Автор работы: s***************@gmail.com, 28 Ноября 2011 в 18:14, реферат
Речевой этикет, принятая в данной культуре совокупность требований к форме, содержанию, порядку, характеру и ситуативной уместности высказываний. Известный исследователь речевого этикета Н.И. Формановская дает такое определение: «Под речевым этикетом понимаются регулирующие правила речевого поведения, система национально специфичных стереотипных, устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контакта собеседников, поддержания и прерывания контакта в избранной тональности». К речевому этикету, в частности, относятся слова и выражения, употребляемые людьми для прощания, просьбы, извинения, принятые в различных ситуациях формы обращения, интонационные особенности, характеризующие вежливую речь и т.д. Изучение речевого этикета занимает особое положение на стыке лингвистики, теории и истории культуры, этнографии, страноведения, психологии и других гуманитарных дисциплин.
1. Введение Стр. 3
2. Речевой этикет 4
2. 1. Признаки речевого этикета 4
2. 2. Техника реализации этикетных форм 5
2. 3. Взаимодействие речевого и поведенческого этикета 7
2. 4. Речевые дистанции и табу 9
2. 5. Комплименты. Культура критики в речевом общении 10
2. 6. Невербальные средства общения 11
3. Заключение 14
4. Список использованных источников 15
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Русский язык и культура речи»
на тему:
«Речевой этикет»
Выполнил
Ст.-гр. Б01-191-2:
Иванов И.И.
Принял: Петров
П.П
Ижевск 2011
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение Стр. 3
2. Речевой этикет
2.
1. Признаки речевого этикета
2. 2. Техника реализации этикетных форм 5
2. 3. Взаимодействие речевого и поведенческого этикета 7
2. 4. Речевые дистанции и табу 9
2. 5. Комплименты. Культура критики в речевом общении 10
2. 6. Невербальные средства общения 11
3. Заключение 14
4. Список использованных
источников 15
1. ВВЕДЕНИЕ
Речевой
этикет, принятая в данной культуре совокупность
требований к форме, содержанию, порядку,
характеру и ситуативной уместности высказываний.
Известный исследователь речевого этикета
Н.И. Формановская дает такое определение:
«Под речевым этикетом понимаются регулирующие
правила речевого поведения, система национально
специфичных стереотипных, устойчивых
формул общения, принятых и предписанных
обществом для установления контакта
собеседников, поддержания и прерывания
контакта в избранной тональности». К
речевому этикету, в частности, относятся
слова и выражения, употребляемые людьми
для прощания, просьбы, извинения, принятые
в различных ситуациях формы обращения,
интонационные особенности, характеризующие
вежливую речь и т.д. Изучение речевого
этикета занимает особое положение на
стыке лингвистики, теории и истории культуры,
этнографии, страноведения, психологии
и других гуманитарных дисциплин.
2. РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ
1. Признаки речевого этикета
Широкое понятие культуры непременно включает в себя то, что называют культурой общения, культурой речевого поведения. Чтобы овладеть ею, важно понимать сущность речевого этикета. Этикет – это «установленный порядок форм обхождения» (С. И. Ожегов).
При
общении люди передают друг другу
ту или иную информацию, те или иные
мысли, что-то сообщают, к чему-то побуждают,
о чем-то спрашивают, совершают определенные
речевые действия. Однако прежде чем
перейти к обмену информации,
необходимо вступить в речевой контакт,
а это совершается по определенным
правилам. Мы их почти не замечаем, поскольку
они привычны. Заметным становиться
как раз нарушение неписаных
правил: продавец обратился к покупателю
на «ты», знакомый не поздоровался при
встречи, кого-то не поблагодарили за
услугу, не извинились за проступок. Как
правило, такое не исполнение норм речевого
поведения оборачивается
Почему же выражения речевого этикета обладают «волшебной силой», почему их правильное применение приносит людям удовлетворение, а не исполнение в нужной ситуации приводит к обиде? Выделяются несколько сущностных признаков речевого этикета, объясняющих его социальную остроту.
Первый признак связан с неписаным требованием общества к употреблению знаков этикета. Хочешь быть «своим» в данной группе – большой или малой, национальной, социальной – исполняй соответствующие ритуалы поведения и общения.
Второй признак связан с тем, что использование знаков этикета воспринимается адресатом как социальное «поглаживание». Объясним это на примере из области биологии. В одном из экспериментов ученые хотели выяснить, являются ли в животном сообществе прикосновения, вылизывания, выискивания и т. п. лишь гигиенической необходимостью или это «социальная» потребность животных в контактах. Были взяты две группы крысят, одну из которых сотрудники лаборатории постоянно поглаживали. Эти крысята выросли более умными, крупными, устойчивыми к заболеваниям животными, чем те, которых не гладили, не ласкали. Исследователи сделали вывод, что потребность в прикосновении, в ласке у животных столь же значима, как и другие жизненно важные потребности. Еще более развита эта потребность у человека. Психологи, педагоги знают, как важно одобрить, вовремя погладить ребенка, да и взрослого! Над этим задумались языковеды и обнаружили, что язык откликнулся на такую потребность и создал систему словесных «поглаживаний» - речевой этикет: здравствуйте – будьте здоровы; благодарю – благо дарю; спасибо – спаси вас Бог за доброе слово и т. д.
Третий признак касается самой структуры высказываний, в которых открытыми оказываются «я» и «ты»: я благодарю Вас; извините меня и т. п.
Четвертый признак связан с категорией вежливости. Вежливость нужно выражать, демонстрировать при общении.
Пятый признак связан с тем, что речевой этикет – важный элемент культуры народа, продукт культурной деятельности.
2. Техника реализации этикетных форм
Любой
акт общения имеет начало, основную
часть и заключительную. Если адресат
незнаком субъекту речи, то общение
начинается со знакомства. При этом
оно может происходить
Этикет предлагает несколько возможных формул:
-
Разрешите с вами
-
Я хотел бы с вами
- Давайте познакомимся.
- Будем знакомы.
При
обращении в учреждение по телефону
или лично возникает
-
Позвольте (разрешите)
- Моя фамилия Сергеев.
-
Меня зовут Валерий Павлович.
Официальные
и неофициальные встречи
Официальные формулы приветствия:
- Здравствуйте!
- Добрый день!
Неофициальные формулы приветствия:
- Привет!
- Здравствуй!
Начальным формулам общения противостоят формулы, используемые в конце общения, они выражают пожелание: Всего доброго (хорошего)! или надежду на новую встречу: До завтра. До вечера. До свидания.
В ходе общения при наличии повода люди делают приглашения и высказывают поздравления.
Приглашение:
-
Позвольте (разрешите)
- Приходите на праздник (юбилей, встречу).
- Будем рады видеть вас.
Поздравление:
- Разрешите поздравить вас с…
-
Примите мои искренние (
- Горячо поздравляю…
Выражение просьбы должно быть вежливым, деликатным, но без излишнего заискивания:
- Сделайте одолжение…
- Если вам не трудно (если вас это не затруднит)…
- Будьте любезны…
- Не могу ли попросить вас…
- Очень вас прошу…
Советы
и предложения не стоит высказывать
в категоричной форме. Желательно формулировать
совет в виде деликатной рекомендации,
сообщения о некоторых важных
для собеседника
-
Разрешите порекомендовать вам…
-
Позвольте обратить ваше
- Я бы предложил вам…
Формулировка отказа в выполнении просьбы может быть следующей:
- (Я) не могу (не в силах, не в состоянии) помочь (разрешить, оказать содействие).
-
В настоящее время это (
-
Поймите, сейчас не время
- Простите, но мы (я) не можем выполнить вашу просьбу.
- Я вынужден отказать (запретить, не разрешить).
3. Взаимодействие речевого и поведенческого этикета
Этикет
тесно связан с этикой. Этика предписывает
правила нравственного
Соблюдение требований этикета при нарушении этических норм является лицемерием и обманом окружающих. С другой стороны, вполне этичное поведение, не сопровождающееся соблюдением норм этикета, неизбежно произведет неприятное впечатление и вызовет у людей сомнения в нравственных качествах личности.
В устном общении необходимо соблюдать ряд этических и этикетных норм, тесно связанных друг с другом.
Во-первых, надо уважительно и доброжелательно относиться к собеседнику. Запрещается наносить собеседнику своей речью обиду, оскорбление, выражать пренебрежение. Следует избегать прямых отрицательных оценок личности партнера по общению, оценивать можно лишь конкретные действия, соблюдая при этом необходимый такт. Грубые слова, развязная форма речи, высокомерный тон недопустимы в интеллигентом общении. Да и с практической стороны подобные черты речевого поведения неуместны, т.к. никогда не способствуют достижению желаемого результата в общении.
Вежливость
в общении предполагает понимание
ситуации, учет возраста, пола, служебного
и общественного положения
Во-вторых, говорящему предписывается быть скромным в самооценках, не навязывать собственных мнений, избегать излишней категоричности в речи.
Более
того, необходимо поставить в центр
внимания партнера по общению, проявлять
интерес к его личности, мнению,
учитывать его
Необходимо также принимать во внимание возможности слушателя воспринимать смысл ваших высказываний, желательно давать ему время передохнуть, сосредоточиться. Ради этого стоит избегать слишком длинных предложений, полезно делать небольшие паузы, использовать речевые формулы поддержания контакта: вы, конечно, знаете…; вам, вероятно, интересно будет узнать…; как видите…; обратите внимание…; следует заметить… и т.п.
Нормы общения определяют и поведение слушающего.
Во-первых, необходимо отложить другие дела, чтобы выслушать человека. Это правило является особенно важным для тех специалистов, работа которых заключается в обслуживании клиентов.
Слушая, надо уважительно и терпеливо
относиться к говорящему, стараться
выслушать все внимательно и
до конца. В случае сильной
занятости допустимо попросить
подождать или перенести