Речь как средство коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 17:29, реферат

Описание

Как ни были важны чувства, эмоции, отношения людей, но общение
предполагает не только и не столько передачу эмоциональных состояний,
сколько передачу информации. Содержание информации передается при помощи
языка, т. е. принимает вербальную или словесную форму.

Содержание

I. Речь как средство коммуникации.
II. Виды вербальных коммуникаций
1. Разговор, беседа, собеседование
2. Спор, дискуссия, дебаты, прения, диспут
3. Классификация спора:
а) по цели;
б) по количеству участников;
в) по форме ведения борьбы мнений.
III. Роль вербальных коммуникаций.

Работа состоит из  1 файл

Речь как средство коммуникации.doc

— 187.00 Кб (Скачать документ)

опосредованное  общение. Устные споры, как правило, ограничены во  времени  и

замкнуты в пространстве. Письменные формы более продолжительны во времени.

      В устном споре, особенно если  он ведется при слушателях,  важную  роль

играют внешние  и психологические  моменты.  Большое  значение  имеет  манера

уверенно держаться, быстрота реакции, живость мышления,  остроумие.  Робкий,

застенчивый  человек  обычно  проигрывает  по  сравнению   с   самоуверенным

противником. Поэтому письменный спор бывает  более  пригоден  для  выяснения

истины, чем устный.

      Споры  делятся  на  организованные  и  неорганизованные   (стихийные).

Организованные  споры планируются,  готовятся,  проводятся  под  руководством

специалистов. Полемисты имеют возможность заранее познакомиться с  предметом

спора, определить свою позицию, подобрать необходимые  аргументы,  продумать

ответы на возможные  возражения оппонентов.

      Неорганизованные, стихийные споры,  как правило, менее  продуктивны.  В

подобных    спорах    выступления     участников     бывают     недостаточно

аргументированными, порой приводятся  случайные  доводы,  звучат  не  совсем

зрелые высказывания.

      Итак, в своем реферате я рассмотрела  виды вербальных коммуникаций,  их

цели и содержание, методы проведения. Вербальные,  знаковые  системы  всегда

были, и по всей видимости будут главными средствами  человеческого  общения.

“Слово-  это  сама  жизнь,”  -  говорил  Т.  Манн.  Принципиальным  условием

успешного взаимодействия является способность людей  “найти  общий  язык”  -

именно язык, а  не жест или позу.

      “Слово, - пишет психолог А. Р.  Лурия, - является и средством  контакта,

и орудием сложной  мыслительной  деятельности.  Практика  свидетельствует  о

возрастающем  знании  о   речевых   коммуникаций   в   условиях   усложнения

производственных  контактов людей, в процессе  взаимоотношений  руководителей

и подчиненных, личности и коллектива.  Для  правильного  изложения  мысли  с

помощью слова  необходимо внимательно следить за  гармоничным  соединением  в

слове функций  общения и обобщения, коммуникации и мышления. ”

      Так, Дионисий Галикарнасский,  говоря  о  красоте  и   ценности  слова,

предупреждал  молодых  ораторов  :  “...  все  молодые   души   наслаждаются

цветистостью выражения  и стремятся к ней безумно,  словно  одержимые  богом.

Они-то и нуждаются  с самого начала в  основательном  и  разумном  надзоре  и

руководстве, если только хотят не всякое выговаривать  слово,  что  на  язык

попадет, и не наудачу  соединять между  собою  первые  попавшиеся  слова,  но

пользоваться подбором слов чистых и подлинных и  содействовать  их  красоте,

соединяя их величаво и вместе с тем  приятно...слово  же  брошенное  наугад,

как попало, губит  вместе с собой и полезную мысль.” 
 

                                 Приложение

                          ДЕЛОВАЯ ИГРА “ПОЛИТБОЙ”.

      Политбой   предполагает   столкновение   людей   с    противоположными

идеологическими взглядами и установками, т.е. по сути он представляет  собой

полемику.  Задача  политбоя-  столкнуть  в   споре   стороны,   стоящие   на

принципиально разных позициях.

      Цель игры- формирование навыков  и умений  ведения  полемики,  оказание

помощи  во  владении  культурой  спора  и  совершенствовании   полемического

мастерства.

      Деловая игра проводится  в   четыре  этапа.  В  ней   принимают  участие

преподаватели и  учащиеся одного или двух классов. На разных этапах игры  они

выполняют   определенные   роли:   организатора,   руководителя,   участника

политбоя,  специалиста по  теме,  специалиста по  логике,  специалиста по

культуре спора, специалиста  по культуре речи, критика.

      Первый этап является организационным.  На консультации рассказывается  о

назначении и  цели игры, о порядке её проведения, задачах участников игры,  о

методике подготовки к политбою. Выделяется группа организаторов,  выбирается

её лидер. Участники  деловой игры определяют тему предстоящей  полемики.  Для

обсуждения  рекомендуется  брать  наиболее  актуальные  и  острые   проблемы

современности,  вызывающие  интерес  у  присутствующих.  Участники  политбоя

делятся на две  группы, представляющие  различные  общественные  и   позиции.

Моделируется ситуация общения.

      На втором этапе осуществляется  подготовка  к  политбою.  Организаторы

решают все методические  вопросы,  назначают  руководителя,  “специалистов”,

продумывают  оформление  аудитории.  Участники  деловой  игры  изучают  тему

предстоящего   политбоя,   знакомятся   с    соответствующей    литературой,

консультируются по всем вопросам со специалистами.  Группы  разрабатывают  в

рамках  выбранной  темы  вопросы,  которые  они  предполагают  задать  своим

“противникам”,  готовят  варианты  возможных  ответов  на   них,   подбирают

аргументы и контраргументы.

      На третьем этапе проводится политбой по избранной теме. Ведет политбой

руководитель,  назначенный  организаторами.  Он  представляет  обе   группы,

говорит о цели  данной  встречи,  предлагает  принять  активное  участие   в

работе. Каждая  группа  кратко  рассказывает  о  себе.  Участники  политбоя,

независимо от “должностей”, обсуждают предложенные проблемы.

      Четвёртый этап- заключительный. На  этом этапе организуется  обсуждение

проведенного   политбоя,   критически   анализируется   деятельность    всех

участников   деловой    игры.    Последовательно    предоставляется    слово

“специалистам”.

      Специалист  по   теме   анализирует   актуальность   выбранной   темы,

злободневность  предложенных вопросов. Он оценивает,  удалось  ли  участникам

полемики  разобраться  в  обсуждаемых  проблемах,  как   полно   рассмотрена

выбранная  тема.  Специалист  по  логике   обращает   внимание   на   умение

выступающих доказывать свою правоту,  убеждать  других,  опровергать  мнение

оппонента. Он анализирует, насколько доказательны и  убедительны  аргументы,

приводимые участниками  политбоя для подтверждения выдвинутой  точки  зрения,

отмечает логические ошибки.  Специалист  по  культуре  речи  освещает  такие

вопросы,  как  соблюдение  выступающим  норм  современного  русского  языка,

наличие или  отсутствие  в  их  речи  слов-паразитов,  умелое  использование

терминов, иностранных  слов,  образность  и  выразительность  речи,  называет

речевые ошибки и  недочеты. Специалист по культуре спора  отмечает,  соблюдали

ли  ораторы  нравственно-эстетические  нормы  спора,  умело  ли  оперировали

понятиями, не уходили  ли от предмета спора.

      Высказывания “специалистов” обобщает  “критик”.  Он  дает  качественный

анализ выступлений  участников. Для критика необходимы  такие  качества, как

объективность,  принципиальность,  критический  ум,   быстрота   и   острота

реакции, способность  к обобщениям.

      Затем предлагается высказать  свое мнение руководителю и  всем  желающим

принять участие  в обсуждении. В  заключение  подводятся  итоги  всех  этапов

деловой игры.

      Деловая игра “Политбой” вызывает  большой  интерес  у  участников.  Она

помогает разобраться  в сложных  проблемах  современной  жизни,  способствует

более глубокому  усвоению материала, формированию  и  закреплению  убеждений,

является действенным  средством выработки активной жизненной  позиции. 

                             УПРАЖНЕНИЕ ПО ТЕМЕ

                                  О, край мой! О тебе,

                                  Свободы колыбель,

                                  Пою я песнь,

                                  Земля моих отцов,

                                  Скитальцев гордый кров,

                                  С вершин своих холмов

                                  Шли воли весть.

                                  Страна родная! Ты

                                  Край чести и мечты,

                                  Моя любовь!

                                  Люблю леса твои,

                                  И скалы, и ручьи,

                                  И сердце от любви

                                  Трепещет вновь.

                                  Пусть в пении ветров

                                  И шелесте листов

                                  Свободы песнь звучит.

                                  Пусть вторит песне той

                                  И мертвый , и живой,

                                  И гор могучих строй

                                  Ту песнь хранит.

                                  И Вольности творец,

                                  К Тебе, господь-отец,

                                  Мольба летит :

                                  Над родиной златой

                                  Свет вольности святой

                                  Негаснущей звездой

                                  Зажги и защити !

                                       Сэмюэль Ф. Смит. 
 
 

                     СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ :

     1. Войскунский  А. Е. “ Я говорю, мы говорим  ”, М, Просвещение,1989

     2. Ночевник М. Н. “Человеческое общение”, М.,Просвещение,1986

     3. Павлова  Л. Г. “Спор, дискуссия, полемика”  , М, Просвещение, 1991

     4. Сопер  П. “Основы искусства речи”,  М, 1995

     5. Социальная  психология и этика делового  общения. Лавриненко В. Н. М.,

        1995 

Деловое общение: спор

Информация о работе Речь как средство коммуникации