классификации споров не существует, хотя делаются попытки
систематизировать их. К основным факторам, влияющим на характер спора и его
особенности относится цель спора, социальная значимость предмета спора,
количество участников, формы проведения спора. По цели различают следующие
виды спора: спор из-за истины, для убеждения кого-либо, для победы, спор
ради спора. Спор может служить средством для поиска истины, для проверки
какой-либо мысли, идеи, для её обоснования. Чтобы найти правильное решение,
полемисты сопоставляют самые разные точки зрения на ту или иную проблему.
Они защищают какую-либо мысль от нападения, чтобы узнать, какие могут быть
возражения против этой мысли, или, напротив, нападают на положение,
высказанное оппонентом, чтобы выяснить, какие есть аргументы в его пользу.
В таком споре тщательно подбираются и анализируются доводы, взвешенно
оцениваются позиции
и взгляды противоположной
возможен только между компетентными людьми, знающими данную проблему,
заинтересованными в её решении. Кроме несомненной пользы, спор ради истины
приобретает характер особой красоты, он может доставить настоящее
наслаждение и удовлетворение участникам спора. В результате такой
умственной борьбы человек чувствует себя возвышеннее и лучше. И даже если
приходиться отступать, сдавать позиции, отказываться от защищаемой мысли,
то неприятное ощущение от поражения отступает на задний план.
Задачей спора может стать не проверка истины, а убеждение оппонента.
При этом выделяются два важных момента. Спорящий убеждает противника в том,
в чем сам глубоко убежден. Но порой он уверяет и потому, что так “надо” по
долгу службы, в силу каких-либо обстоятельств. Сам же он вовсе не верит в
истину того, что защищает, или в ложность того, на что нападает.
Целью спора бывает не
полемисты добиваются ее по разным мотивам. Одни считают, что отстаивают
правое дело, защищают общественные интересы. Они убеждены в своей правоте и
до конца остаются на принципиальных позициях. Другим победа нужна для
самоутверждения. Поэтому им очень важны успех в споре, высокая оценка
окружающих, признание своих интеллектуальных способностей, ораторских
данных. Третьи просто любят побеждать. Им хочется победы поэффективнее. В
приемах и средствах для одержания победы они не стесняются.
Довольно часто встречается и спор ради спора. Это своего рода
“искусство для искусства”. Для таких спорщиков безразлично, о чем спорить,
с кем спорить, зачем спорить. Им важно блеснуть красноречием. Если вы
будете отрицать какое-либо положение, они обязательно начнут его защищать.
Подобных полемистов
можно встретить среди
Приведенная классификация
В жизни их не всегда удается четко разграничить.
Характер спора определяется и социальной значимостью обсуждаемой
проблемы. Предметом спора бывают вопросы, отражающие общечеловеческие
интересы. К ним, в частности, относятся проблемы экологии, выживания
человечества, сохранения мира на Земле. В процессе спора могут
затрагиваться национальные интересы, интересы определенных социальных слоев
общества. Нередко приходиться отстаивать групповые интересы, например :
людей определенной профессии, коллективов отдельных предприятий,
учреждений. В споре защищаются семейные, а также личные интересы
полемистов.
На специфику спора влияет количество лиц, принимающих участие в
обсуждении проблемных вопросов. По этому признаку можно выделить три
основных группы: спор-монолог (человек спорит сам с собой, это так
называемый внутренний спор), спор-диалог (полемизируют два лица), спор-
полилог (ведется несколькими или многими лицами). В свою очередь спор-
полилог может быть массовым (все присутствующие участвуют в споре) и
групповым (спорный вопрос решает выделенная группа лиц в присутствии всех
участников).
Споры могут происходить при слушателях и без них. Присутствие
слушателей, даже если они не выражают своего отношения к спору, действует
на спорящих. Победа при слушателях приносит большее удовлетворение, льстит
самолюбию, а поражение становится более досадным и неприятным. Поэтому
участники спора при слушателях обязательно учитывают присутствующих, их
реакцию, тщательно отбирают необходимые аргументы, чаще проявляют упорство
во мнениях, порой излишнюю горячность.
В общественной жизни нередко приходится встречаться и со спором для
слушателей. Спор ведется для того, чтобы привлечь внимание к проблеме,
произвести на слушателей определенное впечатление, повлиять необходимым
образом.
На процесс спора накладывает свой отпечаток и форма борьбы мнений.
Споры могут быть устными и письменными. Устная форма предполагает
непосредственное общение конкретных лиц друг с другом, письменная форма -