Специфические признаки метафорической художественной картины мира А. и Б. Стругацких на материале романа «Трудно быть богом»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 18:22, реферат

Описание

Цель исследования — выявление специфических признаков метафорической художественной картины мира А. и Б. Стругацких на материале романа «Трудно быть богом». Инструментом изучения фрагментов художественной и наивной картин мира в их соотнесении является текстовое метафорическое поле и семантическое поле как языковая парадигма.

Работа состоит из  1 файл

чья то работа Office Word (2).docx

— 336.74 Кб (Скачать документ)

2) продукт творческой деятельности человека, не содержащий ничего нового, ничем не выделяющийся, плохо сделанный, и в силу всего этого не вызывающий интереса. Серый выражает здесь не просто характеристику, а антиэталон и употребляется по отношению к артефактам, которым должны быть свойственны своеобразие, яркость, богатство содержания в обязательном порядке. Прослеживается связь с КО «человек», «серая» вещь говорит об ее создателе. Вместе с тем ограничение на сочетаемость говорит о небольшой актуальности этого смела в отношении КО «артефакт»;

3) серым можно назвать какой-нибудь отрезок времени или какое-нибудь место (либо и то, и другое одновременно) и образ жизни, если события и поступки человека повторяются изо дня в день, при этом они лишены яркости, своеобразия, все остается неизменным (серый день, серая жизнь). Для такого образа жизни языковым сознанием отмечается также трудность выхода из него, губительное воздействие на новое, своеобразное, попадающее в сферу такого образа жизни. Эта КО обнаруживает тенденцию к дальнейшему расширению.

1.6. Концептуальный  смысл «Малокультурность, необразованность» 

Этот смысл отражен  в MAC в толковании соответствующего лексико-семантического варианта как  «необразованный, малокультурный».

В языке он репрезентируется группой слов (словари синонимов): необразованный, малообразованный, неученый, непросвещенный, невежественный, темный, серый с пометой «разг.».

В словаре синонимов содержится комментарий: «Слова невежественный, а особенно темный и серый содержат неодобрительную оценку и имеют усилительное значение: совершенно необразованный, не обладающий самыми необходимыми знаниями».

За отправную точку  возьмем КП, отраженные в словаре  синонимов: «не имеющий образования», «неодобрительная оценка», «интенсивность оценки». А также признак, отраженный в MAC: «плохо владеющий производственными, общественными и духовными достижениями людей» (малокультурный).

Проанализируем материалы  РАС, относящиеся к данному смыслу.

Реакции, синонимичные ключевому  слову, — «тьма», «темнота».

Можно выделить реакции, общие  со смыслом «Заурядный»: «заготовка», «неинтересный», «очевидная», «неприкрытая». Соответственно, можно выделить концептуальные признаки «несовершенство», «не вызывающий интереса», «легкость распознавания». Это обусловлено, во-первых, пересечением концептуальных областей — смысл  «Необразованный, малокультурный»  в этом отношении уже; во-вторых, близостью словарных дефиниций  ключевых слов, одно очень тесно  связано с другим; в-третьих, сюда же можно привлечь данные дневникового дискурса Корнея Чуковского, в котором  необразованность, бескультурье и неоригинальность, посредственность соотносятся напрямую, что свидетельствует о возможности  и органичности такого соотнесения (дневниковый дискурс описан в  в [Трипольская 1999]).

Реакция «непроходимая», на наш взгляд, позволяет говорить о  признаках «безнадежный, не поддающийся  воздействию». MAC: Непроходимый — 2. перен. полный, совершенный (в каком-нибудь отрицательном смысле); Непробиваемый  — 2. перен. безнадежный (во 2 знач.), полный, непроходимый (во 2 знач.); Непрошибаемый — не поддающийся воздействию, уговорам, просьбам, непробиваемый (во 2 знач.).

КП «отклонение от нормы  в худшую сторону, более низкий уровень  развития в сравнении с другими  — реакция „отсталость“».

КП «умственная ограниченность, неспособность к получению образования» — реакции «тупость», «незнание», «необразованный (-ая)», «глупая», «глупость», а также «деревня» в значении «деревенщина».

КП «провинциальность, удаленность  от источников культуры и образования»: «деревенская», «деревня». Здесь можно  привлечь и данные Словаря тюремно-лагерно-блатного жаргона: серые кобылки (во втором значении) — рабочие, крестьяне (+ наведение семы «тяжелый физический труд»); серяк (в третьем значении) — деревенский житель; серячка — деревенская девушка, молодая женщина.

КП «чрезмерно уверенный  в себе, не испытывающий сомнений»  — для того, чтобы испытывать сомнения, нужно думать, «пренебрегающий  другими»: «заносчивый».

КП «грубость», «губительное воздействие» (связан с предыдущим КП): «ненависть», «зла», «грубость». Пример из кинофильма, иллюстрирующий этот признак: «Моего отца арестовали серые люди, моего отца расстреляли серые люди, серые люди погубили мою профессию». Возможно, в данном контексте реализуется и признак «наделенный властью, агрессивный».

Весьма нетипичная реакция «жадный», на наш взгляд, говорит не столько о жадности, сколько о низких нравственных качествах вообще, поскольку жадность изначальна и проста, а щедрость (антипод жадности) культивируется воспитанием и образованием, это признак культуры человека. Таким образом, эта реакция отражает КП «низкие нравственные качества» и вписывается в концептуальную область «малокультурный человек».

Итак, концептуальная область  смысла «малокультурность, необразованность»: «о человеке, его ментальной и духовной сфере». Для того чтобы назвать  человека серым, он должен быть: совершенно не имеющим образования (имеющим  плохое образование); плохо владеющим  производственными, общественными, духовными  достижениями людей или не принимающим  их; обладающим низкими нравственными  качествами. Такой человек оценивается  негативно, причем здесь есть элементы рациональной оценки, обосновывающие неодобрение: «несовершенный», «отклонение  от нормы в худшую сторону», «более низкий уровень развития по сравнению  с другими людьми». Причинами  «серости» могут быть: умственная ограниченность (т. е. неспособность к получению образования и усвоению культуры), провинциальность, то есть удаленность от источников образования и культуры. Следствиями «серости» могут быть: чрезмерная уверенность в себе, отсутствие сомнений, раздумий, пренебрежение к другим, грубость, неделикатность, а также отсутствие интереса к такому человеку со стороны других. Поступки и мотивы такого человека легко объяснимы. Для этого смысла так же, как и для смысла «Заурядный» актуальны когнитивные признаки «трудность выхода из этого состояния», «легкость распознавания необразованности и некультурности», «несовершенство и возможность исправления».

1.7. Периферийные  смыслы в концептуальном содержании, вербализованном лексемой серый

На периферии концепта находятся имплицитные смыслы, которые  слабо представлены в лексической  системе языка и не дифференцированы (или слабо дифференцированы) в  отношении своей структуры. Эти  смыслы выделяются главным образом  по материалам РАС. З. Д. Попова и И. А. Стернин называют периферию концепта интерпретационной частью и определяют ее так: «Интерпретационная часть концепта представляет собой совокупность слабо  структурированных предикаций, отражающих интерпретацию отдельных КП и  их сочетаний в виде утверждений, установок сознания, вытекающих в  данной культуре из содержания концепта» [Попова, Стернин 2001: 6064].

Концептуальный  смысл «Непонятный, подозрительный, скрытый»

Материалы РАС, вербализующие  этот признак: мутная, муть, непроницаемый (MAC: «недоступный пониманию, скрытый»), неизвестный, неопределенный, непонятный, мутный.

Пословицы из толкового словаря  В. И. Даля: говорит красно, а выходит серо (мутно, непонятно); есть в нем серой шерсти клок (подозрительный).

Словарь тюремно-лагерно-блатного жаргона: серый (во втором значении) — Подозрительный, не вызывающий доверия человек.

Словарь русской политической метафоры: Коричневые? Красные? Серые! (заголовок в газете).

КП «Скрытый»: серый кардинал (см. 1.1.5 второй главы), серый товар (нелегальный, ввезенный тайно).

Концептуальный  смысл «Бедный, простой, безответный»

Языковой материал, позволяющий  выделить этот КС:

РАС: бедность, грязь, нищета, бедность, деревенская, деревня, простота, убогость (убогий «1. пер. крайне бедный, 2. жалкий на вид»).

Словарь тюремно-лагерно-блатного жаргона: серый 1. Человек, впервые осужденный к лишению свободы («молодость, неопытность»), серяк 2. Молодой заключенный, серячка — деревенская девушка, молодая девушка, серячки — воспитанники ВТК для несовершеннолетних, серые кобылки — рабочие, крестьяне.

Словарь В. П. Жукова: вали на серого, серый все свезет (актуальный смысл, данный в словаре: «безответный, тот, кто не может ответить»).

Словарь В. И. Даля, пословицы: сермяжная посконщина дегтем подбита (крайняя бедность); у меня кафтан хоть сер («беден»), да я за пазухой смел, а у тебя кафтан синь, да люди говорят: его скинь (сер и синь — контекстуальные антонимы).

Концептуальная область: «человек». Система связей выглядит здесь следующим образом. Центральным  признаком выступает признак  «простой», актуальны здесь следующие  ЛСВ лексемы простой: «незамысловатый», «легко доступный пониманию», «самый обыкновенный, не выделяющийся среди других», «глуповатый, недалекий». Этот признак в свою очередь связан со смыслом «Заурядный» через признак «не выделяющийся среди других». От признака «простой» идут цепочки признаков: «бедность» — ведет к однообразию, простоте, незамысловатости бытовых и социальных условий, с бедностью напрямую связана «грязь» и здесь же признак «деревенский», но не в смысле «провинциальный, удаленный от центров культуры и образования», само пространство деревни в языковом сознании традиционно, а в последнее время особенно связывается с бедностью и грязью, это содержание может осложняться признаком «тяжелый физический труд». Следующая цепочка признаков: с признаком «простой» связан признак «молодой, неопытный» через ЛСВ лексемы «глуповатый, недалекий» и «незамысловатый», с этим признаком опосредованно связан признак «безответный», хотя этот признак может быть связан и с признаком «бедность» (бесправие бедного человека).

Смысл «Бедный, простой, безответный» представляет собой комплекс смыслов  и может быть поставлен вопрос, насколько правомерно их объединение  в одном. Во-первых, эти смыслы, как  мы показали, тесно связаны, а во-вторых, слабо дифференцированы, и если бы они были более разработаны, то вполне возможным было бы разделить их, возможно, в дальнейшем развитии этого  концептуального содержания и произойдет их разделение, но на данный момент рассматривать  их следует как одно целое.

Концептуальный  смысл «Болезнь, страдание»

О наличии подобных периферийных смыслов свидетельствуют реакции  из РАС: больница, болезнь, неизлечима, страдание, мучение, горе, кровать, мокрота, не хочу, поганка.

Нужно сказать, что этот смысл, как нам кажется, связан с предыдущим причинно-следственными отношениями  — бедность, однообразие бытовых  и социальных условий, грязь —  все это может привести к появлению  и способствовать развитию болезни. Поэтому некоторые реакции, эксплицирующие КС «Бедный, простой, безответный», могут  быть включены и сюда. Нужно упомянуть  и то, что серый цвет лица может  служить признаком болезни или  перенесенного страдания.

Здесь необходимо заметить также, что в словарных статьях  РАС содержится немало оценочной  лексики, причем только негативной. Концептуальный смысл «Болезнь, страдание» конкретизирует эту оценку и воплощает ее в  себе. Отметим, что именно этот смысл  коррелирует с текстовым индивидуально-авторским  концептом Стругацких.

Выбор концептов в нашем  исследовании обусловлен спецификой художественной картины мира в произведении А. и  Б. Стругацких, в которой ключевыми  концептами являются оппозиционные  концепты «Серость», который мы описали  выше, и «Бог», о котором речь пойдет ниже. Концепт «Бог» — один из самых значимых, ключевых концептов  русской культуры, а значит, он чрезвычайно  сложен, содержит множество слоев  и признаков, содержание этого концепта весьма различно в разных картинах мира: религиозной, атеистической, воинственно-атеистической, наивной, научной. Отметим недостаточную  разработанность этой проблемы. Отдельными исследователями предприняты попытки  реконструкции концепта. Е. В. Сергеева [Сергеева 2002] моделирует концепт «Бог»  в религиозно-философском дискурсе школы всеединства, сравнивая его  с ортодоксальным, богословским, Л. Г. Гынгазова [Гынгазова 2005] исследует  концепт в дискурсе диалектоносителя, а Н. О. Козина рассматривает концепт  «Грех» [Козина], Ю. Н. Михайлова, Е. Ю. Булыгина, Т. А. Трипольская исследуют лексикографическое представление религиозной лексики [Михайлова 2003, 2004; Булыгина, Трипольская 2007], изучается концепт «Бог» и  в сравнительном аспекте [Алексеева 2001, Короленко 2004]. В монографии Ю.С.Степанова [Степанов 1997] рассматриваются такие  концепты, как «грех», «душа» и под.

Думается, можно выделить несколько составляющих, точнее несколько  моделей, разновидностей этого концепта: богословский концепт бога, концепт  религиозно-философский, концепт в  наивной картине мира и др. Мы рассмотрим наивную картину мира, учитывая данные работ, посвященных  воплощению концепта «Бог» в других моделях мира, поскольку именно на основе наивной картины мира, с  одной стороны, формируется ХКМ  А. и Б. Стругацких, а с другой —  считывается смысл текста читателем.

§ 2. Концепт «Бог» как один из ключевых концептов русской наивной картины мира

Поскольку в концептуальной структуре текста концепт «Бог»  играет существенную роль, целесообразно  обратиться к одноименному концепту в наивной картине мира.

2.1. Истоки концепта  и его экспликаторы 

Истоки основополагающего  концепта «Бог» можно установить с помощью этимологического анализа  этого слова: по этимологическому словарю  М. Фасмера слово бог родственно др. — инд. bhagas «одаряющий, господин, эпитет Савитара и второго из Адитья», др. — перс. baga-, авест. bа?а «господь», «бог» от др. — инд. bhajati, bhajate «наделяет, делит», авест. ba?saiti «участвует», греч. φαγεῖν

«есть, пожирать». Первонач. «наделяющий», ср. др. — инд. bhagas «достояние, счастье», авест. ba?a, baga «доля, участь» [Фасмер I, 181]. То есть первоначально Бог — это тот, кто наделяет, одаривает. Общеславянское bogъ ближе всего к соответствующим древнеиранским и древнеиндийским образованиям со значениями судьба, господин и благосостояние, счастье, наделяющий, дарующий, блаженный, великий. Возможно, такие номинации Божества как Промыслитель, Господь, Благой, Всемогущий восходят именно к перечисленным значениям.

Поле концепта Бог состоит  из нескольких слов-экспликаторов. Элементы концепта как бы рассеяны по нескольким словам [Степанов 1997: 144].

Экспликаторами концепта «Бог», по разным источникам, являются следующие слова: Бог, Господь, Всевышний, Вседержитель, Творец, Всемогущий, Судия, Провидение, Святой, Сущий. Наиболее важны  экспликаторы по православному Символу  веры (Устюжная кормчая XIII в.): Бог, Отец, Вседержитель, Творец, Господь, Промыслитель, Благой, Вечный, Всеведущий [Сергеева 2002: 37–38]. При этом самые употребительные те, которые упоминались в советских толковых словарях: Господь, Творец, Создатель, Всевышний, Вседержитель, Всемогущий, абсолют [Сергеева 2002: 43].

2.2. Элементы религиозной  картины мира 

Описывая указанный концепт  в этом ракурсе, мы опираемся на исследования [Слободской 2006, Алексеева 2001]. Исторически  концепт формировался на основе Ветхого  и Нового Заветов. Оговоримся, что  мы рассматриваем концепт Бога в  христианской культуре. Это обусловлено  тем, что русская культура органична  связана с христианством и  православной его ветвью. Каждый носитель русской культуры, независимо от того, верит он в Бога или нет, таким  образом, является, осознанно или  неосознанно, носителем и православной культуры, то есть его представления  о Боге согласуются в большей  или меньшей мере с представлениями  православной картины мира.

Информация о работе Специфические признаки метафорической художественной картины мира А. и Б. Стругацких на материале романа «Трудно быть богом»