Речевой этикет

Автор работы: s***************@gmail.com, 28 Ноября 2011 в 18:14, реферат

Описание

Речевой этикет, принятая в данной культуре совокупность требований к форме, содержанию, порядку, характеру и ситуативной уместности высказываний. Известный исследователь речевого этикета Н.И. Формановская дает такое определение: «Под речевым этикетом понимаются регулирующие правила речевого поведения, система национально специфичных стереотипных, устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контакта собеседников, поддержания и прерывания контакта в избранной тональности». К речевому этикету, в частности, относятся слова и выражения, употребляемые людьми для прощания, просьбы, извинения, принятые в различных ситуациях формы обращения, интонационные особенности, характеризующие вежливую речь и т.д. Изучение речевого этикета занимает особое положение на стыке лингвистики, теории и истории культуры, этнографии, страноведения, психологии и других гуманитарных дисциплин.

Содержание

1. Введение Стр. 3
2. Речевой этикет 4
2. 1. Признаки речевого этикета 4
2. 2. Техника реализации этикетных форм 5
2. 3. Взаимодействие речевого и поведенческого этикета 7
2. 4. Речевые дистанции и табу 9
2. 5. Комплименты. Культура критики в речевом общении 10
2. 6. Невербальные средства общения 11
3. Заключение 14
4. Список использованных источников 15

Работа состоит из  1 файл

Реферат по русскому.docx

— 38.96 Кб (Скачать документ)

     Нормы этики и этикета касаются и  письменной речи.

     Важным  вопросом этикета делового письма является выбор обращения. Для стандартных  писем по формальным или незначительным поводам подходит обращение "Уважаемый  г-н Петров!" Для письма к вышестоящему руководителю, письма-приглашения или  любого другого письма по важному  вопросу желательно использовать слово  многоуважаемый и называть адресата по имени и отчеству.

       В деловых документах необходимо  умело использовать возможности  грамматической системы русского  языка.

     Так, например, действительный залог глагола  используется, когда необходимо указать  действующее лицо. Страдательный  залог стоит употреблять тогда, когда факт совершения действия важнее, чем упоминание лиц, совершивших  действие.

     Совершенный вид глагола подчеркивает законченность  действия, а несовершенный указывает  на то, что действие находится в  процессе развития.

     В деловой переписке имеет место  тенденция избегать местоимения "я". Первое лицо выражается окончанием глагола. 
 

     4. Речевые дистанции и табу

     Дистанция в речевом общении определяется возрастом и социальным положением. Она выражается в речи употреблением  местоимений ты и Вы. Речевой этикет определяет правила выбора одной  из этих форм.

     В целом выбор диктуется сложным  сочетанием внешних обстоятельств  общения и индивидуальных реакций  собеседников:

    • степенью знакомства партнеров (ты - знакомому, Вы - незнакомому);
    • официальностью обстановки общения (ты - неофициальное, Вы - официальное);
    • характером взаимоотношений (ты - дружеское, "теплое", Вы - подчеркнуто вежливое или натянутое, отчужденное, "холодное");
    • равенством или неравенством ролевых отношений (по возрасту, положению: ты - равному и нижестоящему, Вы - равному и вышестоящему).
 

     Выбор одной из форм обращения зависит  не только от формального положения  и возраста, но и характера отношений  собеседников, их настроенности на определенную степень формальности разговора, языкового вкуса и  привычек.

           Таким образом, выявляется ты  родственное, дружеское, неформальное, интимное, доверительное, фамильярное;  Вы - вежливое, уважительное, официальное,  отчужденное.

           В зависимости от формы обращения  на ты или Вы находятся грамматические  формы глаголов, а также речевые  формулы приветствия, прощания, поздравления, выражения благодарности.

           Табу - это запрет на употребление  определенных слов, обусловленный  историческими, культурными, этическими, социально-политическими или эмоциональными  факторами.

           Социально-политические табу характерны  для речевой практики в обществах  с авторитарным режимом. Они  могут касаться наименования  некоторых организаций, упоминания  некоторых лиц, неугодных правящему  режиму (например, оппозиционных политиков,  писателей, ученых), отдельных явлений  общественной жизни, официально  признанных несуществующими в  данном обществе.

           Культурные и этические табу  существуют в любом обществе. Понятно, что запрещена к употреблению  матерная лексика, упоминание  некоторых физиологических явлений  и частей тела.

           Пренебрежение этическими речевыми  запретами является не только  грубым нарушением этикета, но  и нарушением закона.

           Оскорбление, то есть унижение  чести и достоинства другого  лица, выраженное в неприличной  форме, рассматривается уголовным  законом как преступление (статья 130 УК РФ).

     5. Комплименты. Культура критики в речевом общении

     Немаловажным  достоинством человека в общении  является умение делать красивые и  уместные комплименты. Тактично и вовремя  сказанный, комплимент поднимает настроение у адресата, настраивает его на положительное отношение к собеседнику, к его предложениям, к общему делу.

     Комплимент  говорится в начале разговора, при  встрече, знакомстве, расставании или  во время беседы. Комплимент всегда приятен. Опасен только неискренний  или чрезмерно восторженный комплимент.

     Комплимент  может относиться к внешнему виду, отличным профессиональным способностям, высокой нравственности, умению общаться, содержать общую положительную  оценку:

     - Вы хорошо (отлично, прекрасно,  превосходно, великолепно) выглядите. 

     - Вы так (очень) обаятельны (умны, находчивы, рассудительны, практичны).

     - Вы хороший (отличный, прекрасный, превосходный) специалист (экономист,  менеджер, предприниматель).

     - Вы хорошо (отлично, прекрасно,  превосходно) ведете (свое) хозяйство  (дело, торговлю, строительство).

     - Вы умеете хорошо (прекрасно) руководить (управлять) людьми, организовывать  их.

     - С вами приятно (хорошо, отлично)  иметь дело (работать, сотрудничать).

     Культура  критики нужна для того, чтобы  критические высказывания не испортили  отношений с собеседником и позволили  бы разъяснить ему его ошибку.

     Для этого следует критиковать не личность и качества собеседника, а  конкретные ошибки в его работе, недостатки его предложений, неточность выводов.

     Для того чтобы критика не затрагивала  чувства собеседника, желательно формулировать  замечания в виде рассуждений, привлечения  внимания к расхождению между  задачами работы и полученными результатами. Полезно строить критическое  обсуждение работы как совместный поиск  решения сложных проблем.

     Критика доводов оппонента в споре  должна представлять собой сопоставление  этих доводов с не вызывающими  у собеседника сомнений общими положениями, достоверными фактами, экспериментально проверенными выводами, надежными статистическими  данными.

     Критика высказываний оппонента не должна касаться его личных качеств, способностей, характера.

     Критика совместной работы одним из ее участников должна содержать конструктивные предложения, критика этой же работы посторонним  человеком может быть сведена  к указанию недостатков, поскольку  выработка решений - дело специалистов, а оценка положения дел, эффективности  работы организации - право любого гражданина.

     6. Невербальные средства общения

     Разговаривая  друг с другом, люди для передачи своих мыслей, настроений, желаний  наряду со словесной речью используют жесты и мимику.

     Язык  мимики и жестов позволяет говорящему полнее выразить свои чувства, показывает, насколько участники диалога  владеют собой, как они в действительности относятся друг к другу. Главным  показателем чувств говорящего является выражение его лица, его мимика.

     В "Частной риторике" профессора Н. Кошанского (СПб., 1840) говорится: "Нигде  столько не отражаются чувства души, как в чертах лица и взорах, благороднейшей части нашего тела. Никакая наука  не дает огням очам и живого румянца  ланитам, если холодная душа дремлет  в ораторе… Телодвижения оратора  всегда бывают в тайном согласии с  чувством души, со стремлением воли, с выражением голоса".

     Мимика  позволяет нам лучше понять собеседника, разобраться, какие чувства он испытывает. Так, поднятые брови, широко раскрытые  глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот свидетельствуют  об удивлении; опущенные вниз брови, изогнутые на лбу морщины, прищуренные  глаза, сомкнутые губы, сжатые зубы выражают гнев.

     Печаль  отражают сведенные брови, потухшие глаза, слегка опущенные уголки губ, а счастье - спокойные глаза, приподнятые  внешние уголки губ.

     В связи с этим рекомендуется изучать  свое лицо, знать, что происходит с  ним во время разговора, следить, как изменяется мимика и передает ли она соответствующую эмоцию.

     О многом может сказать и жестикуляция. Языку учат с детства, а жесты  усваиваются естественным путем, и  хотя никто предварительно не объясняет  их значение, говорящие правильно  понимают и используют их. Это объясняется  тем, что жест используется чаще всего  не сам по себе, а сопровождает слово, служит для него своеобразным подспорьем, а иногда уточняет его.

     В русском языке существует немало устойчивых выражений, возникших на базе свободных словосочетаний, называющих тот или иной жест. Став фразеологизмами, они выражают состояние человека, например, опустить голову, вертеть  головой, поднять голову, покачать головой, рука не поднимается, развести руки, опустить руки, махнуть рукой, приложить руку, протянуть руку, положа руку на сердце, погрозить пальцем.

     Не  случайно, что в различных риториках, начиная с античных времен, выделялись специальные главы, посвященные  жестам. Теоретики ораторского искусства  в своих статьях и книгах о  лекторском мастерстве обращали особое внимание на жестикуляцию. Так, А.Ф. Кони в "Советах лекторам" пишет: "Жесты  оживляют речь, но ими следует пользоваться осторожно. Выразительный жест (поднятая рука, сжатый кулак, резкое и быстрое  движение и т.п.) должен соответствовать  смыслу и значению данной фразы или  отдельного слова (здесь жест действует  заодно с тоном, удваивая силу речи). Слишком частые, однообразные, суетливые, резкие движения рук неприятны, приедаются, надоедают и раздражают".

     Механические  жесты отвлекают внимание слушателя  от содержания речи, мешают ее восприятию. Нередко они бывают результатом  волнения говорящего, свидетельствуют  о его неуверенности в себе.

     Жесты, имеющие какое-либо полезное значение для общения, подразделяются на ритмические, эмоциональные, указательные, изобразительные  и символические.

     Ритмические жесты связаны с ритмикой речи, они подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи, место  пауз, т.е. то, что в самой речи передает интонация.

     Эмоциональные жесты передают разнообразные оттенки  чувств, например волнение, радость, огорчение, досаду, растерянность, замешательство.

     Указательные  жесты требуются для выделения  одного предмета из ряда однородных, обозначения  места, где находится предмет, указания на порядок следования предметов. Указательный жест рекомендуется использовать в очень редких случаях, когда в этом есть настоятельная необходимость.

     Изобразительные жесты появляются в следующих  случаях:

    • если не хватает слов, чтобы полностью передать представление;
    • если самих слов недостаточно по причине повышенной эмоциональности говорящего, нервозности, несобранности, неуверенности;
    • если необходимо усилить впечатление и воздействовать дополнительно на слушателя.

     Изобразительные жесты используются как наглядное  средство передачи мысли, они не должны подменять собой словесную речь.

     Символические жесты условно обозначают некоторые  типичные ситуации и сопровождают соответствующие  высказывания:

    1. жест категоричности (сабельная отмашка кистью правой руки) сопровождает слова: Никогда не соглашусь. Это совершенно ясно. Никто не знал;
    2. жест интенсивности (рука сжимается в кулак) при словах: Он очень упорный. Какая она упрямая;
    3. жест отказа, отрицания (отталкивающие движения рукой или двумя руками ладонями вперед) вместе с высказываниями: Не надо, не надо, прошу вас. Нет, нет;
    4. жест противопоставления (кисть руки исполняет в воздухе движения "там" и "здесь") вместе со словами: Нечего туда - сюда ходить. Одно окно на север, другое на юг;
    5. жест разъединения, расподобления (ладони раскрываются, раздвигаются в разные стороны): Это надо различать. Это совершенно разные вещи. Они разошлись;
    6. жест объединения, сложения, суммы (пальцы соединяются в щепоть или соединяются ладони рук): Они хорошо сработались. Они очень подходят друг другу. А если это вместе положить. Давайте соединим усилия.
 
 

Информация о работе Речевой этикет