Речевой этикет

Автор работы: s***************@gmail.com, 28 Ноября 2011 в 18:14, реферат

Описание

Речевой этикет, принятая в данной культуре совокупность требований к форме, содержанию, порядку, характеру и ситуативной уместности высказываний. Известный исследователь речевого этикета Н.И. Формановская дает такое определение: «Под речевым этикетом понимаются регулирующие правила речевого поведения, система национально специфичных стереотипных, устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контакта собеседников, поддержания и прерывания контакта в избранной тональности». К речевому этикету, в частности, относятся слова и выражения, употребляемые людьми для прощания, просьбы, извинения, принятые в различных ситуациях формы обращения, интонационные особенности, характеризующие вежливую речь и т.д. Изучение речевого этикета занимает особое положение на стыке лингвистики, теории и истории культуры, этнографии, страноведения, психологии и других гуманитарных дисциплин.

Содержание

1. Введение Стр. 3
2. Речевой этикет 4
2. 1. Признаки речевого этикета 4
2. 2. Техника реализации этикетных форм 5
2. 3. Взаимодействие речевого и поведенческого этикета 7
2. 4. Речевые дистанции и табу 9
2. 5. Комплименты. Культура критики в речевом общении 10
2. 6. Невербальные средства общения 11
3. Заключение 14
4. Список использованных источников 15

Работа состоит из  1 файл

Реферат по русскому.docx

— 38.96 Кб (Скачать документ)
 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Русский язык и культура речи»

на тему: «Речевой этикет» 
 
 
 
 
 
 

Выполнил

Ст.-гр. Б01-191-2:            Иванов И.И. 

Принял:          Петров П.П 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

               Ижевск 2011

               СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение           Стр. 3

2. Речевой этикет                   4

     2. 1. Признаки речевого этикета               4

     2. 2. Техника реализации этикетных форм               5

     2. 3. Взаимодействие речевого и поведенческого этикета            7

     2. 4. Речевые дистанции и табу                9

     2. 5. Комплименты. Культура критики в речевом общении          10

     2. 6. Невербальные средства общения             11

3. Заключение                  14

4. Список использованных  источников              15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. ВВЕДЕНИЕ

     Речевой этикет, принятая в данной культуре совокупность требований к форме, содержанию, порядку, характеру и ситуативной уместности высказываний. Известный исследователь речевого этикета Н.И. Формановская дает такое определение: «Под речевым этикетом понимаются регулирующие правила речевого поведения, система национально специфичных стереотипных, устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контакта собеседников, поддержания и прерывания контакта в избранной тональности». К речевому этикету, в частности, относятся слова и выражения, употребляемые людьми для прощания, просьбы, извинения, принятые в различных ситуациях формы обращения, интонационные особенности, характеризующие вежливую речь и т.д. Изучение речевого этикета занимает особое положение на стыке лингвистики, теории и истории культуры, этнографии, страноведения, психологии и других гуманитарных дисциплин. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ

     1. Признаки речевого этикета

     Широкое понятие культуры непременно включает в себя то, что называют культурой  общения, культурой речевого поведения. Чтобы овладеть ею, важно понимать сущность речевого этикета. Этикет –  это «установленный порядок форм обхождения» (С. И. Ожегов).

     При общении люди передают друг другу  ту или иную информацию, те или иные мысли, что-то сообщают, к чему-то побуждают, о чем-то спрашивают, совершают определенные речевые действия. Однако прежде чем  перейти к обмену информации,  необходимо вступить в речевой контакт, а это совершается по определенным правилам. Мы их почти не замечаем, поскольку  они привычны. Заметным становиться  как раз нарушение неписаных  правил: продавец обратился к покупателю на «ты», знакомый не поздоровался при  встречи, кого-то не поблагодарили за услугу, не извинились за проступок. Как  правило, такое не исполнение норм речевого поведения оборачивается обидой, а то и ссорой, конфликтом в коллективе. Поэтому важно обратить внимание на правила вступления в речевой  контакт, поддержание такого контакта – ведь без этого деловые отношения  невозможны.

     Почему  же выражения речевого этикета обладают «волшебной силой», почему их правильное применение приносит людям удовлетворение, а не исполнение в нужной ситуации приводит к обиде? Выделяются несколько  сущностных признаков речевого этикета, объясняющих его социальную остроту.

     Первый  признак связан с неписаным требованием  общества к употреблению знаков этикета. Хочешь быть «своим» в данной группе – большой или малой, национальной, социальной – исполняй соответствующие  ритуалы поведения и общения.

     Второй  признак связан с тем, что использование  знаков этикета воспринимается адресатом  как социальное «поглаживание». Объясним это на примере из области биологии. В одном из экспериментов ученые хотели выяснить, являются ли в животном сообществе прикосновения, вылизывания, выискивания и т. п. лишь гигиенической  необходимостью или это «социальная» потребность животных в контактах. Были взяты две группы крысят, одну из которых сотрудники лаборатории постоянно поглаживали. Эти крысята выросли более умными, крупными, устойчивыми к заболеваниям животными, чем те, которых не гладили, не ласкали. Исследователи сделали вывод, что потребность в прикосновении, в ласке у животных столь же значима, как и другие жизненно важные потребности. Еще более развита эта потребность у человека. Психологи, педагоги знают, как важно одобрить, вовремя погладить ребенка, да и взрослого! Над этим задумались языковеды и обнаружили, что язык откликнулся на такую потребность и создал систему словесных «поглаживаний» - речевой этикет: здравствуйте – будьте здоровы; благодарю – благо дарю; спасибо – спаси вас Бог за доброе слово и т. д.

     Третий  признак касается самой структуры  высказываний, в которых открытыми  оказываются «я» и «ты»: я благодарю Вас; извините меня и т. п.

     Четвертый признак связан с категорией вежливости. Вежливость нужно выражать, демонстрировать  при общении.

     Пятый признак связан с тем, что речевой  этикет – важный элемент культуры народа, продукт культурной деятельности.

     2. Техника реализации этикетных  форм

     Любой акт общения имеет начало, основную часть и заключительную. Если адресат  незнаком субъекту речи, то общение  начинается со знакомства. При этом оно может происходить непосредственно  и опосредованно. Конечно, желательно, чтобы вас кто-то представил, но бывают случаи, когда это необходимо делать самому.

     Этикет  предлагает несколько возможных  формул:

     - Разрешите с вами познакомиться. 

     - Я хотел бы с вами познакомиться. 

     - Давайте познакомимся.

     - Будем знакомы. 

     При обращении в учреждение по телефону или лично возникает необходимость  представиться:

     - Позвольте (разрешите) представиться. 

     - Моя фамилия Сергеев. 

     - Меня зовут Валерий Павлович.  

     Официальные и неофициальные встречи знакомых и незнакомых людей начинаются с  приветствия.

     Официальные формулы приветствия:

     - Здравствуйте!

     - Добрый день!

     Неофициальные формулы приветствия:

     - Привет!

     - Здравствуй!

     Начальным формулам общения противостоят формулы, используемые в конце общения, они  выражают пожелание: Всего доброго (хорошего)! или надежду на новую  встречу: До завтра. До вечера. До свидания.

     В ходе общения при наличии повода люди делают приглашения и высказывают  поздравления.

     Приглашение:

     - Позвольте (разрешите) пригласить  вас… 

     - Приходите на праздник (юбилей, встречу).

     - Будем рады видеть вас. 

     Поздравление:

     - Разрешите поздравить вас с… 

     - Примите мои искренние (сердечные,  горячие) поздравления… 

     - Горячо поздравляю… 

     Выражение просьбы должно быть вежливым, деликатным, но без излишнего заискивания:

     - Сделайте одолжение… 

     - Если вам не трудно (если вас  это не затруднит)… 

     - Будьте любезны… 

     - Не могу ли попросить вас… 

     - Очень вас прошу… 

     Советы  и предложения не стоит высказывать  в категоричной форме. Желательно формулировать  совет в виде деликатной рекомендации, сообщения о некоторых важных для собеседника обстоятельствах:

     - Разрешите порекомендовать вам… 

     - Позвольте обратить ваше внимание  на… 

     - Я бы предложил вам… 

     Формулировка  отказа в выполнении просьбы может  быть следующей:

     - (Я) не могу (не в силах, не  в состоянии) помочь (разрешить,  оказать содействие).

     - В настоящее время это (сделать)  невозможно.

     - Поймите, сейчас не время обращаться  с такой просьбой.

     - Простите, но мы (я) не можем  выполнить вашу просьбу. 

     - Я вынужден отказать (запретить,  не разрешить).

     3. Взаимодействие речевого и поведенческого этикета

     Этикет  тесно связан с этикой. Этика предписывает правила нравственного поведения (включая общение), этикет предполагает определенные манеры поведения и  требует использования внешних, выраженных в конкретных речевых  действиях формул вежливости.

     Соблюдение  требований этикета при нарушении  этических норм является лицемерием и обманом окружающих. С другой стороны, вполне этичное поведение, не сопровождающееся соблюдением норм этикета, неизбежно произведет неприятное впечатление и вызовет у людей  сомнения в нравственных качествах  личности.

     В устном общении необходимо соблюдать  ряд этических и этикетных  норм, тесно связанных друг с другом.

     Во-первых, надо уважительно и доброжелательно  относиться к собеседнику. Запрещается  наносить собеседнику своей речью  обиду, оскорбление, выражать пренебрежение. Следует избегать прямых отрицательных  оценок личности партнера по общению, оценивать можно лишь конкретные действия, соблюдая при этом необходимый  такт. Грубые слова, развязная форма  речи, высокомерный тон недопустимы  в интеллигентом общении. Да и  с практической стороны подобные черты речевого поведения неуместны, т.к. никогда не способствуют достижению желаемого результата в общении.

     Вежливость  в общении предполагает понимание  ситуации, учет возраста, пола, служебного и общественного положения партнера по общению. Эти факторы определяют степень официальности общения, выбор этикетных формул, круг подходящих для обсуждения тем.

     Во-вторых, говорящему предписывается быть скромным в самооценках, не навязывать собственных  мнений, избегать излишней категоричности в речи.

     Более того, необходимо поставить в центр  внимания партнера по общению, проявлять  интерес к его личности, мнению, учитывать его заинтересованность в той или иной теме.

     Необходимо  также принимать во внимание возможности  слушателя воспринимать смысл ваших  высказываний, желательно давать ему  время передохнуть, сосредоточиться. Ради этого стоит избегать слишком длинных предложений, полезно делать небольшие паузы, использовать речевые формулы поддержания контакта: вы, конечно, знаете…; вам, вероятно, интересно будет узнать…; как видите…; обратите внимание…; следует заметить… и т.п.

     Нормы общения определяют и поведение  слушающего.

     Во-первых, необходимо отложить другие дела, чтобы  выслушать человека. Это правило  является особенно важным для тех  специалистов, работа которых заключается  в обслуживании клиентов.

       Слушая, надо уважительно и терпеливо  относиться к говорящему, стараться  выслушать все внимательно и  до конца. В случае сильной  занятости допустимо попросить  подождать или перенести разговор  на другое время. В официальном  общении совершенно недопустимо  перебивать собеседника, вставлять  различные замечания, тем более  такие, которые резко характеризуют  предложения и просьбы собеседника.  Как и говорящий, слушающий  ставит в центр внимания своего  собеседника, подчеркивает свою  заинтересованность в общении  с ним. Следует также уметь  вовремя высказать согласие или  несогласие, ответить на вопрос, задать свой вопрос.

Информация о работе Речевой этикет